Конспект урока с элементами критического мышления по теме: "Дыхание растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Данный урок содержит элементы критического мышления по теме: "Дыхание растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dyhanie_rasteniy.docx | 63.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока: « Дыхание растений»
УРОКА БИОЛОГИИ. 6 КЛАСС
ТЕМА УРОКА «Дыхание у растений»
ФИО | Савина Оксана Алексеевна |
Место работы | МБОУ «Школа 129» |
Должность | Учитель биологии |
Предмет | Биология |
Класс | 6 |
Раздел и номер урока в Разделе | Тема 3. «Основные процессы жизнедеятельности растений» урок № 3 |
Учебник соответствует ФГОС | Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2020 |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Тема урока | Дыхание у растений |
Цель урока | Сформировать представления о процессе дыхании растений через групповую работу учащихся |
Задачи урока
(планируемые результаты)
Личностные результаты – проявлять интерес к изучению биологии в теме «Дыхание у растений»
Предметные результаты – знать суть процесса дыхания и его характеристику
Метапредметные результаты - осознание цели урока, формировать умение анализировать факты при работе с источниками информации (учебником, видеоматериалом). Формулирование темы и цели урока. Анализирование содержания своей работы
Методы обучения
Поисковый, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся
Групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения
Учебник, дидактический материал, компьютер, проектор, рабочая тетрадь
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающего | Формируемые УУД |
1. Организационный момент Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Входит в класс и приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на урок в форме стихотворения: «Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Улыбнитесь им скорей, Поприветствуйте гостей, Улыбнитесь, И, тихонько все садитесь. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора» | Отвечают на приветствие. Демонстрируют готовность к уроку, слушая учителя, настраиваются на занятие | Регулятивные: настраиваться на работу |
2. Этап актуализации | Учитель нацеливает детей на повторение изученного ранее, предлагая ответить на вопросы теста | Решают тест из нескольких вопросов на ранее пройденную тему Проверяют решение по правильным ответам на доске, работая в паре | Личностные: соблюдают дисциплину на уроке; понимают значение знаний для человека. Коммуникатив- ные: умеют работать в парах, сотрудничают с одноклассниками, воспринимают информацию на слух. Регулятивные: осознают правила контроля |
3.Постановка цели и задач урока (определение цели совместной деятельности) СТАДИЯ ВЫЗОВА | Учитель задает вопросы классу: Какой процесс, происходящий у растений, мы с Вами ,ребята изучали на прошлом уроке? В каком органе растения происходит фотосинтез? Какое определение фотосинтеза? Да, ребята, растение -это живой организм, поэтому, как и всем живым организмам, растению характерны, например, питание, размножение, рост, развитие. Какие еще процессы для живого организма, Вы вспомните? И это подтверждает эпиграф сегодняшнего урока. Эпиграф урока: ( используется прием технологии критического мышления ЭПИГРАФ) Вы питались не дышать? Рот зажать и нос зажать. Вмиг в глазах сгустится тьма, Словно донырнул до дна! Дышат все: растенья, раки, Птицы, пауки, собаки И у каждого зверья, Здесь методика своя: …Легкие у нас, Ими дышим мы сейчас. И растенья дышат тоже, Хоть ни легких нет, ни кожи: через устьица идет для дыханья кислород. Здесь реакции пройдут, Что энергию дадут. (Надежда Васильевна Устюжанова. Учитель биологии Автозаводского района г. Нижнего Новгорода) С этим учителем, мне ребята довелось работать….
Значит о чем мы, будем говорить сегодня? Как можно сформулировать тему урока? Записывает число и тему на доске. Далее учитель подводит обучающихся к осознанию цели и задач, говоря о том, с чего мы начинаем всегда. Чертим таблицу: ( используется прием ЗНАЮ-ХОЧУ ЗНАТЬ-УЗНАЛ) Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной проблеме. Затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотят получить ответ. В конце урока, в третьей графе, делают вывод, и записывают то, что, узнали.) 1)Что знаете? 2) (Чтобы вы хотели узнать на уроке?): даем определение понятию, узнаем через какой орган растения способны к дыханию, даем характеристику процессу | Отвечают на вопросы учителя. С помощью эпиграфа формулируют, о чем пойдет речь на уроке Формулируют, что знают и о чем хотели бы узнать на уроке? | Личностные: проявлять интерес к изучению биологии (в теме бактерии) Коммуникатив- ные: Взаимодействовать с учителем, высказывать свои суждения обмениваться мнениями Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения Познаватель- ные: Выдвигать предположение о теме урока. Отвечать на вопросы учителя. Создается мотивация для дальнейшей работы. Познаватель- ные: соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией. |
