Рабочая программа спецкурса "Обучение написанию сжатого изложения"
рабочая программа (русский язык, 8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 473
Утверждаю
И.о. директора
ГБОУ СОШ № 473
____________Сухаревская Е.В.
«___»___________20____г.
Рабочая программа
спецкурса «Обучение написанию сжатого изложения»
на 2013-2014 учебный год
Программа для учащихся 8а класса
Срок реализации – 25 часов
(с 01.11.2013)
(1 час в неделю)
Составитель: Горячева Наталья Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационная категория
Рассмотрено на заседании МО
протокол № ___
от «___»____________20___ г.
Председатель МО
__________________________
Москва, 2013 г.
Пояснительная записка
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы.
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.
Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.
Данный курс предназначен для учащихся 8-а класса.
Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.
Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, применяющимся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Учебный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.
В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
1. Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
2. Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
3. Умение обрабатывать информацию звучащего текста.
4. Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную
мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
5. Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.
6. Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.
7. Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
8. Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым
типом речи.
9. Умение последовательно излагать собственные мысли.
10. Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.
11. Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.
12. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.
В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня речевого развития школьников.
Данный курс рассчитан на 25 часов, т.к. начинается с 01ноября 2013 года.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.
Программа учебного курса
"Обучение написанию сжатого изложению ".
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч).
2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе (1ч).
3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения (1ч).
4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста (1ч).
5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение (1ч).
6. Подготовка рабочих материалов к изложению (1ч).
7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения (1ч).
8. Приемы компрессии текста (4ч).
9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (1ч).
10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения (1ч).
11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом (1ч).
12. Практическая работа. Обучающее изложение «Как делаются слова» (1ч).
13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения (1ч).
14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч).
15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения (1ч).
16.Проверка и оценка изложения (1ч).
17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом» (1ч).
18.Контрольное изложение (2ч).
19. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками (1ч).
20. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения(1ч.
Итого – 25 часов
Содержание программы учебного курса
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч).
Цели и задачи курса.
Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.
2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе (1ч).
Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий.
Оценка уровня речевого развития учащихся класса .
3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения (1ч).
Понятие об изложении. Виды изложений.
Алгоритм написания изложения.
Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением.
Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.
4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста (1ч).
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:
- определить тему текста,
- пересказать его содержание,
-ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,
- восстановить последовательность эпизодов,
-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор,
-какова главная мысль текста,
-каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.
Понятие «авторский стиль изложения».
Упражнения для подготовки учащихся к изложению
5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение (1ч).
Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана.
Последовательность событий. Выделение микротем.
Упражнения в абзацном членении текста.
Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану.
Упражнения для подготовки учащихся к изложению
6. Подготовка рабочих материалов к изложению (1ч).
Подготовка рабочих материалов к изложению.
Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа.
Изложение каждой микротемы . Анализ черновых работ. Исправление недочетов.
7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения (1ч).
Понятие «сжатое изложение».
Особенности сжатого изложения.
Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанного по одному исходному тексту.
Практикум по сокращению текста.
8. Приемы компрессии текста (4ч).
- Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) –1ч.
- Замены (1 ч):
-замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением;
-замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением;
-замена сложноподчинённого предложения простым.
- Исключения(1 ч):
-исключение повторов;
-исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких из синонимов.
- Слияния (1 ч):
-слияние нескольких предложений в одно и т.д.
Практикумы по сокращению текста с использованием приемов компрессии.
9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (1ч).
Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия
текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками
с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением»
10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения (1ч).
Написание сжатого изложения.
11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом (1ч).
12. Обучающее изложение «Как делаются слова» (1ч).
13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения (1ч).
Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:
-содержание изложения,
-наличие сжатия исходного текста,
-смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Рассмотрение системы оценивания задания С1.
Памятка для анализа изложения.
Упражнения для подготовки учащихся к изложению
14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч).
Рекомендации по квалификации ошибок.
Упражнения на выявление разных видов ошибок и их исправление.
15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения (1ч).
Словарная работа. Выделение микротем.
Составление плана. Компрессия текста.
Изложение каждой микротемы на черновике.
Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения.
16.Проверка и оценка изложения (1ч).
17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом» (1ч).
18.Контрольное изложение (2ч).
19. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками (1ч).
20. Итоги учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения (1ч).
Итого – 25 часов
Литература
1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.
2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004
4.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.
5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.
6.Морозова И.Д.«Виды изложений и методика их проведения».- М. : «Просвещение», -1984)
7.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008.
8.Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006.
9.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, - 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.
В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения
В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...
Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"
Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....