Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы
статья (литература) по теме

Скрипникова Наталья Николаевна

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty._formirovanie_duh-nravst._kachaestv.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Скрипниковой Н.Н.

МБОУ «СОШ»№ 1

ст. Тбилисской Краснодарского края

2012-2013 учебный год

        Если обратиться к православной вере, то она гласит: «Воспитание и язык– суть самые сильные средства к возбуждению и вкоренению любви к Отечеству. Высока эта добродетель, требующая великости духа, непорочности сердца, осторожности от искушений. Нравственность – это форма проявления светлой духовности, что выражается в чистоте чувств, сознания, волевом выборе  между тем или иным поступком и действием.»

        Если обратиться к учителю литературы, то он скажет: «Любой художественный текст – источник формирования духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы».

        Взяв 5-ый класс, литератор начинает вести подобную работу. Не может не быть ее. Судите сами, обратимся лишь к началу учебного года:

  • раздел «Фольклор» - в устном народном творчестве заключена мудрость, формировавшиеся  веками идеалы русского народа (былины, сказки, пословицы, поговорки, театр Петрушки);
  • раздел «Русская классическая литература» - басни И.А.Крылова с их моралью, «открыто прописанной»…

        А сколько различных конкурсов, в которых предлагает нам принять участие Департамент образования и науки Краснодарского края! И вся работа ложится на плечи учителей-русоведов.

        Не так давно, 9 октября, проводился Открытый урок ЧТЕНИЯ, целью которого было

        - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников, старших товарищей, гостьи Дедковой Е.Г., учителя-пенсионера с тридцатитрехлетним стажем;

     - развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера;

        - привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной  культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе. 

         А вот, к примеру, стихи, написанные моими пятиклашками на заочный конкурс «Дети Кубани против наркотиков», пусть коряво, пусть неумело, но сколько в них «силы духа», морали.

Кто твой друг?

        Живешь в квартире ты неплохо,

        И тут приходит старый друг,

        Он предлагает выпить

        И предлагает закурить.

        

        И ты, конечно, безотказен.

        И соглашаешься на все,

        Что предлагает старый друг.

        Ты выпил, стал ты пьяным…

        И тут опять толдонит друг:

        «Давай вколю тебе разочек -

        И станет хорошо».

        И ты, конечно, безотказен:

        Ведь предлагает старый друг!

        Вколол твой друг тебе разочек –

        И стало хорошо.

        Твой друг ушел,

        А ты остался…

        Остался без работы ты.

        И ты наркотик принимаешь,

        И без него тебе не жить.

        Продал имущество свое,

        Продал ты и квартиру.

        И все наркотик принимаешь,

        Ведь без него тебе не жить.

        А жить и вправду стало негде,

        И ходишь по вокзалам ты,

        И вспоминаешь ты

        Тот день, когда пришел…

        Твой старый друг!

                                        ( И.Чумачкова)

Сложно отказаться от забав.

        Один раз укололся –

        Навсегда останется.

        Даже если ты не пил,

        Разум затуманится.

                Бороться с этим можно,

                Но не все так просто:

        Сложно отказаться от забав…

        Один  лишь раз закурил…

        Удар это мощный!

        Ведь капля никотина

        Убивает даже лошадь!

                Надо отказаться,

                Перестать курить,

                И к жизни без курения

                Нормально отнестись.

        Но сложно отказаться от забав…

        На каждом шагу курильщик, наркоман,

        И жить не дает нам табачный туман.

                А жить нужно дальше,

                И жить нужно дольше,

                Детей своих растить

                И родину любить!

                                                (А.Горохова)

        Всем известна мысль, высказанная Шишковым: «Пословицы и поговорки – образно выраженная программа поведения, нацеленная на сохранение самобытности и жизнестойкости народа, избранный  народом способ воспитания подрастающего поколения».

        Поэтому мне было не жаль потратить на тему «Пословицы и поговорки» не часть урока, как рекомендуется в методической литературе последних лет (программа, рассчитанная на 2 часа в неделю), а два урока. В результате – «нарисованные» каждым учеником пословицы, объясненное их значение, сочинения по пословицам и неплохие результаты практической работы по теме, тестов.

Практическая работа по пословицам и поговоркам.

  1. Какими бы пословицами ты воспользовался, чтобы убедить нерадивого ленивого товарища подольше заниматься? ( Грамотно учиться – всегда пригодится. Красна птица перьем, а человек ученьем. Без наук как без рук. Без муки нет науки.)
  2. Как посоветовать человеку заняться делом? ( Долог день до вечера, если делать нечего. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.)
  3. Вставьте пословицы о дружбе.

        Галя дружила со своей подругой с детства, и о них говорили, что ( крепкую дружбу и топором не разрубишь).

        Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудное. Правильно говорит пословица, что (друзья познаются в беде).

        Я поссорился с другом, а мама сказала: («Нет друга, так ищи, а нашел, так береги»).

4. К какой сказке в качестве эпиграфа можно взять пословицы

                а) добро худу поможет

                и сила уму уступает ( «»Царевна-лягушка»);

                б) с родной земли – умри, не сходи.

                За правое дело стой смело.

                Родина – мать, умей за нее постоять. ( «Иван – крестьянский сын»)

  1. Объясните прямой и переносный смысл пословиц:

                Муравей невелик, а горы копает.

                Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

                Первая ласточка весны не делает.

  1. Определите, с помощью какого тропа созданы пословицы и поговорки:

                Слыхали мы эту песню. (мет.)

                Не сносить тебе головы. (мет.)

                Вертится, как белка в колесе. (сравн.)

                Трескучие фразы. (мет., эпит.)

                Горькая истина. (мет., эпитет)

                Остаться у разбитого корыта. (мет.)

