Развитие речи. Сочинение в жанре интервью. 8 класс.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Зайцева Наталья Викторовна

Данный урок разработан мной для конкурса "Учитель года 2015".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_goda_2014_konspekt_uroka_po_rya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  В 8 КЛАССЕ  К КОНКУРСУ  «УЧИТЕЛЬ  ГОДА»  

ПОДГОТОВИЛА  УРОК  И  ПРОВЕЛА  УЧИТЕЛЬ  МБОУ  «МГЛИНСКАЯ  СОШ №2»

ЗАЙЦЕВА  НАТАЛЬЯ  ВИКТОРОВНА

Тема урока: ПОДГОТОВКА  К  НАПИСАНИЮ  СОЧИНЕНИЯ  В  ЖАНРЕ  ИНТЕРВЬЮ

Тип урока: развитие речи (1 час). На уроке обучающиеся готовятся к написанию сочинения в жанре интервью. Домашнее задание: написать сочинение.

Цели урока:

1)повторить материал о публицистическом стиле речи, знаках препинания при оформлении диалога;

2)познакомить обучающихся с новым жанром публицистического стиля – интервью, его особенностями;

3)научить собирать материал для интервью, научить пользоваться диалогической речью;

4)формировать у обучающихся умение видеть, наблюдать, слышать живую речь;

5)развивать умение аналитически мыслить;

6)воспитывать культуру поведения и культуру речевого общения;

7)научить писать сочинение в жанре интервью и правильно его оформлять.

Источники информации, оборудование и оформление класса:

  1. Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж// Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г. с. 23-25.
  2. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу  «Теория и практика сочинений разных жанров. 8-9 классы». Москва, «Просвещение», 1990 г., с. 45-49.
  3. Газеты и журналы с интервью.
  4. Сочинения-интервью учащихся.
  5. Раздаточный материал:
  1. Памятка «Как работать над сочинением в жанре интервью».
  2. Памятка «Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью».
  1. Стенд, оформленный в соответствии с темой.
  2. Мультимедийный экран для показа презентаций, ноутбук, проектор.
  3. Школьная доска, оформленная в соответствии с темой.
  4. Словари: энциклопедический, толковый, словообразовательный, словарь иностранных слов.
  5. Интернет-ресурсы.

                                               ХОД  УРОКА

  1. Оргмомент. (Приветствие, отсутствующие в классе).
  2. Психологическая подготовка к восприятию.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок развития речи. В чём его необычность, вы попробуете определить сами.

А начать его я бы хотела с небольшой беседы с вами.

 С одной стороны, вы обычные ученики 8 класса обычной школы. Но, с другой стороны, у каждого из вас есть свои индивидуальные интересы, увлечения. Об этом я хочу с вами побеседовать.

     Вопросы для беседы:

- Ксюша, чем ты занимаешься в свободное от учёбы время?   (Игрой на гитаре).

- Юля, а у тебя есть хобби?   (Вязание).

-  Марина, тебе нравится спорт? Какую роль он играет в твоей жизни?

- Не удивляйтесь началу урока. Я просто побывала в роли журналиста и взяла у вас небольшое интервью. А моя беседа имеет прямое отношение к теме нашего сегодняшнего урока.

- Как вы думаете, в каком жанре мы будем учиться писать сочинение?    (Конечно же, в жанре интервью).

3.  Работа по теме.

- Давайте запишем в тетрадях сегодняшнее число и тему урока:  «Подготовка к написанию сочинения в жанре интервью».

- А теперь я хочу предложить вашему вниманию несколько эпиграфов, которые помогут вам настроиться на позитивную творческую работу.

                                                   СЛАЙД  1

                    Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка

                  записывать – точным.

                                                                                Френсис Бэкон

( Анализ высказывания).

                                                   СЛАЙД   2

                    - Что здесь происходит?

                    - Да ничего. Просто … сидят вместе и разговаривают. Сейчас это редкость, всё

                  равно как ходить пешком.

                                                             Рэй Брэдбери ( «451 градус по Фаренгейту», 1966 год )

( Анализ высказывания).

                                                   

                                                    СЛАЙД   3

                      Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса : что писать, как писать и для

                    чего писать.

                                                                     Максим Горький

Анализ высказывания и запись этого эпиграфа в тетрадь.

- Понятие жанра интервью с научной точки зрения вам ещё не знакомо, но в роли журналистов вы уже успели побывать.

 - Кто скажет, у кого вы брали интервью?

      (Ответ: У наших писателей-современников: Людмилы Станиславовны Ашеко, Виктора Васильевича Володина, Александра Венедиктовича Ронжина, побывавших в нашем городе в гостях.) .

  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, прежде, чем познакомить вас со структурой интервью, его особенностями, я бы хотела вспомнить с вами особенности публицистического стиля, так как интервью принадлежит именно к этому стилю.

