Урок по технологии критического мышления, 7 класс
план-конспект урока (7 класс) на тему

Тарасевич Дина Ивановна

  Комплекс уроков "Антарктида" создан по технологии критического мышления. Даная работа расчината на 4 часа, так как  тема изучается полностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_materikov_i_okeano1.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

География материков и океанов

Тема «Антарктида»

1 этап.

Класс делится на несколько групп – в данном случае на 4. Группы не большие, по четыре задания на группу. Если в данной группе 4 человека, то все работают по заданию, если 5 – то одного выбирают экспертом, он будет оказывать помощь, при затруднении одного из членов группы или нескольких. Главное условие: у всех должно быть задание.

2 этап.

Работают индивидуально по своему заданию. Задача: по тексту выделить особенности материка. Необходимо сформулировать 2 – 3 фразы для своей группы. На это отводится 10 минут  (! время всегда обговаривается для учащихся).

 

3 этап.

Работают в группах. Задача: сформулировать особенности материка по своим текстам в 5 – 6 предложениях. Выбрать факты, подтверждающие эти особенности. Отводится 10 минут.

4 этап.

Работа всем классом. Группы представляют свои особенности. Причем выступают практически все члены группы, у которых был текст. Они рассказывают о своих особенностях и подтверждают эти особенности фактами. Остальные учащиеся класса оформляют таблицу – это результат. Обычно на этот этап планируется 10 – 15 минут, но как показывает практика,  данного времени не хватает даже для двух групп. Этот этап самый длинный.

5 этап.

После того как выступили все группы, была нарисована таблица, учитель предлагает полный вариант таблицы, чтобы все смогли сравнить результат своей работы с предполагаемым. Работа длится примерно 10 – 15 минут.

6 этап.

Самоконтроль по вопросам  учителя.

Предполагаемые вопросы (их можно изменять по результатам работы групп):

  1. Почему берега этого материка называются «плавающими».
  2. Почему Антарктиду часто называют «холодильником».
  3. В 1912 г спасательная группа обнаружила палатку с телами капитана Р. Скотта и его товарищей. Палатку отставили, накрыв ее тела. Сегодня над палаткой толщина снега более 30 м. Что произойдет дальше с могилой.
  4. Во второй экспедиции Р. Скотта были найдены стволы древовидных папоротников. О чем свидетельствует эта находка.
  5. В чем особенность правового положения Антарктиды.

7 этап.

Написать эссе по теме  «Антарктида».

8 этап.

Д/з: написать мини-сочинение «Как выглядел бы человек на Антарктиде» (если бы люди уже существовали на материке Гондвана)

Предполагаемые задания для групп

1 группа – гляциологи.

Великий ледяной континент.

        Антарктида не всегда была покрыта льдом. Давным-давно, 300 млн. лет назад, она являлась частью единого материка – Пангеи с жарким климатом и пышной растительностью. Об этом свидетельствуют мощные пласты каменного угля в горах Принца Альберта на Земле Королевы Мод, в Трансантарктических горах – горах Хорлик, на берегу вблизи российской станции Ленинградская, на Земле Мак-Робертсона, в горах Теран, вблизи побережья моря Уэдделла. Это говорит о том, что Антарктида переживала и более теплые времена расцвета растительности и древнего животного мира. По дебрям лесов из древовидных папоротников бродили гигантские ящеры.

Почему произошло оледенение Антарктиды и когда?

Антарктида подверглась общим для Земли оледенениям, одна из причин которых – прохождение Солнечной системы через пылевое облако, поглощающее  часть идущих к Земле живительных солнечных лучей. Кроме того, оледенение произошло вследствие распада Пангеи и движения материка к Южному полюсу. Последнее оледенение Антарктиды произошло около 10 млн. лет назад. Это оледенение сохранилось постоянным до нашего времени.    

Очертания материка.