                Сидит, как на иголках. (сравн.)

  1. Какие поговорки можно использовать, чтобы оценить человека,  который не может держать своего слова? Скажет, а не сделает ( любит бросать слова на ветер)
  2. Можно ли заблудиться в знакомом и небольшом лесу? Есть ли об этом поговорка? ( в трех соснах заблудиться) как объяснить ее переносное значение? Зачем понадобилось такое преувеличение? Нарисуйте!
  3. Как говорят о человеке, который неожиданно появляется перед кем-то? (как с луны свалился)
  4. Знаете ли вы прямой и переносный смысл поговорки «спустя рукава»? Как она появилась? Нарисуйте!

Сочинения по пословицам.

От дурной головы и ногам покоя нет.

        Умирал как-то богатый человек, позвал он перед смертью сына и говорит: «Как умру, не прогоняй старого слугу Тришку, он добр и заботлив. Может дать  хороший совет.» Сын же отвечает: «Да зачем он нужен? У меня молодой Васька есть.» Тогда отец говорит: «Давай его испытаем».

        Позвали они Ваську:

- Сходи на псарню, спроси, ощенилась ли борзая.

- Будет сделано, - сказал молодой слуга, приходит и отвечает:

- Да, ощенилась.

- А сколько щенят?

- Не знаю, - был ответ.

- Ну так пойди и узнай!

- Будет сделано!

Приходит Васька и говорит:

- Пять.

- А кобели или сучки?

- Не смотрел…

- Так посмотри!!!

Опять приходит слуга:

- Два кобелька и три сучки.

- А как борзая себя чувствует?- спрашивает старый хозяин.

- Не знаю.

- Так узнай!

- Будет сделано!- отвечает уже недовольно Васька.

Когда вернулся он, то ответил, что все нормально.

И так 5 раз ходил туда-обратно молодой слуга. Посмотрел на него хозяйский сын и думает: «От дурной головы и ногам покоя нет!.. Но надо еще и старого слугу проверить!»

Послали и Тришку на конюшню, тот ответил, что ощенилась борзая.

- А сколько щенят? – усмехаясь, спросил барин.

- Пять.

У хозяина глаза на лоб полезли от удивления, а тут слуга добавляет:

- Два кобелька и три сучки, собака чувствует себя хорошо и щенки тоже. Первые пришли кобельки, потом сучки…

        Так понял молодой барин, что польза бывает и от старых людей, что они мудрее и человечнее, а от дурной головы и ногам покоя нет.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

        1. Идет человек по полю, видит кошелек с большими деньгами, поднял его и думает: «Надо найти хозяина». А по дороге его черт встречает: «Ну да, сваляй дурака, отдай, отдай деньги, умник. Сам нищий и нищим останешься!..» Уж думал человек забрать деньги себе, а тут переходит он через мост, а там доска прогнила… Упал он в воду, тонет, кричит: «Помогите, люди добрые! На помощь!» Услышали его крестьяне, что работали в поле, прибежали на помощь, вытащили из реки. А человек и не знает, как их отблагодарить, предложил деньги, а те брать не хотят: «Мы не ради денег, а ради дружбы тебя спасли. А денег не надо нам, от них только становятся наглей, жадней.» И отнес тогда человек кошелек в церковь…

        2. Жили-были два соседа: Коля и Вова. У Вовы была мечта иметь 100 друзей, а у Коли – 100 жеребят. Вот отправились они в путь, в разные стороны. Через неделю вернулись. Коля сказал:

- Я купил только 99 жеребят.

- А я только 99 друзей заимел, но могу тебе своего жеребенка подарить, - предложил Вова.

- Теперь у меня 100 жеребят!- в восторге закричал Коля.

        Прошло время, сгорела конюшня у Коли, а жеребят украли.

- Горе мне! Что мне теперь делать? Кто принесет теперь доход? Где деньги брать? – плачет Коля.

- Не печалься, - утешает его Вова.- Я помогу тебе. Живи у меня.

        И стали они друзьями. Иметь 100 жеребят хорошо, но иметь 100 друзей лучше.

 

Тест.

1 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  2. Друзья познаются в беде.
  3. Рыть яму другому.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

  1. Волков бояться –
  2. Взялся за гуж –

2 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Готовь сани летом, а телегу - зимой.
  2. В чужом глазу соринку видит.
  3. Вставать с петухами.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

  1. Делу время –
  2. После драки –

3 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Кончил дело – гуляй смело.
  2. За ушко да на солнышко.
  3. Дыма без огня не бывает.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

1. Близок локоть –

2. Любишь кататься,

                                                4 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
  2. Язык без костей.
  3. Глазом не моргнуть.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

  1. Встречают по одежке,
  2. Лучше синица в руках,

5 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Искать ветра в поле.
  2. Водой не разольешь.
  3. Дело мастера не боится.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

  1. Сам погибай,
  2. На чужой каравай

6 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б ( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Воду в ступе толочь.
  2. У страха глаза велики.
  3. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

  1. Как аукнется,
  2. Пословица не даром

        И учитель литературы, и священнослужитель ответственны за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Но если в церковь ходит не каждый подросток, то на урок литературы – каждый школьник. И его моральный облик, можно сказать, судьба – в наших руках. Мы формируем и развиваем данные человеку от рождения качества, которые определяют направленность его личности, его отношение к добру и злу.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы

Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....

Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы

В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражда...

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Как с помощью учебного материала проводить духовно-нравственное воспитание учащихся...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Материал для учителей и МО школы по духовно-нравственному воспитанию....

Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "

     Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ ...

Формирование у учащихся потребности к обучению на уроках русского языка и литературы

Многие учителя отмечают, что одной из серьёзнейших проблем образования считается снижение   желания учиться у современных школьников.  Снижение мотивации объясняется перегруженностью пр...