           Вопросы:

  1. От какого латинского слова произошло название этого стиля?

                                   (Ответ:  публика – «народ», «люди»).

                - Верно. Поэтому публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

  1. Каковы цели текста публицистического стиля?

                             

                              (Ответ: сообщение информации, воздействие на читателей или слушателей).

  1. Каковы его стилевые черты?

            ( Ответ: Эмоциональность, актуальность, призывность, доходчивость).

  1. Перечислите основные языковые средства, присущие публицистике.

            (Ответ: Лексические: … , синтаксические…) .

  1. Где употребляются публицистические тексты (сфера употребления) ?

            (Ответ: в устной речи…, в письменной…).

  1. Объяснение нового материала.

- А сейчас, ребята, я познакомлю вас с разными жанрами, относящимися к публицистическому стилю. А подробно мы остановимся, конечно же, на жанре интервью.

                                                      СЛАЙД   4

                         Жанры публицистического стиля:

  1. заметка
  2. статья
  3. очерк
  4. репортаж
  5. отзыв
  6. рецензия
  7. фельетон
  8. интервью

- Что же такое интервью? Дословно в переводе с английского это слово обозначает «обмен взглядами», общепринятое толкование этого слова – «беседа». Слово интервью не склоняется и относится к среднему роду.

- Давайте запишем ряд однокоренных слов, образованных от слова интервью, а также выясним их значения:

Интервью, интервьюер, интервьюировать, интервьюируемый.

- Выделим у всех этих слов корень, поставим ударение. Каково же их лексическое значение?

-  Давайте запишем в тетради определение термина «интервью»:

                                                  СЛАЙД   5

   Интервью – это предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо человеком по актуальным вопросам.

- А теперь, ребята, давайте послушаем два сообщения, которые помогут нам подробнее узнать, что же и представляет из себя этот жанр.

Первое сообщение:

«Общие сведения о жанре» (Никита Ермошин)

Интервью  -  жанр  публицистического   стиля.     

Интервью (англ.) - беседа (или её изложение), представляющая общественный интерес,  предназначенная  для  печати,  радио  или  телевидения.

Интервью  - это совместное  творчество  журналиста (группы журналистов)  и  человека (или  группы  лиц),  дающего  информацию.  Им  может  быть  политический,  общественный  деятель,  учёный,  руководитель,  писатель,  артист, спортсмен  или  какой-нибудь  другой  интересный  человек.

Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах,  берутся  у  прохожих или пишутся в стенгазетах с разной целью: сообщить об очередных  политических,  производственных  или  иных  задачах;

рассказать  о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта,  творческих  достижениях;

 информировать  о предстоящем  событии  или  сообщить  подробности  уже  состоявшегося;

 разъяснить( прокомментировать)  тот  или  иной  факт;

 выяснить мнение компетентного лица  по  какому - либо вопросу(группе  вопросов).

Интервью  - один из живых и впечатляющих газетных жанров.  Это  информационный  жанр,  а, значит, оно должно быть и оперативным, и в меру кратким,  и  содержательным,  т. е.  сообщать  новость,  либо  комментировать  её,  либо  раскрывать  внутренний  мир  человека,  его  планы,  надежды,  пожелания,  указывать,  с  кем  ведётся  беседа,  её цель.

Второе сообщение:

«Разновидности интервью» (Марина Дорохова)

«Разновидности   интервью» :

Первый вид интервью  - это монолог (рассказ).  Задаётся  один  широкий  вопрос,  на  который  отвечают  рассказом,  монологом. Изложение  чаще  всего  ведётся  от  первого  лица..

    Второй вид интервью  - это диалог (беседа).  Содержание  беседы  передаётся  в  виде  вопросов  корреспондента  и  ответов  интервьюируемого  лица. (Возможно  изложение  от  первого  или   третьего  лица). Это  наиболее  простой  и  самый  распространенный  вид  интервью.

    Третий  вид интервью  - это самая  различная  форма  беседы.  Корреспондент  обрисовывает  и  место  встречи,  и  время,  и  своего  собеседника,  излагает  свои  впечатления,  суждения  вплоть  до  лирических  отступлений,  связанных  с  темой,  комментирует,  высказывает  своё  мнение.

    Четвёртый вид интервью – это коллективное  интервью-совещание  за  круглым  столом.

Даёт  коллективный        ответ  на  вопрос,  информацию – мнение  нескольких  людей  по  одному  вопросу  или  теме.

    Пятый вид интервью – анкета. Краткий  ответ  на  вопросы,  социологические  исследования,  рейтинг.

    И последний, шестой, вид интервью – это самоинтервью (риторический  вопрос  и  собственный  ответ). Интервью  с  самим  собой.