Лед – порода нестойкая. Он тает, ломается, течет. Быстро образуется новый лед. Снег, выпадая на зиму, частично тает в летний период, частично спрессовывается в покров. Постоянно дующие ветры способствуют нарастанию снежного покрова везде, где снег может задержаться.

При определении контура континента возникает вопрос, что считать границей: лед или скальное основание? Ведь на этом континенте, где лед покрывает практически все, его (лед) надо считать тоже породой, принадлежащей континенту. Но эта порода менее стабильна, чем обычные слои Земли. Она – как барханы в пустыне, которые легко переносятся ветром. На снегу тоже возникают надувы и впадины. Происходит таяние летом и активное увлечение снежного покрова зимой. Часть его спрессовывается в плотные слои льда. По берегам, льды сползают в море, далеко выступая за скальные породы. Обламываясь, они превращаются в айсберги, меняя при этом очертания  побережья, которое имеет и сезонное изменения. Зимой замерзает и прибрежная часть океана, образуя таким образом «лед припая». Припай оттаивает летом. Но в разные годы его таяния и намерзания сильно колеблются. Поэтому береговая линия, если считать ее по льду, изменяется не только сезонно, но и от года к году. Таким образом, очертание Антарктиды весьма причудливо.

Лед.

Лед – порода пластическая. Он обладает свойством текучести, но в силу большой вязкости течет медленно под влиянием собственно веса. Течет он по ледниковым склонам и желобам, стекая, в конце концов, в океан.

Скорость течения льда различна. В центральных районах континента она мала, по мере приближения к океану увеличивается. В районе Южного полюса скорость составляет примерно 20 м/год. Современная американская станция Амудсен-Скотт на Южном полюсе, если не перемещать ее, при такой скорости и расстоянии до моря Уэдделла 1300 км сползет в океан через 60 000 лет. По мере приближения к побережью скорость течения возрастает, достигая, 1,5 км/год, поэтому надо полагать, что это случится уже через 15 000 – 20 000 лет. Там, где в каменном ложе имеются желоба, лед стекает по желобам к океану, образуя так называемые выводные ледники, которые спускаются с берега в океан, и их языки протягиваются не редко на десятки км от берега. Выводные ледники обычно являются местами рождения айсбергов, впрочем, айсберги могут появляться в результате обвала ледяного барьера в других частях побережья. Там, где ледяной щит не имеет выводных ледников, он обычно обрывается в океан отвесной стеной берегового барьера высотой 60 м.

В точке Южного полюса полярники поставили небольшой символический обелиск, увенчанный металлическим шаром. Прошло время – и обелиск «съехал» с точки Южного полюса. Передвигать на место постоянно съезжающий тяжелый памятник – дело хлопотное; поэтому истинный полюс теперь вновь обозначает скромный деревянный шест, который время от времени приходится возвращать на место.

Шельфовые ледники.

Спускаясь с купола Антарктиды во многих местах побережья, лед покрывает значительную часть шельфа, образуя шельфовые ледники. В основном это плоские ледяные поля, южная кромка которых спаяна с береговым покровом, а северная – выступает далеко в море. Часть такого материка лежит на материке, северная часть находится на плаву.

Большие шельфовые ледники получили свои названия. Например, ледник Росса, Эймери,, Ронне. Мощность их изменяется от десятков до тысячи метров. Так, ледник Ронне достигает мощности 1300 м, Росса – 1000 м,  Эймери – 800 м. По существу все побережье Антарктиды представляет собой шельфовый ледник. Лишь около 3% береговой линии свободны от него.

Шельфовые ледники выступают далеко в море, достигая зоны значительных глубин. Именно они на большей части континента образуют береговую линию Антарктиды и круто обрываются в океан. Передняя кромка их активно разрушается волнами и представляет  собой изрезанную линию берега с заливами, бухтами и фиордами. Под ними лежит глубокое море, и на подводной лодке можно проникнуть далеко за береговую линию континента.

