Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления
план-конспект урока литературы (6 класс) по теме
Цели урока:
Образовательные цели:
- Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
- Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
- Анализировать героев произведения.
Развивающие цели:
- Развивать навыки осмысленного чтения.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
- Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
- Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.
Воспитывающие цели:
1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.
Коммуникативные цели:
1.Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
2. Совершенствовать умение работать в группах, парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_problemy_rasskaza_v.p.astafeva_kon_s_rozovoy_grivoy.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Ежикова Ирина Александровна
Школа: МБОУ «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа» Тюльганского района Оренбургской области
Предмет: Литература
Класс: 6 класс
Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Цели урока:
Образовательные цели:
- Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
- Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
- Анализировать героев произведения.
Развивающие цели:
- Развивать навыки осмысленного чтения.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
- Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
- Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.
Воспитывающие цели:
1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.
Коммуникативные цели:
1.Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
2. Совершенствовать умение работать в группах, парах.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
- Литература. 6 кл. Учеб-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.2/
В.П. Полухина.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.П. Полухиной «Литература: 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
3. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.
Оборудование:
- Портрет писателя.
- Ромашка Блума.
- Карточки «Правила работы в группах» по количеству групп.
- Учебник-хрестоматия.
- Рабочая тетрадь.
Предварительное домашнее задание по группам:
1 группа: составить цитатный план для рассказа «Как воспитывали Витьку»;
2 группа: составить цитатный план для рассказа «Как воспитывали детей в семье Левонтия»
Ход урока:
- Оргмомент. Полилог.
Учитель:
– Поговорим?
Дети:
– Поговорим!
Учитель:
- А знаете о чём?
Дети:
– О чём?
Учитель:
– О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
Дети:
– Поговорим! Нам будет интересно!
- Вызов.
1. Проблемные вопросы.
- Знаете ли вы, что такое нравственность? (ответы детей)
- Давайте уточним лексическое значение слова «нравственность». Заглянем в Толковый словарь Ожегова.
2. Работа учащихся со словарём.
НРА́ВСТВЕННОСТЬ - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
- Что такое нравственные ценности? (духовные качества человека, идеалы)
3. Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока.
Прием «Корзина идей»
- А сейчас вы поработаете в парах. Обсудите с соседом и запишите на листах бумаги нравственные ценности, которые вы знаете.(1минута)
- Что у вас получилось?
(Каждая пара поочерёдно называет свои примеры. Учитель рисует на доске значок корзины и записывает в неё нравственные ценности. Список может быть следующим: справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям , любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т.д.)
- Посмотрите, какой большой список у нас получился. Выберете из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». ( ( (честность, доброта, понятие долга и др.)
- Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (учащиеся формулируют цели урока)
- Осмысление.
- Проверка домашнего задания. Заполнение двухчастного дневника по группам.
- Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни.
Дома вы работали по группам. Первая группа составляла цитатный план «Как воспитывали Витьку», а вторая – «Как воспитывали детей в семье Левонтьевых». Сейчас вы продолжите работу в группах и заполните двухчастный дневник. Первая графа - ваши цитаты, а вторая – ваши комментарии, интерпретация к ним: как, записанная вами цитата, характеризует героя?. Делитесь своими догадками. Обратите внимание на листы, которые лежат у вас на столах - «Правила работы в группах».
Проверка работы групп.
