Конспект урока по технологии критического мышления в 8 классе по теме «Приложение»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Герасимова Ольга Яновна

Урок дает учащимся понятие о приложении как особом виде определения, знакомит со способами выражения приложений, формирует правописные умения,  монологическую и диало­гическую речь, способствует овладению вы­разительными средствами языка, воспитывает и обогащает художественный вкус детей. Кроме технологии критического мышления применяется групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya_prilozhenie.docx45.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии критического мышления в 8 классе

по теме «Приложение»

Цель: дать учащимся понятие о приложении как особом виде определения; познакомить со способами выражения приложений; формировать правописные умения; монологическую и диалогическую речь; способствовать овладению выразительными средствами языка; воспитывать и обогащать художественный вкус детей.

Задачи:

Образовательные: 

- научить восьмиклассников находить приложения в предложении, определять, чем выражены приложение и определяемое слово, как они согласуются;

- отработать навыки опознавания приложений в тексте и употребления их в устной и письменной речи;

- выработать умения пунктуационного оформления приложений;

Развивающие:

- способствовать развитию коммуникативности;

- способствовать развитию критического мышления;

- способствовать развитию рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков);

- способствовать развитию креативности.

Воспитательные: 

- развивать способность брать на себя ответственность;

- развивать способность участвовать в совместном принятии решения;

- развивать способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- развивать умение сотрудничать. 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы и методы: 

- групповая работа;

- прием «зигзаг»;

- синквейн;

- цветные шары мышления;

- эссе-резюме;

- творческое сочинение;

- самостоятельная работа.

Ход урока.

I. Организационный момент: разбить класс на 5 групп по 5 человек в каждой.

II. Стадия вызова

Посмотрите, пожалуйста, на слайды. В них наверняка вы заметите одну особенную закономерность. Какую?

На слайдах:

Афиши и объявления (официально-деловой стиль речи):

Приглашаем на выставку В.А. Гиляровского - летописца Москвы.

Консультация по ОГЭ для учащихся - выпускников 9-х классов состоится 14 марта в 15.00.

Из художественной литературы:

А.С. Пушкин в семье своих дальних родственников на Мясницкой читал «Бориса Годунова» - свою еще никому не известную трагедию. (Ю. Нагибин)

Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! (Н. Гоголь)

Какая-то ненатуральная зелень - творение скучных беспрерывных дождей - покрывала жидкою сетью поля и нивы. (Н. Гоголь)

Вьется улица-змея. (В. Маяковский)

Из научной литературы:

На фото: улитка-прудовик скользит по поверхности воды.

Вавилонский царевич женился на мидийской царевне - дочери его недавнего врага.

Есть части предложений, которые мы выделяем интонационно, а на письме они выделены то дефисами, то запятыми. Что это? Какие это члены предложения? Почему этот материал представлен в виде отдельного урока? Сложен этот материал или нет? (Все вопросы записаны на доске.)

III. Стадия осмысления по технологии «зигзаг»

1-й этап

Учитель. Предлагаю вам самим попробовать разобраться в новом материале. Для этого используем прием «зигзага». Каждая группа получит сейчас текст, разбитый на абзацы. Каждый участник команды работает с одним абзацем: читает, переосмысливает, составляет вопросы, если ему что-то непонятно.

1.1. Ученики работают с частями текста (3—4 мин.).

2-й этап («зиг»)

Учитель. Теперь прошу всех перегруппироваться так, чтоб в одной команде оказались только те, кто работает с одним и тем же абзацем.

2.1. Обсудите свой материал.

2.2. Ответьте на вопросы друг друга.

2.3. Подумайте, как лучше объяснить то, что вы узнали, членам своей первичной команды.

2.4. Составьте схему, отображающую ваш материал.

2.5. Заполните «Лист для самоподготовки к выступлению в группе».

3-й этап («заг»)

Учитель. Прошу вас всех вернуться в свои команды и начать объяснение нового материала друг другу.

