Новый учебно-методический комплекс по русскому языку в аспекте соответствия ФГОС второго поколения
статья по русскому языку (10 класс) на тему

Масалова Ирина Юрьевна

В статье рассмотрен новый учебно-методический комплекс Воителевой Т.М., включенный в федеральный перечень рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе; дано заключение на предмет соответствия содержания учебника современным научным представлениям и на предмет соответствия его структуры и методического аппарата возрастным и психологическим особенностям учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_umk_-_sootetstvie_fgos.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Новый УМК по русскому языку

в аспекте соответствия ФГОС второго поколения

Масалова Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Нижний Новгород. 2013г.

В центр государственной образовательной политики, связанной с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, выдвигаются задачи развития образования как важнейшего системо- и смыслообразующего ресурса социально-экономического развития общества.

Государственные документы в сфере образования, определяющие стратегию развития отрасли на долгосрочную перспективу, основываются на принципе органичного единства преемственности и инновационности. В полной мере эта методологическая установка воплощена в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества. Ключевая особенность проекта — переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-центрированного образования.

Стандарты нового поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования.

В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают прежде всего задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования.

Стандарт общего образования находится в зависимости от условий развития современного информационного общества. А модернизация и повышение качества  общего среднего образования во многом зависят от повышения качества школьной учебной литературы. Следовательно, от учебной литературы требуется соответствие этому стандарту. Поэтому в настоящее время появляется много новых пособий и авторских программ. Ежегодно на экспертизу федерального экспертного совета поступает большое количество учебных изданий. Лишь некоторая часть из них получает  положительные заключения на предмет соответствия содержания учебника современным научным представлениям и на предмет соответствия его структуры и методического аппарата возрастным и психологическим особенностям учащихся. Данные учебники включаются в федеральный перечень рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. Одним из таких изданий является новый учебно-методический комплекс Воителевой Т.М. по русскому языку для старшей школы.

В основу УМК Т.М. Воителевой положен текстоцентрический принцип, который предполагает, что основной единицей изучения русского языка становится текст. Такой подход обусловлен  тем, что приоритетной задачей обучения русскому языку является развитие речи. Приобретение необходимых навыков речевой деятельности, формирование культуры речи важно для личностного становления школьников, а также представляет собой неотъемлемую часть гуманитарного образования как основы духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

Использование УМК Т.М. Воителевой является экспериментальным и возможно к применению на базе образовательных учреждений Нижегородской области на основании договора об апробации ГОУ ДПО НИРО. В результате работы по УМК Т.М. Воителевой создается мотивация учебной деятельности. Основные задачи, предложенные учебником, его содержание и структура, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, методология соответствуют Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Главными в программе являются темы, в которых рассматриваются речеведческие вопросы. Содержание и формы развития речи определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений. Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно-языковой формы произведения. Важное направление программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, сосредоточение внимания не только на словесном материале текста (тропах и стилистических фигурах), но и на всех других структурных элементах художественного произведения – на образах-персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен как с точки зрения полноценного восприятия художественного произведения (а этому работа над изучением специфики художественного стиля должна способствовать прежде всего), так и более глубокого понимания роли слова в художественном произведении.

Таким образом, из поставленных программой задач наиболее важными являются следующие: закрепление и расширение знаний о тексте, овладение функционально-смысловыми типами речи, знание особенностей употребления единиц языка. Это напрямую связано с получением общих сведений о языке,  развитием речи и практическим использованием лингвистических знаний и умений в работе с конкретным литературным произведением, отдельным отрывком или при создании учащимися собственного (авторского) текста.

По итогам апробации УМК Т.М. Воителевой, нами внесено несколько конкретных предложений по практическому усовершенствованию учебника. В общих выводах отмечено, что УМК Т.М. Воителевой даёт возможность изучать язык, его структуру и единицы, их применение в речи в различных формах, что является положительной особенностью его методологии, а также способствует приобщению учащихся к богатствам русского языка, развитию речетворческой деятельности, формированию коммуникативных навыков, оказывает положительное влияние на речевую культуру.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ включают требования к педагогическим кадрам, финансово-экономические условия функционирования системы образования, СанПиНы, федеральный перечень учебников и пр. Отметим, что учебник Т.М. Воителевой «Русский язык» включен в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации под номером 889. Этот факт свидетельствует о том, что Министерство образования признало данный учебник как удовлетворяющий требованиям учебного процесса. Его тематика соответствует  ключевым направлениям улучшения образования. Содержание учебника в целом отвечает требованиям современного общества, способствует духовно-нравственному развитию обучающихся. Он также выполняет задачу повышения качества школьной учебной литературы по предмету «Русский язык». Учебник отвечает поставленным задачам по развитию образовательной тематики с учетом современных требований и реализации принципа  доступности качественного образования, а следовательно, соответствует задачам и методологической установке ФГОС общего образования второго поколения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Министерство образования и науки Российской Федерации / Актуальные документы. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6572 

2. Федеральный портал Российское Образование/ Государственные образовательные стандарты общего образования / Примерные программы среднего (полного) общего образования / Русский язык: Примерная программа среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/

3. Воителева Т.М. / Русский язык: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 312 с.

4. Воителева Т.М. / Русский язык: программа для 10—11 классов: cреднее (полное) общее образование (базовый уровень) — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 32 с.

5. Школьный сайт  e-publish education / Стандарт основного общего образования по русскому языку. Режим доступа: http://www.edusite.ru/p135aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по технологии для 6 класса (соответствует ФГОС второго поколения)

Календарно-тематическое планирование является составной частью рабочей программы "Технология" для 6 класса (девочки), составленной на основе программы "Технология" 5-8 классы, подготовленной авторским...

Календарно-тематическое планирование по технологии для 5 класса (соответствует ФГОС второго поколения)

Календарно-тематическое планирование является составной частью рабочей программы "Технология" для 5 класса (девочки), составленной на основе программы "Технология" 5-8 классы, подготовленной авторским...

Обучение русскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования

Цель современного российского образования:полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и ...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Главной задачей современного стандарта является создание социокультурной образовательной среды для развития учащихся....