Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения" для учащихся 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pisat_szhatye_izlozheniya.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V-VI вида Костромской области»
«Согласовано» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель МО _______(Смирнова С. С.) | Заместитель директора школы-интерната по УВР _______(Кравченко М. П.) | Директор ОГКОУ школы- интерната V – VI вида _________(Беляшина О. О.) |
ФИО | ФИО | ФИО |
Протокол № ___ от | Приказ №__________ от | |
«___» ________20___г. | «___» ________ 20___г. | «___» ________ 20___г. |
Рабочая программа
факльтатива
«Учимся писать сжатые изложения»
10 а класс
Срок реализации: 2015-2016 учебный год
Учитель Кудрявцева Ю. В.
2015–2016 учебный год
Пояснительная записка
Цели обучения:
Восполнение пробелов в обучении изложению, реализация интереса к предмету, показ роли и места изложений в профессиональной деятельности
Задачи элективного курса:
- Научить обучающихся
- слышать текст, воспринимать его тему и главную мысль, его логику, а также определять функциональный тип речи и особенности авторского стиля;
- читать текст с целью подробного ознакомления с его содержанием или с целью найти подробную информацию, воспринимая тему и главную мысль прочитанного, функциональный тип речи и стилистические особенности;
- слушая и читая – запоминать последовательность изложения, главные факты и опорные слова;
- воспроизводить услышанное и прочитанное в устном пересказе или письменном изложении в соответствии с функциональным типом и стилем речи.
- Формировать основные компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы:
- полноценное восприятие художественных произведений;
- творческий подход к анализу.
- Формировать точную и выразительную устную и письменную речь.
- Развивать образное мышление.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования следующих компетенций.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Место предмета.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого 35 часов за учебный год.
Программа курса «Создание сжатого изложения» предназначена для работы по развитию связной речи учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Она направлена на планомерное изучение способов анализа различных текстов.
Данный курс обеспечит условия выработки алгоритма написания изложения, его закрепления; взаимопроверка, обсуждение результатов, совместная выработка критериев оценки изложений будут способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.
Способами реализации послужат следующие виды деятельности: работа с текстами, их редактирование (т. е. нахождение грамматических, лексических ошибок, а также речевых недочётов); выполнение тестов, написание творческих изложений с элементами сочинений по тексту и литературному материалу, написание изложений в форме ответов на вопросы и т. д.
Содержание программы в целом является повторением того, что было изучено в 5–9-х классах по развитию речи, но отличается углубленным содержанием, новыми для девятиклассников лингвистическими понятиями, изменён характер деятельности, расширена и усложнена тематика текстов, предложенных для анализа и изложения.
В современных условиях выпускникам необходимо владеть различными стилями речи, свободно, грамотно излагать свои мысли. Это понадобится при выборе профессии и дальнейшей социализации.
Критерии оценки в том виде, в котором она осуществляется на обычных уроках, на факультативных занятиях нет. Но она предполагается в ходе различных видов деятельности, например, при анализе образцовых текстов, при редактировании ошибочных текстов, т.к. учащиеся всё время опираются на знания и умения, уже полученные на уроках русского языка (саморефлексируют).
Оценкой станет факт достижения изначально поставленной цели.
Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:
- определять стилевую принадлежность текстов, исходя из совокупности характерных признаков;
- воспринимать текст на слух и обрабатывать его в соответствии с заданием (план, пересказ, изложение);
- излагать содержание текста в соответствии с требованиями (подробно, сжато, выборочно).
Формы организации деятельности детей
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная,
групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и
детей — лекция, семинар, лабораторная работа, практикум;
- по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению
знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную деятельность детей. Теоретическая часть занятий будет включать в себя необходимую информацию о типах и стилях речи, тексте, о видах переработки текста, о способах компрессии текста, о критериях оценки сочинений и изложений, о классификации ошибок и их устранении и недопущении; практическая часть - выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговой формой реализации программы будет написание сжатого изложения с соблюдением всех требований к части С 1 ГИА, а также будут учтены записи теоретического материала, представленного в конспектах учащихся.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник будет знать:
- что такое изложение;
- стили и типы речи, уметь определять их;
- как составлять план текста (сложный и простой);
- как писать изложения сжатые и подробные;
- как письменно высказывать свое мнение, то есть давать ответ на вопрос к тексту;
- основные виды логических, фактических, речевых и грамматических ошибок, стараться их не допускать;
Воспитанник будет уметь:
- адекватно воспринимать авторский замысел, понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- анализировать текст, понимать его проблемы и художественные особенности;
- кратко передавать исходный текст, применяя различные приемы сжатия;
- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
- последовательно излагать мысли, создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, используя разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- умение аргументировать свою позицию;
- формировать самокритичность, уверенность в себе;
- организовать свою деятельность и анализировать ее;
- осознавать значимость результата;
- развивать творческую способность.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
- тактичность и терпимость;
- стремление помогать другим;
- умение самовыражаться.
