Рефлексивно-оценочные действия школьников в педагогической практике
материал по русскому языку на тему

Гребенюк Ольга Алексеевна

Контрольно-оценочный механизм включает в себя два компонента:
самоконтроль и самооценку. В практической работе они часто бывают слиты,
хотя у каждого есть свои самостоятельные педагогические задачи, своя
специфика, свое особое содержание. Для большей методической точности
остановимся на занятиях самоконтроля и самооценки отдельно на уроках
русского языка в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рефлексивно-оценочные действия школьников в педагогической
практике.
Проблемы организации уроков диагностики рефлексивно-оценочных действий
у школьников очень актуальны сегодня в педагогической практике. В
большинстве исследований до настоящего времени оценочная деятельность
велась вне зависимости от характера, направленности, содержания и целей
обучения. Контроль и оценка рассматривались как самостоятельный акт вне
связи с остальными функциями учителя, что приводило к упрощенному
решению проблемы или отмене любой оценочной системы, или ее частичному
усовершенствованию без сущностных изменений самого процесса обучения.
Анализ многочисленных исследований по этой проблеме приводит к выводу,
что эти занятия, призваны стать необходимой ступенькой в овладении
знаниями, логическим продолжением предыдущих. Так, например, если
школьники сконструировали новый способ действия, попробовали им
воспользоваться индивидуально, а дома еще раз обдумали его, то у них должна
появиться естественная необходимость определить уровень усвоения, выявить
наиболее слабые и сильные для каждого учащегося звенья процесса. Еще
занятия этого типа должны решить одну из важных задач обучения - выработку
у школьников «инструментария» самоконтроля.
Контрольно-оценочный механизм включает в себя два компонента:
самоконтроль и самооценку. В практической работе они часто бывают слиты,
хотя у каждого есть свои самостоятельные педагогические задачи, своя
специфика, свое особое содержание. Для большей методической точности
остановимся на занятиях самоконтроля и самооценки отдельно на уроках
русского языка в 5 классе. Изучив литературу по данному вопросу и обобщая
свой опыт, можно выделить 6 необходимых условий:
- предварительное выделение ориентировочной основы, способа действий, в
котором чётко зафиксированы состав и последовательность операций,
обеспечивающих правильное решение задачи;
- контроль для ученика должен стать особой задачей;
- тщательная организация процесса контроля, перевод ученика от одного этапа
к следующему наводящими вопросами, подсказками, обсуждением
дальнейшего хода контроля, каждый учащийся должен уметь организовывать
свою контрольно-оценочную деятельность( вести тетрадь открытий и
достижений, оценочные листы, уметь работать в парах, владеть диагностико-
коррекционным способом работы над ошибками и т.д.);
-проведение содержательного и критериального оценивания;
-готовность передать контрольно-оценочные функции учащимся;
- выстраивание учебного сотрудничества учителя с учащимися таким образом,
чтобы создавалась особая атмосфера в классе (дети не должны стыдиться
своих ошибок, указывать на ошибку товарищу, воспринимать это, как
корректную форму помощи другу и самому себе).
Чтобы ребёнок начал концентрировать результаты своих действий, затем
последовательность шагов к цели, и, наконец, научился бы проверять
основания самого плана действия, в 5 классе на уроках русского языка можно
использовать следующие технологические приёмы:
-практиковать взаимопроверку обучающих, самостоятельных и домашних
работ (взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля,
ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а
полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность
(самоконтроль);
-предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать
замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно
изложенного материала;
-приучать ребят контролировать деятельность учителя, предлагать задать
вопрос учителю ( в игровой форме “ты учитель – я ученик”);
-демонстрировать пятиклассникам типичные ошибки. Такую демонстрацию
можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рассказ с
сознательным нарушением логических связей, неправильным рассуждением,
которое ученики должны обнаружить, проверить, оценить и высказать
гипотезы о причинах ошибки;
-проводить сравнительный анализ своих работ. Результаты анализа учащиеся
заносят в специальную таблицу и на основе выявленных затруднений
совместно с учителем разрабатывают индивидуальные планы их ликвидации.
Для этого на основе установленных типов ошибок по результатам
сравнительного анализа проводится ряд уроков по составлению «справочника
ошибок;
- очень эффективны карточки (на одной стороне карточки пишется вопрос, а
на другой стороне - правильный ответ). При самоконтроле происходит
сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на
вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и
продолжают работать с оставшимися карточками. После 5-6 прокручиваний
карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, диктантам,
зачётам;
- в проверочные работы специально вносить материал, еще не изучавшийся на