    Интервью  может  иметь  и  юмористический  характер.

- Вот вы и познакомились с этим интереснейшим жанром. Оказывается, он не так уж и прост. Теперь, ребята, вы можете со знанием дела ответить на некоторые мои вопросы:

1) Кто обязательно должен участвовать в интервью?

                                (Ответ: журналист, который задаёт вопросы, и человек, который на них отвечает).

2) Кто может быть собеседником журналиста?

                  (Ответ: представители любой профессии, известные личности…).

3) Как вы думаете, что будет входить в содержание интервью?

                                                  (Ответ: Ответы собеседника на вопросы корреспондента составляют содержание интервью. )

4) Но роль журналиста не сводится к простому записыванию ответов на вопросы. Успех интервью зависит от подготовки корреспондента к беседе.  Как к ней подготовиться?

                           (Ответ: Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и , если это необходимо, с событием, о котором пойдёт речь, обязательно продумать вопросы и чётко их сформулировать в соответствии с темой и  задачей интервью.).

- По своей композиции интервью похоже на обычное сочинение . Какие 3 части мы всегда выделяем в сочинении?

- А теперь давайте запишем в тетради структуру интервью:

  1. Вступление. Журналист представляет собеседника.
  2. Основная часть. Беседа.
  3. Заключение. Благодарность. Пожелания.

-А сейчас я прокомментирую записанное, а вы внимательно послушайте!

                             1 часть. Вступление.

   В начале интервью журналист представляет собеседника или же собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

   Вступление – это реплики, которые служат для установки речевого контакта с собеседником, для того, чтобы подготовить его к общению, к обсуждению темы предстоящей беседы. Для вступительной части характерны краткость, лаконичность.

                           

                             2 часть. Основная.

   В основной части интервью нужно определить тему (или темы), на которые вы будете беседовать, продумать вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них не было односложных ответов (да или нет).

                             3 часть. Заключение.

   В этой части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

-А сейчас я хочу предоставить вашему вниманию в качестве образца видео-интервью с известным актёром Михаилом Пореченковым.

                              (Видео, 3 минуты).

- Интересно ли вам было смотреть это интервью? Почему? Что нового вы узнали об известном актёре?

- Ребята, домашним заданием для вас и станет составление интервью с известной личностью (или написание сочинения в жанре интервью).

-Чтобы облегчить вашу задачу, я подготовила стенд «К уроку», подобрала примеры интервью, напечатанные в газетах, журналах. Всё это вы сможете внимательно изучить на переменах.

 - А также  я распечатала для каждого из вас  памятки «Как работать над сочинением в жанре интервью», а также приготовила  образцы сочинений в жанре интервью: со спасателем, с пожарным, с учителем.

                                       

                             - Давайте ознакомимся с памятками, прочитаем внимательно каждый пункт.

                                    Памятки 

1.Как работать над сочинением в жанре интервью 
(памятка для учащихся). 

- Любое сочинение всегда пишут сначала на черновике!!!


I. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью. 


II. 1.Наметьте тему беседы. В соответствии с ней составьте вопросы, продумайте их последовательность. 
2.Проведите беседу, запишите ее основное содержание. 
3.Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его. 


III. Напишите вступление и заключительную часть. 


IV. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите 
добавления, изменения. 


V. Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова благодарю, до свидания, здравствуйте. 


VI. Аккуратно перепишите сочинение. 

2.Слова вежливого обращения и правильного 
ведения интервью. 

Здравствуйте, благодарю, до свидания, как вы думаете, каково ваше мнение, какова ваша точка зрения, как вы считаете, спасибо большое. 

3. Повторяем термины.

1. Диалог – разговор между двумя или нескольким лицами. 
2. Монолог – речь, в отличии от диалога, обращение к самому себе, слушателям. 
3. Беседа – разговор, обмен мнениями. 
4. Обращение – слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью. 

5. Реплика- это ответ, выражение, замечание на слова собеседника, говорящего.

- Особое внимание хочу обратить на 5 пункт, в котором говорится о знаках препинания при обращении и диалоге.

- Что такое ОБРАЩЕНИЕ и как оно выделяется на письме?  (Подсказка в памятке)

                      Ответ: Обращение – это слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.

                        Обращение на письме выделяется запятыми.

- Запишем примеры предложений с обращениями ( 3 примера, 3 человека по очереди записывают их на доске):

          Здравствуйте, Анна Васильевна!

          Дорогой Иван Степанович, я очень тому, что Вы согласились со мной побеседовать!

         Всего Вам доброго, Елена Сергеевна!

- А теперь вспомним, что такое диалог и как правильно он оформляется на письме.

                             

                     Диалог –это разговор двух или нескольких лиц .

- Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. И называются они репликами.