Интересным образованием в Антарктиде являются ледяные острова. Они имеют строение Антарктиды в миниатюре. Это подводная банка – мель, сверху покрытая выступающей над уровнем моря ледяной шапкой. Геологи считают ледяные острова остатками прежнего, более обширного ледника.

2 группа – геологи.

Немного о геологии.

Антарктида – древняя платформа, частично обрамленная на Тихоокеанском побережье складчатыми горными сооружениями. По своему строению она имеет много общего с древними платформами Австралии, Южной Америки и  Индии. На всех них лежит одинаковый чехол континентальных отложений, содержащих остатки древних рептилий. Очень схоже и строение их кристаллического фундамента. Эта платформа не является однородной и одновозрастной во всех своих частях.

Перед оледенением (12 – 15 млн. лет назад) в пределах Антарктического полуострова росли хвойные и буковые леса, подобные лесам современной Патагоии (область на юге современной Юж Америки). Родство Антарктиды с Южной Америкой, Индией и Австралией по геологическому строению дает право предполагать на ней наличие схожего комплекса полезных ископаемых. Конечно, здесь их трудно обнаружить и еще труднее добыть. Тем не менее, уже сейчас обнаружены огромные запасы каменного угля и железных руд.  Найдены месторождения слюды, графита, горного хрусталя и целого ряда других полезных ископаемых. В Антарктиде имеются крупные осадочные бассейны, например, в морях Уэдделла и Росса, в которых обнаружены нефть и газ.

Ледяной купол.

Вся Антарктида покрыта ледяным щитом. В ледяном покрове Антарктиды можно выделить следующие формы рельефа: шельфовые ледники, ледяные острова и припай. Подходя к Антарктиде, прежде всего мы встречаемся со льдом припая. Это крепко спаянная с берегом, замершая поверхность океана. Толщина льда припая бывает от 2 – 3 до 10 м. Частично он тает за короткое антарктическое лето, частично таять не успевает.  

От самого океана начинается  зона всхолмленного ледяного покрова. Она распространяется на 60 – 100 км в глубь континента и имеет мощность 100 – 200 м на побережье, постепенно увеличиваясь до 1000 – 1200 м. Таким образом, от самого побережья к югу, т. е. внутрь континента, начинается довольно крутой подъем.  Эта часть в силу больших подвижек изобилует трещинами, порой замаскированной тонкой ледяной коркой и припорошенной снегом. В центральной части Антарктиды толщина льда чрезвычайно велика.  Она достигает 3000 – 4000 м (максимум 4350 м), сглаживая все подледные, остающиеся глубоко внизу, неровности рельефа.  Средняя толщина льда 1780 м. Высота над уровнем моря около 3000 – 3500 м.

О величине оледенения можно судить хотя бы по тому, что этого льда вполне достаточно, чтобы покрыть им весь земной шар слоем толщиной около 50 м. Если бы ледяной щит начал таять, он мог бы питать все реки нашей планеты при той водности, что они имеют, более 500 лет, а уровень Мирового океана от поступившей в него воды поднялся бы более чем на 60 м. Антарктида собрала в себе  85% всех ледников мира.

Вначале  после прибрежной зоны ледяной купол продолжает подниматься, но ближе к Полюсу Недоступности (так называется самая удаленная по всему периметру от океана точка) плато становится совершенно ровным.

О двух рельефах Антарктиды.

В отличие от всех континентов Антарктида представляет собой как бы двухслойный пирог. Верх его сложен изо льда, фундамент – из изверженных и осадочных пород, как и любой другой континент. Если главной трудностью в изучении рельефа ледяного купола являются климатические условия, затрудняющие проведение работ, то для изучения подледного рельефа надо научиться еще и видеть сквозь лед. Это может только геофизика.

