технологическая карта урока русского языка в 5 классе предложение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Власова Марина Геннадьевна

технологическа карта урока в 5 классе по теме Предложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: усвоение новых знаний

Тема урока: Предложение

Разновидность урока: традиционный

Уровень подготовленности класса: средний

Средства обучения: слово учителя, карточки, записи на доске.

Класс: 5

Цели урока:

Лингвистическая: знать основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения). Усвоение понятия «опознавательный признак» для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца).

Языковая: знать знаки завершения, использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения; находить грамматическую основу, состоящую из одного главного члена (подлежащего или сказуемого); соотносить указанные предложения с определенными схемами.

 Коммуникативная: уметь по интонации конца определять границы предложения, понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего.

Ход урока

Этап

Время

Деятельность  учителя

деятельность

учащихся

примечания

1. Орг. момент

1

        Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу

Метод: беседа

Приём: психологический настрой

Средство: слово учителя, записи на доске

Вступительное слово.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно гледят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку…

Приветствие учителя, Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

2. Словарный диктант

5

Цель: развитие орфографической зоркости у учащихся. 

Метод: беседа, самостоятельная работа, фронтальный опрос

Приём: слово учителя, этимологический анализ

Средство: слово учителя и ученика, записи на доске

Словарный диктант.

1. Бегом, звезда, китовый, лосиный, насолить, переломить, разговаривать, раздевалка, смягчение, увядать.

– Какую орфограмму вы заметили во всех словах? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.)

2. Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, центнер.

– Какую орфограмму заметили во второй части диктанта?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, записывают под диктовку на листочках.

3. Изучение нового материала

10

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Метод: беседа, проблемное изложение изучаемого материала

Приём: слово учителя, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная  работа

Средство: слово учителя и ученика, карточки, записи на доске.

1. Беседа о предложении. 

– Подумайте можно ли составить из этих слов предложение? (Нет.) 

– Почему?

– Вспомните, как связываются слова в словосочетании? (По смыслу и грамматически.) А в предложении? (По смыслу и грамматически.)

2. Знакомство с материалами учебника, с. 56–57, пунктограмма № 1.

– Для чего служат предложения? (Предложения служат для того, чтобы сообщать, спрашивать, выражать просьбу, совет, приказание.)

Рассмотрение основных признаков предложения.

Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения. Слова, к которым вопрос поставить нельзя, членами предложения не являются. (По дороге – существительное с предлогом. Предлог не является членом предложения, т. к. к нему невозможно задать вопрос.)

Упражнение в выделении грамматической основы предложения. (Устно.)

1. Наступила поздняя осень. 2. Стоит ненастная погода. 3. Вчера подул резкий ветер. 4. Кружатся в воздухе, летят разноцветные листья. 5. Я люблю наблюдать листопад. 6. Вот на дорожке лежат красные листья осинки, бурые листья ольхи. 7. Улетают последние перелетные птицы. (Г. Скребицкий.)

Отвечают на вопросы учителя.

Распределяют предложениия по цели высказывания, объясняют принцип распределения, выделяют грамматическую основу, записывают предложения.

На доске записаны слова:

мамочка, бегать, кислый, весной

4. Закрепление изученного материала

20

Цель: зафиксировать преодоление затруднения

Метод: беседа, анализ, обобщение,

Приём: слово учителя, индивидуальная, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Средство: слово учителя и ученика, текст учебника.

Запись предложений под диктовку; выделение грамматических основ записанных предложений.

– Пронаблюдайте! Из скольких главных членов предложения может состоять его грамматическая основа?

VI. Выполнение упражнения 134 самостоятельно. Проверка.

С о о б щ е н и е   у ч и т е л я.

– Если в предложении одна грамматическая основа, это предложение будет называться  простым.

Внимательно слушают, записывают предложения под диктовку, выделяют грамматическую основу записанных предложений.

Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществляют самоконтроль.

5. Итог урока

3

1

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Метод: беседа

Приём: постановки вопроса

Средство: слово ученика и учителя

Организует беседу по формулированию вывода по уроку: о достижении учебных задач.  Предлагает выбрать и продемонстрировать смайлик, соответствующий настроению.

Домашнее задание: выписать из текстов литературных произведений 6–8 предложений и выделить грамматическую основу.

Отвечают на вопросы учителя

Задают возникшие вопросы.  Делают обобщающий вывод о видах предложений, о достижении поставленных  учебных задач.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса.

В архиве технологическая карта урока  по теме "Второстепенные члены предложения" по учебнику А. Д. Шмелёва, аудиозапись упражнения из аудиоприложения к уроку, презентация к уроку. Нет электронной...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...