Текст для изучения

1. Приложение - это особый вид определения, который выражен именем существительным и согласуется с определяемым словом в падеже: врач-терапевт, у врача-терапевта, к врачу-терапевту.

В отличие от приложения, несогласованное определение, выраженное существительным, не согласуется с определяемым существительным, то есть стоит в другом падеже и выражает признак предмета путем указания на его соотношение с другим предметом. Сравните: кот Васька {Васька - приложение) и кот Васьки {Васьки - несогласованное определение); сестра (какая?) учительница и сестра (чья?) учительницы.

Своеобразие приложений состоит в том, что с их помощью выражаются отношения тождества.

Определяемое слово и приложение - это разные обозначения одного предмета, так как признак предмета выражают путем дополнительного (повторного) наименования того же предмета: старик-ветеран, Волга-река.

Признаки, выражаемые приложением, очень разнообразны. Приложения могут обозначать качества, свойства предмета (девочка-умница, завод-гигант), характеризовать назначение предмета (вагон-ловушка, изба-читальня), конкретизировать предмет указанием его собственного имени (река Москва), обозначать возраст, звание, занятие лица (девочка-школьница, сосед-генерал, осетин-извозчик).

Бывает, что в отдельных случаях приложение выражается неизменяемой формой существительного: озеро Байкал, на озере Байкал, в журнале «Неделя», с журналом «Неделя». Приложение может присоединяться к определяемому существительному с помощью слов, указывающих на характер собственного имени: собака по кличке Дружок, человек по фамилии Овсов, мальчик по имени Иван, старик по прозвищу Мзда.

2. Приложения могут быть необособленными и обособленными; могут быть выражены одним существительным и сочетанием слов.

Рассмотрим случаи, когда они обособляются.

1) Всегда обособляется распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному (независимо от места по отношению к определяемому слову):

а)  Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит радость и веселье... (А.Пушкин)

б) И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра. (Н.Некрасов)

в) Ветер, нарушитель тишины, шумит, скользя во мраке вдоль стены. (М.Лермонтов)

2) Распространенное приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после него:

а) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы... (АЛушкин)

б) Ксюша, младшая девочка, подала ему чистое длинное полотенце. (И.Бунин)

в) Дело касается моей падчерицы Сони. (А. Чехов) (Здесь распространенное приложение стоит перед именем собственным.)

3) Приложение (распространенное или нераспространенное), выраженное именем собственным и стоящее после нарицательного, обособляется, если служит для уточнения. В этом случае оно может присоединяться с помощью слов по имени, по фамилии, по кличке, по прозвищу и т.п.:

а) Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (А.Пушкин)

б) Завел он себе медвежонка, по имени Яша. (К. Паустовский)

в) Со старшей, Верочкой, меня связывала долгая дружба. (И.Бунин)

г) В нижнем этаже со своей семьей живет сам хозяин, Филипп Иванович, по прозванию Дядя. (А. Чехов)

4) Нераспространенное приложение, выраженное существительным нарицательным, обособляется в следующих случаях:

- если относится к существительному собственному и стоит после него:

а) Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель. (Л. Толстой)

б) Следом за Деевым прошел к саням и Сапожков, железнодорожник. (С.Крутилин)

- если относится к нарицательному существительному, распространенному зависимыми словами:

а) Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок. (А. Чехов)

б) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю.Казаков)

в) Ее отец, ботаник, был командирован на Канарские острова... (М.Горький)

3. Конечно, вы заметили, что при приложении иногда ставятся запятые, а иногда - дефис или тире.

Например:

а) Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника? (И. Тургенев)

б) Девушка-француженка, привезенная из-за границы, вошла предложить ей одеваться. (И.Тургенев)

в) Коня взял себе мельник - Панкрат. (К.Паустовский)

г) Хозяйка дома, по имени Люся, пугливо смотрела в сторону солдат... (В.Астафьев)

Вместо запятой при обособлении приложений употребляется тире в следующих случаях.