Если брать рельеф Антарктиды по льду, то это самый высокий континент. Его средняя высота 2040 м. По крайней мере, 30% площади континента имеют более 3000 м. Если принимать рельеф по каменному ложу, то это самый ординарный континент со средней высотой 360 м. Средняя высота Азии (наиболее высокой части света) 960 м.

Современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе материка. Около трети его поверхности лежит ниже уровня моря. Низкий мелкосопочный рельеф прибрежной полосы переходит в береговые горные хребты, а дальше в высокогорное плато, разделенное глубокими понижениями. На материке Антарктида выделяются горы Элсуорт, Трансантарктические горы, горы Гамбурцева и др.

Западная Антарктида характеризуется большой расчлененностью. Вдоль Антарктического полуострова и западной окраины материка протянулись горы, которые служат продолжением Анд Южной Америки. Здесь находится и самый высокий горный массив (5140 м). В Восточной Антарктиде под сплошным покровом льда ровные участки чередуются с горными массивами высотой 3000 – 4000 м. Они сложены древнейшими отложениями. У окраины материка, на одном из прибрежных островов моря Росса, возвышается действующий вулкан Эребус.

Вулканы Антарктиды.

Джеймс Кларк Росс и Френсис Крозиер на своих кораблях «Эребус» и «Террор» 9 января 1841 года преодолели паковый лед и оказались на открытой воде моря Росса. Тремя днями позже они увидели величественную горную гряду, чьи вершины поднимались до 2500 м. Корабли продолжали плыть на юг, и 28 января 1841 г путешественники были поражены видом «потрясающего вулкана в чрезвычайно активном состоянии». Вулкан назвали гора Эребус, а меньший, потухший конус – гора Террор. В те дни активный вулкан посреди льда и снега казался чрезвычайно загадочным. Вообще говоря, вулканические породы часто встречаются в Антарктиде, хотя они очень старые, с геологической точки зрения, и представляют продукт вулканической деятельности тех времен, когда континент еще не занимал своего полярного положения.

Геологически молодая вулканическая область в районе моря Росса и связанные с ней вулканы просто указывают на континентальные сдвиги. В Антарктиде много вулканов. Некоторые из них, особенно островные вулканы, извергались в последние 200 лет. Многие из извержений проходили без свидетелей и фиксировались, когда вулканическая активность подходила к концу, а иногда и задним числом, потому что этот район малонаселен. Гора Эребус на острове Росса служит маяком для всех путешественников. Во время экспедиции группа из 6 человек достигла вершины высотой 3 794 м 10 марта 1908 г  там они обнаружили кратер диаметром 805 м и глубиной 274 м, на дне которого находилось озеро расплавленной лавы.        

3 группа – климатологи.

  Мировой «холодильник».

Антарктида – самый холодный материк. Слово «юг» часто в обиходе людей ассоциируется с теплом, а слово «север» -- с холодом. Но ведь это до экватора. Дальше к югу опять становится холоднее. Предположения о морозах до – 90  С оправдались. Измерения в зимний период на советских и американских внутриконтинентальных станциях Комсомольская, Восток, Амудсен-Скотт, Брэд подтвердили это полностью. Так, на станции Восток, удаленной от берега на 1410 км, в августе 1958 – 1960 гг минимальная температура воздуха наблюдалась  -- 87, 4   С,  -- 85, 4    С, -- 88,3   С. В июле 1983 г на станции Восток была отмечена минимальная температура воздуха января ниже  --  48   С. Почти на четверти материка температура самого теплого месяца в году (января) не поднимается выше 0   С. Самая высокая температура, отмеченная на Антарктическом полуострове (самом теплом месте), всего +1   С. Вот почему Антарктиду называют мировым полюсом холода.

Но почему же все-таки солнечное тепло не может растопить ледяную поверхность материка? Все заключается в том, что лед отражает почти девять десятых солнечного тепла. Антарктида – самый большой растратчик солнечного тепла на Земле.