Двухчастный дневник может быть заполнен примерно так:
Как воспитывали Витьку
Цитаты | Комментарии |
Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”. | Учит зарабатывать своим трудом |
“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”. | Дисциплинирует внука |
“Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”. | Не жить одним днем, а думать о будущем |
“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”. | Неравнодушие, желание помочь |
Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”. | Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться |
“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”. | Сочувствие, жалость к соседке |
Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска. | Доверие к внуку |
“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”. | Самокритичен. Есть понятие о добре и зле |
“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”. | Испытывает угрызения совести |
Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать. | Думает не только о себе |
“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”. | Скромность, трудолюбие, основательность |
“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..” | Доброта |
На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!” | Умение противостоять дурному влиянию |
“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”. | Видит раскаянье внука |
“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”. | Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки |
“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“” | Прощение — истинное — после глубокого раскаяния. Воспитание любовью |
Как воспитывали детей в семье Левонтия
Цитаты | Комментарии |
“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”. | Норовят цапнуть побольше |
“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”. | Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего |
“Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”. | Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил |
“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”. | Ленивые, не любят работать, нет основательности |
“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”. | Неопрятность, неуважение к себе и окружающим |
Левонтий — детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… — ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ — скажет и опохмелит”. | Сочувствует, помнит “добро” |
“Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”. | Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей — не прозевать бы |
“Что такое жисть?” — после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал. | Недовольство своей жизнью |
“По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”. “Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”. | Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо |
Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили. | Или все, или ничего… Так похожи на отца |
Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!” Подбивают украсть у бабушки калач. | Искушают, сбивают с пути истинного |
Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа. | Нет гуманного отношения ко всему живому |
Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело”. | Похоже, что делится своим жизненным опытом |
Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!” | Причиняет душевную боль другу |
“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, — все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”. | Школа выживания |
!!! Нет обсуждения
- Обобщите сказанное.
Обратите внимание, ребята, на то, что описание быта и жизни героя и семьи Левонтьевых противопоставляется. Как называется этот приём противопоставления и зачем он используется автором?
(Дети самостоятельно делают выводы. Они могут быть примерно следующими: семья Вити жила лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «чёрный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто. Автор использует приём противопоставления – антитезу для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства. Описание семьи объясняет характер героев, описывает время, место, обстоятельства действия.)
- Что можно сказать о нравственных ценностях каждой семьи?
Рефлексия работы группы
Оцените, как работала группа?
- Дружно ли вы разбирали задания?
- Все ли активно участвовали в обсуждении?
- Прислушивались ли вы к мнению друг друга?
-Что было трудным?
2. Ромашка вопросов («Ромашка Блума»).
Цель: обсудить содержание рассказа.
Ромашка нарисована учителем и прикреплена на доску. Вопросы пронумерованы и записаны на лепестках. Ученики по очереди выходят к доске, отрывают лепесток, читают вопрос и пробуют на него ответить. Если ученик не знает ответа, он просит одноклассников ему помочь.
Простой вопрос:
- Как герой был втянут в обман?
Уточняющие вопросы:
- Как менялось настроение героя после того как он вернулся домой, и на следующий день?
- То есть вы говорите, что Витя сожалел о своём поступке. В каком эпизоде это больше всего ощущается? (ночью перед поездкой в город) Найдите описание в тексте.
Интерпретационные вопросы:
- Почему же всё-таки бабушка купила внуку пряник конём? ( бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое жестокое наказание.)
- Почему считается, что уроки доброты - самые действенные уроки? (потому что они запоминаются на всю жизнь. Через несколько лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)
Творческие вопросы:
- Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?
Оценочные вопросы:
- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?
Практические вопросы:
- Как бы вы поступили на месте героя рассказа?
Делаем выводы:
- Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?
- Можно ли у Вити чему-нибудь научиться?
- Рефлексия.
Приём «РАФТ». Индивидуальная работа
- Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.
Роль – Витя
Аудитория – бабушка
Ф – письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно)
Тема – Прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил.
(Читаем письма в читательском кресле, выделяем суммарные моменты, обсуждаем разницу в изложении одних и тех же фактов.)
- Символом чего можно назвать пряник-конём? (символом добра, прощения, любви, понимания)
- О чём же, по-вашему, этот рассказ? (о детстве, об истинной любви, о всепрощении)
Темы доброты мы коснёмся и на следующих занятиях при изучении рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». А сейчас оцените свою работу на уроке.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание: читать статью «Уроки доброты» , ответить на вопросы с.128-129
Приложение
Обязанности в группе:
организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;
докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;
хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...
Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....
Урок литературы в 6 классе по теме "Уроки нравственности" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")
сценарный план урока...
Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведениюЗадачи: 1. отметить своеобразие языка рассказа,2....
Урок по литературе "Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
Урок для учеников 6 класса по учебнику В.Я. Коровиной...
Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Урок - исследование по литературе в 6 классе.Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»....