- Давайте прочитаем  определение термина «реплика» в ваших памятках ( Саша А.).

                                  Реплика – это …

- Какой знак ставится перед каждой репликой?

                                    Тире.

- Верно. Я хочу напомнить вам, что если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

                                               СЛАЙД  6

  • Гей, добрый человек!- закричал ему ямщик.- Скажи, не знаешь ли, где дорога?
  • Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе,- отвечал дорожный,- да что толку?
  • Послушай, мужичок,- сказал я ему, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега?

- А теперь давайте прочитаем по ролям образец интервью ученицы 8 класса, Анны Астаховой, с её бабушкой .  (Юля и Настя Х.)

Интервью с бабушкой, которая всю жизнь проработала учителем

Интервью взяла Астахова Анна, ученица 8 класса

В мире существует множество различных профессий. В моей семье профессии у всех разные, и работа у каждого интересная. Но больше всего мне нравится профессия моей бабушки, она трудится в школе преподавателем математики. Я очень люблю, когда бабушка рассказывает о своей работе. И поэтому, выполняя школьное задание, я решила задать несколько вопросов именно ей:

  • Бабушка, сколько лет ты работаешь в школе?
  • В этом году будет уже сорок!
  • Нравится ли тебе твоя работа?
  • Трудновато, но все равно нравится. Я уже семь лет на пенсии, но не могу покинуть школу, потому что она мой второй дом.
  • Расскажи, почему тебе нравится работать в школе.
  • Во-первых, с молодым поколением всегда молод душой, всегда весело. Во-вторых, чувствую себя ответственной за их будущее. Главное в нашей работе – привить с молодых лет в детях стремление к знаниям, интерес ко всему новому, неизвестному, сформировать уже с детства личность человека.
  • Трудно тебе расставаться с выпускниками?
  • Конечно, ведь я их учу с пятого класса. На выпускном вечере я не могу сказать и слова, слёзы катятся из глаз. Ученики становятся для меня родными.
  • Что трудного в твоей работе?
  • Трудно учить, готовить учеников к экзаменам, потому что очень переживаешь за них.

В школе я с восьми утра до восьми вечера. А потом ещё бегу в вечернюю школу. Домой прихожу часов в десять. Все нормальные люди после работы дома отдыхают, а я проверяю тетради, составляю планы работы на завтрашний день. Конечно, мне трудно!

  • Почему же ты выбрала профессию учителя?
  • Потому, что школа – это  моё призвание.

Я очень горжусь своей бабушкой и благодарна ей за её Великий Труд!

- Проанализируем коротко данный образец сочинения-интервью.  Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

  1. Есть ли у него название?
  2. Указывается ли, кто и у кого берёт интервью?
  3. Есть ли в сочинении вступление? О чём в нём говорится?
  4. Есть ли заключение, о чём в нём говорится?

- Ребята, при написании домашнего сочинения некоторые из вас могут взять это интервью за основу.

5. Рефлексия.

-Ребята, многие из вас читали интервью с интересными людьми в газетах. Журналах или смотрели по телевидению. Чем интересен этот жанр?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  1. Домашнее задание.

- Выберите из трёх заданий одно (третье задание для слабых учеников), то, которое вам больше нравится, и напишите сочинение в жанре интервью, соблюдая все правила, с которыми мы сегодня познакомились и которые повторили.

Задание 1: Представьте себе, что вам нужно взять интервью у какой-либо известной личности, продумайте вопросы и ответы и напишите сочинение.

Задание 2: Попробуйте взять интервью у человека, которого хорошо знаете. (Это могут быть учителя и ученики нашей школы).

Задание 3 (для слабых учеников) : Используя образец сочинения из раздаточного материала, возьмите интервью у родителей или бабушек с дедушками и напишите сочинение.

  6. Урок закончен. Спасибо за работу.

К следующему уроку приносите готовые сочинения интервью.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...

Урок развития речи. Сочинение-описание предмета. 5 класс

Развитие речи. Типы речи. Описание. Сочинение-описание предмета (игрушки)...

Конспект урока развития речи "Сочинение в жанре рекламы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс).

Данный урок проводится в 9-ом классе после изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".Цели:   1. Обучение написанию сочинения в жанре рекламы....

Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...

Развитие речи. Сочинение в жанре интервью.

Данный урок разработан мной для конкурса "Учитель года 2015"....

Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж.

В данной статье авто старалась дать описание работы на уроках развития речи по написанию интервью и репортаж....

Конспект урока в 5 классе по развитию речи "Сочинение в жанре письма"

Урок развития речи в 5 классе "Сочинение в жанре письма" реализует задачи ФГОСов.Цель урока: формирование коммуникативных умений в процессе обучения сочинениям в жанре письмаЗадачи урока:1. Образ...