Рабочая программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» для обучающихся 9 класса, 2020-2021 год
рабочая программа (9 класс)
На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_professii.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа
Утверждена приказомдиректора школы № _____ от ________ г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии»
для обучающихся 9 класса
социальное направление
Составитель: Булыгина НВ, высшая квалификационная категория
п. Пречистое
2020 – 2021 уч. год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. От 29.12.2014) «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.
- Основная образовательная программа основного общего образования (Приказ № 216 от 28.12.2015)
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования муниципального образовательного учреждения Пречистенской средней школе (Приказ № 121 от 29.08.2013)
- Положения о рабочей программе педагога по организации внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Пречистенской средней школы. (Приказ № 158 от 26.09.2016)
Рабочая программа ориентирована на 17 недель из расчета 1 час в неделю (всего 17 часов). Для реализации данной программы используется авторская программа для общеобразовательных учреждений Резапкина Г. В. «Психология и выбор профессии»
Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.
На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое зависит от личности преподавателя, стиля семейного воспитания, атмосферы образовательного учреждения.
Цель программы – дать учащимся знания о самих себе, на основе которых научить делать осознанный выбор. Занятия нацеливают детей на обдумывание возможных изменений, то есть постановку целей.
В результате занятий по этой программе решаются следующие задачи:
формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса. Специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Предлагается зачетная система.
Возможными критериями оценивания в рамках зачетной системы могут быть:
- точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;
- полнота ответов (к примеру, заполнение аналитических таблиц);
- умение аргументировать свою точку зрения во время дискуссии;
- овладение навыками рефлексии, самоанализа;
- активная позиция во время занятий.
В конце каждой четверти проходит семинарское занятие по теме.
Вариантом итоговой работы учеников по данному курсу может быть разработанный и письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.
Содержание внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии»
9 класс
Наименование раздела, темы | Количество часов | Содержание темы |
Способности и профессиональная пригодность. | 8 | Способности общие и специальные. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности. Презентации по теме «Способности и профессиональная пригодность». |
Планирование профессиональной карьеры | 9 | Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. . Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Презентации по теме «Планирование профессиональной карьеры». Конференция «Моя будущая профессия» |
Календарно — тематическое планирование.
Таблица №1
Наименование раздела, темы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Личные результаты | Метапредметные результаты |
Способности и профессиональная пригодность. | 8 | кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения- энергизаторы. | - адекватно оценивать себя; - адекватно реагировать на собственные эмоции; - навыкам социально приемлемого поведения; - примерять к своим интересам и склонностям отрасли промышленности - избегать ошибки в выборе профессии и их последствие;осмысливать характеристики некоторых профессий и соотносить их со своими возможностями; - правильно составлять личный профессиональный план; - выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации. |
|
Планирование профессиональной карьеры | 9 | кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения- энергизаторы. |
Таблица №2
Раздел, тема занятия | Дата | Форма организации занятий | |
примерная | фактическая | ||
Способности и профессиональная пригодность. (8 часов) | |||
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. |
| Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий». Диагностические процедуры. Методика «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета). | |
Способности к интеллектуальным видам деятельности | Практическая работа. Работа со «словарем профессий». Диагностические процедуры. Методика «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной). | ||
Способности к профессиям социального типа | Практическая работа. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт».». Диагностические процедуры. Методика «Особенности поведения в конфликтных ситуациях». | ||
Способности к офисным видам деятельности | Практическая работа. Работа со словарем профессий. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт».». Диагностические процедуры. Методика «Интеллектуальная лабильность» | ||
Способности к предпринимательской деятельности | Практическая работа. Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств. Диагностические процедуры. Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций». | ||
Эстетические способности | Практическая работа. Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств. Диагностические процедуры. Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций». | ||
Уровни профессиональной пригодности | Практическая работа. Анализ продуктивности типов личности (по Э. Фромму). | ||
«Способности и профессиональная пригодность» | Работа в группах, презентации работ | ||
Планирование профессиональной карьеры (9 часов) | |||
Мотивы и потребности | Практическая работа. Анализ профессиональной и внепрофессиональной мотивации, анализ жизненно важных ценностей. Диагностические процедуры. Методика Головахи «Определение мотивации». | ||
Ошибки в выборе профессии | Практическая работа. Анализ возможных причин ошибок выбора профессии, анализ достоинств и недостатков профессий, работа со словарем профессий, игра «Оптимисты» и «Скептики». | ||
Современный рынок труда | Практическая работа. Анализ современного рынка труда и потребности в специалистах, анализ «мышеловок» (вариантов заманчивых предложений), работа со «словарем профессий». | ||
Пути получения профессии | Практическая работа. Анализ направлений и специальностей (работа с «Матрицей профессионального выбора»). Работа со «словарем профессий». | ||
Навыки самопрезентации | Практическая работа. Упражнения «Личное пространство», «Работа над ошибками», «Резюме», «Анкета кандидата на должность». | ||
Стратегия выбора профессии | Практическая работа. Анализ профессионального будущего, составление личного профессионального плана. Упражнение «Машина времени». | ||
Презентации по теме «Планирование профессиональной карьеры». | Работа в группах, презентации работ | ||
Конференция «Моя будущая профессия» | Защита проектов, работа в группах | ||
Конференция «Моя будущая профессия» | Защита проектов, работа в группах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов
Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся 5 класса "Занимательный английский"
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся 5 класса "Занимательный английский"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 А класса ...
рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"
Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педаг...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор" для обучающихся 10 класса.
Программа внеурочных занятий для старшеклассников 10-11 класс с учетом требований ФГОС СОО. Предназнчена как для кружковой деятельности, а так же можно использовать в проведении классных часов для обу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шаги в профессию" для 7 класса
В соответствии с ФГОС ООО...