программа элективного предмета "Пишем сжатое изложение"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie.doc | 53.5 КБ |
elektiv.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе
- Письменный экзамен по русскому языку (изложение) проверяет уровень языковой и речевой компетентности учащихся.
- В изложении в затруднительных случаях ученик может произвести лексическую и грамматическую замену и избежать некоторых ошибок.
- Успешное написание изложения основывается на ряде умений учащихся:
- содержательно, правильно, последовательно воспроизводить в письменной форме исходный текст;
- использовать языковые средства авторского текста;
- грамотно оформлять текст и с орфографической , и с пунктуационной стороны.
Каждое из этих умений является комплексным. - Подготовка к экзаменационному изложению должна вестись в двух направлениях:
- со стороны учителя, осуществляющего ряд тренировочно-обучающих изложений, контрольное и предэкзаменационное;
- со стороны учащихся, тренирующих память в самостоятельных пересказах текстов, осваивающих стилистику разных авторов, обогащающих свой лексикон. - Способами тренировки могут быть мини-изложения, свободные диктанты, устные пересказы с письменным фрагментом сочинения по проблеме, поднятой в тексте, т.е. экономные по времени виды речевой деятельности. Они могут занимать только часть урока, обычно отводимую для работы с текстом, это могут быть отдельные уроки развития речи.
- В контексте грамматического урока удобнее использовать для изложения опорный текст, т.е. тот, который предназначен для лингвистических образовательных целей и предъявлен в качестве дидактического материала. В этом случае его анализ способствует развитию лингвистической компетенции учеников, а запись в виде изложения – речевой.
- В текстах малого объёма тип и стиль речи выдерживается строже, поэтому лучше использовать тексты небольшого объёма.
- Содержание текстов должно быть разным: информативно значимым, проблемным, эстетическим.
- Текст изложения при устном предъявлении лучше запоминается аудиалами (т.е. теми учениками, у которых хорошо развита слуховая память) и хуже визуалами (т.е. теми учениками, у которых лучше развита зрительная память). Учитывая эту особенность человеческой памяти, учитель может при подготовке к экзамену предъявлять запись текста на доске. Увиденный и проанализированный текст убирается, и запись делается учащимися по памяти. Можно использовать такие варианты работы:
- учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти;
- учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух – письмо по памяти;
- учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти. - Важно затем сопоставить исходный текст (первичный) с письмом по памяти (вторичным). Приёмы работы: самопроверка, саморедактирование и самооценка или взаимопроверка, взаиморедактирование и взаимооценка.
- Необходимо заострить внимание на членении текста на абзацы, отвечающие микротемам или составляющие часть микротем. Отрабатывается специфический пунктуационный знак – красная строка.
- В качестве материала для работы можно использовать миниатюры М.М.Пришвина, очерки К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» (гл. «Мшары»).
- Чтобы научиться писать изложения и сочинения, надо как можно чаще заниматься такой работой. При этом не надо гнаться за объёмом. Самая удобная форма – миниатюры: изложения-миниатюры и сочинения-миниатюры. Эти небольшие по объёму тексты обладают всеми качествами, которые обычно предъявляются к «обычным» текстам.
Рекомендации к написанию изложения
- Внимательно прочитайте (прослушайте текст), который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста). Необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
- Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)
- Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
- Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
- Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).
- Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.
- Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.
- Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).
- Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:
- тезис (основная мысль);
- аргументы (доказательства);
- вывод (автор может сам и не делать вывода).
Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов. - Прослушивая (читая) текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. .
- Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.
- При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
- Медленно перечитайте предложение , в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте,
- нет ли у вас грамматических ошибок,
- не нарушена ли связь слов,
- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей ( так вы избежите одной из самых распространённых ошибок – неоправданного повтора слов). - Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.
- Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
- Перечитайте ещё раз изложение (сочинение) и аккуратно перепишите.
- Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение (сочинение), будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса "Пишем сжатое изложение"
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Пишем сжатое изложение» предназначена для работы по развитию связной речи обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Она направлена на планомерное изучение способов анализа различных текстов и подготовку обучающихся к итоговой аттестации.
Способами реализации послужат следующие виды деятельности: работа с текстами, их редактирование, выполнение тестов, написание творческих изложений, используя приёмы сжатия текста.
