РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ___9____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

 Рабочая программа по русскому языку для 9 класса. Структура школьного курса русского языка  в 9 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 9 класса.   Содержание программы учебного курса русского языка для 9 класса. Тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_-_9_klass_2014-2015_70_chasov.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск»

  

Рассмотрено

       Руководитель

методического

объединения учителей

 

________/Змановская Ю.Н./

                            Протокол №_6_

от «_21_» _мая__2014 г

Согласовано

   Заместитель

директора по УВР

 

      ___/Сизова В.В./

                           

    « 29  »  августа 2014 г

Утверждаю

     Директор школы

 

 

__________/ Маркова О.И./

 

Приказ № 151-о

от « 29   » августа 2014 г

                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК

ДЛЯ  ___9____КЛАССА

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                                                                    Составитель                       программы

                                                

Змановская Н.Н., 1 категория

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский язык – язык  русского народа, который служит ему средством:

а) общения во всех сферах жизни;

б) хранения и передачи информации;

в) связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря,  словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку.

Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность: он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.

Специальным целями преподавания русского языка в школе являются: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

• формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

• вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и формировании);

• развития языкового эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач:

• формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

• овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

• обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

• воспитание учащихся средствами данного предмета;

• развитие их логического мышления;

• обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

• формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.

Основные направления работы по русскому языку.

Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерам, овладевали способами применения правил на практике.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приемы:

• тематическое объединение слов в особые лексические группы;

• составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнезд однокоренных слов;

• ведение индивидуальных словариков;

• обращение к этимологии слов;

• работа с орфографическими и толковыми словарями;

• использование словарных диктантов.

Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно  содействовать развитию логического мышления и речи учащихся.

Развитие речи  учащихся предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности  и осуществляется в трех направлениях.

Первое направление – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Третье направление – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений.

На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: они систематически выступают с устными сообщениями, различными по теме и жанру (пересказ, сообщение по плану, по опорным словам и т.д.).

Все три направления в работе по развитию речи учащихся включают как обязательную составную часть предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся. Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан учащимися монотонно, невыразительно.

К 9 классу учащиеся должны:

  1. знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий,  пунктуационных  правил,  обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
  2. овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами, обращениями;
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений:

  1. Учащиеся должны знать основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил; обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  2. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
  • определять стиль и тип текста;
  • соблюдать все основные нормы литературного языка.
  • По пунктуации. Находить в словах смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
  • По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
  • По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты различных стилей и типов речи; подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику; составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи); писать сочинения публицистического характера, писать заявление, автобиографию; совершенствовать содержание; находить и исправлять языковые ошибки в своём тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы; соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

            Цели и задачи курса:

•        Помочь учащимся систематизировать материал;

•        учить выделять в нем главное;

•        предупреждать возможные ошибки;

•        развивать точность, правильность, логичность и выразительность речи;

•        совершенствовать речевую культуру;

•        подготовить к ЕГЭ.

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск »

 

    СОГЛАСОВАНО                                                    

Заместитель директора по УВР:

 ___________       Сизова В.В.

(подпись)                (расшифровка)

 «  29 »  августа 2014 г.

                                                КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 по предмету  РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс _____9________________________________________________________

 

Учитель Змановская Надежда Николаевна

 

Количество часов: 

       всего ______70_____ часов;          

       в неделю _____2___ часа;

 Планирование составлено на основе рабочей программы

Змановской Надежды Николаевны,  утвержденной приказом №151-о от 29 августа 2014г

Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе

№ урока

Тема урока.

план

факт

1.

Международное значение русского языка.

04.09

2.

Повторение пройденного в 5-8 классах.

Фонетика.

05.09

3.

Произношение и правописание.

11.09

4.

Лексика и фразеология.

12.09

5.

Словообразование и морфология.

16.09

6.

Словообразование и морфология.

19.09

7.

Контрольная работа.

23.09

8.

Р./Р. Сочинение «О роли знаний в жизни человека».

25.09

9.

Анализ контрольных работ и сочинений.

30.09

10.

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

02.10

11.

Пунктуация простого предложения.

07.10

12.

Сложное предложение. Основные виды сложного предложения.

10.10

13.

Понятие сложносочинённого предложения.

14.10

14.

Сложносочинённые предложения.

16.10

15.

Сложносочинённые предложения.   

