Рабочая программа элективного предмета «Создание сжатого изложения» в 9 классе
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Основная форма - классно – урочная.
Изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, беседа, лекция, практикум, дискуссия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лективный курс по русскому языку, 9 класс | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Пречистенская СОШ
Утверждена приказом директора школы
№ 110 от 03.09.2014
Рабочая программа элективного предмета
«Создание сжатого изложения»
в 9 классе
Составила Булыгина Наталия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
п. Пречистое, 2014 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;
- Приказ ОУ от № …………………..
Данная рабочая программа создана на основе элективного курса «Создание сжатого изложения»: авторский курс Долгинцевой И.М, методиста отдела образования управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района. - Ивня , 2009 г -22с. Рецензент: Федорченко П.Ю., доцент кафедры филологического образования Бел РИПКППС, к.ф.н.
Элективный курс «Создание сжатого изложения» рекомендован к использованию в практике преподавания русского языка в предпрофильных классах Белгородской области на основании решения областного экспертного совета департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования от 23.06. 2009 года.
Программа рассчитана на 8 часов (1 час в неделю)
Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части «С» аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст. Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения. На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.
Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня развития школьников.
Программа элективного курса уплотнена: ранее проводились уроки развития речи на тему «Основные языковые приёмы компрессии текста (обучение сжатию текста)». Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся
От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.
Формы организации образовательного процесса в основной школе:
Основная форма - классно – урочная.
Изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, беседа, лекция, практикум, дискуссия.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- написание сочинений;
Виды деятельности учащихся на уроке:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
Содержание программы учебного курса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. | 1 час |
Понятия «текст», «главная мысль текста». Понятие об изложении. Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. | 1 час |
Анализ текста. Подготовка рабочих материалов к изложению текста. Выделение микротем. Составление плана. Абзацное членение. Проверка и оценка сжатого изложения. | 1 час |
Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. Приемы компрессии текста. Проверка и оценка сжатого изложения. | 1 час |
Практическая работа. Анализ работы. Работа над ошибками | 4 час |
Всего | 8 часов |
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Дата | Тема | Вид деятельности | Кол-во час |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Критерии изложения. | теоретический практикум, словарная работа конспектирование; знакомство с образцами КИМов | 1 | |
2 | Виды изложений. Особенности сжатого изложения. Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. | Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли. Составление алгоритма памятка анализ текста | 1 | |
3 | Анализ текста. Подготовка рабочих материалов к изложению текста. Выделение микротем. Составление плана. Абзацное членение текста. | Работа с текстом. Подготовка рабочих материалов к изложению текста. Выделение микротем в тексте, составление плана. Абзацное членение текста. Анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения | 1 | |
4 | Приемы компрессии текста. Проверка и оценка изложения по критериям. Работа с текстом. | Конспектирование, словарная работа, практикум, анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения | 1 | |
5 | Практическая работа. Создание сжатого изложения. Работа с текстом. Анализ работы. Работа над ошибками. Рекомендации по данному виду работы. | практическая работа, анализ работы, работа над ошибками. | 4 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
Обучащиеся должны:
знать/понимать: определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- слушать информацию теле- и радиопередач с установкой на определенные темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинения;
- составлять деловые бумаги;
ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
1. | Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
2. | Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи. |
3. | Умение обрабатывать информацию звучащего текста. |
4. | Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
5. | Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме. |
6. | Умение интерпретировать информацию прочитанного текста. |
7. | Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента. |
8. | Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. |
9. | Умение последовательно излагать собственные мысли. |
10. | Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи. |
11. | Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. |
12. | Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. |
Литература
Основная литература:
- Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.
- Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Долинина Т.А. «Готовимся к государственной итоговой аттестации Русский язык 9 класс: Пособие для учащихся .М: «Русское слово», 2010.
- Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008
- Долинина Т.А. «Готовимся к государственной итоговой аттестации Пособие для учащихся М «Русское слово», 2010
- Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.
- Ладыженская Т.А. Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» М.; Просвещение, 1986
- Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа, М.: «Вако», 2007
- Правильнее, точнее, выразительнее. Элективный курс 9 класс, Волгоград, «Корифей»2007
- Русский язык. 9-й класс. ГИА -2011, 2012, 2013, 2014. Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: «Легион», 2012.
Справочная литература:
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- «Русский язык» - Москва - 1975
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М.: «Художественная литература», 1966
- Баранов М.Т., КостяеваТ.А. Русский язык. Справочник для учащихся – М. «Просвещение», 1984
- Все словари в одном. Универсальный словарь русского языка. – Санкт – Петербург «Весь», 2010
- Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. – М., Эксмо –Форум, 2007
- Денисова М.А., Лагутина Е.В. Русский язык. Справочник в таблицах и схемах. 5-9 класс. – Издат – Школа, 2008
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: «Просвещение», 1994
- Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М. «Просвещение», 1990
- Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка. – М., «Просвещение», 1981
- Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11. – М.: ТЦ Сфера, 2003
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. «Советская энциклопедия», 1964
- Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. – М. «Педагогика», 1984
- Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М. «Просвещение», 1990
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М.: «Просвещение», 1978
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М.: «Культура и традиции», 1996
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М. «Просвещение», 1984
- Федорова Т.Л., Щеглова О. А. Орфоэпический словарь русского языка. – Москва ЛадКом, 2008
- Филин Ф.П. Хрестоматия по истории русского языкознания. – М. «Высшая школа», 1973
С вариантами спецификаций, кодификаторов и демонстрационных вариантов КИМ можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по адресу:
http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/activities/attestation/9/
Интернет-ресурсы
Для учителя
http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml
http://www.e-g-r.ru/index.php?pl=uroki&id=0&PHPSESSID=c0d896780c112066a0cd88d689834596
http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_litera.asp
http://jagrovavv.edurm.ru/p3aa1.html
http://www.proshkolu.ru/user/bulygina76
http://peressa2009.narod2.ru/Elektivnie_kursi/
http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465
http://svetotatyana.narod.ru/p17aa1.html
Для учеников
http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений
www.ege.edu.ru - сайт информационной поддержки ЕГЭ
http://www.km-school.ru – КМ-школа
www.rustest.ru - Федеральный Центр тестирования
http://testonline.rustest.ru - сайт тренировочного тестирования (ЦТ)
http://abiturcenter.ru - Online-тесты ЕГЭ
Учебники и методические пособия:
- И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова «ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – АСТ: Астрель: Москва, 2008;
- Мартынова Л.А. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе. – М, 2005.
- Соловьева Н.Н. Изложение без шпаргалки. – М, 2005.
- Русова Н. «Как писать сочинение, изложение и диктант». Изд. «Деком». Нижний Новгород, 1995 год.
- Алейников О. Ю. , Загоровская О. В. «Секреты вступительного изложения». Воронеж, 1999 год.
- Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.
- http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=410024 (24.07.2007)
- Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. Изложение – аттестационная форма контроля. - М, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""
В данном сборнике представлен практический материал (памятки, рекомендации, разработки уроков, тренингов), который обеспечит методичес...
Рабочая программа спецкурса "Обучение написанию сжатого изложения"
Рабочая программа...
рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс
рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс...
Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения"
Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения" для учащихся 9 классов....
программа элективного предмета "Пишем сжатое изложение"
Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе...
Рабочая программа учебного курса "Секреты сжатого изложения"
Рабочая программа учебного курса для 8 класса "Секреты сжатого изложения"...