1) Перед приложением, которое стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному (как правило, перед таким приложением можно вставить союз а именно):

а) У дверей, на солнышке, зажмурившись, лежала любимая борзая собака отца - Милка. (Л. Толстой)

б) На маяке жил только сторож - старый глухой швед, бывший шкипер. (К.Паустовский)

в)  Путь мой шел мимо Бердской слободы - пристанища пугачевского. (А.Пушкин)

2) Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложение с однородным членом:

За столом сидели хозяйка дома, ее сестра - подруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я.

3) Для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительное значение:

Моя бабушка - набожная, несколько романтичная католичка — любила посещать кладбища в разных городах и потом рассказывала о них. (К.Паустовский)

Дефис ставится, если однословное приложение и определяемое им существительное являются именами нарицательными (вне зависимости от места), например:

Чаще всего я встречался с ворчливым дедом-корзинщиком. (К. Паустовский)

Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы. (Л. Толстой)

Кругом вставали волны-стены, спадали, вспенивались вновь... (Н.Гумилев)

Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицей. (Л.Толстой) (Приложение стоит после определяемого существительного.)

Дефис ставится и в том случае, когда нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу, например:

Ступайте в дворовую избу, а не то к Аграфене-ключнице. (И. Тургенев)

Ходил Стенька Разин в Астрахань-город. (А.Пушкин)

Владимир узнал Архипа-кузнеца. (А.Пушкин)

Приехал из Москвы к Неве-реке. (А.Пушкин) (Но: река Нева.)

4. Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если имеют добавочное значение причины, например:

Как всякий литературный новатор, Некрасов был крепко связан с традициями своих великих предшественников. (К.Чуковский) (= так как он был новатором)

Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических средств для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. (В.Белинский) (= не нуждается в выборе, так как был истинный художник)

Пьер, как законный сын, получил все. (Л. Толстой) (= так как Пьер был сыном Безухова)

Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве, в роли», не обособляются, например:

Крылов писал комедии весьма значительные, но слава его как баснописца не могла не затмить его славы как комика. (В.Белинский)

Не являются приложениями:

1) сочетания синонимов или антонимов: путь-дорога, купля-продажа;

2) сочетания слов по ассоциации: хлеб-соль;

3) сложные слова: плащ-палатка, диван-кровать.

В отличие от сочетаний с другими видами определений, в сочетаниях с приложением подчинительные отношения часто стерты, затушеваны: не всегда ясно, какое существительное является главным словом, какое приложением; оба существительных в сочетаниях с приложением часто вос-

принимаются как относительно равноправные, например, друзья-студенты. Эта особенность порождает тенденцию к слиянию определяемого слова и приложения в единый член предложения, а иногда даже в единое слово (часто полное наименование предмета предполагает одновременное употребление нарицательного и собственного имени, например: князь Андрей, полуостров Таймыр.

5. Приложения не обособляются в следующих случаях.

1) Если приложение стоит перед именем собственным (в этой позиции оно обособляется только тогда, когда имеет добавочное обстоятельственное значение):

В канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком... (К.Паустовский)

2) После слов товарищ, гражданин, господин и т.п., например:

Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. (В.Маяковский)

3) Если первое слово обозначает родовое понятие, а второе - видовое: цветок лилия, гриб боровик, птица снегирь и т.п. (исключение составляют сложные научные термины типа жук-олень, гриб-паразит, бабочка-капустница и др.).

4) Несогласованные приложения (названия газет, журналов и книг, предприятий и т.п.) заключаются в кавычки, например: журнал «Наука и жизнь», балет «Лебединое озеро», работать на заводе «Чайка».

Лист для самоподготовки к выступлению в первичной группе

Информация, сведения, которые нужно сообщить  чем?)

Способ передачи информации (как?)

Ожидаемые вопросы участников группы

Краткое содержание, выделение ключевых моментов, самые яркие примеры

Рассказ, схема, конспект, план, таблица

Сложные моменты

IV. Первая стадия рефлексии. Прием «цветные шары мышления»

Командам предлагается выбрать цвет и соответствующее ему задание и критически осмыслить полученную информацию (таблицы лежат на партах).

