Рабочая программа коррекционных курсов "Читай и говори правильно" 6 класс
материал по литературе (6 класс)
Рабочая программа коррекционных курсов "Читай и говори правильно" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitay_i_govori_pravilno_6_klass.docx | 39.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская общеобразовательная
адаптивная школа – интернат »
(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)
__________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ
«Калачинская адаптивная
школа-интернат»
_________________ Козицкая Н.В.
(подпись) « » ___________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(коррекционные занятия в 6 классе)
«Читай и говори правильно»
Составители: учитель ____________________________________________
(подпись)
Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения
« » ___________ 2021 г., протокол № …
Руководитель методического объединения ФИО _______________________
(подпись)
Рабочая программа согласована на МС ________________________________
(подпись)
« »___________ 2021 г., протокол №…
Калачинск, 2021 г.
«Читай и говори правильно» 5 класс
- Пояснительная записка
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» в школьном компоненте содержит коррекционный курс «Читай и говори правильно».
Рабочая программа по данному коррекционному курсу предназначена для учащихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Актуальность - данная программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении АООП, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Цель: развивать общеинтеллектуальное развитие личности обучающихся на основе совместной с педагогом деятельности в процессе чтения.
Коррекционный курс «Читай и говори правильно» ставит следующие задачи:
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
- приобщать детей к проектной деятельности.
На занятиях «Читай и говори правильно» используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Исследовательский;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Самостоятельная работа;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметное занятие;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
- Групповая работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа коррекционного курса «Читай и говори правильно» включает следующие разделы:
- «Устное народное творчество»
- «Люблю природу русскую»
- «О далёком прошлом России»
- «Животные в нашем доме»
- «Будь человеком, человек!»
- «Они прославили Россию»
- «Смешное и весёлое»
- «Писатели мира - детям»
- Место учебного предмета в учебном плане
Коррекционный курс «Читай и говори правильно» является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного коррекционного курса в 6 классе отводится 1 час в неделю. Занятия проводятся в индивидуальных и подгрупповых формах.
- Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
- находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями;
- отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);
- читать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося);
- принимать участие в уроках внеклассного чтения
Достаточный уровень:
- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях по слогам;
- читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты - самостоятельно;
- выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;
- читать наизусть стихотворения;
Программа обеспечивает достижение базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия:
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
- оказывать помощь сверстникам и взрослым;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
2. Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
3. Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
4. Познавательные учебные действия
- уметь осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
- соблюдать при чтении паузы между предложениями;
- соблюдать при чтении интонационное оформление предложений(тон, громкость чтения, логические ударения);
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- уметь осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям)
- выделять главную мысль произведения;
- участвовать в беседе;
- делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
- выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
- заучивать стихотворение наизусть;
- читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеке.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов
по коррекционному курсу «Читай и говори правильно» уч-ся 6 класса за … полугодие
Фамилия имя уч-ся Предметные результаты | ||||
Средний бал | ||||
Тип оценки | ||||
Уровень |
- Содержание курса
Программа реализует обще интеллектуальное направление. Основной вид деятельности реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Связь программы позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению обучающимися базовыми учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Содержание занятий поможет школьнику общаться с книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Данная программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы школьника. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора обучающегося.. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Особенностью обучающихся с нарушением интеллекта, является быстрая утомляемость. В связи с этим на занятиях возникает необходимость использования стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли школьников, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
- Тематическое планирование
№ п/п | Наименования разделов. Темы занятии. | Основные виды деятельности обучающихся | Кол- во часов | Дата |
Устное народное творчество | 3 | |||
Русская народная сказка «По щучьему веленью» | 1 | |||
Русская народная сказка «Жадный вельможа» | Прослушивание аудиозаписи отрывков произведения и прочтение текста произведения. Нахождение непонятных, трудных слов и объяснение их (с помощью учителя). Работа над техникой чтения (правильность, осознанность, выразительность). Выделение главных героев, их характеристика. Беседа по содержанию и пересказ текста. Определение в сказке темы добра и зла. Соотнесение иллюстраций с текстом произведения. | 1 | ||
Русская народная сказка, про животных. | Прочтение текста произведения. Нахождение непонятных, трудных слов и объяснение их (с помощью учителя). Работа над техникой чтения (правильность, осознанность, выразительность). Выделение главных героев, их характеристика. Беседа по содержанию и пересказ текста. Определение в сказке темы добра и зла. Соотнесение иллюстраций с текстом произведения. | 1 | ||
Люблю природу русскую | 5 | |||
Стихотворения. С. Есенин. | 1 | |||
Стихотворения. Ф. Тютчев. | 1 | |||
Рассказы. М.М. Пришвин | 2 | |||
Рассказы. К. Паустовский. | 1 | |||
Животные в нашем доме | 6 | |||
Рассказы. Е. Чарушин | 2 | |||
Рассказы. Б. Жидков | 2 | |||
Рассказы. Н. Сладков | 2 | |||
3 четверть (40 часов) - 4 часа в неделю | ||||
«Будь человеком, человек!» | 5 | |||
Рассказы В. Осеева | 2 | |||
Рассказы М. И. Зощенко | 2 | |||
Стихотворения Э.Асадов | 1 | |||
Они прославили Россию | 4 | |||
Стихотворения К.Симонов | 1 | |||
Стихотворения М. Джалиль | 1 | |||
Стихотворения А.Твардовский | 1 | |||
Стихотворения М. Дудин | 1 | |||
Смешное и весёлое | 6 | |||
Рассказы А. Аверченко | 2 | |||
Рассказы Н. Носов | 2 | |||
Рассказы В. Драгунский | 2 | |||
Писатели мира - детям | 5 | |||
Р. Киплинг. | 2 | |||
Андерсен | 3 |
- Учебно-методическое обеспечение
Методическая литература:
- Волина В. В. «Игра – дело серьёзное», Санкт-Петербург, «Дидактика Плюс», 1999 г.
- Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты», Москва, «Новая школа», 1998 г.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа:http://www.standart.edu.ru
- Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru
- Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова: .http://www.zankov.ru.
- Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия
- Предметные картинки
- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений
- Слова для словарной работы
Технические средства обучения
- Ноутбук
- Принтер-ксерокс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» 0 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 0 класса (вариант 2) составлена на основе адаптированной основной образовате...
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" (3 класс. Обучение по СИПР)
Материал содержит рабочую программу и календарно- тематическое планирование корреционного курса "Альтернативная коммуникация". Предназначен для реализации ФГОС ОВЗ, обучение по СИПР,...
Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы в 6 классе на 2019 – 2020 учебный год
Данная программа составлена для учащихся коррекционной школы 8 вида....
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 1 класса
Программа предназначена для обучающегося 1 класса (II вариант) с тяжелыми нарушениями в развитии и находящимся на домашнем обучении. В Рабочей программе представлены коррекционные курсы по сенсорному ...
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 3 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучении....
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 4 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучен...
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 5 класса (II вариант) с умственной отсталостью
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося 5 класса с выраженной умственной отсталостью по 2 варианту на домашнем обучении....