Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Открытый урок в 5 классе по русскому языку (ФГОС). Тема: Буквы е-и в корнях с чередованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Авторы, разработчики | Учитель русского языка и литературы Акыева Марина Руфимовна МБОУ СОШ № 105 г.о. Самара |
Предмет | Русский язык (раб.программа составлена на основе ФГОС. Рабочей программы основного общего образования по русскому языку 5-9 кл. Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.М., «Просвещение»,2011г. |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Технология построения урока | Технология проблемного обучения |
Тема | Буквы е-и в корнях с чередованием. |
Учебник | Русский язык.5 класс. учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. Часть 2.Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. М., Просвещение,2012. |
Цель | Формирование орфографических умений и навыка по правописанию букв е-и в корнях с чередованием. |
Задачи | Обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, запомнить корни с чередованием е-и, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий. Развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу. |
Основные термины, понятия | Морфема, чередование |
Планируемые результаты | Личностные УУД: -овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Регулятивные УУД: -проговаривание последовательности действий на уроке; -работа по схеме, осуществление самоконтроля. Познавательные УУД: -формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы; -построение логической цепи рассуждений; -выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать речь других; -формулирование и аргументация своего мнения и позиции; -умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Формы работы | -Индивидуальная -в парах -фронтальная |
Ресурсы | -Учебники -тетради -ТСО (компьютер, интерактивная доска) -карточки с заданиями -ключи к заданиям -орфографические словари |
ЭТАП УРОКА, ВРЕМЯ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. 2 мин. | У:здравствуйте,ребята! (обращаю внимание на стоящих у доски).Что случилось? Почему вы не на своих местах? У вас проблема? Что-то не получается? | У доски 2 уч-ся с листом бумаги (хотят повесить объявление) Д:мы хотели повесить объявление для нашего класса. Да, у нас возникло затруднение. | Л:положительное отношение к учебной деятельности. П:извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 5 мин. ------------------------------ 3.Постановка учебной задачи. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. 6 мин. 4.Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 12 мин. ------------------------------ 5.Первичное закрепление во внешней речи. Работа по учебнику. Цель:применение нового знания в типовых заданиях. 4 мин. Цель:сменить вид деятельности. | (обращаюсь к классу) Ребята, вы уже знаете, что в этом месяце проходят средники и субботники, направленные на благоустройство нашего города. Ваш класс принимает активное участие в уборке школьной территории. Сегодня наша школа проводит средник, и ваши одноклассники, Амир и Марк, вызвались написать объявление, напомнить вам о предстоящем мероприятии. Но у них возникло затруднение. Посмотрите. Попробуем помочь? Какие у вас есть предложения? Как нужно написать ? собИраемся или собЕраемся? В какой морфеме пропущена буква? Ребята, а что вам уже знакомо о правописании безударных гласных в корне? ---------------------------------- Как будем определять, какая гласная пишется в слове соб..раемся? Посмотрите,сможем мы проверить написание гласной ударением? Какой вывод сделаем? А если гласная не проверяется ударением, что нужно сделать? Откройте орфографические словари, найдите слово соб . раемся или однокоренное слово. Что вы увидели? Как называется такое явление? В какой морфеме вы увидели чередование? В каких случаях вы уже встречали чередование гласных в корне? Приведите примеры. Ребята, а мы знаем, в каких случаях пишется е, а в каких – и? Хотим это узнать? Так какая проблема возникла у нас на уроке? (на доске высвечивается проблема: ВЫЯСНИТЬ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ПИШЕТСЯ И, В КАКИХ – Е.) Откройте тетради, запишите число( вспоминаем ,как пишется двадцать, четвертое-сможем проверить написание безударной гласной в корне?) Какая тема нашего урока? Запишите тему урока. Как будем решать проблему? Какие учебные задачи поставим? Какие действия будем выполнять? Ребята, таких слов с чередованием гласных в корне очень много. На каждой парте лежат карточки. Возьмите белую карточку, посмотрите внимательно,прочитаем вместе со мной. Что вы видите? ( на карточках записаны корни с чередованием гласных: -бир -бер- -дир- -дер- -тир- -тер- -мир- -мер- -стил- -стел- -жиг- -жег- -блист- -блест- Переверните карточки.Что на обороте? Собираемся – соберу Задирать – задеру Стираю – стереть Замирать – замереть Постилать – постелю Поджигать – выжег Блистать – блестеть) Выделите эту морфему. Ребята, подумайте, какую работу нам нужно провести, чтобы выяснить, в каких случаях в корне пишется и, а в каких – Е? Да, правильно, будем наблюдать ,находить сходство и различие данных слов. Что вы заметили в словах 1-го столбика? Понаблюдайте за словами 2-го столбика. (если возникнет затруднение у детей, обращаю их внимание на другие морфемы, кроме корня). Спрашиваю у каждой пары: Какой вывод вы можете сделать, исходя из ваших наблюдений? Кто не согласен? Есть другие мнения? Подумайте, как можно в виде схемы показать данное правило? Схемы примерно одинаковы, запишите их в рабочие тетради. Откройте учебники на странице 112.Может,мы с вами что-то забыли, упустили из виду? Сверим наш вывод с правилом в учебнике. Мы что-то упустили? Ребята, значит, если вам встретится такое слово, вы будете пользоваться словарем? А подбирать проверочное слово? Мы сделали открытие. Вы молодцы! Повторим еще раз? ---------------------------------- Посмотрите упр.646 на стр.113.