Содержание программы в целом является повторением того, что было изучено в 5–8-х классах по развитию речи, но отличается углубленным содержанием, новыми для девятиклассников лингвистическими понятиями, изменён характер деятельности, расширена и усложнена тематика текстов, предложенных для анализа и изложения.
Курс рассчитан на 17 часов.
Основная цель: cоздание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области лингвистики;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения;
- интереса к изучению родного языка.
Задачи:
- формировать понятие о тексте, его типах, стилях;
- развивать навык восприятия текста, умение излагать его сжато .
- развивать навыки анализа письменной речи;
- развивать творческие способности учащихся.
Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:
- определять стилевую принадлежность текстов, исходя из совокупности характерных признаков;
- воспринимать текст на слух и обрабатывать его в соответствии с заданием (план, пересказ, изложение);
- излагать содержание текста в соответствии с требованиями (подробно, сжато, выборочно).
Учебно-тематический план
Кол-во часов | Тема | Виды деятельности, формы и методы работы |
2 часа | Введение в курс. Текст. Стили и типы речи. | Составление плана лекции учителя. |
2 час | Понятие об изложении. Виды изложений. | Работа с текстами, исследования, работа в группах. |
1 час | Композиционная форма изложений. | Практическая работа. |
2 часа | Сжатое изложение. Понятие, способы сжатия текста. | Составление плана лекции учителя. Работа с текстами |
2 часа | Приёмы сжатия изложения. | Практическая работа. |
3 часа | Написание сжатого изложения. | Практическая работа. |
1 час | Работа над ошибками. | Индивид. Работа. |
3 часа | Комплексная работа с текстом. | Работа в группах, практическая работа. |
1 час | Анализ удачных и неудачных работ. | Рефлексия. |
Итого: 17 часов.
Содержание программы
1. Введение в курс. Текст. Стили и типы речи
Понятие текста. Тема текста. Идея текста. Микротема и микротекст. Виды связи предложений в тексте. Лексические средства связи. Синтаксические средства связи. Понятие о стилях речи. Публицистический стиль. Научный стиль. Художественный стиль. Официально-деловой стиль. Характерные признаки стилей. Своеобразие лексики данных стилей. Типы речи и их признаки.
Работа с таблицами, с текстами разных стилей, типов
2. Понятие об изложении. Виды изложений
I. Изложения без изменения текста:
а) без добавления к тексту
б) с добавлением к тексту
II. Изложения с изменением текста:
а) с перестановкой материала
б) выборочные
в) сжатые.
Разбор текстов. Наблюдение над выразительными средствами в тексте.
Эпитет, сравнение, метафора, гипербола, литота, аллегория, ирония, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, анафора, антитеза.
3. Композиционная форма изложения
Основные части изложения. Синтаксические средства языка: бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, параллелизм, повтор, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, анафора.
4. Сжатое изложение. Понятие, способы сжатия текста.
Дать понятие о сжатом изложении, познакомить со способами сжатия текста.
5. Приёмы сжатого и выборочное изложения.
Комплексная работа с текстом. Повторение памятки.
6-8. Написание изложений. Анализ удачных и неудачных работ.
Что можно назвать удачей, а что нет. Достоинства и недостатки в работах учащихся.
Литература для учителя:
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. – М, «Дрофа», 2000.
2. Брисков А.И. Русская словесность. – М., "Просвещение", 2005.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9 – 11 кл. – М., «Дрофа», 2002.
4. Никишаева В.П. Опыты лингвостилистического анализа текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, чт...
Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""
В данном сборнике представлен практический материал (памятки, рекомендации, разработки уроков, тренингов), который обеспечит методичес...
Программа элективного курса "С изложением на "ты"".
Программа данного курса разрабртана для обучающихся 8-9 классов. Курс ориентирован на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей обучающихся, формирование способности к...
Рабочая программа элективного курса "Все о сжатом изложении"
Программа данного курса предназначена для подготовки школьников к написанию сжатого изложения в рамках Основного государственного экзамена(ОГЭ) по русскому языку в 9-ом классе. На занятиях учащиеся бу...
рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс
рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс...
Рабочая программа элективного предмета «Создание сжатого изложения» в 9 классе
Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части «С» аттестационной работы за курс основной школы, отработать технолог...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс...