Реализация концепции духовно-нравственного развития на уроках русского языка и литературы.
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дуплом дерево не стоит. И из всех возможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности». А . И. Солженицын
Цель: формирование и развитие духовно – нравственных ценностей у обучающихся. Задачи : Воспитывать любовь и уважение к Родине, её народу, культуре, святыням; Дать обучающимся ориентиры добра, истины и благочестия ; Помочь детям раскрыть смысл высоких нравственных ценностей; Подготовить обучающихся к самостоятельному духовно – нравственному выбору.
Актуальность темы Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Подготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Развитие школьников, его нравственных ориентиров в современном мире происходит под влиянием разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера. Нравственные знания информируют человека о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования .
Из истории вопроса В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии. Защита русской земли приравнивалась к защите православия . « Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М. В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла». Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России . В XIX веке государственная образовательная политика направлена на воспитание благонадежных подданных , преданных и полезных монархии и Отечеству . После октябрьской революции 1917 года важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма ..
В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.
В конце 2011 года были рельефно обозначены ценности российского общества: « Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В концепции заявлено, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Образованию в реализации данного документа отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Б азовые национальные ценности патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
Базовые национальные ценности наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество .
Использование разных форм проведения уроков помогает в решении поставленных задач: Урок – диалог, Урок – исследование, Урок – творческая мастерская, урок – семинар, Урок – экскурсия, Урок – дискуссия, Театрализованный урок. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.
Русский язык среди других школьных предметов занимает уникальное место, главная задача этого предмета – обеспечить речевое развитие учащихся. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную развивающую воспитывающую . Целенаправленный отбор текстов для анализа на уроках русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности .
Урок русского языка в 6 классе Устное выступление на тему: «Берегите природу!» При подготовке к выступлению обозначаем список проблем: Наличие промышленных предприятий, их влияние на экологию села, района. Наличие огромного количества машин во дворах. Несанкционированные свалки бытовых отходов. Состояние водоемов. Бездомные животные. Низкая культура людей.
И спользование приёмов, влияющих на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Построить синонимический ряд: Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д..
Цель уроков литературы: Формирование духовно-нравственных качеств личности. Формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, стремлении к самореализации.
Урок литературы Духовно-нравственное воспитание Научно-исследовательская деятельность Внеурочная деятельность
Важные духовно-нравственные аспекты становятся предметом дискуссий на уроках литературы в средних классах: взаимоотношения отцов и детей («Тарас Бульба » Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Телеграмма» К. Г. Паустовского ), милосердие и жестокость («В дурном обществе» В. Г. Короленко, «Юшка» А. П. Платонова, «После бала» Л. Н. Толстого), честь и бесчестье («Капитанская дочка» А. С. Пушкина), храбрость и трусость («Тихое утро» Ю. П. Казакова )
Мифологические и христианские мотивы в пасхальных рассказах А. П. Чехова "Студент" и "Святой ночью». (5класс) Образовательный аспект цели: сформировать у обучающихся представление о роли мифологических и христианских мотивов в рассказах А.П. Чехова "Студент" и Святою ночью». Воспитательный аспект цели: воспитывать интерес к духовно-нравственным ценностям; подвести обучающихся к потребности в самосовершенствовании через знакомство с духовными традициями.
Методика урока: Стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо Оборудование: компьютерная презентация, фотографии А.П.Чехова, рисунки обучающихся на тему пасхи. музыкальное сопровождение: колокольный звон, песня на стихи А. Майкова «Христос Воскрес». Подготовка к уроку Сообщения: «Пасха и ее значение в жизни людей», «Отношение Чехова к христианской вере». Разучивание сценок разговора у костра из «Студента» и разговора Иеронима с повествователем из рассказа «Святою ночью».
В старших классах вопрос духовно-нравственного воспитания выходит на новый, более высокий уровень. Использование на уроках литературы в старших классах интерактивных форм, инновационных технологий позволяют старшекласснику стать полноправным участником образовательного процесса, со-творцом урока. Такие уроки позволяют ученику глубже понять и прочувствовать своё личностное «я». Например, урок-исследование в старших классах подразумевает значительную самостоятельность, инициативу учащихся. Чтобы ученики проявили на таком уроке максимум творчества, самостоятельности, учитель готовит систему проблемных вопросов. Большое значение имеет и внеклассная работа.
Л итературный вечер «Живая христианская любовь…» (по творчеству Ф.М.Достоевского )
Н равственность — наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность — воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей — длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Нравственная сила, как и мысль, безгранична. О . Бальзак
Список литературы Приказ Минобрнауки России: 17 мая 2012 г. № 413. Приложение// [Электронный ресурс]/ Российская газета. — Интернет-портал. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html, свободный . Агибалова С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 468-471 . Ковалёва Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 1-4. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе /Ж. «Воспитание школьника», № 2–2012 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков-М .: Просвещение, 2011 . Созонов В. П. Истоки современного духовно-нравственного воспитания. Журнал «Народное образование», №4, 2012 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....
Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы
В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражда...
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
Как с помощью учебного материала проводить духовно-нравственное воспитание учащихся...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...