Рабочая программа по предмету русский язык для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Долина Любовь Владимировна

Учебник для образовательных учреждений "Русский язык. 8 класс"/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_-8_klass_fgos.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №2

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол  №          от

«    » сентября  2019г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР    

_________/Агеева И.В./

«    » сентября  2019г.

       

        «Утверждаю»

        Директор МОБУ МСОШ №2

         __________        /Романенко В.В./         

          Приказ №       от

         «    » сентября  2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

русский язык

8 класс

(ФГОС)

педагога высшей  категории

Долиной Любови Владимировны 

2019 – 2020 учебный год

Класс: 8 «Б», 8 «В»        

Учитель: Долина Любовь Владимировна        

Количество часов: 102

Всего – 102 часа; в неделю - 3 часа.

Плановых контрольных уроков: к/д – 6 ч.; р/р – 10 ч.

Промежуточная аттестация. Административная контрольная работа - 1 ч.

Рабочая программа курса русского языка составлена на основе 

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 № 1897 с изменениями от 29.12.2014 № 1644, 31.12.2015 №1577);

2.Авторской программы - Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова;

3.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях;

4.Основной образовательной программы  ООО МОБУ Магдагачинской СОШ № 2;

5.Учебного плана МОБУ Магдагачинской СОШ № 2 на 2019- 2020 учебный год.

Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 8 класс»./ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 15-е изд.- М.: Дрофа, 2018.

Перечень учебно-методического обеспечения

I Методическая литература:

  1. Поурочные планы по программе под ред. М.М.Разумовской . 1 и 2 полугодия. / сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 118с.
  2. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 8 класс" / Под ред. М. М. Разумовской. - М.: Дрофа, 2015.
  3. Войнова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. «Русский язык: 120 текстов для школьных изложений. 5-11 кл.» – М.: Дрофа, 2017. – 160с.
  4. Т. А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 8 класс. - М.: Просвещение, 2016.
  5. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. «Русский язык: 250 диктантов по русскому языку для школьников. 5-9 кл.» - М.: - Дрофа, 2017. – 160с.

    II Электронные носители:

1. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.– М.: Планета, 2016. – 208с. (Современная школа).

 III Справочная литература:

Различные виды словарей

IV Настенные таблицы (различные виды разборов)

V Раздаточный  материал ( карточки, тесты)

Межпредметные связи

При обучении русскому языку использую тексты художественных произведений, а также репродукции картин русских художников на уроках  по развитию речи, опираюсь на знания, которые получены на уроках изобразительного искусства.

Пояснительная записка

     Рабочая программа курса русского языка составлена на основе

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 № 1897 с изменениями от 29.12.2014 № 1644, 31.12.2015 №1577);

2.Авторской программы - Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова;

3.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях;

4.Основной образовательной программы  ООО МОБУ Магдагачинской СОШ № 2;

5.Учебного плана МОБУ Магдагачинской СОШ № 2 на 2019– 2020 учебный год.

       Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку. Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

      1.Общения во всех сферах жизни;

      2.Связи поколений;

      3.Хранения и передачи информации.

     Свободное владение родным, русским языком – надёжная основа каждого русского человека в его жизни. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Углубленное изучение русского языка опирается в основном на действующую программу и уже устоявшийся минимум понятий по синтаксису. Однако, предполагается более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил. Дополнительное учебное время будет уделено таким вопросам, как „Речевые умения и навыки учащихся“, „Интонация и пунктуация“, „Назначение знаков препинания“, „Принцип русской пунктуации“.

     Главная цель занятий русским языком в 8 классе речевое и языковое развитие школьников решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материалом языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь. Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная -„Простое предложение“.

     Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка; усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс русского языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.

     Задачи курса:

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

-совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;

-формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.

Особенности рабочей программы

      В 8 «Б» классе в условиях инклюзии обучается 2 обучающихся с ОВЗ  (задержка психического развития).

Данная программа, сохраняет основное содержание образования, принятое для общеобразовательной  школы и отличается тем, что предусматривает коррекционную работу с учащимися,  имеющими ограниченные возможности здоровья.

Для данной категории обучающихся  характерны:

-.Незрелость эмоционально-волевой  сферы:

-.Сниженный уровень познавательной  деятельности;

-.Недостаточная  сформированность  предпосылок  к  усвоению  новых  знаний и предметных понятий;

-.Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;

-.Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;

-.Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;

-.Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.

      Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.

