Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы
статья (литература) по теме
Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty._formirovanie_duh-nravst._kachaestv.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Скрипниковой Н.Н.
МБОУ «СОШ»№ 1
ст. Тбилисской Краснодарского края
2012-2013 учебный год
Если обратиться к православной вере, то она гласит: «Воспитание и язык– суть самые сильные средства к возбуждению и вкоренению любви к Отечеству. Высока эта добродетель, требующая великости духа, непорочности сердца, осторожности от искушений. Нравственность – это форма проявления светлой духовности, что выражается в чистоте чувств, сознания, волевом выборе между тем или иным поступком и действием.»
Если обратиться к учителю литературы, то он скажет: «Любой художественный текст – источник формирования духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы».
Взяв 5-ый класс, литератор начинает вести подобную работу. Не может не быть ее. Судите сами, обратимся лишь к началу учебного года:
- раздел «Фольклор» - в устном народном творчестве заключена мудрость, формировавшиеся веками идеалы русского народа (былины, сказки, пословицы, поговорки, театр Петрушки);
- раздел «Русская классическая литература» - басни И.А.Крылова с их моралью, «открыто прописанной»…
А сколько различных конкурсов, в которых предлагает нам принять участие Департамент образования и науки Краснодарского края! И вся работа ложится на плечи учителей-русоведов.
Не так давно, 9 октября, проводился Открытый урок ЧТЕНИЯ, целью которого было
- развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников, старших товарищей, гостьи Дедковой Е.Г., учителя-пенсионера с тридцатитрехлетним стажем;
- развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера;
- привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.
А вот, к примеру, стихи, написанные моими пятиклашками на заочный конкурс «Дети Кубани против наркотиков», пусть коряво, пусть неумело, но сколько в них «силы духа», морали.
Кто твой друг?
Живешь в квартире ты неплохо,
И тут приходит старый друг,
Он предлагает выпить
И предлагает закурить.
И ты, конечно, безотказен.
И соглашаешься на все,
Что предлагает старый друг.
Ты выпил, стал ты пьяным…
И тут опять толдонит друг:
«Давай вколю тебе разочек -
И станет хорошо».
И ты, конечно, безотказен:
Ведь предлагает старый друг!
Вколол твой друг тебе разочек –
И стало хорошо.
Твой друг ушел,
А ты остался…
Остался без работы ты.
И ты наркотик принимаешь,
И без него тебе не жить.
Продал имущество свое,
Продал ты и квартиру.
И все наркотик принимаешь,
Ведь без него тебе не жить.
А жить и вправду стало негде,
И ходишь по вокзалам ты,
И вспоминаешь ты
Тот день, когда пришел…
Твой старый друг!
( И.Чумачкова)
Сложно отказаться от забав.
Один раз укололся –
Навсегда останется.
Даже если ты не пил,
Разум затуманится.
Бороться с этим можно,
Но не все так просто:
Сложно отказаться от забав…
Один лишь раз закурил…
Удар это мощный!
Ведь капля никотина
Убивает даже лошадь!
Надо отказаться,
Перестать курить,
И к жизни без курения
Нормально отнестись.
Но сложно отказаться от забав…
На каждом шагу курильщик, наркоман,
И жить не дает нам табачный туман.
А жить нужно дальше,
И жить нужно дольше,
Детей своих растить
И родину любить!
(А.Горохова)
Всем известна мысль, высказанная Шишковым: «Пословицы и поговорки – образно выраженная программа поведения, нацеленная на сохранение самобытности и жизнестойкости народа, избранный народом способ воспитания подрастающего поколения».
Поэтому мне было не жаль потратить на тему «Пословицы и поговорки» не часть урока, как рекомендуется в методической литературе последних лет (программа, рассчитанная на 2 часа в неделю), а два урока. В результате – «нарисованные» каждым учеником пословицы, объясненное их значение, сочинения по пословицам и неплохие результаты практической работы по теме, тестов.
