Разработка урока по русскому языку по теме:" Прямое и переносное значение слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Винник Эрика Анатольевна

Разработка урока по русскому языку по теме: "Прямое и переносное значение слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_po_teme.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 5 классе по теме:

«Прямое и переносное значение слов»

подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 23 г. Гуково

Винник Э.А.

  1. Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности.

        Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомиться с очень значимым разделом русского языка. А о каком именно разделе пойдет речь сегодня на уроке, вы сможете определить, если ответите на несколько моих вопросов. Чтобы справиться с заданием улыбнитесь и доброжелательно  посмотрите на своего соседа и мысленно пожелайте ему успеха на уроке.

II.  Обобщение ранее изученного. Актуализация  знаний

Терминологический диктант.

По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. (ребята записывают ответы в рабочие листы).

  1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
  2. Словарный состав языка называется …(лексика)
  3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
  4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
  5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
  6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

Так о каком разделе русского языка сегодня пойдет речь?

ΙΙΙ. Постановка учебной цели

Обратите внимание на эпиграфы нашего сегодняшнего урока. Скажите,  о ком каждый из них? ( о матери).

Сегодня, продолжая изучать раздел «Лексика», мне бы хотелось поговорить также и о маме, потому что, как вы знаете, месяц ноябрь – месяц матери. И назвать я хотела бы его «Золотая мама». Раскрыть эту тему и сформулировать цели урока поможет стихотворение «Золотая мама». Послушайте:

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

  • Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

  • Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

- Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего?

  • Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)

- Вглядитесь в слово « золотой»( слово записано на доске). Назовите орфограмму. Представьте себе это слово виде чего- то теплого и яркого. А теперь пропишите каждую букву этого слова в воздухе глазами. Проговорите это слово по слогам хором.

  • Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае и запишите их к себе в рабочий лист.

(золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)

  • Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Что общего между всеми словами?

(«Золотой» - многозначное слово.)

- Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются  Толковые словари. Обратимся к одному из них Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова. 

Золотой – 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!

- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?

- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен.

Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока  (узнаем понятие «прямое и переносное значение слов»).

Запись темы «Прямое и переносное значение слова».

2.Усвоение новых знаний.

  • Как вы думаете,какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».
  • А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?
  • Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр….
  • На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?

( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)

Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.

На основании этого заполните таблицу в ваших рабочих листах.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\вязание малыш\img1.gif

Запись должна выглядеть так:

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\вязание малыш\img2.gif

3.Первичное закрепление знаний.

1.Работа в парах  

Найдите в толковом словаре (можно использовать ксерокопию словарных статей разных из Толкового словаря Ожегова) еще два-три слова, имеющие переносные значения. Один называет слово в прямом – другой называет в переносном, затем называется в переносном, другой называет прямое. Затем меняются.

2. В русских пословицах и поговорках очень часто встречаются слова «золото», «золотой». Можете ли вы привести пример таких пословиц?

Запишем несколько пословиц и поговорок со словами «золото», «золотой», определим в прямом или переносном значении они употреблены и постараемся истолковать эти пословицы.

Золото добывают из земли, а знания – из книги.

Ум дороже золота.

Правда тяжелее золота, а на воде всплывает

Золотая клетка соловью не потеха.

Золотая волюшка милее всего.

Сказанное словцо – серебряное, не сказанное – золотое.

Золотые руки на серебро не купишь

3. Работа с литературоведческими терминами

На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведение.

Метафора – перенос названия с одного предмета, действия или свойства на другое на основе сходства (греч. «metaphora» - «перенос»)

Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – все одето
Каким-то тусклым серебром.
А. Фет.

Эпитет - (греч. epítheton, буквально — приложенное), художественное определение.

Сны золотые, шёлковые ресницы

Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет или понятие.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше.

М. Исаковский

Отшумит и умчится любая беда. 
Как весенней порою грохочущий гром.
Если с нами она, если рядом всегда, 
Человек, на котором держится дом.