      Программа по литературе для учащихся с ОВЗ VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базовой  программы обязательного учебного курса по литературе, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

 Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса

 Обучение для детей с ОВЗ обучающихся в классах организуется  по учебникам   общеобразовательных классов.

 Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.          

  Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

-активизация познавательной деятельности учащихся;

- повышение уровня их умственного развития;

- нормализация учебной деятельности;

-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

-социально-трудовая адаптация.

Среди коррекционных задач  особо  выделяются  и  следующие:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;

- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.

      В календарно тематическом планировании делаются сноски курсивом для обозначения видов деятельности обучающихся с ОВЗ.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Обучающийся  научится:

- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- использовать знание алфавита при поиске информации;

- различать значимые и незначимые единицы языка;

- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

- членить слова на слоги и правильно их переносить;

- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

- характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

- проводить лексический анализ слова;

- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

- проводить морфологический анализ слова;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

- находить грамматическую основу предложения;

- распознавать главные и второстепенные члены предложения;

- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

-опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

- использовать орфографические словари.

Синтаксис

Ученик научится: опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, простое предложение) и их виды; употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; определять и правильно ставить знаки препинания; выделять грамматические основы, составлять схемы предложений; создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения; употреблять речевые этикетные формулы, средства выражения значения утверждения и отрицания ; различать функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в составе текста. Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания; знать интонационные средства синтаксиса, понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль; использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений разных видов монолога) в различных ситуациях общения; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Ученик получит возможность научиться: опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; проводить устный и письменный синтаксический разбор предложений, пунктуационно оформлять предложения; выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию ; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их; опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи.

Речевая деятельность. Чтение

Ученик научится: понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а так же в форме ученического изложения, в форме плана, тезисов; использовать практические умения ознакомительного изучающего просмотрового способов( видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую информацию в прочитанных текстах; извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников, высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученик научится: создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные. Нравственно-этические, бытовые учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения(сообщение. Небольшой доклад, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, в споре); обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной. Социально-культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом, публично защищать проект., реферат; анализировать речевые высказывания.

Текст

Ученик научится: анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а так же требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана ; создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится: соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса); объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать ее в процессе письма.

Ученик получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать различные выразительные средства языка;

- писать конспект, тезисы и другие жанры;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты изучения предмета:

1)владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Содержание тем учебного курса русского языка  в 8 классе:

  1. Введение - 1ч.

  1. Повторение  - 6 ч., 1 ч. р/р, 1 ч. к/д

  1. Словосочетание и предложение  - 7 ч. и 2 ч. р/р

  1. Двусоставное предложение  - 11 ч., 1 ч. р/р, 1 ч. к/д

  1. Односоставные предложения  - 9 ч., 3 ч. р/р

  1. Предложения с однородными членами  - 10 ч., 4 ч. р/р

  1. Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями  - 8 ч., 1 ч. р/р, 1 ч. к/д

  1. Предложения с обособленными членами  - 13 ч., 2 ч. р/р, 2 ч. к/д

  1. Прямая и косвенная речь  - 3 ч., 5 ч. р/р, 1 ч. к/д, 1ч. к/р

  1. Повторение  - 8 ч.

Основное содержание курса

1.Введение. Русский язык в семье славянский языков. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянский языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

2. Повторение. Орфография и морфология. Правописание Н-НН в суффиксах, правописание НЕ с разными частями речи. Употребление частиц НЕ и НИ. Дефисное написание слов. Правописание наречий и соотносимых с ними словоформ. Речь, ее разновидности, стили речи, средства художественной выразительности.

3.Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания. Словосочетания именные, глагольные, наречные. Виды связи  в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Предложение и его типы. Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп. Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Простое двусоставное предложение. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Правила согласования главных членов предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Прямой и обратный порядок слов в простом предложении. Односоставные предложения. Основные виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Неполные предложения. Простые осложненные предложения. Предложения с однородными членами. Условия однородности. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Обращение, его функции и способы выражения, знаки препинания при обращении. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Предложения с обособленными членами. Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности. Синтаксические конструкции с чужой речью. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.

4.Речь. Основные жанры публицистического стиля: репортаж, статья, портретный очерк. Их особенности.

5. Повторение за курс 8 класса.