4.Совместное открытие знаний СТАДИЯ ОСМЫСЛЕ НИЯ | 1.Учитель рассказывает историю: Однажды Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил его под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе. ( при этом учитель ставит проблемный вопрос для учащихся: « Что же вызвало гибель животного?») 2.Предлагает групповую работу по заданиям. 1 группа – изучает текст параграфа 15 на стр.84, а также рис. 93 стр 86 учебника и работает в игровой форме с карточками по составлению « волшебного слова», которым сопровождается процесс поглощение кислорода и выделения углекислого газа растениями (ДЫХАНИЕ) (Используется прием ПЕРЕПУТАННЫЕ ЦЕПОЧКИ ввиде БУКВ) 2 группа - изучает текст учебника стр.85 ( сравнительная характеристика фотосинтеза и дыхания» и заполняют после прочтения таблицу. ( Используется прием ИНСЕРТ) Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. – Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. – Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. – Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. 3 группа - работает по тексту параграфа 15 : « Обмен веществ у растений» и составляет схему (кластер) по данному материалу ( используется прием КЛАСТЕР), Включая связь между дыханием и фотосинтезом через энергию солнца | 1.Обучающиеся задаются проблемным вопросом, а затем осуществляют учебные действия по намеченному плану, работая в группах 2. Предоставляют отчет по работе в группах: 1группа – рисунок листа на доске с указанием поглощения и выделения газов при фотосинтезе и дыхании, волшебное слово и определение Дыхания ( в тетрадь записывают ) 2 группа – таблица (дети записывают на листе) 3 группа – кластер (в простую тетрадь записывают) | Коммуникативные: работа в группах, сотрудничество с учителем и одноклассниками умение выражать свои мысли; умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану; Познаватель- ные: Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; смысловое чтение, анализ с целью выделения признаков. |
5.Закрепление изученного материала | 3. Задает вопрос: « Что такое внешнее дыхание растений, что оно включает в себя? Как можно описать процесс дыхания ( его характеристику) через пять этапов?» Давайте посмотрим видеофрагмент. 4. Давайте поиграем в игру: « Блиц опрос». Я задаю экспресс – вопросики, а Вы отвечаете на них. а) Что такое дыхание? б) Где оно протекает? в) Какой газ поглощается при этом процессе ,а какой выделяется? г) из каких этапов соостоит данный процесс? д) Ответьте на вопрос № 5 в учебнике стр. 87 ( Определите,какой процесс показан рисунке? Укажите самое существенное различие между дыханием и фотосинтезом) | После просмотра видеофрагмент, отвечают на другой вопрос учителя. Отвечают устно и письменно на вопросы учителя. Обобщают материал. | Коммуникативные: построение монологического высказывания, умение слушать Регулятивные: осознание того, что усвоено Познаватель ные: воспроизведение информации Личностные: восприятие речи учителя |
6. Рефлексия СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ | 1.Вспоминает начало урока а) С чем мы сегодня знакомились на уроке? а) Какая была тема нашего урока? в) Какая цель урока? 2.Возвращается к проблемному вопросу: « Что же вызвало гибель животного?» ПОЧЕМУ вы так решили? Вспомните, ребята ,кроме свойств под названием, развитие рост организмов, есть еще и свойство размножение. Значит, о чем мы будем говорить на след. Уроке (О размножении растений) 3 Давайте сейчас составим СИНКВЕЙН на уроке ( Используется прием Синквейн)
Дыхание Необходимое, постоянное 4.Выскажите свое мнение о своей работе на уроке, используя следующие слова: Я узнал (ла), что … Я научился… Мне понравилось… Я задумался… Меня порадовало (или поразило или удивило или огорчило)…(Используется прием РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН) 5. Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:
| Отвечают устно на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке, отвечая на проблемный вопрос, проанализировав всю работу. Предполагают тему следующего урока. Составляют синквейн Далее высказывают свое мнение об уроке
И измеряют « свою температуру» настроения На уроке | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: проводят самоконтроль, оценивают собственную деятельность на уроке Познаватель ные: анализирование содержание своей работы Личностные: выражение собственных чувств и мыслей |
6.Домашее задание | Задает параграф 15 –пересказ, подготовить небольшое сообщение на о значении дыхания | Коммуникативные: расширение объема информации Регулятивные: организация себя на определенную деятельность Познаватель ные: воспроизводить текст, дополняя его фактами о значении дыхания Личностные: справляться с поставленной целью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления
ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...
Презентация "Развитие элементов критического мышления на уроках математики"
Данная презентация к выступлению по теме"Развитие элементов критического мышления на уроках математики". Текст на моем сайте....
Разработка урока русского языка на тему "Разноспрягаемые глаголы" с элементами критического мышления
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ "Елпачихинской СОШ" Мансурова Ляйсан Халитовна Цели урока: ...
Конспект урока по технологии критического мышления в 8 классе по теме «Приложение»
Урок дает учащимся понятие о приложении как особом виде определения, знакомит со способами выражения приложений, формирует правописные умения, монологическую и диалогическую речь, способствует ...
Урок русского языка в 7 классе по теме причастие как часть речи с элементами критического мышления
Урок русского языка в 7 классе по теме причастие как часть речи с элементами критического мышления...
конспект урока английского языка с элементами критического мышления по теме музыка в 7 классе
мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, использование приёма «Шесть шляп», создание синквейна, – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изуч...
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме причастие как часть речи с элементами критического мышления
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме причастие как часть речи с элементами критического мышления...