Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка как приоритетное направление в образовании
статья по русскому языку на тему

Шеховцова Светлана Васильевна

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности  к  избранным  целям,  ценностная  характеристика  сознания.  Нравственность  представляет  собой  совокупность  общих  принципов  поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют  основу  личности,  где  духовность  –  вектор  её  движения (самовоспитания,  самообразования,  саморазвития),  она  является  основой  нравственности.  Вот  почему  главным  средством  восстановления  духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение  системы  духовно-нравственного  воспитания.  Именно  духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетов современной государственной политики в области образования.

Озабоченность государства ролью образования в решении проблем духовной  консолидации  общества  отразилась  в  ряде  нормативных  документов последних лет. Среди прочих задач, обозначенных в изменениях, внесенных в Закон РФ  «Об образовании»  в декабре 2007г., указывается, что образование должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание  на уроках русского языка как приоритетное направление в образовании

                                                       ШЕХОВЦОВА  С. В., учитель русского                                                         языка и литературы МБОУ СОШ № 53 г. Курска

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности  к  избранным  целям,  ценностная  характеристика  сознания.  Нравственность  представляет  собой  совокупность  общих  принципов  поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют  основу  личности,  где  духовность  –  вектор  её  движения (самовоспитания,  самообразования,  саморазвития),  она  является  основой  нравственности.  Вот  почему  главным  средством  восстановления  духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение  системы  духовно-нравственного  воспитания.  Именно  духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетов современной государственной политики в области образования.

Озабоченность государства ролью образования в решении проблем духовной  консолидации  общества  отразилась  в  ряде  нормативных  документов последних лет. Среди прочих задач, обозначенных в изменениях, внесенных в Закон РФ  «Об образовании»  в декабре 2007г., указывается, что образование должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности».

 Носителями духовно-нравственных ценностей являются многонациональный  народ  Российской  Федерации,  государство,  семья,  культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.

Признание  приоритетного  значения  задач  духовно-нравственного  воспитания личности легло в основу работы над образовательным стандартом второго поколения, в рамках подготовки которого коллективом под руководством  А.Я.  Данилюка,  А.М.  Кондакова,  В.А. Тишкова  разработана  Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Концепция определяет:

- характер современного национального воспитательного идеала;

- цели  и  задачи  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  детей  и молодёжи;

- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна  духовно-нравственная  консолидация  многонационального  народа        Российской Федерации;

- основные  социально-педагогические  условия  и  принципы  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В соответствии с Концепцией современный национальный воспитательный идеал –  это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин  России,  принимающий  судьбу  Отечества  как  свою  личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Программа духовно-нравственного развития  и  воспитания обучающихся реализуется в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности,  разрабатывается  образовательным  учреждением  на  основе  вышеуказанной Примерной программы.

Особая роль в духовно-нравственном воспитании личности принадлежит учителям русского языка и литературы.

Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку. «Могучий и великий» русский язык – это учитель, наставник. Он «учит» нас ещё в колыбели через колыбельные, потешки, загадки.

До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и по сей день. На уроках русского языка и литературы я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Проблема сейчас состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках русского языка при изучении тем «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы». Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

- я даю задание составить как  можно больше слов близких данному  (например, сострадание, забота, милосердие и т.д.), поделиться своими примерами и подвести итог (составить общий ряд слов);

-совместно с учениками обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый ученик у себя в тетради осмысливает их содержание.

Но важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова,  но и пользоваться изученным на практике.  Этому помогают образцы употребления слов -  готовые словосочетания. С ними дети составляют предложения или небольшие тексты.

Для обогащения словаря  обучающихся именами существительными и именами прилагательными нравственной тематики следующие слова могут быть предложены как для словарной работы, так и для морфемного разбора. Слова, обозначающие черты характера: бессердечность, благодарность, вежливость, верность, грубость, доброта, жадность, жестокость, измена, искренность, лживость, мужество, отвага, отзывчивость, правдивость, преданность, равнодушие,  сердечность, скромность, справедливость, милосердие, чуткость, щедрость и другие по выбору учителя или учеников.