Критерии оценивания учащихся

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

 Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

 Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)     В переносе слов;

2)     На правила, которые не включены в школьную программу;

3)     На еще не изученные правила;

4)     В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5)     В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1)     В исключениях из правил;

2)     В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3)     В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4)     В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5)     В написании ы и  и после приставок;

     6)     В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать                                                       ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7)     В собственных именах нерусского происхождения;

8)     В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9)     В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

С помощью сочинений и изложений проверяются:

умение раскрывать тему;

умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Полнота раскрытия темы;

Правильность фактического материала;

Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

     Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе (по учебнику М.М. Разумовской)

№ урока

Тема урока

Курсивом обозначены виды

деятельности для  обучающегося

с  ОВЗ

Требования к уровню подготовки

учащихся

Подготовка к

ОГЭ

Тип урока

Дата

план

факт

1.

Введение 1ч.

1

Русский язык в семье славянских языков.

Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков. Уметь создавать по схеме, пересказывать лингвистический текст. Уметь объяснить роль и смысл эпиграфа, грамотно оформлять его. Уметь задавать вопросы по теме.

Изучение нового материала

2.

Повторение 6 ч., 1 ч. р/р, 1 ч. к/д

2

Буквы н – нн в суффиксах прилагатель-ных, причастий, наречий.

Уметь различать части речи, в особенности прилагательное и причастие, опознавать образование полных и кратких форм страдательных причастий. Уметь применять правило по алгоритму.

зад. 5 ОГЭ

Повторение и обобщение знаний

3

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Уметь понимать и верно писать не с глаголами и деепричастиями, с причастиями, с существительными, прилагательными и наречиями. Такую группировку частей речи в связи со слитным  и раздельным написанием не учащиеся должны уметь аргументировать.

Повторение и обобщение знаний

4

Слитное и раздельное написание не – ни с местоимениями и наречиями.

Уметь отчётливо осознавать сходство и разли-чие в написании не и ни с местоимениями и наречиями; безошибочно писать данные груп-пы слов.

Повторение и обобщение знаний

5

Употребление в тексте частиц НЕ и НИ.

Отрабатываются основные функции употреб-ления частицы ни: усиление отрицания, уси-лительно-обобщенное значение в придаточ-ном предложении.

Повторение и обобщение знаний

6

Развитие речи. Повторение. Речь, её разновидности. Типы речи. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи, средства выразительности.

Обобщение и систематизация изучен-ного о речи в 5-7 классах. Работа с таб-лицами и схемами на лингвистические темы с опорой на таблицу, план ответа.

зад. 2 ОГЭ

Повторение и обобщение знаний

7

Употребление дефиса в словах разных частей речи.

Уметь употреблять дефис в написании слов разных частей речи на основе знания дефис-ного написания в предлогах, именах сущес-твительных, прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах.

Повторение и обобщение знаний

8

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Написание наречий и их омонимов других частей речи.

Уметь различать омонимы разных частей речи, разграничивать смысл слов, различать их лексические и грамматические значения. Морфемное строение.

Повторение и обобщение знаний

9

Контрольная работа № 1. Диктант  по орфографии и пунктуации  «Гроза» (по повторению).

Определяется уровень усвоения закрепля-емого материала и намечаются темы для дальнейшей тренировки.

Контроль знаний

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

3.

Словосочетание и предложение 7 ч. и 2 ч. р/р

10

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Понимать роль словосочетания, различать словосочетания и предложения.

Изучение нового материала

11

12

13

14

Словосочетание. Виды связи в слово-сочетании.
Согласование.
Управление.
Примыкание.
Синтаксический разбор словосочетания.

Знать и уметь вычленять из предложения словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание). Уметь правильно употреблять словосочетания в составе предложения. Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний.

зад. 7 ОГЭ

Изучение нового материала

15

16

Развитие речи.

Контрольная работа № 2 Изложение. «Как я покупал собаку» по рассказу Б. Емельянова.

Изложение по упр. в учебнике

Проверить, как учащиеся владеют умением сохранять при пересказе композицию, тему и основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства.

Контроль знаний

17

18

Предложение. Общая характеристика.
Простое предложение. Интонация про-стого предложения. Общая характерис-тика предложения.

Знать и уметь характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицатель-ные; по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второсте-пенных членов.

Комбинированный

4.

 Двусоставное предложение  11ч., 1 ч. р/р, 1 ч. к/д

19

20

21

Главные члены предложения, их функ-ция.

Подлежащее и способы его выражения.

Сказуемое и способы его выражения.

Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее, уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении.

зад. 8 ОГЭ

Изучение нового материала

22

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать правило постановки тире между подле-жащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи.

Изучение нового материала

23

Правила согласования главных членов предложения.

Формируется умение правильно согласовы-вать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования.

Изучение нового материала

24

Второстепенные члены предложения, их функции.

Знать и уметь пояснять роль второстепенных членов в предложении.

Комбинированный

25

26

Определение. Роль определения в предложении.

Приложение как разновидность опре-деления. Знаки препинания при при-ложении.

Знать, что такое согласованные и несогласо-ванные определения; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи.

Распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать их в качестве средства выразительности речи.

Изучение нового материала

27

Дополнение.

Роль дополнения в предложении.

Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме.

Комбинированный

28

Обстоятельство.

Роль обстоятельства в предложении.

Правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.

Комбинированный

29

Порядок слов в предложении.

Прямой и обратный порядок слов.

Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второсте-пенных членов в предложении. Формирование умения осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи.

Комбинированный

30

Контрольная работа № 3. Диктант по теме «Двусоставные предложения».

Определить уровень усвоения темы.

Контроль знаний

31

Развитие речи. Репортаж, его тематика, задача речи.

Репортаж. Его структура, особенности языка

Дать представление о жанре. Сопоставить репортаж с информационной заметкой, отме-тить общее и различное в этих жанрах; под-черкнуть изобразительность и эмоциональ-ность речи, свойственные репортажу. Обучение составлению сжатого текста на материале упр.

Изучение нового материала

5.

Односоставные предложения 9 ч., 3 ч. р/р

32

Виды односоставных предложений.

Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать их виды.

зад. 8 ОГЭ

Изучение нового материала

33

Определённо-личные предложения.

Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте, верно употреблять их в собственных высказываниях.

Изучение нового материала

34

Неопределённо-личные предложения.


Знать, когда употребляются в речи неопре-деленно-личные предложения, какие формы имеет сказуемое, опознавать в тексте эти пре-дложения. Уметь использовать их в собствен-ных высказываниях.

Изучение нового материала

35

Обобщенно-личные предложения.

Знать функцию обобщенно-личных предложений в речи, форму сказуемого.

Изучение нового материала

36

Развитие речи. Репортаж-повество-вание, его строение, характерные язы-ковые средства.

Знать особенности построения репортажа, особенности используемых средств языка.

Изучение нового материала

37

Безличные предложения.

Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого. Опознавать в тексте эти предложе-ния и умело использовать в своей речи.

Изучение нового материала

38

Назывные предложения.

Знать особенности употребления в речи назыв-ные предложения и способы их выражения. Различать их в тексте и употреблять в своей речи.

Изучение нового материала

39

Самостоятельная работа по теме «Виды односоставных предложений».

Определить уровень усвоения темы.

Контроль знаний

40

Понятие неполного предложения. Оформление таких предложений на письме.

Понимать назначение неполных предложений в общении. Отличать эти предложения в тексте и употреблять их в речи.

Изучение нового материала

41

Обобщающий урок по теме «Односо-ставные предложения».

Иметь навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме.

Комбинированный

42

43

Развитие речи. Контрольная работа № 4. Изложение или сочинение по упражнению.

Уметь использовать в речи односоставные предложения. Учиться писать творческую работу в жанре эссе.

Контроль знаний

6.

Простое осложненное предложение.

Предложения с однородными членами 10 ч., 4 ч. р/р

44

Предложение с однородными членами.

Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Речевые эффекты предложений с однородными членами.

Комбинированный

45

46

Однородные члены предложения.

Понятие однородности членов пред-ложения.

Уметь схематически передавать синтакси-ческие конструкции с однородными членами. Владеть интонацией перечисления. Общие понятия о пунктуации при однородных членах, соединенных союзной и бессоюзной связью. Знаки препинания с однородными членами без обобщающих слов.

зад. 9 ОГЭ

Комбинированный

47

48

Развитие речи. Репортаж – описание, его строение.

Сопоставление репортажей двух типов, разли-чие между ними в содержании и типологичес-ком строении текста. Подготовка к домашнему сочинению. Рекомендуемые ситуации: репортаж из музея, экскурсия по городу.

Изучение нового материала

49

50

51

Средства связи между однородными членами предложения.

Знать особенности сочинительной связи, знать группы сочиненных союзов по их значению: соединительные, противительные, раздели-тельные. Отличать эти виды связи, правильно интерпретировать соответствующие предложе-ния. Грамотно оформлять пунктуацию предло-жений с данными видами связи.

зад. 9 ОГЭ

Комбинированный

52

53

Однородные и неоднородные определения.

Признаки однородности определений.

Понимать, что значит однородные и неодноро-дные определения; уметь опознавать эти виды определений в речи; грамотно оформлять их пунктуацию на письме.

