методическая разработка урока "Репортаж как жанр публицистики"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Серганова Ксения Андреевна

Урок развития речи в  7 классе по программе М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse.doc46.5 КБ
Файл reportazh_kak_zhanr_publitsistiki.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе

Тема: «Репортаж как жанр публицистики»

Цели урока: 1. Образовательные: дать представление о репортаже как о жанре публицистики.

2. Развивающие: формировать представление о языковых средствах, используемых для написания этого жанра публицистики; формировать умение самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж с использованием характерных языковых средств.

3. Воспитательные: развитие интеллекта, эмоций школьника; развитие самостоятельности мышления, творческих способностей.

  1. Повторение.

На прошлом уроке мы говорили с вами о новом для нас  стиле речи - публицистическом.

       - Расскажите, что вы знаете о публицистическом стиле по плану, приводя примеры из ваших заметок:

1. Назначение  стиля  * (воздействовать на читателя и слушателя; сообщая,  убеждать.  Формировать определенное отношение к проблеме. (В моей заметке сообщают о…, убеждают в …)

2.  Чему посвящены произведения публицистического стиль

 * (актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества) (моя замета посвящена….)

3. Формы (жанры)?

            *(заметка, репортаж, рецензия, отзыв)

ЗАМЕТКА – с кратким сообщением каких-либо сведений, фактов.

РЕПОРТАЖ – с подробным описанием факта, события современности

ОТЗЫВ – размышления, впечатления автора по поводу увиденного, прочитанного

РЕЦЕНЗИЯ - разбор и оценка, критика

          4. Языковые приметы.

*(- совмещение книжной и разговорной лексики                                                                                             ---Сочетание официально-деловых и  эмоциональных выражений,

---восклицательные, побудительные, вопросительные предложения,

---обращения,  риторические вопросы)

(В моей заметке следующие языковые приметы…)

  1. Анализ домашнего задания (подготовленные заметки из газет) (по группам)

             _ Докажите, что это текст публицистического стиля. Найдите приметы этого стиля (так, как мы это только что делали)

  1. Новый материал

Сегодня мы познакомимся с жанром публицистики РЕПОРТАЖ и будем учиться составлять текст в этом жанре.

Проблемная ситуация:

- Вспомните, в каких случаях мы с вами сталкиваемся с репортажем?

- Как вы думаете, что характерно для репортажа?

                                            *(рассказ о происходящем, о процессе. Проявляется        отношение к происходящему, т.е. дается эмоциональная оценка)

- Репортаж какого комментатора вам бы понравился?

*(Разбирающегося в том, о чем говорит. Хорошо, грамотно, правильно говорящего по-русски. Эмоционального.)

Презентация (Слайды 1-3)

Одним из выдающихся спортивных комментаторов был Николай Озеров (слайд 3)  

Он был замечательным драматическим актером, чемпионом Советского Союза по теннису, спортивным комментатором. Сразу же после спектакля он мчался на стадион, брал в руки ракетку или надевал футбольные бутсы. Его отец, Николай Николаевич, был известным оперным певцом Большого театра.

Работа с текстом 1

Давайте устно поработаем с текстом, в котором Николай Озеров обращается к начинающим журналистам.

- чтение текста

- какие советы Н.Озеров дает юным комментаторам?

- в каком стиле он общается с ними? * (разговорный)

- совпал ли образ комментатора, созданный вами, с тем, что говорит о своей профессии Н.Озеров? Каким должен быть комментатор по мнению Озерова?

- какова главная мысль текста?

-Как вы думаете, советы Н.Озерова относятся только к спортивному репортажу? Или репортажу на любую тему? Обоснуйте свой ответ.

  1. Объяснение нового материала (на основе презентации) 

Существует несколько видов репортажа (сл.4):

-событийный

-познавательный

-проблемный

-репортаж с экспериментом

        Обязательных правил построения репортажа нет, каждый автор пишет по-своему, но существует композиция, которую необходимо соблюдать.(слайды 4-9)

зачин - начало репортажа. (описание места действия, описание состояния окружающей среды и др.)(сл.5)

Зачин должен быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции, прямое обращение к читателю)(сл.6)

Отредактируйте предложенный зачин.(сл.7)

Центральная часть репортажа – рассказ о событии – обычно представляет собой тип речи повествование.

(глаголы в форме настоящего времени, прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия и др.)(сл.8)

Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.(сл.9)

 

Посмотрим пример репортажа из программы «Вести». Ваша задача: внимательно смотреть репортаж, чтобы выделить все части композиции, определить вид репортажа.

- Итак, мы выяснили, что правил написания репортажа нет, надо только соблюдать композицию, но что обязательно должно присутствовать в репортаже?

*( личность автора всегда присутствует в данном жанре)(сл.10)

- а как можно это сделать?

*(прямая оценка, междометия, оценочные наречия? Вводные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения)

Составьте памятку для пишущих репортаж.

- Что необходимо включить в эту памятку?

Запишите ее в тетрадь. Зачитаем, что у вас получилось.

- Какой стиль речи использовали? *(официально-деловой)

  1. А теперь обратимся к репортажу ученика 7 класса. Он сделал небольшой репортаж о школьной перемене. (слайд 11, видеоролик).

- Можем ли мы назвать этот ролик репортажем? Докажите.

  1. Анализ готового текста 2 с элементами редактирования.

- Какая временная форма преобладает в тексте? * (настоящее время)

- Прочитаем Текст еще раз, заменяя глаголы настоящего времени на глаголы прошедшего времени.

- Что изменилось? Какой текст кажется динамичнее?

- какова же роль глаголов настоящего времени в репортаже? *(эффект присутствия)

- Какие еще особенности репортажа вы видите? Что помогло автору изобразить событие, передать свое отношение к нему?

  1. Работа с текстом 3

  1. - чтение текста
  2. - выделить зачин, центральную часть, концовку(самостоятельно)
  3. - определить стиль, тему, идею текста.

*(публицистический стиль,

тема – поведение человека в окружении других, незнакомых, чужих людей, тема заявлена в заглавии-оксюмороне(прием соединения в речи противоположных понятий, напр., "горячий лед", "холодный огонь", "красноречивое молчание", "горькая радость", "зубной окулист", "состоятельный нищий", "бесплатный товар");

идея – в условиях большого города особенно важно быть предупредительным и внимательным к посторонним людям, это и есть настоящая, а не показная воспитанность)

  1. - как вы думаете, З.Паперный использует настоящий репортаж или пародирует стиль репортажа? *(для того, чтобы убедить читателя, автор пародирует стиль репортажа, он словно приглашает каждого посмотреть на себя со стороны)
  2. - вспомните, что такое ирония? (насмешка, неодобрение автора выражено иронически)
  3. - какие средства художественной выразительности вы встретили в данном тексте? (эпитет- животрепещущий, градация – группа, масса, тьма ближних; сравнение – позавчерашняя простокваша).

8. Подведение итогов урока, создание синквейна. (слайды 12-13)

например,

Репортаж                                                         Существительное

Занимательный, волнующий                          2 прилагательных или причастия

Знакомит, развивает, поучает                         3 глагола

Мне нравятся живые репортажи                     Предложение о понятии

Событие.                                                            Слово-ассоциация

9.Домашнее задание (слайд 14): создать репортаж о школьной жизни (на перемене, в столовой, на уроке… и т.д.)

                                                                                           

                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План Назначение стиля Чему посвящены произведения публицистического стиля? Формы (жанры), используемые в публицистическом стиле. Языковые приметы.

Слайд 2

Репортаж как жанр публицистики

Слайд 3

Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Репортер – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни ( из толкового словаря С.И. Ожегова )

Слайд 4

Н.Н. Озеров – актер, спортсмен, выдающийся спортивный комментатор

Слайд 5

Виды репортажа Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид. Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д. Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства. Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.

Слайд 6

Композиция репортажа: Зачин - начало репортажа. (описание места действия, описание состояния окружающей среды и др.)

Слайд 7

Зачин должен быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции, прямое обращение к читателю)

Слайд 8

Отредактируйте зачин репортажа Мы находимся в Москве. Мы находимся на Красной площади. Мы подошли к храму Василия Блаженного. Мы знакомимся с архитектурой памятника.

Слайд 9

Центральная часть репортажа – рассказ о событии – обычно представляет собой тип речи повествование . (глаголы в форме настоящего времени, прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия и др.)

Слайд 10

Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя. Пример репортажа

Слайд 11

В репортаже всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие и т.д.)

Слайд 12

Репортаж ученика 7 класса о школьной перемене .

Слайд 13

Синквейн Репортаж 2 прилагательных или причастия 3 глагола Предложение о понятии Слово - ассоциация

Слайд 14

Репортаж Занимательный, волнующий Знакомит, развивает, поучает Мне нравятся живые репортажи Событие.

Слайд 15

Домашнее задание Попробуйте свои силы в создании репортажа. Помните, что вам надо НЕ ПРОСТО РАССКАЗАТЬ о событии, а ПОКАЗАТЬ, КАК ЭТО ПРОИСХОДИЛО. Создайте репортаж о жизни в школе. (школьная столовая, перемены, на уроке… и т.д. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры публицистики

Открытый интегрированный урок истории и литературы, проведённый совместно учителем истории и литературы на материале школьного музея...

« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе

Данный урок построен на краеведческом материале. Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью;научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение  к людям...

план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"

Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...

Методическая разработка «Сочинения разных жанров: отзыв, рецензия, эссе»

В работе можно найти ответы на вопросы:Чем различаются между собой сочинения - рассуждения: эссе, рецензия и отзыв? Как научиться писать такие сочинения? Здесь приводятся примеры изобразительных средс...

Научно-методическая разработка «Методика освоения жанра булериас.»

В научно-методической разработке рассмотрен один из возможных выариантов освоения жанра булериас в музыке фламенко....

Методическая разработка "Рецензия как жанр сочинения"

Урок развития связной речипонятие рецензии и эссе, различие, сходствоКлючевые слова для создания текстаЗадание для работы....

Методическая разработка занятия-игры "Жанр: сюита" (2-ой год обучения)

Методическая разработка занятия-игры "Жанр: сюита" (2-ой год обучения)...