РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Корчева Елена Николаевна

Тема: Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики.

Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знать особенности строения и языковые средства репортажа.
  2. Повысить уровень информированности о проблеме здоровья подростков.

Метапредметные:

  1. Формировать культуру общения по данной проблеме (коммуникативная).
  2. Формировать умение получать результат, осуществляя при этом выбор способов деятельности (регулятивная).
  3. Развивать творческие способности, письменную и устную речь (развивающая).

Личностные:

  1. Формировать мотивацию к сохранению здоровья.
  2. Изменить отношение к проблеме здоровье подростков.
  3. Формировать умение работать в группе, получать удовлетворение от результата работы.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Современные технологии:

-здоровьесберегающая;

-личностно-ориентированного обучения;

-развивающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ

  Репортаж - глаза и уши читателя.

                           Солганик Григорий Яковлевич 

Ход урока

I. Организационный момент – лингвистическая разминка.

Внимание! Я, Корчева Елена Николаевна, веду репортаж с урока русского языка в 8 классе. Это открытый урок. На нём присутствуют гости. В классе необычная тишина. Ребята слегка стесняются гостей и поэтому чувствуют себя скованно. Их можно понять: они защищают честь своей школы. Но опасения напрасны. Гости настроены доброжелательно. Смотрите, они улыбаются ребятам. И вот блаженная тишина. Все замерли в ожидании. Ведь сегодня предстоит «творить» на уроке. Итак, урок начинается… 

– Здравствуйте, садитесь! Предположите, о чём пойдёт сегодня на уроке разговор. Какова его цель?

(Научиться писать репортаж.) 

Итак, сегодня мы с вами дадим определение данному жанру публицистики, рассмотрим его композицию, примеры профессионального репортажа.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тема урока «Репортаж как жанр публицистики».

Вызов
Репортаж – это глаза и уши читателя.
Солганик Григорий Яковлевич 
- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?
- Какая задача стоит перед автором репортажа?
(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)

Словарь иностранных слов

Если  мы  обратимся  к  этимологии,  т.е.  к  происхождению  слова,  то  узнаем,  что  слово  «репортаж» - это  русское  написание  французского  слова  reportage,  которое  в  свою  очередь  произошло  от  английского  report – сообщать,  докладывать.

                       1) работа репортёра;

                      2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.

- А кто такой репортер?

Репортёр –доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.

Подберите синонимы  к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.

- Скажите, пожалуйста, а каких спортивных комментаторов знаете вы?

Дмитрий Губерниев – это один из самых известных спортивных комментаторов в современной истории России. Его голос сопровождает все крупнейшие соревнования, а потому журналист остается настоящим символом российского спорта. 
Уже 11 лет работы в эфире Губерниев за словом в карман не лезет. Да и как иначе? Ведь во время прямой трансляции или торжества случиться может всякое…

«Заполню любую паузу!» — этот слоган легко мог бы стать профессиональным девизом Дмитрия. Давайте в этом убедимся.
видео 

Какое событие комментировал Дмитрий? Ваше отношение к происходящему? Как он это комментировал?

Также одним из выдающихся спортивных комментаторов был Николай Озеров. Это замечательный драматический актер, чемпион Советского Союза по теннису, спортивный комментатор.

3. Давайте устно поработаем над упражнением 125., стр. 88

Какие советы дает начинающим журналистам Н.Н. Озеров? В каком стиле общается с ними?

- Как вы думаете, советы Озерова относятся только к спортивному репортажу или репортажу на любую тему? Обоснуйте ваши ответы.

- Физминутка

III. Групповая работа.

Сейчас вы будете работать в группах. Возьмите задания на партах. За три минуты вы должны справиться со своим заданием.

Задание №1. Перечислите качества характера, которыми должен обладать репортер.

     - Быть отважным, горячо любить свое дело, целеустремленным.

      -Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными.

    - Репортер должен владеть правильной литературной речью. 

- Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.

Вывод: Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать многими чертами характера : он  должен быть образованным, интеллигентным, умным, знающим современные проблемы, что сегодня актуально, терпеливым, храбрым, честным.

Задание № 2. Прочитав  газетный материал, выберите  характерные  особенности  репортажа:

  1. Автор прямо не раскрывает своего отношения к событию.
  2. Изложение  от  автора (репортера),  а  не  от  постороннего  лица
  3. Ярко  выраженное  отношение  автора  к  происходящему.
  4. Передача  всего  хода  события,  а  не  одного  его  момента.
  5. Автор сознательно «остается в тени».

Вывод: Итак, мы с вами выяснили, что обязательных правил построения репортажа нет, каждый автор пишет по-своему, но вот личность автора всегда присутствует в данном жанре.