Изучение нового материала

54

55

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах.

Уметь различать предложения с обобщающи-ми словами при однородных членах и предло-жения с именным составным сказуемым, расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами в тек-стах разных стилей.

Комбинированный

56

57

Развитие речи. Контрольная работа № 5. Сочинение в жанре репортажа. 

Изложение по тексту в учебнике

Уметь составлять текст в жанре репортажа.

Контроль знаний

.

7.

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями 8 ч., 1 ч. р/р, 1 ч. к/д

58

59

Обращение.

Обращение, знаки препинания при обращениях.

Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательное, оценочное и изобразите-льное). Характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особеннос-ти предложений с обращением. Обобщать сведения о синтаксической роли имени существительного в форме именительного падежа и тренировать в определении функций этой словоформы: как обращение и как глав-ный член односоставного назывного предло-жения; сказуемого двусоставного предложе-ния; приложения, употребляемого при подлежащем.

зад. 10 ОГЭ

Комбинированный

60

61

62

Понятие вводности как речевой категории.

Группы вводных слов по значению.

Познакомить с явлением вводности как рече-вой категории. Учить объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, по-являющихся при замене вводного слова. Поз-накомить с основными группами вводных слов по значению, учить опознавать слова этих групп в предложении, в тексте. Выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препи-нания в предложениях с вводными словами. Уметь отличать вводные слова от амоними-чного члена предложения.

зад. 10 ОГЭ

Изучение нового материала

63

Развитие речи. Статья в газету, поня-тие о жанре. Строение текста.

Сформировать представление о жанре (рас-крыть задачи речи, предметное содержание высказывания, ведущий тип речи). Работа с газетой, анализ наиболее интересных статей. Рассмотреть композицию статей, ведущий тип речи и соответствующие типовые фрагменты, языковые средства, воздействующие на чита-теля, в частности типичные для жанра синтак-сические средства выразительности.

Изучение нового материала

64

65

Вставные конструкции.

Вставные конструкции и знаки препинания при них.

Иметь представление о вставных конструк-циях и их отличиях от вводных слов и пред-ложений. Учиться опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания на письме.

Изучение нового материала

66

Предложения с междометиями и сло-вами ДА и НЕТ.

Междометия, знаки препинания при них.

Совершенствовать умение расставлять знаки препинания в предложениях  с междометиями  словами да, нет.

Изучение нового материала

67

Контрольная работа № 7. Диктант по теме «Обращение и вводные конструк-ции».

Определять уровень  усвоения темы.

Контроль знаний

8.

Предложения с обособленными членами 13 ч., 2 ч. р/р, 2 ч. к/д

68

Понятие особления второстепенных членов предложения.

Дать представление об обособлении как спо-собе придать второстепенному члену предло-жения относительную смысловую самостояте-льность, особую значимость высказываний. Учить характеризовать разные признаки обо-собленных оборотов: смысловые, грамммати-ческие, интонационные и пунктуационные. Совершенствовать умение отличать обособ-ленные члены, выраженные причастным и деепричастным оборотами.

Изучение нового материала

69

70

Обособленные определения. Условия обособления определений.                    

Повторить и обобщить сведения об определе-нии как второстепенном члене и его разновид-ностях. Знать основные условия обособления определений и приложений и применять зна-ния при пунктуационном оформлении пись-менного текста. Совершенствовать умение опознавать причастия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, содержащих эти категории. Дать представление об изобразительно-выра-зительной функции обособленных определе-ний в художественной речи. Знать особен-ности интонации предложений с обособлен-ными определениями, учиться составлять схемы таких предложений и правильно про-износить подобные высказывания.

зад. 9 ОГЭ

Изучение нового материала

71

Обособленные приложения. Условия обособления приложений.                    

зад. 9 ОГЭ

Изучение нового материала

72

Обособленные определения и прило-жения (обобщение).

зад. 9 ОГЭ

Обобщение знаний

73

Обобщение о наличии и отсутствии запятой перед союзом КАК.                            

Постановка и отсутствие запятой перед союзом КАК

Обобщение знаний

74

Урок-практикум. Закрепление темы «Обособленные определения и приложения».

зад. 9 ОГЭ

Обобщение знаний

75

Контрольная работа № 8. Диктант по теме «Обособленные определения и приложения».

Проверить уровень усвоения темы.

Контроль знаний

76

Обособленные обстоятельства, выра-женные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.      

