программа элективного предмета "Пишем сжатое изложение"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Выручаева Ирина Сергеевна

Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon szhatoe_izlozhenie.doc53.5 КБ
Файл elektiv.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе

  1. Письменный экзамен по русскому языку (изложение) проверяет уровень языковой и речевой компетентности учащихся.
  2. В изложении в затруднительных случаях ученик может произвести лексическую и грамматическую замену и избежать некоторых ошибок.
  3. Успешное написание изложения основывается на ряде умений учащихся:
    - содержательно, правильно, последовательно воспроизводить в письменной форме исходный текст;
    - использовать языковые средства авторского текста;
    - грамотно оформлять текст и с орфографической , и с пунктуационной стороны.
    Каждое из этих умений является комплексным.
  4. Подготовка к экзаменационному изложению должна вестись в двух направлениях:
    - со стороны учителя, осуществляющего ряд тренировочно-обучающих изложений, контрольное и предэкзаменационное;
    - со стороны учащихся, тренирующих память в самостоятельных пересказах текстов, осваивающих стилистику разных авторов, обогащающих свой лексикон.
  5. Способами тренировки могут быть мини-изложения, свободные диктанты, устные пересказы с письменным фрагментом сочинения по проблеме, поднятой в тексте, т.е. экономные по времени виды речевой деятельности. Они могут занимать только часть урока, обычно отводимую для работы с текстом, это могут быть отдельные уроки развития речи.
  6. В контексте грамматического урока удобнее использовать для изложения опорный текст, т.е. тот, который предназначен для лингвистических образовательных целей и предъявлен в качестве дидактического материала. В этом случае его анализ способствует развитию лингвистической компетенции учеников, а запись в виде изложения – речевой.
  7. В текстах малого объёма тип и стиль речи выдерживается строже, поэтому лучше использовать тексты небольшого объёма.
  8. Содержание текстов должно быть разным: информативно значимым, проблемным, эстетическим.
  9. Текст изложения при устном предъявлении лучше запоминается аудиалами (т.е. теми учениками, у которых хорошо развита слуховая память) и хуже визуалами (т.е. теми учениками, у которых лучше развита зрительная память). Учитывая эту особенность человеческой памяти, учитель может при подготовке к экзамену предъявлять запись текста на доске. Увиденный и проанализированный текст убирается, и запись делается учащимися по памяти. Можно использовать такие варианты работы:
    - учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти;
    - учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух – письмо по памяти;
    - учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти.
  10. Важно затем сопоставить исходный текст (первичный) с письмом по памяти (вторичным). Приёмы работы: самопроверка, саморедактирование и самооценка или взаимопроверка, взаиморедактирование и взаимооценка.
  11. Необходимо заострить внимание на членении текста на абзацы, отвечающие микротемам или составляющие часть микротем. Отрабатывается специфический пунктуационный знак – красная строка.
  12. В качестве материала для работы можно использовать миниатюры М.М.Пришвина, очерки К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» (гл. «Мшары»).
  13. Чтобы научиться писать изложения и сочинения, надо как можно чаще заниматься такой работой. При этом не надо гнаться за объёмом. Самая удобная форма – миниатюры: изложения-миниатюры и сочинения-миниатюры. Эти небольшие по объёму тексты обладают всеми качествами, которые обычно предъявляются к «обычным» текстам.

 

Рекомендации к написанию изложения

  1. Внимательно прочитайте (прослушайте текст), который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста). Необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
  2. Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)
  3. Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
  4. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
  5. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).
  6. Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.
  7. Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.
  8. Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).
  9. Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:
    - тезис (основная мысль);
    - аргументы (доказательства);
    - вывод (автор может сам и не делать вывода).
    Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.
  10. Прослушивая (читая) текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. .
  11. Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.
  12. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
  13. Медленно перечитайте предложение , в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте,
    - нет ли у вас грамматических ошибок,
    - не нарушена ли связь слов,
    - не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей ( так вы избежите одной из самых распространённых ошибок – неоправданного повтора слов).
  14. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.
  15. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
  16. Перечитайте ещё раз изложение (сочинение) и аккуратно перепишите.
  17. Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение (сочинение), будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.

 



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса "Пишем сжатое изложение"

                                                            Пояснительная записка

Программа элективного курса «Пишем сжатое изложение» предназначена для работы по развитию связной речи обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Она направлена на планомерное изучение способов анализа различных текстов и подготовку обучающихся к итоговой аттестации.

Способами реализации послужат следующие виды деятельности: работа с текстами, их редактирование,  выполнение тестов, написание творческих изложений, используя приёмы сжатия текста.

