Урок русского языка в комбинированных по вертикали 5-6 классах по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Колтакова  Ирина Ивановна

Данный урок предназначен для использования на уроках русского языка в 5-6 классах  по программе  Т.А, Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russ._yaz._5-6.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в комбинированных по вертикали классах (5-6 классы)

Тема урока: Правописание гласных в корнях с чередованием.

                                                                            Колтакова Ирина Ивановна,

                                                                        учитель русского языка и

                                                 литературы

МОУ «Новопетровская СОШ»

                                                              Валуйского района

                                                                                 Белгородской области

Общедидактическая цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий учащихся.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности учащихся.

Образовательные аспекты урока:

  1. Создать на уроке условия для повторения изученного о правописании чередующихся гласных в корнях слов; познакомить с условиями выбора гласных О-А, Е-И в других корнях с чередованием; учить правильно обозначать орфограмму.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать; совершенствовать навык распознавания чередований различных типов.
  3. Вызвать интерес к урокам русского языка.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная, групповая.

Методы обучения: словесные(частично-поисковый, репродуктивный), практические.

Урок проводится на: творческом уровне.

Используемые технологии: проблемного, развивающего обучения, ИКТ.

Ход урока

1.Орг. момент:  /На доске девиз урока: «Всё в твоих руках!»

Ребята, сегодня у нас необычный урок: нас приглашает к себе в гости королева Орфография. Вместе с ней мы совершим путешествие по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»

- Вспомните, почему раздел называется «Морфемика»?

- Какие морфемы вы знаете?

- Назовите главную морфему слова.

- Что такое корень слова? (слайд)

- Замечательно о корне сказала М. А. Рыбникова: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл, то же, что зажечь внутри фонаря огонёк».

- Но мало найти корень слова, надо научиться его правильно писать. И в этом нам помогает?.. (орфография).

- Что означает слово «орфография»? (ответы учеников).

- А что будет, если обойтись без орфографии? Написал, как слышишь, и все должны понять, - ведь когда слушают, понимают.

- Но вот что однажды произошло в сказочном лесу…

/Ученик рассказывает сказку из книги «Секреты орфографии», с. 78-79/

Итак, вы убедились, что изучать орфографию необходимо, чтобы не попасть в затруднительные ситуации.

- Это в ваших руках! – таков девиз нашего урока.

2. Этап всесторонней проверки знаний:

1. Словарная работа

Прикосновение, положение, росток, касание, предлагать, выращенный, выросли, приросла, отрасль, подгореть, предложение, Ростов.

1_____2_____3_____4_____5_____6____7_____8_____9_____10____11___12

О         О         О         А         А         А        О         О         А          О        О        О

/взаимопроверка, выставление оценок/

  1. Подготовка к изучению нового материала:

- Ребята, какое фонетическое явление вы заметили в этих словах? (чередование)

- Можно ли корни этих слов проверить ударением?

- Знание законов чередования уберегает от ошибок. Его нельзя проверить: можно увидеть! Сегодня зоркость пригодится нам как никогда, потому что чередований в русском языке много. Чтобы не заблудится «в трёх соснах» во время нашего путешествия, мы должны «знать их в лицо».

/Формулировка темы и целей урока/.

  1. Формирование новых знаний:
  1. Работа в группах.

/Учитель раздаёт карточки с алгоритмом, учащиеся выясняют, какие чередования им известны, а какие нет/

  1. Реализация домашнего задания:

/Представители от каждой группы, учащиеся 6 класса, рассказывают о чередовании в корнях с использованием презентации/

1 группа- правописание гласных в корне в зависимости от положения буквы.

2 группа – правописание безударных гласных в корнях с чередованием ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР, КЛАН-КЛОН, ТВАР-ТВОР.

3 группа – правописание безударных гласных в корнях с чередованием МАК-МОК, РАВН-РОВН.

3. Сегодня вам предстоит ещё узнать, от чего зависит выбор гласной в корнях  с чередованием Е-И

4. Запись слов:

Блистает – блестит

Замирает – замерло

Запирать – запереть

-Выделите корни в словах. Как они произносятся? А как пишутся? Почему?

-Что повлияло на написание? /Сформулируйте правило/.

  1. Первичное закрепление полученных знаний.
  1. Орфографическая работа (2 слова вместе, остальные самостоятельно) + «Походный диктант» для слабоуспевающих.

1 ученик – тренажёр «Фраза»

Распол…жился на отдых, соб…раются друзья, разг…релся спор, вечерняя з…ря, прик…снуться к земле, ур…вняться в правах, слабый р…сток,  изл…жить требования,  Р…стислав живет в Р…стове, р…внина впереди, пром…чить ноги, выт…реть посуду, уп…раться ногами, вым…кнуть под дождем, обм…кнуть кисть в краску, выр…внять дорожки, ср..внить два числа, р..внение на середине, вым…кшая рожь.

Дополнительно:  морфемный разбор глаголов: расположился, собираются.  /взаимопроверка, самопроверка/

  1. Королева Орфография никогда не путает своих пажей. Она собирает слова с корнями в волшебные ларцы. Однажды слова рассыпались. Давайте поможем королеве распределить слова в зависимости от написания корневой гласной.

/Работа в группах. Игра «Не спутай кармашки»/

3. До чего хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту способность. Вот сейчас мы этим и займёмся.

Упражнение «Корректор» /с последующей взаимопроверкой/- работа в парах. + синтаксический разбор первого предложения.

(слайд с картинкой)

Догорала румяная зоря и на землю легли вечерние тени4. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.

- Во втором предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (сиянием).

6. Корректировка знаний.

Королева Орфография хочет проверить ваши знания. Она предлагает вам выполнить тест.

Учащиеся выполняют тест с последующей взаимопроверкой.

  1. Итоги урока:

- Итак, сегодня вы ещё раз убедились, как важно изучать орфографию, понимать лексическое значение корней. Это нелегко, но это в ваших руках. Под таким девизом прошёл наш сегодняшний урок. А теперь послушайте притчу.

/Учитель рассказывает притчу/

Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель всё знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошёл ученик в поле, поймал бабочку, зажал её между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришёл к учителю.

- Скажите, учитель, спросил он, - у меня между ладонями живая или мёртвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

- Всё в твоих руках!

- Ребята, как вы думаете, как поступил ученик?

- Он выпустил бабочку.

/Учитель разжимает ладони и бабочку на магните помещает на доске рядом с изучаемыми корнями/

- Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно. Это в ваших руках!

7. Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра на тему «Утренняя заря» (использовать слова с чередующейся корневой гласной)

- Поставьте на полях значок вашего эмоционального состояния.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".

Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс Название урока: «Лесная сказка».Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Букв...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Правописание гласных в корне слова"

Наглядность — один из основных педагогических принципов, согласно которому учебный материал лучше воспринимается учащимися на конкретных примерах. Применение различных средств нагл...

Тест по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием" (6 класс)

Данный тест проводится в 6 классе и является этапом контроля знаний по теме"Правописание гласных в корнях с чередованием"...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС                                           ...

Контрольная работа по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием" 5 класс

Контрольная работа по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием" 5 класс...

Самостоятельная работа по русскому языку в 5 кл. по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»

Самостоятельная работа по русскому языку в 5 кл. по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: " Правописание гласных в корнях с чередованием"

Тема: «Правописание гласных в корнях с чередованием»Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного методаВид урока: урок-практикумЦель урока: актуализир...