Урок русского языка в 5 классе на тему "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок "Суффикс" проводится в 5 классе. Цели урока:
познавательные: восстановить знания обучающихся о суффиксе и его функциях; повторить сведения о суффиксе, его роли в слове, углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами;
практические:определить уровень сформированности умений видеть суффиксы и определять их значение,совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов, учить выделять суффикс в слове;
воспитательные: пробуждение интереса к истории языка, воспитание бережного отношения к слову.
Методы обучения:репродуктивный, исследовательский,творческий, наглядный.
Средства обучения:работа с графическими схемами, самостоятельная работа, творческая работа.
Тип урока:усвоение нового, обобщение знаний, закрепление умений.
Методы работы: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Особенностью данного урока является форма проведения - урок - путешествие.Использование таблицы позволяет повысить уровень наглядности, заинтересованности детей. Каждое задание требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений. Игровые моменты создают благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала. Результативность урока определяется умением обучающихся образовывать слова с помощью различных суффиксов, классифицировать их по одному признаку, создавать творческие работы
Т
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiks.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Суффикс»
Форма урока: урок-путешествие
Цели урока:
- Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.
- Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове
- .Воспитательные: пробуждение интереса к истории языка, воспитание бережного отношения к слову, воспитание чувства ответственности.
- Методы обучения: репродуктивный, исследовательский, творческий, наглядный
Средства обучения:
Работа с графическими схемами.
Эвристическая беседа.
Самостоятельная работа обучающихся.
Творческое задание
Тип урока: тип усвоения нового, обобщение знаний, закрепление умений
Ход урока
1.Организационный момент
Определяется зона ближайшего развития, помогающая детям сформулировать тему урока (четыре последних пункта).
2. Этап целеполагания.
- Дорогие ребята, сегодня мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Что она изучает? Посмотрите на доску, сформулируйте и запишите тему урока. Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке?
Задачи обучения:
- Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
- На какие группы по значению делятся суффиксы?
- Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?
- Что образуют суффиксы?
3. Этап усвоения нового материала.
Что вы знаете о суффиксе? Докажите сказанное на примерах:, жёлтый - жёлтенький, дом – домик, жук – жучок, жучище.
Так что же мы можем выразить с помощью суффиксов? Действительно, суффиксы выполняют в языке большую работу .Послушаем сообщение. Запишите в тетрадь интересные примеры
Суффиксы из одних слов делают другие. Например, из слова учить суффиксы могут сделать и учителя, и ученика, и училище, и учение. А если убрать суффикс и добавить приставку, может получиться неуч.
Также суффиксы могут придавать словам самые различные смысловые оттенки, показать, о большом или маленьком предмете идёт речь, о симпатичном или не очень. В книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Букашкин, Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин, Чушкин, Тютелькин, Мурашкин, профессорша Мордочка. Всё ясно: это малыши. Если бы они были великанами, у них были бы другие фамилии: Штанищин, Сапожищин, Тараканищин.
А вот имена людей, которых встречал Гулливер, путешествуя по стране лилипутов и великанов: Редресель, Глюмдалькич, Дренло, Скайшер, Болголам. Догадайтесь, какие из них принадлежат лилипутам, а какие великанам. Скажем большое спасибо за интересное сообщение нашему докладчику. Кстати, какое значение имеет суффикс в слове «докладчик»?
Запишите примеры слов с суффиксами, обозначающими людей по роду их занятий, по профессии.
Правильно, но ведь есть и другие суффиксы с таким же значением. Например, как вы назовёте человека, прыгающего с парашютом?
А человека, который строит дома?
Как образовались эти слова?
Вспомните и запишите слова с этими суффиксами; первый вариант – с суффиксом –ист-, второй вариант – с суффиксом –тель-. Кто больше?
Давайте проверим.А теперь поиграем: я называю город, а вы говорите, кто в нём живёт.
Нижний Новгород-.., Владимир-.., Рязань-.., Новгород-.., Петербург-.., Астрахань-..
Пенза-.., Пермь-.., Тула-..
Дело в том, что суффикс –ец-, с помощью которого чаще всего образуются названия лиц по месту жительства, не всегда «работает», и тогда ему на помощь приходят другие суффиксы. Например, жителя Пензы называют пензяк, жителя Перми – пермяк, Тулы – туляк, житель Мурома – муромчанин, Ростова – ростовчанин. Давайте запишем несколько примеров.
Некоторые названия жителей имеют свою историю. К примеру, жителей Москвы называли в разное время по-разному (записываем и обозначаем суффиксы): московляне, москвичи,, москали. Победила форма москвич.
Так что же мы можем оценить с помощью суффикса? (размеры животного, отношение к нему )
— Можно ли поставить знак равенства между выражениями “уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “суффиксы оценки”? (Ответ фиксируется в таблице)
— Какие же ещё значения имеют суффиксы? Ответ на этот вопрос мы найдём на следующей станции, где нас ожидает уже знакомый нам текст. (Работа над текстом велась при изучении темы “Приставка”)
На доске появляется запись: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
— Обозначьте орфограммы-гласные в данном слове. Сколько здесь суффиксов? Какой вывод можно сделать? (Вывод: в слове может быть несколько суффиксов).
— А какие ещё бывают суффиксы? Ответ на этот вопрос найдите самостоятельно, открыв учебник на стр. 64.
— Как называются суффиксы, образующие форму слова?
На доске появляется запись: ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
— Обозначьте орфограммы-гласные.
Ответы учащихся позволят заполнить следующую таблицу:
Формообразовательные суффиксы | Формы слова |
-ть - | инфинитив |
-л- | глагол прошедшего времени |
— Найдите в тексте и выпишите слова с формообразовательными суффиксами.
— Произведите морфемный разбор слова сеять.
— Почему -ть- не входит в основу? (как и окончание, он образует только форму слова).
4. Закрепление знаний
Давайте заполним таблицу, чтобы закрепить полученные знания:
СУФФИКСЫ | ЗНАЧЕНИЯ |
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк- | уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки |
- чик-,-щик-,-ист-,-тель- | название лица по роду занятий, по профессии |
-оват-,-еват- | признак предмета |
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск- | название лица по месту жительства |
-ец- | принадлежность действия лицу |
-ищ- | увеличительное значение |
-ищ- | место |
Напишите небольшое сочинение на тему «Значения суффикса».
5. Подведение итогов
— Итак, ребята, наше путешествие заканчивается. Что интересного, нового вы узнали? Какие испытали трудности? А теперь подведём итоги. Я пршу помочь мне выделить суффиксы в подчёркнутых словах. К сожалению, урок заканчивается. Это задание вы выполните дома, в случае затруднения обращайтесь к словообразовательному и этимологическому словарям, учебнику.
Сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи. А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....