Низкая температура, сильные ветры и штормы, частые снегопады и туманы – вот показатели климата Антарктиды.

Царство пурги.

  Характер местности определил климат. Тяжелый холодный воздух под действием силы тяжести опускается вниз. Встретив покатую поверхность ледника, он продолжает спускаться по ней, все убыстряя свой бег,  и к океану вырывается почти с ураганной силой со скоростью 30 – 40 м/с. Это так называемые стоковые ветры Антарктиды. Зарождаются они на границе внутренних плато. На самих плато, в центральных частях континента, ветры редки. Обычно там стоит тихая, устойчивая, очень холодная погода.

В теплые месяцы температура не поднимается выше  --  20      -- 25   С, а зимой она не редко достигает – 80   С. Область штилевой (безветренной) погоды может охватывать площадь радиусом от центра 500 – 700 км. Дальше начинается господство стоковых ветров, которые дуют всегда в одном направлении – от центра к океану.

Ели зимой на станции мирный среднемесячная скорость ветра достигает 60 – 65 км в час, то во время урагана ветер дует со скоростью 200 – 250 км в час. Местами ветры достигают 360 км в час. Каждая снежная бура в Антарктиде поднимает в воздух около 25 млн тонн снега.

Характерная особенность погоды побережья Антарктиды – страшной силы ураганные ветры, а во внутренних районах материка – дикие морозы, кислородная недостаточность и невероятная сухость воздуха.

«Страна жестоко солнца»

Центральную Антарктиду называют мировым полюсом холода, образно говоря «холодильником» Земли. Но так же ее называют «Страной морозов и жестокого солнца».  Оказывается, южнополярным летом нельзя выйти из помещения без солнечных очков; кожа лица и других открытых участков тела очень быстро загорает, бывают даже солнечные ожоги, губы трескаются, что достаточно болезненно, и т.д.

От чего это происходит? Ведь Антарктида получает летом огромное количество тепла, больше, чем экваториальные страны за год. Ученые называют Антарктиду еще и полюсом солнечной радиации. Ледяной материк получает больше тепла, чем вся Африка. Почему Антарктида, расположенная в высоких широтах, получает очень большое количество тепла? Здесь полярное лето; очень чистый и прозрачный воздух; средняя высота материка более 2 000 м, т.е. Антарктида лежит «ближе к Солнцу», и солнечные лучи проходят меньший слой воздуха.

Но почему   солнечное тепло не может растопить ледяную поверхность материка? Почему при большом количестве солнечного тепла воздух Антарктиды такой холодный? Воздух нагревается не от прямого воздействия солнечных лучей, а от земной поверхности. Большая же часть Антарктиды – лед. Лед отражает от 75 до 90% солнечной радиации. Солнечные лучи в этих широтах имеют маленький угол падения. И, наконец, в полярную ночь отдельные участки материка долгое время вообще не  освещаются солнцем.

Оазисы в Антарктиде.

До последнего времени слово «оазис» ассоциировалось с островком богатой растительности среди выжженной солнцем пустыни. Какие представления вызывает антарктический оазис? Летчик, пролетая над Антарктидой, видит кругом снег, снег – глазу не за что зацепиться. Возникает странное ощущение отсутствия пространства. Вдруг среди невообразимых льдов на горизонте появляется черная точка, по мере приближения превращающаяся в полоску, и ощущение пространства возвращается. Чем ближе, тем отчетливее различаются горы, холмы, небольшие долины и всюду озера: озера на льду, озера в пределах самого оазиса.