Содержание программы в целом является повторением того, что было изучено в 5–8-х классах по развитию речи, но отличается углубленным содержанием, новыми для девятиклассников лингвистическими понятиями, изменён характер деятельности, расширена и усложнена тематика текстов, предложенных для анализа и изложения.
Курс рассчитан на 17 часов.

Основная цель: cоздание условий для формирования и развития у обучающихся: 

  • интеллектуальных и практических умений в области лингвистики;
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения;
  • интереса к изучению родного языка.

Задачи: 

  • формировать понятие о тексте, его типах, стилях;
  • развивать навык восприятия текста, умение излагать его сжато .
  •  развивать навыки анализа письменной речи;
  • развивать творческие способности учащихся.

Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут: 

  • определять стилевую принадлежность текстов, исходя из совокупности характерных признаков;
  • воспринимать текст на слух и обрабатывать его в соответствии с заданием (план, пересказ, изложение);
  • излагать содержание текста в соответствии с требованиями (подробно, сжато, выборочно).

Учебно-тематический план

Кол-во часов

Тема

Виды деятельности, формы и методы работы

2 часа

Введение в курс. Текст. Стили и типы речи.

Составление плана лекции учителя.

2 час

Понятие об изложении. Виды изложений.

Работа с текстами, исследования, работа в группах.

1 час

Композиционная форма изложений.

Практическая работа.

2 часа

Сжатое изложение. Понятие, способы сжатия текста.

Составление плана лекции учителя. Работа с текстами

2 часа

Приёмы сжатия изложения.

Практическая работа.

3 часа

Написание сжатого изложения.

Практическая работа.

1 час

Работа над ошибками.

Индивид. Работа.

3 часа

Комплексная работа с текстом.

Работа в группах, практическая работа.

1 час

Анализ удачных и неудачных работ.

Рефлексия.

Итого: 17 часов.

                                                   Содержание программы

1. Введение в курс. Текст. Стили и типы речи

Понятие текста. Тема текста. Идея текста. Микротема и микротекст. Виды связи предложений в тексте. Лексические средства связи. Синтаксические средства связи. Понятие о стилях речи. Публицистический стиль. Научный стиль. Художественный стиль. Официально-деловой стиль. Характерные признаки стилей. Своеобразие лексики данных стилей. Типы речи и их признаки.
Работа с таблицами, с текстами разных стилей, типов

2. Понятие об изложении. Виды изложений

I. Изложения без изменения текста:

а) без добавления к тексту
б) с добавлением к тексту

 II. Изложения с изменением текста:

а) с перестановкой материала
б) выборочные
в) сжатые.

Разбор текстов. Наблюдение над выразительными средствами в тексте.
Эпитет, сравнение, метафора, гипербола, литота, аллегория, ирония, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, анафора, антитеза.

3. Композиционная форма изложения

Основные части изложения. Синтаксические средства языка: бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, параллелизм, повтор, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, анафора.

4. Сжатое изложение. Понятие, способы сжатия текста. 

Дать понятие о сжатом изложении, познакомить со способами сжатия текста.

5. Приёмы сжатого и выборочное изложения.

Комплексная работа с текстом. Повторение памятки.

6-8. Написание изложений. Анализ удачных и неудачных работ.

Что можно назвать удачей, а что нет. Достоинства и недостатки в работах учащихся.

 Литература для учителя:

1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. – М, «Дрофа», 2000.
2.
Брисков А.И. Русская словесность. – М., "Просвещение", 2005.
3.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9 – 11 кл. – М., «Дрофа», 2002.
4.
Никишаева В.П. Опыты лингвостилистического анализа текста.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся  общеобразовательных школ показал, чт...

Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""

В данном сборнике представлен   практический материал  (памятки,  рекомендации,  разработки уроков, тренингов),   который  обеспечит   методичес...

Программа элективного курса "С изложением на "ты"".

Программа данного курса разрабртана для обучающихся 8-9 классов. Курс ориентирован на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей обучающихся, формирование способности к...

Рабочая программа элективного курса "Все о сжатом изложении"

Программа данного курса предназначена для подготовки школьников к написанию сжатого изложения в рамках Основного государственного экзамена(ОГЭ) по русскому языку в 9-ом классе. На занятиях учащиеся бу...

рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс

рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс...

Рабочая программа элективного предмета «Создание сжатого изложения» в 9 классе

Реализация данного курса  позволит тщательно  подготовиться к  выполнению   части  «С»  аттестационной работы за курс основной школы, отработать  технолог...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс...