РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ___9____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса. Структура школьного курса русского языка в 9 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 9 класса. Содержание программы учебного курса русского языка для 9 класса. Тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_-_9_klass_2014-2015_70_chasov.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск»
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей
________/Змановская Ю.Н./ Протокол №_6_ от «_21_» _мая__2014 г | Согласовано Заместитель директора по УВР
___/Сизова В.В./
« 29 » августа 2014 г | Утверждаю Директор школы
__________/ Маркова О.И./
Приказ № 151-о от « 29 » августа 2014 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК
ДЛЯ ___9____КЛАССА
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Змановская Н.Н., 1 категория
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык – язык русского народа, который служит ему средством:
а) общения во всех сферах жизни;
б) хранения и передачи информации;
в) связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку.
Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность: он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.
Специальным целями преподавания русского языка в школе являются: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
• формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;
• вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и формировании);
• развития языкового эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач:
• формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
• овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
• обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
• воспитание учащихся средствами данного предмета;
• развитие их логического мышления;
• обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
• формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.
Основные направления работы по русскому языку.
Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерам, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приемы:
• тематическое объединение слов в особые лексические группы;
• составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнезд однокоренных слов;
• ведение индивидуальных словариков;
• обращение к этимологии слов;
• работа с орфографическими и толковыми словарями;
• использование словарных диктантов.
Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся.
Развитие речи учащихся предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности и осуществляется в трех направлениях.
Первое направление – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Третье направление – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: они систематически выступают с устными сообщениями, различными по теме и жанру (пересказ, сообщение по плану, по опорным словам и т.д.).
Все три направления в работе по развитию речи учащихся включают как обязательную составную часть предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся. Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан учащимися монотонно, невыразительно.
К 9 классу учащиеся должны:
- знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
- овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений:
- Учащиеся должны знать основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил; обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
- По пунктуации. Находить в словах смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
- По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
- По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты различных стилей и типов речи; подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику; составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи); писать сочинения публицистического характера, писать заявление, автобиографию; совершенствовать содержание; находить и исправлять языковые ошибки в своём тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы; соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Цели и задачи курса:
• Помочь учащимся систематизировать материал;
• учить выделять в нем главное;
• предупреждать возможные ошибки;
• развивать точность, правильность, логичность и выразительность речи;
• совершенствовать речевую культуру;
• подготовить к ЕГЭ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск »
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ Сизова В.В.
(подпись) (расшифровка)
« 29 » августа 2014 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс _____9________________________________________________________
Учитель Змановская Надежда Николаевна
Количество часов:
всего ______70_____ часов;
в неделю _____2___ часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Змановской Надежды Николаевны, утвержденной приказом №151-о от 29 августа 2014г
Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе
№ урока | Тема урока. | план | факт |
1. | Международное значение русского языка. | 04.09 | |
2. | Повторение пройденного в 5-8 классах. Фонетика. | 05.09 | |
3. | Произношение и правописание. | 11.09 | |
4. | Лексика и фразеология. | 12.09 | |
5. | Словообразование и морфология. | 16.09 | |
6. | Словообразование и морфология. | 19.09 | |
7. | Контрольная работа. | 23.09 | |
8. | Р./Р. Сочинение «О роли знаний в жизни человека». | 25.09 | |
9. | Анализ контрольных работ и сочинений. | 30.09 | |
10. | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 02.10 | |
11. | Пунктуация простого предложения. | 07.10 | |
12. | Сложное предложение. Основные виды сложного предложения. | 10.10 | |
13. | Понятие сложносочинённого предложения. | 14.10 | |
14. | Сложносочинённые предложения. | 16.10 | |
