Технологическая карта урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Рапопорт Вероника Леонидовна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Неопределенная форма глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk-rapoport-2-ispr.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Фамилия Имя  Отчество: Рапопорт Вероника Леонидовна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Тема урока: Неопределенная форма глагола

Цель: Формирование знаний об особенностях глаголов в неопределённой форме

Задачи

образовательные

развивающие

воспитательные

формировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме по их существенным признакам

развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, совершенствовать речевую деятельность

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе

УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

мотивация осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

реализовывать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работать по плану

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

понимать информацию и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовать, структурировать, воспроизводить и применять с учётом решающих задач

Планируемые результаты

Предметные (знать)

Предметные (уметь)

Метапредметные

Личностные

– ориентирование в своей системе знаний;
– актуализация знаний о глаголе как части речи;
– выявление признаков глаголов в неопределённой форме

– умение распознавать глаголы в неопределённой форме и правильно употреблять их в речи;
– умение осознавать роль глаголов в речи.

– умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям;
– развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
– развитие речи, операций мышления для решения проблемной ситуации

– формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
– развитие способности к самооценке.

Понятия: неопределенная форма глагола, инфинитив

Межпредметные связи: литература, технология

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный

Технология: Технология проблемного диалога, игровая технология, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология

Этапы  урока 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

 Формируемые УУД

Методы обучения

Организационный момент

 

Готовность класса. Приветствие, эмоциональный настрой

– Сегодня мы проведём ещё одно научное исследование и приобретём новые знания. У нас всё получится, ведь вы увлечённые, настойчивые, заинтересованные, любознательные, трудолюбивые.

Проверяют необходимые предметы на рабочем столе, высказывают пожелания 

Готовятся к восприятию информации.

 

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

Актуализация знаний

 

Организует фронтальный опрос учащихся:

– Что объединяет выделенные слова?

– Вспомним, что мы уже знаем о глаголе, заполнив карточку.

Ученик читает стихотворение – приветствие (слайд), голосом выделяя подчёркнутые слова.

Прозвенел звонок весёлый,

мы начать урок готовы.

Готовы слушать,

Рассуждать

 и друг другу помогать.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы и заполняют карточку №1.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы ___________ и обозначает ___________.

Глагол изменяется

по _________, бывает _____

и _________ вида.

Взаимопроверка записанного.

Определение глагола как части речи, его морфологических признаков

Коммуникативные УУД:

1. Приходить к общему решению в совместной деятельности.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
2. Уметь систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках.

Проблемное обучение, частично-поисковый, использование ИКТ

Активное целеполагание

Создаёт проблемную ситуацию, организует формулирование учащимися темы и цели урока:

– Ещё раз обратимся к стихотворению-приветствию. Какое слово из выделенных будет лишним? Аргументируйте свой ответ.
– Попробуйте определить время, число, род, лицо, названных глаголов.
– В чём затруднение?
– Как можно назвать такую форму глагола, у которой нельзя определить время, число, лицо, род?

Вот и первое открытие!

– Определим тему урока и запишем в тетрадь.
– Какова будет цель нашей работы?

Слушают учителя, перерабатывают информацию и делают выводы, пытаются разобраться в сложившейся ситуации, формулируют тему урока и записывают её в тетради, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя.

Понятие о неопределенной форме глагола

Познавательные УУД:

Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

Коммуникативные УУД:

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока и его цель.

частично-поисковый

Изучение нового материала

 

Делает акцент на том, что у глаголов в неопределенной форме окончание

- ть.

Организует деятельность учащихся по работе с материалом для наблюдений (слайд).

Зарубить на носу.
Клевать носом.
Бить баклуши.
Пропустить мимо ушей.

– Дайте лексическое толкование фразеологизмам.
– Докажите, что глаголы стоят в неопределённой форме.
– Сравните свои выводы с материалом учебника на стр. 247.

 Работают с фразеологизмами.

Читают правило и сопоставляют свои выводы с материалом учебника.

Работают по образцу из упр. 624.

Понятие о неопределенной форме глагола

Частично-поисковый

Первичное осмысление и закрепление

 

Организует самостоятельную исследовательскую работу по учебнику.

– Какое только что сделали "открытие"?

Делается акцент на том, что у глаголов в неопределенной форме, оканчивающихся на – чь, нулевое окончание

Рассуждение по образцу.
Упр.626.
Самостоятельно анализируют материал, делают выводы.

Формулируют "открытие".
Находят место своему "открытию" в таблице "Мягкий знак после шипящих".

Написание мягкого знака после «ч» на конце глаголов в неопределенной форме, а также мягкого знака после шипящих в словах различных частей речи

Познавательные УУД:

1. Выделять главное.

 2. Работать с ключевым понятием.
3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

Уметь извлекать нужную информацию и вносить её в уже имеющуюся базу знаний

Уметь работать с таблицей.

Личностные УУД:

Самоопределение необходимости принятия решения.

Проблемное обучение, частично-поисковый

Физкультминутка:

Учитель называет глаголы, если это глагол неопределённой формы – ученики поднимают одну руку, если это любой другой глагол – две руки.

Ученики слушают учителя и выполняют соответствующие действия.

Глаголы: гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

Умение отличать неопределенную форму глагола от других форм

Личностные УУД:

Самоопределение необходимости принятия решения.

Организует учебно-познавательную деятельность школьников.

Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха, обобщает и резюмирует результаты работы.

Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в паре, в группе на общий результат.

После выполнения выборочного диктанта задает вопрос: что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании мягкого знака после шипящих? (Определить часть речи!)

1. Игра "Кто больше".

Мальчики соревнуются с девочками. На доске записывают глаголы в неопределённой форме, которые используют на уроках технологии. Объясняют трудные орфограммы.

2. Выборочный диктант с взаимопроверкой. Распределить слова в два столбика, в зависимости от того, с мягким знаком пишется слово или нет.

Малыш, колюч, еж, испечь, тишь, ландыш, стеречь, дремуч, карандаш, полночь.

 3. Готовят сообщение о неопределённой форме глагола по предложенному плану.

Объединяются в группы, распределяют роли, осуществляют поиск, сбор и анализ информации, составляют ответы на поставленные вопросы. По мере необходимости консультируются с учителем.

Написание мягкого знака после шипящих в словах различных частей речи

Познавательные УУД:

1. Уметь ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
3. Уметь работать с таблицей.

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Работать в паре, в группе, договариваться, приходить к общему решению.
4. Оказывать взаимную помощь, осуществлять взаимоконтроль.

Игровая технология

Итоги урока.

Рефлексия

 

– Какое исследование сегодня провели?
– Каким «открытием» пополнили свой кругозор? Сделайте вывод:
– Что важно знать, чтобы не смешивать глагол в неопределённой форме с другими формами глагола?
– Какую информацию мы зафиксировали в таблице “Мягкий знак после шипящих”?

Обобщают, делают выводы. Заполняют лист самооценки (по пятибалльной шкале):

1. Степень усвоения новых знаний.
2. Моя активность на уроке.
3. Готовность применять полученные знания на практике.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Домашнее задание

 

Параграф 110, упр. 623.

Записывают домашнее задание. Читают и объясняют задание.

Личностные УУД:

Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...