21.10

16.

Понятие сложноподчинённого предложения.

23.10

17.

Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём.

28.10

18.

Р./Р. Анализ текста.

30.10

19.

Р./Р. Рецензия на литературное произведение, спектакль, фильм

11.11

20.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

13.11

21.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

18.11

22.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

20.11

23.

Придаточные изъяснительные.

25.11

24.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

27.11

25.

Придаточные предложения образа действия и степени.

02.12

26.

Придаточные степени.        

04.12

27.

Придаточные предложения места.

09.12

28.

Придаточные времени.

11.12

29.

Придаточные времени.

16.12

30.

Р./Р. Повторение придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных места и времени

18.12

31.

Придаточные предложения условные.

23.12

32.

Придаточные предложения причины.

25. 12

33.

Придаточные предложения цели.

13.01

34.

Придаточные предложения сравнительные.

15.01

35.

Придаточные предложения уступительные.

20.01

36–37.

Р. /Р. Учимся писать тезисы, доклады, конспекты, рефераты.

22.0122.01

38.

Придаточные предложения следствия.

27.01

39.

Различные виды придаточных предложений.

29.01

40.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

03.02

41.

Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или

несколькими придаточными и пунктуация в них.

05.02

42–43.

Изложение с элементами сочинения

10.02

10.02

44.

Зачётный урок по теме «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения».

12.02

45.

Р./Р. Деловые документы (автобиография, заявление)

17.02

46.

Бессоюзные сложные предложения.

19.02

47.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

24.02

48.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

26.02

49.

Тире в сложном бессоюзном предложении.

03.03

50.

Тире в сложном бессоюзном предложении.

05.03

51.

Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном

предложении.

10.03

52.

Зачётный урок по теме «Сложные бессоюзные предложения и

пунктуация в них».

12.03

53.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

17.03

54.

Анализ контрольной и практической работ.

19.03

55.

Р. /Р. Академическое красноречие.

31.03

56.

Р. /Р. Состязание ораторов. Дискуссия.

02.04

57.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

07.04

58.

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.

09.04

59.

Предложения со сложной синтаксической конструкцией.

14.04

60.

Р./Р. Изложение.

16.04

61.

Р./Р. Изложение.

21.04

62.

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающее явление.

23.04

63.

Русский литературный язык и его стили.

28.04

64.

Наука о русском языке и её разделы. Учёные-лингвисты.

30.04

65.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и

правописанию, культуре речи.

05.05

66.

Правописание различных частей речи.

07.05

67–68.

Изложение с элементами сочинения.

12.05

14.05

69.

Анализ текста.

19.05

70.

. Анализ текста.

21.05

Перечень учебно-методических пособий по русскому языку:        

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.
  4. Горпинич В.А. Русский язык. – Киев: Высшая школа, 1981.
  5. Иванов В.В., Потиха З.А.Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
  6. Крамаренко Н.О. Уроки русского языка в 7-м классе. Поурочные планы. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002.
  7.  Крамаренко Н.О. Уроки русского языка в 9-ом классе. Поурочные планы. – Волгоград: издательство Гринина А.Е., 2002.
  8.  Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 9 кл. / А.М.Еремеева, А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова и др. – М.: Дрофа, 20001.
  9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку /Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, В.И.Капинос и др. – М.: Дрофа, 2000.
  10.  Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы /
  11.  Сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 1999.
  12.  Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 1999.
  13.  Славкин В. Русский язык для всех. Учебное пособие для изучающих русский язык как второй. – М.: Слово – Дрофа, 1995.
  14.  Цветкова Г.В. Профильный курс по русскому языку. 10 класс. По учебному комплекту В.В.Бабайцевой. 1 часть. – Волгоград: ИТД Корифей, 2007.
  15.  Цветкова Г.В. Профильный курс по русскому языку. 10 класс. По учебному комплекту В.В.Бабайцевой. 2 часть. – Волгоград: ИТД Корифей, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской  программы основного общего образования  М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского  и включает  календарно-тематическое...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету Русский язык ДЛЯ ___5__КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса.Структура школьного курса русского языка  в 5 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ___6____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса.Структура школьного курса русского языка  в 6 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащ...

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 7 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык»  для 7  класса  составлена  в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего ...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 7 класса

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:Закона  "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 государственного образовательного стандарта общего образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Английский язык» 2-4 классы 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с приказами  Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. ...