"Духовно-нравственные ориентиры на уроках русского языка и литературы"
статья на тему
Статья о проблемах духовно-нравственных исканий на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 21.26 КБ |
презентация | 189.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Бадмаева надежда Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Тарбагатайская СОШ»
Нравственные и духовные ориентиры на уроках литературы и русского языка
«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».
Гегель.
Проблема нравственных исканий всегда была принципиальной в русской литературе. Духовно-нравственное воспитание школьников является сегодня наиболее актуальным вопросом, так как современное общество переживает кризис: в нем исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести. В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. Как учитель –словесник уверена, что в решении этой проблемы большая роль отводится урокам литературы так как у русской литературы всегда были особые внутренние цели.
Произведения, изучаемые в школе, различны по характеру, жанру. Но все они способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников. Благодатным материалом являются произведения УНТ, древнерусской литературы, именно в них заложена мудрость народа, его размышления о добре, зле, дружбе, верности. Былины, пословицы, поучения, сказки - не только жанры, в их основе- понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости. Литература XVIII- XIX веков продолжает традиции , заложенные устным народным творчеством и древнерусской литературой. Она обращает внимание на проблемы вины и наказания, войны и мира, бездействие человека, деспотизм и рабство. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и др. ставят перед читателями не только острые социальные вопросы, но и проблемы человеческого существования. Например, пафосом отрицания деспотизма, идеей уважения человека, его чести, достоинства является поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”. О героических подвигах запорожских казаков - повесть Гоголя “Тарас Бульба”.
С 8-го класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирается на материал средних классов. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина , «Шинель» Н.В.Гоголя- все они принадлежат к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться читатель с его раздумьями о серьезных проблемах морали , рассуждениями о смысле жизни, о бескорыстии в любви и дружбе, о благодарности за добро и желании принести добро другим людям, о рыцарстве, о чести и чувстве собственного достоинства.
Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, нашло свое отражение в творчестве М.Горького, В.Маяковского, А.Толстого, Н.Островского, А.Твардовского и во многих других произведениях писателей, изучающихся в 10-11 классах. Русская созерцательность, самопознание нашли отражение в ХХ веке и развитие в творчестве Блока, русских символистов, А.Ахматовой и акмеистов, М. Булгакова, в поэзии Пастернака, О.Мандельштама, И.Бродского, в прозе Солженицына, В.Распутина и других произведениях литературы второй половины ХХ века. Произведения о войне несут большой нравственный заряд: «Сотников», «Живи и помни», « А зори здесь тихие…», «Судьба человека» и другие. Старшеклассники учатся работать с художественным словом, анализировать художественные детали, сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.
Конечно же, главной духовной ценностью является родной язык. Ни для кого не секрет, что наш язык сейчас находится в плачевном состоянии. Сегодня с трудом ориентируешься в вывесках, афишах, объявлениях, рекламах и т. д. Великий литературный критик Белинский считал, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». То есть урок русского языка в духовном становлении личности не менее важен, чем урок литературы. Ведь без языка – как без души. Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. На уроках русского языка важно использовать тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Чтобы ученики смогли осознать, осмыслить сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках. На уроках русского языка и литературы необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому что русское слово открывает для нас всю гамму человеческих чувств и отношений. На уроках использую различные игры, которые полезны не только в учебных, но и в воспитательных целях. Использую дифференцированный подход в обучении. Огромную роль в духовном становлении личности играют сочинения на морально-этические темы, так как заставляют учащихся задумываться о смысле жизни. Это темы «История одной фотографии», «Что такое милосердие?», «В человеке все должно быть прекрасно» и т. д. Работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.
При изучении раздела «Лескика» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, память, порядочность.
Итак, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира. Наши дети – это наше будущее, будущее России. И нам бы хотелось, чтобы дороги, по которым они пойдут, были светлыми, чтобы спутники наших детей были добрыми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
современное общество переживает кризис: в нем исчезли представления о высших ценностях , оно утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Актуальность проблемы
Проблема нравственных исканий всегда была принципиальной в русской литературе. В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Роль литературы в духовно-нравственном воспитании
В произведениях УНТ, древнерусской литературы, заложена мудрость народа, его размышления о добре, зле, дружбе, верности. Былины, пословицы, поучения, сказки - не только жанры , в их основе- понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости. Литература XVIII - XIX веков продолжает традиции , заложенные устным народным творчеством и древнерусской литературой. Она обращает внимание на проблемы вины и наказания, войны и мира, бездействия человека, деспотизм и рабство . С 8-го класса начинается курс на историко-литературной основе. Исторический аспект в изучении произведений также очень важен, так как детям следует знать , в какую эпоху создавалось произведение, какие исторические факты нашли отражение в художественных произведениях, как эти факты могли повлиять на судьбы героев.
Очень важны уроки, реализующие национально- региональный компонент. Произведения бурятских писателей учат ребят познавать культуру, быт и традиции народов, населяющих современную Бурятию, приучают любить родной край, её просторы. Лирика Д. А. Улзытуева , Н.Ш. Нимбуева , Д.Жалсараева , проза Ж. Тумунова , И. Калашникова и др. дышат любовью к родной земле, призывают потомков беречь её величие. Тематика произведений бурятских поэтов и писателей разнообразна, но в основном они посвящены морально-этическим проблемам современности, процессу формирования морального облика молодого человека. Думаю, что приобщение учащихся к культурному наследию русского и бурятского народов, формирование целостного отношения к мировой культуре, способствуют воспитанию чувства уважения к национальным традициям, усвоению общечеловеческих ценностей, повышению интереса к чтению произведений мировой культуры.
На уроках русского языка важно использовать тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Чтобы ученики смогли осознать, осмыслить сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках. Необходимо показать бережное отношение к родному слову. Огромную роль в духовном становлении личности играют сочинения на морально-этические темы, так как заставляют учащихся задумываться о смысле жизни. Роль русского языка в развитии духовно-нравственных качеств
При изучении раздела « Лексика » учащиеся учатся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, память, порядочность. Важную роль в познании мира играют словари, в них заключено всё богатство русского языка, духовность русского народа.
Самое важное в воспитании - духовно пробудить ребёнка. Следует помнить о том, что «когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» (Гегель). Выводы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"
Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....
Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)
Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Русский язык и литература. Русский язык.Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
конспект урока по русскому языку для СПО 1 курс...