Рабочая программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» для обучающихся 9 класса, 2020-2021 год
рабочая программа (9 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_professii.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пречистенская средняя школа

Утверждена приказом

директора школы

№  _____ от ________ г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии»

для обучающихся 9  класса

социальное направление

Составитель: Булыгина НВ,  высшая  квалификационная категория

п. Пречистое

2020 – 2021 уч. год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. От 29.12.2014) «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.
  4. Основная образовательная программа основного общего образования (Приказ № 216 от 28.12.2015)
  5. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования муниципального образовательного учреждения Пречистенской средней школе (Приказ № 121 от 29.08.2013)
  6. Положения о рабочей программе педагога по организации внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Пречистенской средней школы. (Приказ № 158 от 26.09.2016)

  Рабочая программа ориентирована на 17 недель из расчета 1 час в неделю (всего 17 часов). Для реализации данной программы используется авторская программа для общеобразовательных учреждений Резапкина Г. В. «Психология и выбор профессии»

Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое зависит от личности преподавателя, стиля семейного воспитания, атмосферы образовательного учреждения.

Цель программы – дать учащимся знания о самих себе, на основе которых научить делать осознанный выбор. Занятия нацеливают детей на обдумывание возможных изменений, то есть постановку целей.

В результате занятий по этой программе решаются следующие задачи: 

формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса. Специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Предлагается зачетная система.

Возможными критериями оценивания в рамках зачетной системы могут быть:

- точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;

- полнота ответов (к примеру, заполнение аналитических таблиц);

- умение аргументировать свою точку зрения во время дискуссии;

- овладение навыками рефлексии, самоанализа;

- активная позиция во время занятий.

В конце каждой четверти проходит семинарское занятие по теме.

Вариантом итоговой работы учеников по данному курсу может быть разработанный и письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.

Содержание внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии»

9 класс

Наименование раздела, темы

Количество часов

Содержание темы

Способности и профессиональная пригодность.

8

Способности общие и специальные. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности. Презентации по теме «Способности и профессиональная пригодность».

Планирование профессиональной карьеры

9

Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. . Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Презентации по теме «Планирование профессиональной карьеры». Конференция «Моя будущая профессия»

Календарно — тематическое планирование.

Таблица №1

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

Личные результаты

Метапредметные результаты

Способности и профессиональная пригодность.

8

кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-  энергизаторы.

- адекватно оценивать себя;

- адекватно реагировать на собственные эмоции;

- навыкам социально приемлемого поведения;

- примерять к своим интересам и склонностям отрасли промышленности

- избегать ошибки в выборе профессии и их последствие;осмысливать характеристики некоторых профессий и соотносить их со своими возможностями;

- правильно составлять личный профессиональный план;

- выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы(выполнение проекта);
  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы

Планирование профессиональной карьеры

9

кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-  энергизаторы.

Таблица №2  

Раздел, тема занятия

Дата

Форма организации занятий

примерная

фактическая

Способности и профессиональная пригодность. (8 часов)

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

 

Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета).

Способности к интеллектуальным видам деятельности

Практическая работа. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной).

Способности к профессиям социального типа

Практическая работа. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт».».

Диагностические процедуры. Методика «Особенности поведения в конфликтных ситуациях».

Способности к офисным видам деятельности

Практическая работа. Работа со словарем профессий. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт».».

Диагностические процедуры. Методика «Интеллектуальная лабильность»

Способности к предпринимательской деятельности

Практическая работа. Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств.

Диагностические процедуры. Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций».

Эстетические способности

Практическая работа. Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств.

Диагностические процедуры. Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций».

Уровни профессиональной пригодности

Практическая работа. Анализ продуктивности типов личности (по Э. Фромму).

«Способности и профессиональная пригодность»

Работа в группах, презентации работ

Планирование профессиональной карьеры (9 часов)

Мотивы и потребности

Практическая работа. Анализ профессиональной и внепрофессиональной мотивации, анализ жизненно важных ценностей.

Диагностические процедуры. Методика Головахи «Определение мотивации».

Ошибки в выборе профессии

Практическая работа. Анализ возможных причин ошибок выбора профессии, анализ достоинств и недостатков профессий, работа со словарем профессий, игра «Оптимисты» и «Скептики».

Современный рынок труда

Практическая работа. Анализ современного рынка труда и потребности в специалистах, анализ «мышеловок» (вариантов заманчивых предложений), работа со «словарем профессий».

Пути получения профессии

Практическая работа. Анализ направлений и специальностей (работа с «Матрицей профессионального выбора»). Работа со «словарем профессий».

Навыки самопрезентации

Практическая работа. Упражнения «Личное пространство», «Работа над ошибками», «Резюме», «Анкета кандидата на должность».

Стратегия выбора профессии

Практическая работа. Анализ профессионального будущего, составление личного профессионального плана. Упражнение «Машина времени».

Презентации по теме «Планирование профессиональной карьеры».

Работа в группах, презентации работ

Конференция «Моя будущая профессия»

Защита проектов, работа в группах

Конференция «Моя будущая профессия»

Защита проектов, работа в группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов

Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся 5 класса "Занимательный английский"

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся 5 класса "Занимательный английский"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 А класса                              ...

рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"

Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педаг...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор" для обучающихся 10 класса.

Программа внеурочных занятий для старшеклассников 10-11 класс с учетом требований ФГОС СОО. Предназнчена как для кружковой деятельности, а так же можно использовать в проведении классных часов для обу...