Учебно-тематический план
№ п/п | Дата проведения | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
План. | Факт. | |||
I | Введение (1ч.) | |||
1 | 02.09.15 | Введение: цели, задачи, предмет курса «Сжатое изложение текста». Значение факультативного курса. | ||
II | Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч) | |||
2 | 09.09.15 | Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения | ||
3 | 16.09.15 | Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением | ||
III | Стили и типы речи (2ч.) | |||
4 | 23.09.15 | Семинар-практикум «Стили и типы речи». | ||
5 | 30.09.15 | Практическая работа № 1. Комплексный анализ текста. | ||
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста (1ч.) | ||||
6 | 7.10.15 | Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста | ||
IV | Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение (3ч.) | |||
7 | 14.10.15 | Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий | ||
8 | 21.10.15 | Выделение микротем. | ||
9 | 28.10.15 | Упражнения в абзацном членении текста. | ||
V | Тезисы текста (2ч.) | |||
10 | 11.11.15 | Тезисы текста. Тезис как основная мысль текста (фразы) | ||
11 | 18.11.15 | Отличие тезисов от тезисного плана. Алгоритм написания тезисов. | ||
VI | Текст. Виды переработки текста. (9 ч.) | |||
12 | 25.11.15 | Текст как единица языка. Признаки текста. | ||
13 | 02.12.15 | Тема, идея, проблема текста. | ||
14 | 09.12.15 | Практическая работа № 2. «Главное – увидеть главное». (Выделение главной мысли, формулирование проблемы текста). | ||
15 | 16.12.15 | Развитие мысли в тексте. «Данное» и «новое» в предложении и тексте. Практическая работа № 3. | ||
16 | 23.12.15 | Виды и средства связи предложений в тексте. Дистантная и контактная связь. Практическая работа № 4. | ||
17 | 13.01.16 | Абзац. Микротема. | ||
18 | 20.01.16 | Виды информации в тексте. Главная и второстепенная информация. | ||
19 | 27.01.16 | Подготовка к сжатому изложению по тексту: «Дружба»/ | ||
20 | 03.02.16 | Написание сжатого изложения по тексту: «Дружба»/ | ||
VII | Сжатое изложение. Технология написания сжатого изложения. (6 ч.) | |||
21 | 10.02.16 | Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Технология написания сжатого изложения. | ||
22 | 17.02.16 | Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение. | ||
23 | 24.02.16 | Отработка приема исключение. Практическая работа № 5. | ||
24 | 02.03.16 | Отработка приема обобщение. Практическая работа № 6. | ||
25 | 09.03.16 | Отработка приема упрощение. Практическая работа № 7. | ||
26 | 16.03.16 | Практическая работа № 8. Выбор приемов компрессии текста. | ||
VIII | Ошибки, которые подстерегают (6 ч.) | |||
27 | 30.03.16 | Требования к написанию сжатого изложения. Проверка и оценивание сжатого изложения. Критерии оценивания сжатого изложения. | ||
28 | 06.04.16 | Ошибки в содержании изложения: фактические и логические. | ||
29 | 13.04.16 | Речевые ошибки, их классификация. | ||
30 | 20.04.16 | Грамматические ошибки, их классификация. | ||
31 | 27.04.16 | Орфографические ошибки. | ||
32 | 04.05.16 | Пунктуационные ошибки. | ||
IX | Заключение. Итоговый контроль (3ч.) | |||
33 | 11.05.16 | Написание сжатого изложения по тексту: «В жизни всегда есть место подвигу». | ||
34 | 18.05.16 | Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом. | ||
35 | 25.05.16 | Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию 10 класса обучающиеся должны
Знать:
- требования к изложению;
- правила чтения и слушания текста с целью дальнейшего пересказа;
- систематизировать материалы.
Уметь:
- создавать письменные тексты различных типов;
- владеть различными видами изложения текста;
- использовать в соответствии с учебной программой различные виды чтения;
- различать тексты в соответствии с функциональной наполняемостью;
- составлять сложный план текста;
- подробно и сжато излагать текст.
Учебно-методическое обеспечение
для педагога:
- Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. Изложение – аттестационная форма контроля. - М, 1996.
- Мартынова Л.А. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе. – М, 2005.
- Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2013.
- Новые образовательные стандарты. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину-Дьяченко) / Авт.- сост. Г.М.Вялкова. -2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2013.
- Рыбченкова Л.М. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. – М, 1998.
- Соловьева Н.Н. Изложение без шпаргалки. – М, 2005.
- ФИПИ http://www.fipi.ru/
для обучающихся:
- Егораева, Т.Г. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Т.Г.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
- Зайцева, О.Н. Рабочая тетрадь. Задания на понимание текста: 8 класс: / О.Н.Зайцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
- Никитина, Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- ФИПИ http://www.fipi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся писать сжатое изложение
Открытый урок в 9 классе...
презентация "Учимся писать сжатое изложение"
Данная презентация составлена в рамках подготовки к новой форме аттестации в 9 классе и содержит материал, помогающий девятиклассникам овладеть методикой сжатия текста....
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.
Памятка для учащихся...
Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.
Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....
Памятка для учащихся "Как писать сжатое изложение"
Памятка содержит основные этапы, способы сжатия и главные условия в написании изложения....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс...