Разработка урока по русскому языку по теме:" Прямое и переносное значение слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку по теме: "Прямое и переносное значение слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_po_teme.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 5 классе по теме:
«Прямое и переносное значение слов»
подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 23 г. Гуково
Винник Э.А.
- Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомиться с очень значимым разделом русского языка. А о каком именно разделе пойдет речь сегодня на уроке, вы сможете определить, если ответите на несколько моих вопросов. Чтобы справиться с заданием улыбнитесь и доброжелательно посмотрите на своего соседа и мысленно пожелайте ему успеха на уроке.
II. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний
Терминологический диктант.
По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. (ребята записывают ответы в рабочие листы).
- Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
- Словарный состав языка называется …(лексика)
- То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
- Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
- Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
- Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
Так о каком разделе русского языка сегодня пойдет речь?
ΙΙΙ. Постановка учебной цели
Обратите внимание на эпиграфы нашего сегодняшнего урока. Скажите, о ком каждый из них? ( о матери).
Сегодня, продолжая изучать раздел «Лексика», мне бы хотелось поговорить также и о маме, потому что, как вы знаете, месяц ноябрь – месяц матери. И назвать я хотела бы его «Золотая мама». Раскрыть эту тему и сформулировать цели урока поможет стихотворение «Золотая мама». Послушайте:
У мамы сердце золотое
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
- Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает:
- Ведь золото – металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй, пробу разгляди!
- Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего?
- Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)
- Вглядитесь в слово « золотой»( слово записано на доске). Назовите орфограмму. Представьте себе это слово виде чего- то теплого и яркого. А теперь пропишите каждую букву этого слова в воздухе глазами. Проговорите это слово по слогам хором.
- Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае и запишите их к себе в рабочий лист.
(золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)
- Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Что общего между всеми словами?
(«Золотой» - многозначное слово.)
- Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются Толковые словари. Обратимся к одному из них Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова.
Золотой – 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!
- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?
- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен.
Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока (узнаем понятие «прямое и переносное значение слов»).
Запись темы «Прямое и переносное значение слова».
2.Усвоение новых знаний.
- Как вы думаете,какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».
- А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?
- Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр….
- На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?
( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)
Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.
На основании этого заполните таблицу в ваших рабочих листах.
Запись должна выглядеть так:
3.Первичное закрепление знаний.
1.Работа в парах
Найдите в толковом словаре (можно использовать ксерокопию словарных статей разных из Толкового словаря Ожегова) еще два-три слова, имеющие переносные значения. Один называет слово в прямом – другой называет в переносном, затем называется в переносном, другой называет прямое. Затем меняются.
2. В русских пословицах и поговорках очень часто встречаются слова «золото», «золотой». Можете ли вы привести пример таких пословиц?
Запишем несколько пословиц и поговорок со словами «золото», «золотой», определим в прямом или переносном значении они употреблены и постараемся истолковать эти пословицы.
Золото добывают из земли, а знания – из книги.
Ум дороже золота.
Правда тяжелее золота, а на воде всплывает
Золотая клетка соловью не потеха.
Золотая волюшка милее всего.
Сказанное словцо – серебряное, не сказанное – золотое.
Золотые руки на серебро не купишь
3. Работа с литературоведческими терминами
На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведение.
Метафора – перенос названия с одного предмета, действия или свойства на другое на основе сходства (греч. «metaphora» - «перенос»)
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – все одето
Каким-то тусклым серебром.
А. Фет.
Эпитет - (греч. epítheton, буквально — приложенное), художественное определение.
Сны золотые, шёлковые ресницы
Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет или понятие.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
М. Исаковский
Отшумит и умчится любая беда.
Как весенней порою грохочущий гром.
Если с нами она, если рядом всегда,
Человек, на котором держится дом.
4.Закрепление
Прочтите стихотворения о маме и выпишите из данных стихотворных строк встретившиеся эпитеты, метафоры и олицетворения.
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Мама
Мама, мама - милая девчушка
С шелковистой, длинною косой.
Мама, мама - бабушка-старушка,
Добрый ангел, сложный и простой.
Синие глаза волшебной лаской
Гладят внуков, спящих на заре.
И твоя любовь прекрасной сказкой
Долго будет сниться детворе.
Я сплету венок из всех цветов
Для моей единственной, родной.
Я сотку узор из теплых слов,
Пусть всегда он кружит над тобой.
(Татьяна Снежина)
Индивидуальная работа с текстом
Ребята, все вы знаете, что ближе матери у нас нет никого. Никто кроме мамы не сможет понять нас и поддержать в трудную минуту. Сердце матери бездонно, именно оно может простить нам все. Об этом повествует нам легенда о сердце матери. Внимательно прочтите ее и выполните задание к тексту.
Легенда о сердце матери
Влюбился юноша в ослепительную красавицу. Так влюбился, что высох весь, дошел до безумия. А девушка была холодна ,характер ее был тяжел, сердце у нее было настолько черное, что лишь насмехалась над его любовью.
Наконец она снизошла до объяснений:
- Все твердишь: люблю, люблю. Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня?
- Тебя, - отвечал юноша.
- Как любишь?
- Тело мое, душа моя - в твоей власти.
Усмехнулась холодная красавица и сказала:
- Не верю. Если любишь меня больше своей матери, поди сейчас же и принеси мне ее сердце.
Остолбенел несчастный влюбленный, пораженный страшным капризом, потом бросился на колени:
- Сжалься надо мной!
Красавица надменно вскинула голову:
- Говорила же я, что любовь твоя - пустые слова! - и, громко захохотав, отвернулась.
Безумная любовь повлекла юношу к родному дому. Темной ночью переступил он его порог. А когда возвращался, сжимая в ладонях горячее сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал:
: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (по В.А.Сухомлинскому.)
Задания:
- Подчеркните в тексте словосочетания с переносным значением.
- Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства: 1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла; 5) действия людей приписываются неживым предметам.
Чему научила вас эта легенда?
Итак, урок подходит к концу, мы узнали много нового, пора подвести итоги.
Продолжите фразу:
Слово имеет …… и …. значение
Перенос названия происходит, если….
Заполните анкеты, продолжив фразу:
- Сегодня я узнал(а), …
- Я задумался(ась) о том, что …
- У меня особенно получилось…
- Я не понял(а), почему…
Оцените свою работу, продолжив фразу:
- На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)
- Я думаю, что мог бы работать ….
- За работу на уроке я ставлю себе оценку …..
Домашнее задание:
- Придумайте продолжение легенды. Напишите 2-4 предложения, включив слова с переносным значением.
- Сделать рисунок, на котором можно было бы увидеть переносное значение слова, подписать предложение с этим словом. Можно использовать иллюстрации из детских книг.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку по теме "Прямая речь"
Тема:«Прямая речь».Форма урока:урок-путешествие по страницам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».Тип урока:объяснение нового материала.Цели:- знакомство учащихся с понятиями «прямая речь», «слова ав...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему "Корень слова-значимая часть"
МБОУ «Андреевская ООШ»...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщающие слова"
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщающие слова" содержит конспект урока и презентацию....
Презентация к уроку русского языка 5 класс "Прямое и переносное значение слов"
Презентация разработана в виде игры для изучения темы по русскому языку в 5 классе. Содержит занимательный материал....
План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"
Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...
Урок русского языка по теме : "Прямое и переносное значение слова"+ презентация.
На мой взгляд, в разработке урока и презентации подобран интересный материал , позволяющий детям легко усвоить данную тему.В работе использую технологию разноуровневого обучения. Урок составлен с учет...