Практическая работа по пословицам и поговоркам.
- Какими бы пословицами ты воспользовался, чтобы убедить нерадивого ленивого товарища подольше заниматься? ( Грамотно учиться – всегда пригодится. Красна птица перьем, а человек ученьем. Без наук как без рук. Без муки нет науки.)
- Как посоветовать человеку заняться делом? ( Долог день до вечера, если делать нечего. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.)
- Вставьте пословицы о дружбе.
Галя дружила со своей подругой с детства, и о них говорили, что ( крепкую дружбу и топором не разрубишь).
Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудное. Правильно говорит пословица, что (друзья познаются в беде).
Я поссорился с другом, а мама сказала: («Нет друга, так ищи, а нашел, так береги»).
4. К какой сказке в качестве эпиграфа можно взять пословицы
а) добро худу поможет
и сила уму уступает ( «»Царевна-лягушка»);
б) с родной земли – умри, не сходи.
За правое дело стой смело.
Родина – мать, умей за нее постоять. ( «Иван – крестьянский сын»)
- Объясните прямой и переносный смысл пословиц:
Муравей невелик, а горы копает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Первая ласточка весны не делает.
- Определите, с помощью какого тропа созданы пословицы и поговорки:
Слыхали мы эту песню. (мет.)
Не сносить тебе головы. (мет.)
Вертится, как белка в колесе. (сравн.)
Трескучие фразы. (мет., эпит.)
Горькая истина. (мет., эпитет)
Остаться у разбитого корыта. (мет.)
Сидит, как на иголках. (сравн.)
- Какие поговорки можно использовать, чтобы оценить человека, который не может держать своего слова? Скажет, а не сделает ( любит бросать слова на ветер)
- Можно ли заблудиться в знакомом и небольшом лесу? Есть ли об этом поговорка? ( в трех соснах заблудиться) как объяснить ее переносное значение? Зачем понадобилось такое преувеличение? Нарисуйте!
- Как говорят о человеке, который неожиданно появляется перед кем-то? (как с луны свалился)
- Знаете ли вы прямой и переносный смысл поговорки «спустя рукава»? Как она появилась? Нарисуйте!
Сочинения по пословицам.
От дурной головы и ногам покоя нет.
Умирал как-то богатый человек, позвал он перед смертью сына и говорит: «Как умру, не прогоняй старого слугу Тришку, он добр и заботлив. Может дать хороший совет.» Сын же отвечает: «Да зачем он нужен? У меня молодой Васька есть.» Тогда отец говорит: «Давай его испытаем».
Позвали они Ваську:
- Сходи на псарню, спроси, ощенилась ли борзая.
- Будет сделано, - сказал молодой слуга, приходит и отвечает:
- Да, ощенилась.
- А сколько щенят?
- Не знаю, - был ответ.
- Ну так пойди и узнай!
- Будет сделано!
Приходит Васька и говорит:
- Пять.
- А кобели или сучки?
- Не смотрел…
- Так посмотри!!!
Опять приходит слуга:
- Два кобелька и три сучки.
- А как борзая себя чувствует?- спрашивает старый хозяин.
- Не знаю.
- Так узнай!
- Будет сделано!- отвечает уже недовольно Васька.
Когда вернулся он, то ответил, что все нормально.
И так 5 раз ходил туда-обратно молодой слуга. Посмотрел на него хозяйский сын и думает: «От дурной головы и ногам покоя нет!.. Но надо еще и старого слугу проверить!»
Послали и Тришку на конюшню, тот ответил, что ощенилась борзая.
- А сколько щенят? – усмехаясь, спросил барин.
- Пять.