Антарктические оазисы – явление уникальное. Это очаги тепла и жизни. Летние температуры на 3 – 4   выше, чем над окружающими ледниками. Скалы поглощают 85% солнечного тепла, нагреваясь до + 20    + 30   С, нагревают окружающий воздух. Оазисы – одно из загадочных явлений в Антарктиде. Ученых интересует, как  они могли образоваться, почему ледник в течение нескольких тысяч лет не перекрывает оазис – полоску суши. Полагают, что образованию оазисов способствуют особые условия – удачный рельеф, отвлекающий потоки льда в стороны от оазиса. Оазис служит своеобразным тормозом для движения материкового льда. Скорость движения льда вдали от оазиса до 350 м в год,  а у его края она составляет 3 – 5 м в год. Климатические условия оазиса создаются за счет солнечного тепла, а не внутренней энергии Земли, как предполагали раньше.

4 группа – биологи.

Правовое положение Антарктиды.

Антарктида не принадлежит ни одному государству. Весь континент предоставляется ученым для исследования. В декабре 1959 г представители 12 государств (Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Чили, ЮАР, Японии) собрались в Вашингтоне и заключили Договор об Антарктиде. Согласно договору, на ее территории запрещаются строительства промышленных предприятий, создание военных баз, любые мероприятия военного характера (испытание любого вида оружия). Договором об Антарктиде предусматриваются положения об особых территориях, где органический мир подлежит первоочередной охране. В 1985 г в Антарктиде установлено 17 зон усиленной охраны и 21 зона повышенного научного интереса, куда можно попасть только по особому разрешению.

Работы в Антарктиде ведутся в исключительно сложных условиях. Состав экспедиции часто меняется. Обычно здесь работают не более года.

В Антарктиде сосредоточены огромные запасы пресной воды.    Сейчас имеются проекты буксировки айсбергов в страны, страдающие от ее недостатка. Процессы, происходящие в Антарктиде, неизбежно сказываются на природе всей географической оболочки. Например, от поведения льдов (накопления, изменения скорости движения, таяния) во многом зависит изменение уровня Мирового океана. Атмосфера над Антарктидой влияет на движение воздушных масс всей планеты. Ледниковый покров, образовавшийся 20 млн. лет назад, содержит богатую информацию об истории развития природных компонентов Земли, а также о влиянии космоса на Землю (космической пыли,  метеоритных осколков и др).

Население Антарктиды.

Несмотря на то что Антарктида – единственный материк, где человек не живет постоянно, приходится все более серьезно говорить о населении этого за редким исключением мужского континента. Впервые люди остались зимовать на побережье Антарктиды в 1899 г. Это была небольшая (10 человек) английская экспедиция во главе с норвежским  естествоиспытателем Карстеном Борхгревиком.  В течение 12 месяцев они проводили наблюдения за погодой, магнитным полюсом Земли, изучали биологию птиц и морских животных. В эту зимовку в Антарктиде появилась первая могила: на мысе Адер похоронен зоолог Н. Хансен, не выдержавший антарктических трудностей.

С тех пор в Антарктиде экспедициями различных государств было создано более 80 станций, причем более 30 из них на Антарктическом полуострове и расположенных вблизи островах.

Однако долгое время научные  станции были базами экспедиций и работали на них редко. После зимовки Борхгревика, например, в зимнее время на ледяном континенте в течение трех лет не было ни одного человека. Так продолжалось до 1944 г.  С 1944 г Антарктида уже не остается без населения. Количество научных баз и станций постоянно увеличивается, возрастает и количество зимовщиков. В 1955 г действовало уже 19 научных станций и работали 182 человека. В 1958 г на 42 станциях, принадлежащих 11 государствам, работало 872 человека. Летом в Антарктиду прибывают многочисленные сезонные отряды. В последние годы в этот период население континента достигает 4 – 5 тыс.человек. Да еще туристы наведываются.

Пингвины – хозяева Антарктиды.

Корабль с ходу врезается в лед, подминает его под себя, ломает своей тяжестью, расталкивает льдины. И вдруг мы видим на льду группу маленьких человечков в черных фраках с белыми манишками. Они смотрят на неведомое чудо, переговариваются. Это пингвины Адели. Полярники их прозвали «клоунами Антарктиды» за их смешное и озорное поведение.