15. | Сложносочинённые предложения. | 21.10 | |
16. | Понятие сложноподчинённого предложения. | 23.10 | |
17. | Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём. | 28.10 | |
18. | Р./Р. Анализ текста. | 30.10 | |
19. | Р./Р. Рецензия на литературное произведение, спектакль, фильм | 11.11 | |
20. | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 13.11 | |
21. | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 18.11 | |
22. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 20.11 | |
23. | Придаточные изъяснительные. | 25.11 | |
24. | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 27.11 | |
25. | Придаточные предложения образа действия и степени. | 02.12 | |
26. | Придаточные степени. | 04.12 | |
27. | Придаточные предложения места. | 09.12 | |
28. | Придаточные времени. | 11.12 | |
29. | Придаточные времени. | 16.12 | |
30. | Р./Р. Повторение придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных места и времени | 18.12 | |
31. | Придаточные предложения условные. | 23.12 | |
32. | Придаточные предложения причины. | 25. 12 | |
33. | Придаточные предложения цели. | 13.01 | |
34. | Придаточные предложения сравнительные. | 15.01 | |
35. | Придаточные предложения уступительные. | 20.01 | |
36–37. | Р. /Р. Учимся писать тезисы, доклады, конспекты, рефераты. | 22.0122.01 | |
38. | Придаточные предложения следствия. | 27.01 | |
39. | Различные виды придаточных предложений. | 29.01 | |
40. | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | 03.02 | |
41. | Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. | 05.02 | |
42–43. | Изложение с элементами сочинения | 10.02 10.02 | |
44. | Зачётный урок по теме «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения». | 12.02 | |
45. | Р./Р. Деловые документы (автобиография, заявление) | 17.02 | |
46. | Бессоюзные сложные предложения. | 19.02 | |
47. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 24.02 | |
48. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 26.02 | |
49. | Тире в сложном бессоюзном предложении. | 03.03 | |
50. | Тире в сложном бессоюзном предложении. | 05.03 | |
51. | Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении. | 10.03 | |
52. | Зачётный урок по теме «Сложные бессоюзные предложения и пунктуация в них». | 12.03 | |
53. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 17.03 | |
54. | Анализ контрольной и практической работ. | 19.03 | |
55. | Р. /Р. Академическое красноречие. | 31.03 | |
56. | Р. /Р. Состязание ораторов. Дискуссия. | 02.04 | |
57. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. | 07.04 | |
58. | Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. | 09.04 | |
59. | Предложения со сложной синтаксической конструкцией. | 14.04 | |
60. | Р./Р. Изложение. | 16.04 | |
61. | Р./Р. Изложение. | 21.04 | |
62. | Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающее явление. | 23.04 | |
63. | Русский литературный язык и его стили. | 28.04 | |
64. | Наука о русском языке и её разделы. Учёные-лингвисты. | 30.04 | |
65. | Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи. | 05.05 | |
66. | Правописание различных частей речи. | 07.05 | |
67–68. | Изложение с элементами сочинения. | 12.05 14.05 | |
69. | Анализ текста. | 19.05 | |
70. | . Анализ текста. | 21.05 |
Перечень учебно-методических пособий по русскому языку:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.
- Горпинич В.А. Русский язык. – Киев: Высшая школа, 1981.
- Иванов В.В., Потиха З.А.Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
- Крамаренко Н.О. Уроки русского языка в 7-м классе. Поурочные планы. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002.
- Крамаренко Н.О. Уроки русского языка в 9-ом классе. Поурочные планы. – Волгоград: издательство Гринина А.Е., 2002.
- Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 9 кл. / А.М.Еремеева, А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова и др. – М.: Дрофа, 20001.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку /Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, В.И.Капинос и др. – М.: Дрофа, 2000.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы /
- Сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 1999.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 1999.
- Славкин В. Русский язык для всех. Учебное пособие для изучающих русский язык как второй. – М.: Слово – Дрофа, 1995.
- Цветкова Г.В. Профильный курс по русскому языку. 10 класс. По учебному комплекту В.В.Бабайцевой. 1 часть. – Волгоград: ИТД Корифей, 2007.
- Цветкова Г.В. Профильный курс по русскому языку. 10 класс. По учебному комплекту В.В.Бабайцевой. 2 часть. – Волгоград: ИТД Корифей, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и включает календарно-тематическое...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету Русский язык ДЛЯ ___5__КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса.Структура школьного курса русского языка в 5 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ___6____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса.Структура школьного курса русского языка в 6 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащ...
Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 7 класса
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего ...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 7 класса
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:Закона "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 государственного образовательного стандарта общего образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Английский язык» 2-4 классы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с приказами Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. ...