Разработка урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС "Однозначные и многозначные слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Данный урок проводитсяя в 5 классе по программе, изучается в разделе "Лексика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

Однозначные и многозначные слова.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Класс

5

         Цель учителя

Создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение однозначных и многозначных слов.

       Цель учащегося

Научиться определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, исходя из контекста; уметь отличать слова однозначные и многозначные.

Планируемые результаты

Личностные:

Планировать и выполнять поставленные задачи; стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные:  уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.

Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе.

Предметные:

Знать определение понятий «однозначные и многозначные слова», уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный этап

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Приветствует учащихся, создает психологический настрой.

                              Друзья мои, я очень рада 
                              Войти в приветливый наш класс. 
                              И для меня уже награда 
                              Вниманье ваших умных глаз. 

Принимать учебную ситуацию (регулятивное УУД).

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы.

Слушают.

Отвечают на вопросы учителя, проговаривают тему и цель урока.

Предлагает прослушать стихотворение.

- Послушайте отрывок из стихотворения В. Остена «Дорога».

                        Дорога

        Подумайте только, как много

        Значений у слова дорога.

        Дорогой зовут автостраду,

        И тропку, бегущую рядом,

        И шлях, что лежит на равнине,

        И путь каравана в пустыне…

        Подумайте только, как много

        Значений у слова дорога.

 - О чем  говорится в стихотворении?

 - А сколько лексических значений имеет здесь слово дорога?

 - Какие еще значения этого слова вы знаете? ( При ответе на вопрос можно воспользоваться  толковым словарем).

 - Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений.  Вариант: многозначные слова).

-  Чему мы должны сегодня научиться?

Уметь оформлять свои  мысли в устной форме, слушать ответы одноклассников (коммуникативные УУД); объяснять языковые явления (познавательное УУД).    

3.Введение нового знания.

Записывают словосочетания, определяют их значения.

Организует совместное открытие нового знания.

Вопросы:

- Какой кистью нельзя рисовать?

- Какой иглой не сошьешь рубашку?

- В каком магазине ничего не купишь?

- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.

(Например, кисть винограда, малярная кисть, кисть руки; иглы ели, игла для шитья, Адмиралтейская игла; купить в магазине, барабанный магазин).

- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.

Уметь оформлять свои мысли в устной, затем в письменной форме (коммуникативное УУД); извлекать необходимую информацию из словаря (регулятивное УУД).      

4.Первичное закрепление.

Записывают в тетрадь угаданные слова.

Организует правильное выполнение задания.

Игра « Узнай слова»
1.Большая тарелка; вкусная еда (блюдо); 
2.Шкаф для одежды; вся одежда человека (гардероб); 
3.Боковая пристройка здания; орган для полета у птиц (крыло); 
4.Небольшая костистая рыба; щетка для мытья посуды (ерш); 
5.Дробленое зерно; снег в виде мелких зерен ( крупа). 

-Какие слова мы записали? Почему?

Умение отличать новое от уже известного (познавательное УУД).

5.Динамическая пауза.

Проводят физминутку.

Организует проведение динамической паузы.

- Давайте немного отдохнем.

                                     Буратино потянулся,

 Встал на ножки, повернулся.

                                     Раз нагнулся, два нагнулся.

                                     Руки в стороны развел,

                                     Видно ключ  он не нашел.

                                     Чтобы ключ ему достать,

                                     Надо на носочки встать.

- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?

-Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей).                                                                        

-Что искал Буратино?  (Ключ).

- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.

Установка на здоровый образ жизни (личностное УУД).

6.Контроль.

Знакомятся со статьей учебника.

Выбирают задание:

- выполняют упражнение;

- работают в парах по составлению карточек.

Отвечают на вопросы; выбирают тест по уровню сложности, работают по предложенному заданию.

Составляют и записывают словосочетания.

Выполняют самостоятельную работу.

Организует правильное выполнение задания.

I.Чтение правила по учебнику (С. 137).

II.Для закрепления темы даются разные по степени сложности задания. Их выполнение предполагает самостоятельный выбор учащихся.