 Овладение эстетическими понятиями невозможно без языка, его лексики. Первый и очень важный этап  работы над словом - это  установление его лексического значения. Поэтому  класс разбивается на микрогруппы (3-4 человека), которые работают со словарём С. И. Ожегова. Предложенные лексические единицы также делятся на  части для облегчения поиска их значения в словаре. Ребята находят смысловое значение слов, записывают его, сравнивают с тем понятием, которое сложилось у них лично под воздействием окружающей среды, воспитания, языкового опыта и других социальных факторов. Затем даются как индивидуальные, так и групповые задания. Ребята могут тип заданий выбрать по своему желанию и вкусу: подобрать синонимы или антонимы к словам, найти во фразеологическом словаре  фразеологизмы, в состав которых входят некоторые из предложенных слов, составить и написать небольшой связный текст на нравственную тему с использованием данной лексики. Можно поработать и в парах: придумать и записать диалог  предполагаемых учителя и корреспондента на тему  «Актуально ли нравственное воспитание  в современной школе». Здесь нет границ для творчества, на уроке можно использовать игровые технологии, например, игра «Паутина слов».

Задание: соедините слова нужной линией: пунктирной, если слова с противоположным значением, и  сплошной, если слова  близкие по значению.

бессердечность

доброта

жестокость

отзывчивость

равнодушие

сердечность

чуткость

верность

измена

преданность

неверность

предательство

вежливость

грубость

скупость

невежливость

жадность

скупость

щедрость

искренность

лживость

правдивость

неискренность

честность

нечестность

мужество

несмелость

отвага

трусость

храбрость

робость

смелость

боязливость

Игра «Паутина слов» помогает ребятам реально представить семантические связи слов, помогает усвоить лексику нравственной тематики, что в конечном итоге, воспитывает и развивает личность.

Подобную работу я провожу в старших классах, но с прилагательными.  Мы работаем с отрывком текста из романтических рассказов М. Горького, зачитываю отрывок  о том, как мать убивает своего сына прямо в сердце «ведь она так хорошо знала, где бьётся его сердце».

Спрашиваю, какое сердце у матери, можно ли так поступать, ведь она мать, говорим о нравственной стороне этого поступка (ученики должны прочитать всё произведение). Даю задание: найти и записать в две колонки прилагательные нравственной тематики, характеризующие человеческое сердце, например: доброе, ангельское, благородное, большое, великодушное, горячее, золотое, огромное, мягкое, кроткое и другие слова в левый столбик. Бездушное, бесчувственное, глухое, железное, зачерствелое, злое, каменное и другие слова в правый столбик. Сравниваем по семантике данные слова, уточняем по словарю те, значение которых не совсем прозрачно. Вспоминаем произведения детской литературы, где у героя ледяное сердце. Спрашиваю довольно взрослых ребят о том, чем же страшно ледяное сердце? Тут же вспоминаем значение и написание «скрепя сердце». Можно составить словосочетания с этими прилагательными, разобрать некоторые по составу, выполнить словообразовательный разбор  сложных имён прилагательных. Последние минуты урока отвожу на создание сочинения – миниатюры на тему «Что значит доброе сердце?» Так закончился один из уроков, на котором мы с ребятами пытались соединить работу по речевому и нравственному развитию.

На уроках русского языка главным является повышение грамотности учащихся. Моя задача заключается в подборе обучающего дидактического материала, работе со связанным текстом воспитательного характера как на уроках по развитию речи, так и при изучении лексического, орфографического и синтаксического программного материала. Для этого  использую как справочники, тесты по грамматике, сборники упражнений, так и известные высказывания классиков, политиков, философов, психологов, ученых. Обучающий дидактический материал соответствует возрастным особенностям, интересам учащихся тех классов, в которых работаю.

Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно, но во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.

При подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.
В 5-8 классах для активизации внимания в начале урока провожу слуховые диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести и пользе учения.

Глаза честного - его весы.
Слепая ненависть - плохой советчик.
Ученье без уменья - не польза, а беда.
Ум - одежда, которая никогда не износится.