4.Закрепление

Прочтите  стихотворения о маме и выпишите из данных стихотворных строк встретившиеся эпитеты, метафоры и олицетворения.

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

 Мама

Мама, мама - милая девчушка
С шелковистой, длинною косой.
Мама, мама - бабушка-старушка,
Добрый ангел, сложный и простой.

Синие глаза волшебной лаской
Гладят внуков, спящих на заре.
И твоя любовь прекрасной сказкой
Долго будет сниться детворе.

Я сплету венок из всех цветов
Для моей единственной, родной.
Я сотку узор из теплых слов,
Пусть всегда он кружит над тобой.

                                 (Татьяна Снежина)

Индивидуальная работа с текстом

Ребята, все вы знаете, что ближе матери у нас нет никого. Никто кроме мамы не сможет понять нас и поддержать в трудную минуту. Сердце матери бездонно, именно оно может простить нам все. Об этом повествует нам легенда о сердце матери.  Внимательно прочтите ее и выполните задание к тексту.

Легенда о сердце матери
Влюбился юноша в ослепительную  красавицу. Так влюбился, что высох весь, дошел до безумия. А девушка была  холодна ,характер ее был тяжел,  сердце у нее было настолько черное, что лишь насмехалась над его любовью.
Наконец она снизошла до объяснений:
- Все твердишь: люблю, люблю. Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня?
- Тебя, - отвечал юноша.
- Как любишь?
- Тело мое, душа моя - в твоей власти.
Усмехнулась холодная красавица и сказала:
- Не верю. Если любишь меня больше своей матери, поди сейчас же и принеси мне ее сердце.
Остолбенел несчастный влюбленный, пораженный страшным капризом, потом бросился на колени:
- Сжалься надо мной!
Красавица надменно вскинула голову:
- Говорила же я, что любовь твоя - пустые слова! - и, громко захохотав, отвернулась.
Безумная любовь повлекла юношу к родному дому. Темной ночью переступил он его порог. А когда возвращался, сжимая в ладонях  горячее сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал:
: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!»                                 (по В.А.Сухомлинскому.) 

Задания:

  1. Подчеркните в тексте словосочетания с переносным значением.
  2. Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства: 1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла; 5) действия людей приписываются неживым предметам.                                                                                                                                                                                                                  

Чему научила вас эта легенда?

Итак, урок подходит к концу, мы узнали много нового, пора подвести итоги.

Продолжите фразу:

Слово имеет …… и …. значение

 Перенос названия происходит, если….

Заполните анкеты, продолжив фразу:

  • Сегодня я узнал(а), …
  • Я задумался(ась) о том, что …
  • У меня особенно получилось…
  • Я не понял(а), почему…

Оцените свою работу, продолжив фразу:

  • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)
  • Я думаю, что мог бы работать ….
  • За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

 Домашнее задание:

  1. Придумайте продолжение легенды. Напишите 2-4 предложения, включив слова с переносным значением.
  2. Сделать рисунок, на котором можно было бы увидеть переносное значение слова, подписать предложение с этим словом. Можно использовать иллюстрации из детских книг.

 Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку по теме "Прямая речь"

Тема:«Прямая речь».Форма урока:урок-путешествие по страницам поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».Тип урока:объяснение нового материала.Цели:- знакомство учащихся с понятиями «прямая речь», «слова ав...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщающие слова"

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщающие слова" содержит конспект урока и презентацию....

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Прямое и переносное значение слов"

Презентация разработана в виде игры для изучения темы по русскому языку в 5 классе. Содержит занимательный материал....

План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"

Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...

Урок русского языка по теме : "Прямое и переносное значение слова"+ презентация.

На мой взгляд, в разработке урока и презентации подобран интересный материал , позволяющий детям легко усвоить данную тему.В работе использую технологию разноуровневого обучения. Урок составлен с учет...