  • ) Выполнение упражнения 332 (по заданию)  или
  • ) Работа по опорным схемам.

- Сформулируйте задание классу, предложите пути его решения.  Выполним работу в парах (на карточке).

                                                           афиша

                                                           велосипед

                                                           груша

однозначные                                     шишка                                           многозначные                                   арена

                                                           колокольчик

                                                           золото

                                                           иголки

                                                           стол

III. - Вспомним правила составления теста:

  • ) Определить тему.
  • ) Поставить вопрос.
  • ) Подобрать  слова для ответа.

- Предлагаю вам тесты  двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе.

-   В тесте №1 уже имеются вопросы и  есть часть ответа,  вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.

-   В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.

-   Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!

( Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках).

Тест №1

1) Подчеркни однозначное слово.

 Груша, корень, лисичка   ………….

2) Подчеркни многозначное слово.

Матрос, шарф, спорт     ……….

3) Отметь +,  многозначные слова:

           - имеют одно значение;

           - имеют много значений;

           - имеют одинаковые корни.

 4)  Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь  + .

            - однокоренные;

            - однозначные;

            - многозначные.

Тест №2

1)Подчеркни многозначное слово.

-----------------------------------

2)Подчеркни однозначное слово.

-----------------------------------

3)Составь словарную статью, показав в ней многозначность слова  базар.

-----------------------------------

-Проверим, что получилось.

IV. Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте по два словосочетания, чтобы доказать многозначность этих слов (форму слова можно менять).

V. Итоговое  грамматическое  задание для самостоятельной работы.

-  Закончите  предложения: 

  • Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучаются  значения  слов, называется…………. (лексика);
  • Смысл,  который  подразумевает  говорящий  при произнесениислова,   называется……….. (лексическим  значением);
  • Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение, называются……….. (однозначными);
  • Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений, называются………… (многозначными).

               

Уметь планировать свои действия в соответствии с заданием; осуществлять действия по реализации плана (регулятивные УУД).

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи;

выстраивать логическую цепь рассуждений (познавательные УУД).

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);

оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения (коммуникативные УУД).

Объяснять  свою точку зрения;

уважать чужое мнение (личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной, затем в письменной форме (коммуникативное УУД).

7.Итог урока.

Слушают загадку, отвечают на вопрос.

Читает загадку, задает итоговый вопрос.

- Отгадайте загадку.

                                      Я от солнца, от огня,

                                      Яркий луч несет меня.

                                      Но бывает смысл иной:

                                      Весь огромный шар земной. (Свет)
- Какое это слово по значению? Докажите. (Свет огня, свет солнца, объехать весь свет).

Уметь ориентироваться в системе полученных знаний (познавательное УУД).

8.Рефлексия.

Производят саморефлексию.

Стимулирует саморефлексию учащихся.

- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Выполнили ли мы её?

- Оцените, пожалуйста, свою работу на сегодняшнем уроке по данным критериям:

5 б.

Чувствовал себя комфортно, тема интересная, работал без ошибок.

4 б.

Мне было уютно, тему освоил, но 1-2 ошибки все же допустил.

3 б.

Я не до конца осмыслил предложенный материал, допускал много ошибок.

2 б.

Тема меня не затронула, поэтому я и не пытался ее понять.

- Поставьте количество баллов на полях в тетради.

Умение сверять свои действия с целью; давать оценку своей деятельности (регулятивные УУД).

9.Домашнее задание.

Записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости.

Объясняет домашнее задание.

 Упражнения 334,335 (по выбору учащихся).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщающие слова"

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщающие слова" содержит конспект урока и презентацию....

Разработка урока по русскому языку по теме:" Прямое и переносное значение слова"

Разработка урока по русскому языку по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Разработки уроков по русскому языку в условиях ФГОС

Данный материал содержитт планы уроков по русскому языку в 5 классе...

Урок русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"

Урок «Однозначные и многозначные слова» в 5 классе является обучающим уроком, проводится с использованием современных информационно- коммуникационных технологий, создаёт условия для творческ...