Объяснительные - например , «О цели и смысле жизни». «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они не унижают себя с целью вызвать сочувствие у окружающих. Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня окружающих, недостаточно прочесть классиков... Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд души», - писал А. П. Чехов.

Используя высказывания известных писателей, провожу закрепление словарной работы в 9 классах. Так труднозапоминаемое слово «интеллигент» поясняю не только по словарю, но и отрывком из текста Василия Шукшина...
          Явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда необходимо - для созвучия - «подпеть» могучему басу мира сего, постоянный разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?».

И сочувствие, сопереживание судьбе окружающего народа. Неизбежное, мучительное. Если это все в одном человеке - он интеллигент…

Или, например, для комплексного анализа можно предложить текст:

«Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека». ( По А. Никонову)

 Сначала этот текст читаю, затем провожу беседу:

1. Определите тему текста, главную мысль.

2. Озаглавьте текст.

3. Как вы понимаете нравственность?

4. Что такое совесть? Как она влияет на личность человека?

5. Что помогает человеку сделать правильный выбор?

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д. С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости  это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.  Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите стиль речи.

3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Трудно сформировать у детей патриотические чувства, духовность, не привив им любви к родной природе.

Так, на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы «Обособленные члены предложения»  обучающиеся записывают:

С чего начинается Родина?

С улыбок и слёз матерей;

С тропинки, ребятами пройденной

От дома до школьных дверей,

С берёзок, стоящих веками

На взгорье в отцовском краю,

С желанья потрогать руками

Любимую землю свою…

И кажется: можешь с разбега

Взлететь, не боясь вышины,

И синюю звёздочку с неба

Достать для родимой страны.

(К. Ибряев)

Задания:

1. Определите тему и идею текста.

2. Что такое Родина в понимании поэта?

3. А что такое Родина в вашем понимании?

4. Найдите и сопоставьте причастия и прилагательные, деепричастия и глаголы.

5 . Объясните знаки препинания.

6. Как обособленные члены помогают поэту выразить свою любовь к Родине?

7. Попытайтесь, используя обособленные члены, составить предложения или небольшой текст о вашем понимании Родины.

Подобные тексты не оставляют равнодушными учащихся.
Особенно эффективны такие уроки, на которых звучат стихи, они помогают формированию не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни. Так, на уроках русского языка в 8 классе при изучении односоставных предложений учащимся предлагаю работу над поэтическим словом, которое является выражением личного, сокровенного, общечеловеческого. «Жизнь – искусство».(В.Марьясова)
«Поэзия - это витамины души, особенно растущей. В молодости чего-то недоделали, какого-нибудь витамина D и ущербная совесть всю жизнь ходит на гнутых ножках» — так очень метко определил значение поэзии для нравственного здоровья Леонид Экуховецкий.

        В 9 классе при изучении темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными» предлагаю такое задание:

Запишите отрывок из стихотворения Н. Рыленкова. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Как мне жалко людей,

                                                    про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоёмы в озёрах,

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой

                                                     сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает, как пахнет душица

На поёмном лугу вечерком…

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши!

Кто не любит родную природу,

Тот не знает народной души!

 

  1. Охарактеризуйте синтаксический строй текста.
  2. Найдите придаточные изъяснительные в составе сложноподчи-нённого предложения с несколькими придаточными. К чему относятся и чем прикрепляются придаточные изъяснительные?
  3. Какими словами из текста можно проиллюстрировать  правописание глаголов? Сгруппируйте их по видам орфограмм.
  4. К сочинению на какую тему может служить эпиграфом последнее предложение?
  5.  Устно составьте план или сочинение-миниатюру, которое отражало  бы данный эпиграф.

Такая работа помогает развивать речевые, творческие возможности  и  лингвистические компетенции  обучающихся.         

