рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
рабочая программа по элективному курсу "Создание сжатого изложения" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к элективному курсу по русскому языку
«Создание сжатого изложения»
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы.
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.
Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов.
Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.
Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.
В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
1. | Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
2. | Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи. |
3. | Умение обрабатывать информацию звучащего текста. |
4. | Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию). |
5. | Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме. |
6. | Умение интерпретировать информацию прочитанного текста. |
7. | Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента. |
8. | Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. |
9. | Умение последовательно излагать собственные мысли. |
10. | Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи. |
11. | Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. |
12. | Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. |
Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом
В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня развития школьников.
Данный курс рассчитан на 34 часа.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся
От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.
Программа элективного курса " Создание сжатого изложения ".
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. (1ч) 2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) 3.Понятие об изложении . Алгоритм написания изложения. (2ч) 4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) 5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) 6. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)
7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
8. Приемы компрессии текста. (5ч)
9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения (2ч)
10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
12. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)
13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»(2ч)
15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч)
16.Проверка и оценка изложения. (1ч)
17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом». (1ч)
18.Контрольное изложение. (4ч)
19. Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
20. Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.(1ч) Итого – 34 часа
Содержание программы учебного курса
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч) Цели и задачи курса. Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.
2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на начало обучения.
3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения (Приложение1) Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением. Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.
4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:
-определить тему текста, -пересказать его содержание, -ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,
-восстановить последовательность эпизодов , -определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста, -каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.
Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению
5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста. Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
6.Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)
Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.
7.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.
8.Приемы компрессии текста. (5ч)
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч Замены: -замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; -замена сложноподчинённого предложения простым -1ч Исключения: -исключение повторов; -исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч. Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч
9.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1)
10.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
Написание сжатого изложения.
11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
12. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч) (Разработка урока дана в пособии И.Д.Морозовой «Виды изложений и методика их проведения», М. «Просвещение», 1984)
13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:
-содержание изложения, -наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)
Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч) Рекомендации по квалификации ошибок.
15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .
16.Проверка и оценка изложения. (1ч)
17.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)
18.Контрольное изложение. (4ч)
19.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
20. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч)
Итого – 34 часа
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Дата | Тема | Вид деятельности | Кол-во час |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста». | теоретический практикум , словарная работа конспектирование | 1 | |
2 | Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. | знакомство с образцами КИМов тестирование взаиморецензиро-вание | 1 | |
3 | Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения | составление алгоритма написания изложения | 1 | |
4 | Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его изложением | упражнения, групповая работа информационная переработка письменного текста | 1 | |
5 | Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Анализ текста. | анализ текста | 1 | |
6 | Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста | составление плана текста, абзацное членение текста | 1 | |
7 | Составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению | составление плана текста ,пересказ , разноуровневые упражнения | 1 | |
8 | Подготовка рабочих материалов к изложению текста Выделение микротем. Составление плана. | выделение микротем в тексте, составление плана | 1 | |
9 | Подготовка рабочих материалов к изложению текста Словарная работа. Изложение каждой микротемы . Анализ черновых работ. Исправление недочетов. | словарная работа, изложение, анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения | 1 | |
10 | Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложением. | конспектирование словарная работа | 1 | |
11 | Приемы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. | практикум | 1 | |
12 | Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) | упражнения | 1 | |
13 | Свёртывание исходной информации за счёт замены | упражнения | 1 | |
14 | Свёртывание исходной информации за счёт исключения повторов, синонимов | упражнения | 1 | |
15 | Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии | практикум, групповая работа | 1 | |
16 | Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения | практическая работа. | 1 | |
17 | Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения | самостоятельная работа. | 1 | |
18 | Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом | работа над ошибками. редактирование текста. | 1 | |
19 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | обучающее изложение | 1 | |
20 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | обучающее изложение | 1 | |
21 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | обучающее изложение | 1 | |
22 | Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. | работа с памяткой для анализа изложения | 1 | |
23 | Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки | классификация речевых ошибок | 1 | |
24 | Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Грамматические ошибки | классификация грамматических ошибок | 1 | |
25 | Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. | написание сжатого изложения | 1 | |
26 | Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения | работа над ошибками | 1 | |
27 | Проверка и оценка изложения | анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения | 1 | |
28 | Психологический тренинг « Боремся со стрессом» | тренинг | 1 | |
29 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
30 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
31 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
32 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
33 | Проверка и оценка изложений. Работа над ошибками | анализ изложений по критериям оценивания сжатого | 1 | |
34 | Итоги учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения. | дискуссия, подведение итогов деятельности | 1 | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...
рабочая программа по элективному курсу в 11 классе
рабочая программа по элективному курсу в 11 классе...
Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе "Семьеведение"
Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе "Семьеведение", расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса «Клетки и ткани»
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса «Клетки и ткани» разработана на основе: программы элективного курса «Клетки и ткани»: 10-11 классы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н....
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Решение генетических задач»
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Решение генетических задач» разработана на основе: программы элективного курса для 11 класса "Решение генетических задач", автор...
Рабочая программа по элективному курсу 10-11 класс "Задачи с параметрами"
Преподавание элективного курса «Задачи с параметрами» ориентировано на использование учебно-методического комплекта, в который входит:1. «Задачи с параметрами». /П.И....