уроке. В этом случае преследуются сразу три цели: во-первых, оцениваются
сформированные умения, которые отрабатывались на уроках, во-вторых,
определяется уровень умения школьников оценивать, что они знают и чего не
знают, в-третьих, прослеживается развитие интеллектуальных способностей
детей, формирование умения учиться. Основа учебной самооценки - это умение
школьника осознавать границы собственных знаний, понимание им того, чего
он еще не знает;
- самим детям составить задания: отделить известное от неизвестного;
- выбрать какое-либо выполненное ранее творческое задание(сочинение,
лингвистическую сказку) сделать в нем правку и затем выполнить его заново.
Фактически школьники «редактируют» свои прошлые работы. Такая
деятельность помогает им взглянуть на свою работу с позиции читателя и легко
найти недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными;
Используя эти приёмы, особо важно пошагово отрабатывать с детьми
наиболее значимые умения. Например, пятиклассники знают, что для
безошибочного списывания с образца существуют свои секреты письма, а для
диктовки - свои. Для того чтобы убедить учеников использовать эти секреты,
побудить к напряжению воли и концентрации внимания, можно употреблять
разные приемы, но в них есть одно общее: акцент на позитивное, на успех, на
стремление к достижению цели. Важно убедить ребенка в том, что у него есть
способности и возможности, а ошибки исчезнут - надо только организовать
свой труд правильно. Нужно не исправлять недостатки ребенка, а развивать его
сильные стороны. Поэтому чаще всего на занятиях должен звучать вопрос:
"Как у тебя получилось выполнить работу грамотно? Что ты для этого сделал?"
Без рефлексии не может быть ученика в настоящем смысле этого слова. Как
показывает опыт, развитию рефлексии у пятиклассников в значительной
степени способствует использование карт самонаблюдений. Делая отметки в
предложенной карте, ребенок может увидеть, как он выполняет то или иное
задание, соблюдает ли все правила выполнения.
Карта самонаблюдений
Как я действую при письме текста под диктовку
Дата
Для запоминания
Для правильного написания
Слушаю предложение целиком и представляю, о чём в нём говорится.
Быстро повторяю предложение или его часть, чтобы запомнить.
Медленно, четко проговариваю 1 -2 слова по слогам - как буду писать.
Думаю - есть ли сомнения?
Пишу так, как наметил.
Активное участие пятиклассников в оценке собственной работы возможно
при опоре на памятку “Учись контролировать себя” (8, с. 42-43). Применение
и обсуждение этой схемы самооценки помогут развить и укрепить стремление
учеников к самосовершенствованию, к успешному освоению учебной
деятельности.
ПАМЯТКА
"Учись контролировать себя”
(схема самооценки)
Чем эта схема может быть тебе полезной ?
Чем старше ты становишься, тем большая ответственность за твою
работу возлагается на тебя самого. Успевающие ученики - это те, кто
умеет проверить свою работу и исправить свои ошибки. Они также умеют
ставить перед собой цели по улучшению своей деятельности.
Как пользоваться схемой самооценки ?
Есть несколько приемов. Ты можешь:
а) попробовать оценить часть выполненной работы и посмотреть,
насколько она тебя удовлетворяет;
б) попросить своего друга помочь тебе оценить, насколько хорошо
выполнено тобой задание;
в) воспользоваться схемой самооценки для того, чтобы улучшить свои
умения выполнять задания.
Внешний вид твоей работы:
1. Выглядит ли она аккуратной?
2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?
3. Пользуешься ли ты полями?
4. Аккуратно ли ты подчеркиваешь заголовок и другие разделы работы?
5. Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?
6. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых ты мог бы
улучшить внешний вид работы?
Важные элементы твоей работы:
1. Легко ли прочесть то, что ты написал?
2. Проверяешь ли ты правильность написания?
3. Проверяешь ли ты знаки препинания?
4. Можешь ли ты сказать, что выполнено
аккуратно?
5. Исправляешь ли ты ошибки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.

Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...

Инклюзивное воспитание и образование школьников с ОВЗ. Практика работы педагогического коллектива.

Статья описывает практику работы педагогического коллектива – учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по интеграции детей с ОВЗ. Особенность работы нашего образовательного ...

Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников

Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусс...

Формирование рефлексивно-оценочных умений у детей с задержкой психического развития на уроках математики

В статье отражены методические приёмы формирования рефлексивных действий у детей с задержкой психического развития на уроках математики...

Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"

Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...

успешные педагогические практики Организация проектной деятельности школьников на уроках математикив основной и старшей школе

​Доклад форума «Повышение качества образования: эффективные управленческие и педагогические практики» на тему "Организация проектной деятельности школьников  на уроках матем...