Кто не знает пингвинов? Это птицы, разучившиеся летать и научившиеся плавать под водой. Их передние конечности недоразвились до крыльев. Ходят они и даже бегают в вертикальном положении на двух ногах, смешно переваливаясь, и по раскачивающейся походке напоминают не очень ловких людей. Более быстрого передвижения они достигают скольжением – как сани зимой. Особенно ловки они в воде – прыгают со льдин в воду и с огромной скоростью плывут, добывая себе рыбу. Пингвины – отличные пловцы и ныряльщики. Они ныряют до 50 м в глубину и развивают скорость при плавании до 30 – 40 км/ч.

Пингвины – эндемики Антарктиды, т. е. живут только в данной географической области. Существует 17 видов пингвинов. Наиболее многочисленные разновидности пингвины Адели и императорские.

Императорский пингвин – огромная птица, ее рост 80 – 120 см, масса до 60 кг. Это птица солидная, серьезная, очень важная. Когда пингвины стоят группой – ни дать, ни взять производственное совещание.

Пингвины Адели в два раза меньше ростом – до 40 см и массой до 5 – 6 кг.

Императорские пингвины, да и пингвины Адели, отличные прогнозисты погоды и поведение морского припая, как и отличные штурманы.

Жизнь в Антарктиде.

Еще не так давно антарктические воды изобиловали китами всех видов, включая голубого кита и финвала, а острова и побережья – тюленями. Однако хищнический промысел китов существенно сократил их поголовье, а некоторые их виды стали достопримечательностью, сохранившейся в основном в «Красной книге».

Та же печальная судьба еще раньше постигла антарктического котика и тюленей, промысел которых, будучи совсем безопасным, в отличие от китового, если не считать опасности плавания в антарктических водах, уже давно привел к полному их уничтожению.

Мир пернатых в Антарктиде насчитывает 44 вида общей численностью 200 млн особей. Поморник, снежный буревестник, кочурка, капский голубь – птицы, гнездящиеся в прибрежных областях континента. Порой они собираются в большие стаи, достигающие нескольких сотен тысяч особей. Все эти птицы в основном рыболовы и держатся вблизи побережья.

Есть в Антарктиде и членистоногие. Их насчитывается около 50 видов. Есть также паучки и несколько видов насекомых. Растительность крайне бедная. Она представлена несколькими разновидностями мхов  и лишайников, лепящихся на голых скалах, т. е. самыми неприхотливыми растениями.

Воды в Антарктиде богаты  жизнью. Здесь обитает большое количество различных губок, рыб, голотурий, звезд, ежей и других беспозвоночных, в изобилии планктон. Ученые считают, что слой планктона здесь на порядок плотнее, чем в тропиках.  

     

 

      

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...

Урок по технологии критического мышления «Сила упругости» 7 класс.

Урок по технологии критического мышления «Сила упругости» 7 класс....

Урок в технологии критического мышления 10 кл (угл)

Урок по теме "В поисках счастья " разработан для учащихся  10 класса, изучающих английский язык углубленно по  УМК под редакцией  Афанасьевой О.В....

Урок "Вода в подземных кладовых", урок по технологии критического мышления.

Урок "Вода в подземных кладовых"  (внутренние воды) в курсе 6-ого класса с использованием УМК издательства "Вентана-Граф",  учебник А. А. Летягина разработан по технологии критического...

Конспект урока по технологии критического мышления в 8 классе по теме «Приложение»

Урок дает учащимся понятие о приложении как особом виде определения, знакомит со способами выражения приложений, формирует правописные умения,  монологическую и диало­гическую речь, способствует ...

(Урок с применением технологии критического мышления) Класс: 7б - класс Тема: Разложение многочленов на множители с помощью различных способов

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2Мосенкова Л.А.Предмет: алгебра (Урок с применением технологии критического мышления)Класс: 7б - клас...