Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои высказывания в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка. Развивает культуру речи у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotkatema_upravlenie_pri_slovah_blizkih_po_znacheniyu.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 422
Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Методическая разработка
урока по русскому языку в 11-ом классе.
Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Учитель русского языка и литературы
Шубунова Валентина Ивановна.
Кронштадт
2005 г.
Тема урока: «Управление при словах, близких по значению».
Цели урока.
1. Учебная: помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками.
2. Развивающая: совершенствование речевых умений учащихся и умений строить свои высказывания в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
3. Воспитательная: развитие культуры речи.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают примеры на тему «Речевая избыточность и недостаточность, как виды синтаксических ошибок», афоризмы на тему «Жизнь».
- Работа по теме урока.
Слово учителя.
В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами синтаксического управления – выбором нужной падежной формы и подходящего предлога, так как нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие затруднения.
Действительно, перед нами встаёт вопрос, как лучше (правильнее) сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между словосочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?
Поэтому на уроке мы должны работать над выбором вариативных конструкций в целях предупреждения грамматических недочетов при составлении текста.
– Что такое управление? (Вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже).
Подобное широкое понимание отношений между главным и зависимыми словами давно уже поставлено под сомнение. Возьмем такие словосочетания, как дом из панелей, дом с колоннами, дом в семь этажей, дом кирпичного цвета и т. п. Об этих словосочетаниях не говорится как об управлении, то есть о прямой зависимости предложно-падежной формы, от лексического значения или грамматических особенностей поясняемого ею слова.
В этих сочетаниях важными являются не столько характерные признаки управления, сколько определительные. Поэтому мы должны уметь выбирать ту форму, тот вариант, который уместен в том или ином контексте.
Многие слова, близкие по значению или составу, по-разному управляют другими словами. Например, глагол тормозить требует после себя винительного падежа, а глагол препятствовать – дательного.
Плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.
Но:
Плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.
Поэтому надо уметь правильно ставить вопрос к зависимому слову.
Например:
Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.
Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем?)фруктами.
Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах.
Упрекать (в чем?) в беспечности – попрекать (чем?) куском.
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? За кого?) за здоровье сына.
Доволен (чем?) результатом – рад(чему?) приезду.
Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке.
Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.
Разочароваться (в чем?) в профессии – быть недовольным (чем?) результатом.
- Итак, что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов? (Знать основные значения падежей и предлогов, а так же лексическое значение слов).
- Тренировочные упражнения на закрепление с комментированием.
1. Упр. 212, 216 (по вариантам с последующей взаимопроверкой).
2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и ставя в нужном падеже слова, данные в скобках. В необходимых случаях добавляйте и соответствующие предлоги.
1) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет … (положение пореформенного крестьянства). Некрасов с глубоким сочу..ствием описывает … (тяжелая судьба женщины-крестьянки). 2) Арина Петровна попр..кала сирот-племянниц … (каждый кусок хлеба). Павла Владимировича снова упр..кала она … (недостаточная почтительность). 3) В разговоре собеседники к..снулись … (самые разнообразные вопросы). Они говорили … (самые разнообразные дела). 4) Мать тревожилась … (судьба сына). Она бе..покоилась … (состояние его здоровья).
Задание. Перепишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках, нужный вариант. Составьте устно, где возможно, предложения, используя другие, не взятые вами слова из скобок.
1) Учительница… (уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара… (тормозила, препятствовала) нормальной работе геологической экспедиции. 3) Школа… (отличается, занимает первое место) по охвату учащихся внеклассной работой. 4) Девочка очень бережно … (обращалась, относилась) с книгами. 5) Банка была… (полна, переполнена) воды. 6) Ваня… (рассказал, поделился) о своих впечатлениях от поездки в Москву.
- Этап обобщения и систематизации знаний.
Задание. Наблюдение над употреблением в речи предлогов в, на. – Какое значение имеют эти предлоги? (В – «внутри чего-нибудь». На – «на поверхности чего-нибудь»).
- Правильны ли сочетания:
ехать в поезде - ехать на поезде, работать в поле – работать на поле, слезы в глазах – слезы на глазах? (Да, предлоги выступают как синонимы).
- В то же время надо отметить, что в большинстве случаев эти предлоги различаются в соответствии с присущими им значениями:
а) с географическими объектами сочетается предлог в: в городе, в Сибири, в Белоруссии;
б) при названии островов, полуостровов употребляется предлог на: на Камчатке, на Новой Земле;
в) с названиями гор и горных местностей употребляется предлог на: на Урале, на Казбеке;
г) употребление предлогов в, на при названиях гор во множественном числе связано с различными значениями: отдыхать в Альпах – значит «в горах, среди гор»; события на Балканах – значит «на Балканском полуострове»; леса на Карпатах – значит «на поверхности гор».
- Предлоги в, на имеют свои антонимы, какие? (В – из, на – с. Например, поехал в Крым – вернулся из Крыма, отправился на Кавказ – прибыл с Кавказа)
- Домашнее задание.
Выполните: I вариант - упражнение 217, II вариант - упражнение 218.
- Оценка знаний.
Конспект урока составлен по программе по русскому языку для 10 – 11 классов
средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся I курса Тема «Фонетика. Орфоэпия»
Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся I курса Тема «Фонетика. Орфоэпия»...
Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Текст и его строение. Основные виды переработки текста."
Урок для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик". Тема урока: Текст и его строение. Основные виды переработки текста....
Методическая разработка. Урок по русскому языку в свете ФГОС по теме:"Чередующиеся гласные в корне слова."
Методическая разработка представлена в виде 3 уроков по русскому языку в 5 классе по теме : " Чередующиеся гласные в корне слова". Уроки разработаны в свете ФГОС....
Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".
Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока с презентацией....
Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС на тему: " Заимствованные слова".
Материал этой разработки можно использовать учителю при подготовке к уроку русского языка по теме: "Заимствованные слова"; можно воспользоваться как планом к уроку, так и использовать ...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению"
laquo;Русский язык», 6 класс. Авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение&raqu...