Разберем его устно, комментируя выбор гласной по образцу. ФИЗМИНУТКА Немного отдохнем? Я буду называть слова с чередующимися гласными в корне. Если в корне пишется и – вы хлопаете в ладоши, если е – присядьте. (набирать! замереть! протереть! Постелить! запирать! Блистать!блестеть!) Отдохнули? Теперь еще раз повторим,какое открытие мы сделали. Скажите, а поможет ли правило решить проблему с объявлением? Сможем сами написать ? В каких же случаях пишется и, в каких – е? | Уч-ся читают объявление. (Внимание! Сегодня, 24 апреля, проводится средник! В 14.00 соб .раемся у школы для получения инвентаря.) Да! Высказывают предположения В корне Правописание безударных гласных в корне можно проверить. ------------------------------------------------ Уч-ся рассуждают,высказывают свое мнение, выслушивают друг друга. Предлагают подобрать проверочное слово. Нет. Данная гласная непроверяемая. Нужно проверить написание по словарю. Уч-ся находят в словаре слова собирать, берет Однокоренные слова, но в корне может быть и буква и, и буква е. Чередование В корне слова -раст- -рос-, -лаг- -лож-, -кос- -кас-. Нет. Хотим. Выяснить, в каких случаях в корнях с чередованием пишется и, в каких –е. Да(чЕтверо) Чередование гласных и-е в корне. Будем наблюдать, анализировать, находить сходство и различия, сделаем вывод. Уч-ся читают , слушают друг друга. Работают в парах. Корни с чередованием е-и. Слова с чередованием в корне. Выделяют корень Нам нужно понаблюдать за этими словами. Суффикс -а- во всех словах. Наблюдают, замечают, что во 2-м столбике суффикс не -а-. Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется буква и, если нет суффикса -а-, то пишется е. Согласны. Уч-ся предлагают варианты схем. Работают в парах. Например, …и… а …е… ( не а) Записывают, проговаривают вывод по схеме. Один ученик читает правило вслух.(образец рассуждения тоже) Нет. Нет. Нет. Кто-то из уч-ся еще раз проговаривает правило. ----------------------------------------------- Каждый ученик объясняет по 2 слова. Уч-ся хлопают в ладоши и приседают. Проговаривают правило Сможем! Сначала пробуют те, кто писал объявление. повторяют | Л:мотивация, смыслообразование; П:построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция К:планирование сотрудничества с учителем и классом. --------------------------------------- П:формулирование проблемы Р:целеполагание К:умение выражать свои мысли, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решение и делать выбор П:анализ, выбор ,построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Р:контроль,коррекция К:умение устанавливать контакт с собеседником, вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника П:анализ,наблюдение, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Р:планирование, прогнозирование К:умение точно выражать свои мысли,умение сравнивать разные точки зрения, аргументация своего мнения. П:выведение следствий,умение структурировать знания Р:коррекция К:умение правильно строить высказывание,аргументация своего мнения Р:контроль,коррекция К:планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками П:анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений -------------------------------------- К:умение правильно строить высказывание, аргументация своего мнения. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
3 мин. | Кто желает выполнить попытаться выполнить задание самостоятельно? Теперь посмотрите на парты, вы видите розовые карточки. Выполните задания, которые вы видите на карточках. Рассуждаем про себя. ( у сильных уч-ся по 10 слов, у слабых – по 5) САМОПРОВЕРКА Переверните карточки. Проверьте, справились ли вы с заданием. Кто собой доволен? (на обороте карточек даны ключи) Какие есть вопросы? У кого возникли затруднения? | Все! уч-ся работают самостоятельно Проверяют работу с помощью ключей , записывают полученные баллы. | Р:осуществление самоконтроля; проговаривание про себя последовательности действий П:анализ информации в соответствии с поставленной задачей Л:самоопределение |
7.Включение в систему знаний и повторение. 7 мин.
| Ребята, следующее задание посложнее. Вам понадобятся учебники и рабочие тетради. Обратите внимание на зеленые карточки, которые лежат перед вами. На карточках записано задание. Выполните его самостоятельно, а потом проведем взаимопроверку. ( у слабых уч-ся – упр.647(часть 1), у сильных – упр.648. ВЗАИМОПРОВЕРКА Закончили работу? А теперь поменяйтесь карточками с соседом(соседкой) по парте. На обороте карточек вы увидите ключи, с помощью которых вы сможете оценить работу ваших товарищей. Оценки вы можете поставить карандашом на полях. | самостоятельно работают в тетрадях Меняются карточками, проверяют работы друг друга, оценивают с помощью ключей. | Л:учебно-познавательный интерес К:учет разных мнений, планирование работы учебного сотрудничества |
8.Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 3 мин. | Ребята, мы с вами сегодня много поработали. Какую проблему мы решали? Мы решили эту проблему? Запишите домашнее задание: правило на стр.112,а письменное задание выполните по выбору.упр.647(ч.2), или упр.649(оно более сложное), или творческое задание.(мини-сочинение о том, как вы поработали, с использованием слов с чередованием е-и в корне). Как вы сами оцениваете свою работу на уроке?Возьмите желтые карточки и оцените себя. Оценили? Кто доволен собой? Вложите свои карточки в рабочие тетради и сдайте мне, я их проверю. Буду рада, если наши оценки совпадут. Спасибо за урок. | Выясняли, какие гласные пишутся в корнях с чередованием. Да. Приводят свои примеры. Записывают в дневники домашнее задание Оценивают. Сдают карточки. | П:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л:самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание успеха/неуспеха в учебной деятельности; К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения Р:оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...