Естественным продолжением духовно-нравственного воспитания личности становятся творческие работы учащихся (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?», «Открывая семейный альбом», «Семейная реликвия», «Человек, о котором мне хочется рассказать» и т.п., рекламный проект о защите родного языка.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух и более лет. Если   после наших уроков обучающиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного прозрения». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Творческие работы обучающихся

Учитель Шеховцова С.В.

Традиции моей семьи

                                                                             Коновалов Антон,7А класс

Я не раз слышал выражение: «Основа основ- семейные традиции». Заглянув в «Толковый словарь», выяснил, что слово это пришло к нам из латинского языка. Одно из его значений-«предания, передающиеся из поколения в поколение». Именно об этом мне хотелось бы рассказать.

Семья  Коноваловых очень дружная. Мы любим собираться  все вместе не только по праздникам, но и тогда, когда кому-то нужна помощь, поддержка. В нашей семье самых близких родственников насчитывается четырнадцать человек. У каждого свой характер, своя судьба, но есть и общее-это доброта и трудолюбие. Из поколения в поколение передаются заповеди, записанные в Библии: быть усердными, кроткими, добрыми и милосердными. Мы все часто обращаемся к этой Книге за советом. Сегодня более двух миллиардов человек называют себя христианами, носят крестик на груди, но для многих из них это всего лишь дань моде. На земле было бы меньше зла, кровопролитий, если бы люди читали Библию и следовали её заповедям.

 Старейшей в нашей семье является горячо любимая бабушка Коновалова Зоя Николаевна. Она увлекательно рассказывает внучатам притчи, объясняет их смысл, говорит, что нельзя гневаться, думать плохо о людях, надо всегда поступать по совести. Не случайно одна из традиций нашей семьи - помогать тому, кто в этом нуждается. Бабушка Зоя часто повторяет: «Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет…Радость у кого-то - порадуйся за него, в твоей душе посветлеет».

Традицией стало отмечать всей семьёй такие праздники, как Рождество, Крещение, Масленица, Пасха…За неделю до Пасхи мы срываем веточки вербы, идём в церковь и освящаем их. Потом каждого касаемся веточкой, чтобы было здоровье и благополучие в семье. На Пасху принято красить  и освящать яйца. В этот светлый праздник вся наша большая семья собирается у бабушки. Мы поздравляем друг друга, желаем здоровья, благополучия и радости, бьёмся крашеными яйцами, смотрим, у кого на скорлупе появляются трещинки, и произносим такие слова:

-Иисус воскрес.

-Воистину воскрес.

Разрезаем освящённый в церкви праздничный кулич и даём каждому по кусочку. На душе становится так светло и радостно.

Посещение Коренной пустыни на Крещение - тоже традиция. В церкви на торжественную службу собирается много людей, но  стоит такая тишина, что кажется, будто слышишь пение ангелов. Рядом с церковью - прорубь. Мы купаемся в студёной воде, желая исцелиться, стать здоровее.

Мне нравится рассматривать почерневшие от времени старые иконы, слушать притчи, вдумываясь в каждое слово, беречь заветы, переданные нашими предками.

Говорят, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Я счастлив, потому что у меня он есть. Это моя большая и дружная семья, традиции которой свято чту и уважаю, а когда стану взрослым, постараюсь передать их своим детям.

Традиции моей семьи

 Акулова Карина,  6А класс

Моя семья большая очень:

Не только мама, папа, я,

Сестра и бабушка, а, впрочем,

Не сосчитать нас до утра.

Мы любим собираться вместе,

Сидеть за праздничным столом,

Ходить  в театр и слушать песни,

Готовить торт «Наполеон».

Всегда везде бываем часто:

На море ездим, да и так,

Проводим лето мы прекрасно,

Купаясь в речках и прудах.

Зимою ходим мы на елку,

Встречаем праздник Новый год.

И каждого подарок скромный

Под веточкой зеленой ждет.

Желаем счастья всем, здоровья,

Веселья, радости, добра.

Хотелось, чтоб так было вечно,

И скука дом наш обошла.

Моя мама лучше всех

                                                    Бочаров Никита, 8А класс

Родная мама, как тебя люблю я,

Ты человечек милый, дорогой.