Повторить и обобщить сведения об обстояте-льстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные усло-вия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. При-менять эти знания при оформлении письмен-ного текста. Совершенствовать умение выде-лять деепричастия и деепричастные обороты, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ними. Дать представление об изобразительных функциях обособленных обстоятельств в  художественной речи. Совершенствовать умение интонационного анализа предложений с обособленными членами.

зад. 9 ОГЭ

Комбинированный

77

Обособленные обстоятельства, выра-женные существительными с пред-логами.                              

зад. 9 ОГЭ

Комбинированный

78

Урок-практикум. Закрепление темы «Обособленные обстоятельства».

зад. 9 ОГЭ

Обобщение знаний

79

80

Развитие речи. Контрольная работа № 9. Изложение "Что значит быть воспитанным?".

Изложение по упр. учебника

Конструирование отдельных частей статей: тезиса, вывода; подбора аргументов и приме-ров для доказательства того или иного тезиса.

Контроль знаний

81

Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.

Дать представления об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-инто-национного анализа высказывания.

Изучение нового материала

82

Обособленные дополнения. Знаки препинания при них.

Дать представление об обособленных дополнениях. Знать условия обособления.

зад. 9 ОГЭ

Изучение нового материала

83

84

Контрольная работа № 10. Диктант по теме «Обособленные члены предло-жения».  Анализ контрольного диктанта.

Проверить уровень усвоения темы.

Контроль знаний

9.

Прямая и косвенная речь 3 ч., 5 ч. р/р, 1 ч. к/д, 1ч. к/р

85

Прямая речь и её оформление.

Прямая речь и знаки препинания при ней.

Знать, что мы называем прямой речью. Уметь правильно оформлять ее и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью.

Комбинированный

86

Развитие речи. Портретный очерк. Общее представление о жанре.  Композиция очерка. Используемые в нем типы речи и языковые средства.

Дать представление о жанре: рассмотреть пре-дметное содержание, задачи речи, подбор микротем.

Изучение нового материала

87

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Способы замены.

Иметь представление о косвенной речи, уметь правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную речь и наоборот.

Изучение нового материала

88

89

Развитие речи.  Контрольная работа №11. Сочинение по картине М.М. Кустодиева "Шаляпин" (портретный очерк).

Проверить уровень усвоения материала: умение создавать портретный очерк.                                                    

Контроль знаний

90

Цитаты и их обозначение на письме.

Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письмен-ной и устной речи.

зад. 15 ОГЭ

Изучение нового материала

91

Контрольная работа № 12. Диктант по теме "Прямая речь".

Проверить уровень освоения темы.

Контроль знаний

92

Промежуточная аттестация. Административная итоговая контрольная работа № 13 по изученному в 8 классе.

Проверить уровень освоения изученного в 8 классе.

Контроль знаний

93

94

Развитие речи. Урок - деловая игра "Мы делаем газету".

Закрепить знания по написанию текстов таких жанров, как репортаж, статья, портретный очерк

Повторение и обобщение знаний

10.

Повторение 8 ч.

95

Словосочетание и предложение. Орфог-раммы в окончаниях слов  разных частей речи.

Закрепить навыки правописания трудно усва-иваемых орфограмм по данной теме.

зад. 7 ОГЭ

Повторение и обобщение знаний

96

Тире в простом предложении.

Знать правила постановки и отсутствия тире между подлежащим и сказуемым

Повторение и обобщение знаний

97

Орфограммы в суффиксах.

Закрепить навыки правописания трудно усва-иваемых орфограмм по данной теме.

зад. 5 ОГЭ

Повторение и обобщение знаний

98

99

Обособленные члены предложения. Орфограммы в корне. Обособленные определения, обстоятельства и допол-нения.

Закрепить постановку знаков препинания при обособленных членах предложения. Закрепить навыки правописания трудно усваиваемых орфограмм по данной теме.

зад. 9 ОГЭ

Повторение и обобщение знаний

100

Запятая в простом предложении при однородных членах.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

зад. 9 ОГЭ

Повторение и обобщение знаний

101

Запятая в простом предложении при вводных словах, обращениях. Вводные слова. Обращение.

Закрепить постановку знаков препинания при вводных словах и обращениях.

зад. 10 ОГЭ

Повторение и обобщение знаний

102

Прямая речь. Цитаты. Знаки препина-ния при прямой речи и цитатах.

Закрепить постановку знаков препинания при прямой речи и цитатах.

зад.15 ОГЭ

Повторение и обобщение знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой

Рабочая  программа по обществознанию  для  6  класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...

Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...