Цвет

Характеристика

Задание

Белый

Нейтральный и объективный

Изложить факты, информацию беспристрастно

Черный

Критический, негативный

Обратить внимание на то, что плохо, неосуществимо, обосновать негативные аспекты

Желтый

Солнечный, положительный

Подразумевается оптимизм при изложении темы, акцентируется внимание на положительном

Зеленый

Изобретательный, бредовый

Ориентируясь на творческое мышление, предложите свой вариант поиска закономерностей

Красный

Эмоциональный, страстный

Передайте непосредственную реакцию читателя, как эмоционально воспринимался текст

V. Вторая стадия рефлексии

Предлагаю переосмыслить информацию, полученную от всех членов группы, и составить один из вариантов рефлексии: эссе-резюме по теме, синквейн, таблицу, кластер, схему.

Полученные варианты рефлексии.

Эссе-резюме

Приложение - это определение, выраженное существительным, которое дает другое название, характеризующее предмет. Например: Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. На бугре береза-свечка в лунных перьях серебра.

Приложение может давать характеристику предмета, указывать на степень родства, национальность, звание, профессию, занятия: Белые чайки-рыболовы с криком носились над морем.

Не обособляются приложения, если нарушаются отношения: предмет + характеристика.

Важно усвоить пунктуационные навыки написания приложений, чтобы при их использовании в письменной речи не допускать ошибок. Необходимо запомнить и речевую норму: в газете «Известия», газетой «Известия».

Синквейн

Приложение.

Существительное, существительное - словосочетание.

Найди, подумай, посмотри.

Не возраст ли, профессия, национальность?

Да? Ставь знак!

Обособляются приложения                                                                            Таблица

Лексическое значение

Способ выражения

Место относительно определяемого слова

Примеры

Качество предмета

Нарицательное

До, после нарицательного

Чижа захлопнула злодейка-западня. Девушка-красавица ручку подала.

Нарицательное

После собственного

Все пути ведут в Москву, столицу нашей Родины.

Возраст

Нарицательное

После нарицательного

Остались в селе одни ветераны-старички.

Профессия

Нарицательное

После нарицательного и собственного

На встречу пришел фронтовик-артиллерист. Это Вера, корреспондент газеты «Известия».

Кличка, прозвище, имя

Собственное

После нарицательного

Собака, по кличке Шарик, превратилась в Шарикова.

Добавочное обстоятельственное значение (= будучи)

Нарицательное

Перед собственным

От природы блестящий оратор,

Илья тем не менее тщательно готовился к речи.

Уточняющий смысл (= а именно)

Нарицательное

В конце предложения

Их напугала енотовидная собака -небольшое лохматое чудовище.

С союзом как и значением причинности

Нарицательное

До, после нарицательного, собственного

Как главнокомандующий, Кутузов принял решение отступать.

Схема написания дефиса при приложении

Дефис

                ставится

           *

1) сущ. нариц. + сущ. нариц.

2) сущ. собств. + сущ. нариц.

                не ставится

         * 

1) сущ. нариц => род + сущ. нариц. => вид

2) сущ. нариц. + сущ. собств.

VI. Третья стадия рефлексии

Задание. Составьте текст, используя в нем максимальное количество различных видов приложения.

Групповое задание:

1-я группа составляет текст научного стиля, 2-я - официально-делового, 3-я - публицистического, 4-я - художественного, 5-я - разговорного.

Озвучивание текстов.

Самооценка.

Прогнозирование результативности работы.

Домашнее задание. Проиллюстрируйте изученный материал примерами из учебника (по 2 примера на каждое правило).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...

Урок по технологии критического мышления, 7 класс

Комплекс уроков "Антарктида" создан по технологии критического мышления. Даная работа расчината на 4 часа, так как  тема изучается полностью....

План-конспект урока по технологии в 5-м классе по теме "Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета".

План-конспект урока по технологии в 5-м классе по теме "Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета...

Конспект урока с элементами критического мышления по теме: "Дыхание растений"

Данный  урок содержит   элементы  критического мышления по теме: "Дыхание растений"...