Задание № 3. Составьте памятку для пишущих репортаж, используя материал учебника стр. 90 – 91.

- Начало (зачин)

- Центральная часть – рассказ о событии.

- Краткий вывод, оценка события (концовка).

Творческая работа.

 Представьте себе, что вам надо вести репортаж на одну из тем: «Футбольный матч», «На уроке литературы», «Большая перемена в школе», вы можете выбрать свою тему! Запишите 5 – 7 предложений. Не забывайте главное правило: вы должны заинтересовать читателя, пробудить интерес к теме, работать динамично.

Зачитывают репортажи. - Учтены ли требования к написанию репортажа?

Актуализация знаний.

Сейчас мы просмотрим видеофрагмент. Будет  ли  он  репортажем?  

видео

1.Указывается ли место события?

2.Описывает ли автор ход события? Ведет ли он за собой читателя?

3.Чувствуется ли присутствие автора репортажа?

4. Выражает ли автор свое отношение к событию?

5.Интересна ли тема, которую затрагивает автор? А является ли эта тема актуальна в наши дни?

VII. Итог.

- О чем шла речь на занятии?

- Был ли текст, произнесённый мною в начале урока, репортажем? Докажите. Виды  репортажа:  телерепортаж,  радиорепортаж,  фоторепортаж,  газетный  (текстовый)  репортаж.

Рефлексия.

Ваше отношение к уроку. Свой ответ вы можете начать со следующих слов:

- я узнал(а)…

- показалось наиболее интересным….

- осталось непонятным…

Сегодня  мы  с  вами  познакомились  с  одним  из  самых популярных  жанров  публицистики – репортажем.  Я  вижу,  что  вам  было  интересно  узнать  о  принципах  его  написания,  и  может  быть,  кто-то  после  сегодняшнего  урока  захочет  выбрать  для  себя  профессию  репортера – одну  из  самых  трудных  и  в  то  же  время  нужных  современному  обществу.

На уроке мне понравилась работа следующих учащихся, и хотелось бы их отметить.

IV. Домашнее задание: на выбор: упр. 129 – самостоятельный репортаж, упр. 128 – самостоятельный анализ репортажа, составить синквейн.

Подведение итогов урока, создание синквейна.

например,

Репортаж

Занимательный, волнующий

Знакомит, развивает, поучает

Мне нравятся живые репортажи.

Событие.



Предварительный просмотр:

Анализ открытого урока русского языка в 8 классе.

Тема: Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики.

Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знать особенности строения и языковые средства репортажа.
  2. Повысить уровень информированности о проблеме здоровья подростков.

Метапредметные:

  1. Формировать культуру общения по данной проблеме (коммуникативная).
  2. Формировать умение получать результат, осуществляя при этом выбор способов деятельности (регулятивная).
  3. Развивать творческие способности, письменную и устную речь (развивающая).

Личностные:

  1. Формировать мотивацию к сохранению здоровья.
  2. Изменить отношение к проблеме здоровье подростков.
  3. Формировать умение работать в группе, получать удовлетворение от результата работы.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Современные технологии:

-здоровьесберегающая;

-личностно-ориентированного обучения;

-развивающего обучения.

Данный урок является первым по счету  в теме «Репортаж».  Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. При планировании урока были учтены следующие факторы: возраст детей, незнание учебных и психологических особенностей незнакомых школьников, ограниченное время занятия.

На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно – иллюстративный.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, работа в парах.

На 1 этапе урока была  использована  техника «знающего незнания».  Проблемный  вопрос  помог при объяснении нового материала. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся.

При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, работа с учебником, дополнительным материалом. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, репортаж.

Закрепление нового материала было дано в форме творческих заданий.  Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной, парной работы. За урок учащиеся получили положительные оценки.

Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

Проведение физкультминутки способствовало снятию усталости у учащихся.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.

Метапредметный подход на уроке осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из смежного предмета (литературы).

Задачи урока реализованы, а цели – достигнуты.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"

Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...

Конспект урока развития речи "Сочинение в жанре рекламы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс).

Данный урок проводится в 9-ом классе после изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".Цели:   1. Обучение написанию сочинения в жанре рекламы....

Развитие речи. Сочинение в жанре интервью.

Данный урок разработан мной для конкурса "Учитель года 2015"....

Развитие речи. Сочинение в жанре интервью. 8 класс.

Данный урок разработан мной для конкурса "Учитель года 2015"....

методическая разработка урока "Репортаж как жанр публицистики"

Урок развития речи в  7 классе по программе М. Разумовской...

Урок русского языка в 8 классе на тему "Репортаж как жанр публицистики"

В данном материале представлена разработка урока развития речи в 8 классе на тему "Репортаж как жанр публицистики". На уроке используются следующие технологии: проблемного обучения, работа в...