У хозяина глаза на лоб полезли от удивления, а тут слуга добавляет:
- Два кобелька и три сучки, собака чувствует себя хорошо и щенки тоже. Первые пришли кобельки, потом сучки…
Так понял молодой барин, что польза бывает и от старых людей, что они мудрее и человечнее, а от дурной головы и ногам покоя нет.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
1. Идет человек по полю, видит кошелек с большими деньгами, поднял его и думает: «Надо найти хозяина». А по дороге его черт встречает: «Ну да, сваляй дурака, отдай, отдай деньги, умник. Сам нищий и нищим останешься!..» Уж думал человек забрать деньги себе, а тут переходит он через мост, а там доска прогнила… Упал он в воду, тонет, кричит: «Помогите, люди добрые! На помощь!» Услышали его крестьяне, что работали в поле, прибежали на помощь, вытащили из реки. А человек и не знает, как их отблагодарить, предложил деньги, а те брать не хотят: «Мы не ради денег, а ради дружбы тебя спасли. А денег не надо нам, от них только становятся наглей, жадней.» И отнес тогда человек кошелек в церковь…
2. Жили-были два соседа: Коля и Вова. У Вовы была мечта иметь 100 друзей, а у Коли – 100 жеребят. Вот отправились они в путь, в разные стороны. Через неделю вернулись. Коля сказал:
- Я купил только 99 жеребят.
- А я только 99 друзей заимел, но могу тебе своего жеребенка подарить, - предложил Вова.
- Теперь у меня 100 жеребят!- в восторге закричал Коля.
Прошло время, сгорела конюшня у Коли, а жеребят украли.
- Горе мне! Что мне теперь делать? Кто принесет теперь доход? Где деньги брать? – плачет Коля.
- Не печалься, - утешает его Вова.- Я помогу тебе. Живи у меня.
И стали они друзьями. Иметь 100 жеребят хорошо, но иметь 100 друзей лучше.
Тест.
1 вариант.
Задание № 1.
Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Друзья познаются в беде.
- Рыть яму другому.
Задание № 2.
Допиши пословицы ( начало не переписывай).
- Волков бояться –
- Взялся за гуж –
2 вариант.
Задание № 1.
Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).
- Готовь сани летом, а телегу - зимой.
- В чужом глазу соринку видит.
- Вставать с петухами.
Задание № 2.
Допиши пословицы ( начало не переписывай).
- Делу время –
- После драки –
3 вариант.
Задание № 1.
Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).
- Кончил дело – гуляй смело.
- За ушко да на солнышко.
- Дыма без огня не бывает.
Задание № 2.
Допиши пословицы ( начало не переписывай).
1. Близок локоть –
2. Любишь кататься,
4 вариант.
Задание № 1.
Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).
- Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
- Язык без костей.
- Глазом не моргнуть.
Задание № 2.
Допиши пословицы ( начало не переписывай).
- Встречают по одежке,
- Лучше синица в руках,
5 вариант.
Задание № 1.
Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).
- Искать ветра в поле.
- Водой не разольешь.
- Дело мастера не боится.
Задание № 2.
Допиши пословицы ( начало не переписывай).
- Сам погибай,
- На чужой каравай
6 вариант.
Задание № 1.
Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б ( например, 1А, 2Б, 3А).
- Воду в ступе толочь.
- У страха глаза велики.
- Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Задание № 2.
Допиши пословицы ( начало не переписывай).
- Как аукнется,
- Пословица не даром
И учитель литературы, и священнослужитель ответственны за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Но если в церковь ходит не каждый подросток, то на урок литературы – каждый школьник. И его моральный облик, можно сказать, судьба – в наших руках. Мы формируем и развиваем данные человеку от рождения качества, которые определяют направленность его личности, его отношение к добру и злу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....
Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы
В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражда...
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
Как с помощью учебного материала проводить духовно-нравственное воспитание учащихся...
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
Материал для учителей и МО школы по духовно-нравственному воспитанию....
Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ ...
Формирование у учащихся потребности к обучению на уроках русского языка и литературы
Многие учителя отмечают, что одной из серьёзнейших проблем образования считается снижение желания учиться у современных школьников. Снижение мотивации объясняется перегруженностью пр...