Всегда поможешь в трудную минуту,

Поддержишь меня словом, добротой.

Придёшь ко мне на помощь, когда нужно,

Подставишь своё хрупкое плечо,

И с глаз смахнёшь слезинку ненароком,

Чтоб не расстроить сына своего.

Давай с тобою посидим немного,

Обнимемся мы нежно, как всегда,

И помолчим, забудем все тревоги,

Нам хорошо с тобой, и пусть идут года.

Я нежных рук тепло вновь ощущаю,

И грустную улыбку милых глаз,

И потому всечасно понимаю,

Как преданно и сильно любишь нас.

Твой сын опять с тобой ,-и всё как прежде,

О чём могла ещё недавно ты мечтать,

Я так люблю тебя, моя родная,

И эту встречу буду вспоминать.

Ты не болей, будь крепкой и здоровой,

И силы береги, и красоту души,

Ты - птица счастья моего полёта,

Нет ничего сильней твоей любви.

Любовь поможет в жизни испытанья

Достойно, смело, весело пройти,

Ведь мама - наш хранитель мирозданья,

Великого и светлого пути.

Мой край

                                    Авдеева Анна, 8 А класс

Хочу я рассказать о том,

Как дорог мне мой край родной,

Где лес и поле за холмом,

И речка Сейм, и отчий дом.

Наш город вырос на холмах,

Земной поклон ему в веках.

Старинный город, славный край!

Он  в красоте своей, что рай.

Известен Курск певцами-соловьями,

Поющими бессонными ночами.

И знаменитой Коренной,

Святому месту отдаю почтенье.

Храни святую связь времён,

Любимый город мой родной!

Цвети мой край и молодей с годами!

Хоть ты и с древних лет стоишь,

Будь первым, самым светлым, самым ясным…

На подвиги и труд ты нас благословишь!

Любимый город

                                         Бочаров Никита, 6 А класс

Почему мне этот город с детства дорог?

Чем же славен соловьиный град?

Тем, что в нём живут мои родные люди,

Что он выстоял в боях так много лет назад.

Тем, что слушать соловья я не устану

И рассвет встречать под эту трель,

Любоваться городом я стану

Под весеннюю и звонкую капель.

Курск родной узнать с годами трудно.

Красота вокруг и доброта,

В городе всегда так многолюдно,

Но при этом блеск и чистота.

И людей больных здесь станет меньше,

Будет всем нам радостнее жить.

И семьёю, дружбою, любовью

Будут люди больше дорожить.

Курск любимый! Что  бы ни случилось,

Родину не стану я менять.

Я б с тобой всю жизнь не расставался!

Ни на что тебя не променять!

Список использованных источников

  1. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CB4QFjAA&url=http%3A%2F%2Fgymnasium184.3dn.ru%2FDuchovno-nravstvennoe_vospitanie.doc&ei=fm5zVLCGE6fvywPehoEo&usg=AFQjCNG7qBhtrGULBxIBxgHWPt43I7ITfQ&sig2=v9_iGRfxnctecI8oG6w2hA&bvm=bv.80185997,d.bGQ

  1. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CB4QFjAA&url=http%3A%2F%2Fpedsovet.org%2Fcomponents%2Fcom_mtree%2Fattachment.php%3Flink_id%3D94993%26cf_id%3D24&ei=FG9zVOOnPKW9ygOtloLoCA&usg=AFQjCNGG0rP9jqLRd4_LR-GFyKuA7_nw5A&sig2=0abHBnKoccSjujqodx8beQ&bvm=bv.80185997,d.bGQ

  1. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/08/vospitanie_patriotizma_efremova.doc

  1. http://www.totl1.com/docs/MORusILit/DuhovnoeINravOvsova.docx

  1. http://ella.tarnovsky.com/report-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"

В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы...

Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку и литературеакцент переносится на воспитание нравственной личности, формирование у детей способности са...

Духовно-нравственное развитие на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи...

"Духовно-нравственные ориентиры на уроках русского языка и литературы"

Статья о проблемах  духовно-нравственных  исканий на уроках    русского языка  и  литературы....