Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"
статья по физике (7, 8, 9 класс)
Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_vartanyan_m.a.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Вартанян Марина Анатольевна
Областное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Белгородский институт развития образования»
Системно-деятельностный
подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников
Вартанян Марина Анатольевна,
учитель физики и информатики
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1
Волоконовского района Белгородской области»
Волоконовка
2016
Содержание:
Информация об опыте …………………………………………………... 3
Технология опыта ……………………………………………………..… 7
Результативность опыта………………………………………………… 13
Библиографический список……………………………………………...16
Приложение к опыту ……………………………………………………. 17
Раздел I
Информация об опыте
- Условия возникновения и становления опыта
Возникновение данного опыта обусловлено, во-первых, переходом на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, во-вторых, методической темой педагогического коллектива школы «Деятельностный подход как средство реализации творческого потенциала учащихся», в-третьих, желанием автора опыта активизировать самостоятельную деятельность учащихся и сформировать познавательные универсальные учебные действия обучающихся.
Опыт формировался и апробировался на базе МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1». Школа расположена в центре посёлка, работает в одну смену, контингент составляет 664 ученика. Социальный статус родителей учащихся отличается разнообразием, включая семьи рабочих, служащих, безработных, вынужденных переселенцев из Украины. Ученический коллектив формируется как из учащихся микрорайона, так и из учеников, желающих обучаться в школе, являющейся базовой.
С 2010 года школа стала инновационной площадкой по введению ФГОС начального общего образования, а с 2012 года – ФГОС основного общего образования.
Началом работы по теме опыта стало выявление уровня сформированности универсальных учебных действий среди учащихся, начинающих изучать физику. Была проведена первичная диагностика, разработанная на основе подходов теории А.Г. Асмолова [12]. Результаты диагностики показали, что у обучающихся 7 классов среди универсальных учебных действий относительно сформированными являются группы коммуникативных и регулятивных умений. Средний показатель по этим направлениям составил 61% и 46% соответственно. К сожалению, недостаточно сформированными является группа познавательных универсальных учебных действий. Так, определять, какая информация нужна для решения задачи, способны 26,3% обучающихся; умениями извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций владеют 21,4% . Крайне низко сформированы методы научного исследования и анализа как пути решения проблемы.
Таким образом, в сентябре 2011-2012 учебного года возникла идея применения системно-деятельностного подхода с целью формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках физики.
- Актуальность опыта
В настоящее время обществу нужны выпускники школ, способные самостоятельно мыслить, ориентироваться в обилии информации, уметь адаптироваться для жизни в любой социальной среде [12].
К тому же федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования закладывает новые подходы к качеству образования, среди которых формирование у учащихся универсальных учебных действий, то есть “умения учиться”. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие [11].
Но проводя традиционные уроки эту задачу выполнить сложно.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у обучающихся универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.
Решение данной проблемы видится в изменении организации учебного процесса на уроке. Ученик за короткое время должен не только усвоить большой объем знаний, но и научиться мыслить, самостоятельно добывать знания, применять их в новых ситуациях.
Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями социума и современными тенденциями развития образования.
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий на уроках физики и во внеурочное время для формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся посредством применения в учебном процессе системно-деятельностного подхода.
1.4. Длительность работы над опытом
Работа по теме опыта велась в течение 4 лет и проходила в несколько этапов:
I этап – начальный – 2011-2012 учебный год. Начальный период предполагал обнаружение и формулирование проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся, знакомство с технологией деятельностного подхода, изучение проблемы развития универсальных учебных действий обучающихся.
II этап – основной - 2012-2015 гг. Это период комплексного применения различных методов и приёмов формирования познавательных универсальных учебных действий, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
III этап – заключительный – 2015-2016 уч. год. Анализ результатов работы, формулировка выводов, популяризация опыта.
1.5. Диапазон опыта
Представленный опыт работы является единой системой «урок – самоподготовка - внеурочная деятельность».
- Теоретическая база опыта
В основе опыта лежат идеи отечественных педагогов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, а так же концепция развития универсальных учебных действий (УУД), разработанная под руководством А.Г. Асмолова.
Федеральный государственный образовательный стандарт смещает акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности ученик осваивает универсальные учебные действия, развивается как личность. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Системно-деятельностный подход является методологической основой концепции федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Понятие «системно-деятельностный подход» введено в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и деятельностного (его разрабатывали известный отечественный психолог Л.С. Выготский и его последователи: Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.Г. Асмолов и др.).
Системно-деятельностный подход – это организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия [1].
Впервые системно-деятельностный подход к учебному процессу применил Ю.К.Бабанский, который рекомендовал выделять элементы системы обучения с точки зрения основных элементов учебного процесса: целевой, мотивационный, содержательный, организационный, контрольно-корректирующий, оценочно-результативный [2].
Все эти элементы тесно взаимосвязаны и находятся в строгой последовательности. Таким образом, одним из основных требований системного-деятельностного подхода к обучению является рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия учителя и обучающегося [2].
В образовательном процессе, по мнению В.В.Давыдова, учебное содержание осознанно усваивается только тогда, когда оно становится предметом активных действий обучающихся, причём не эпизодических, а системных [3]. Одним из видов деятельности по овладению общеучебными умениями, как считал И.Я.Лернер, является обучение грамотным приёмам работы с учебником[7]. М.М.Князева рекомендует использовать современные технологии деятельностного типа: технологию проектной, исследовательской деятельности, проблемного обучения, технологию развития критического мышления.
Системно-деятельностный подход ориентирован на результаты образования – развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий, что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта.
Согласно сформулированному А.Г.Асмоловым понятию «универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].
В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [11].
Особенное значение среди УУД играют познавательные универсальные учебные действия, т.к. они способствуют формированию мотивации и навыков самостоятельной работы [12].
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем [12].
Общеучебные универсальные действия - это умение школьника ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; структурировать знания; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем [12].
Логические универсальные действия включают в себя:
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенное /несущественное);
-синтез, составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов и явлений;
-построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности суждений;
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Технология системно-деятельностного подхода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Применение системно - деятельностного подхода будет способствовать повышению познавательной активности, формированию у учащихся собственной точки зрения, умений и навыков ее аргументации с помощью логических доводов, что превращает процесс обучения в инструмент саморазвития и самообразования человека.
Таким образом, анализ литературы позволил сделать вывод, что для успешного формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся необходимо использовать системно-деятельностный подход.
- Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании системы применения на практике оптимальных форм, методов и приемов формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством внедрения системно-деятельностного подхода.
1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
В ходе работы над опытом использовался учебно-методический комплекс для базового уровня: Перышкин А.В. Физика - 7, 8 класс; Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика – 9 класс; Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика - 10 класс; Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика - 11 класс.
Материалы опыта могут быть использованы в условиях других учебно-методических комплексов в общеобразовательных учреждениях любого типа при организации образовательного процесса как на стадии перехода от ФКГОС к ФГОС, так и непосредственно при организации образовательной деятельности по федеральным государственным образовательным стандартам.
Раздел II
Технология опыта
Цель опыта: формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках физики средствами системно-деятельностного подхода.
Для достижения планируемых результатов предполагается решение следующих задач:
- изучить педагогическую литературу и систематизировать знания по данной проблеме;
- провести диагностику с целью определения уровня развития познавательных УУД учащихся вначале и по окончании внедрения данного опыта;
- выявить и применить на практике оптимальные условия использования системно-деятельностного подхода;
- изучить эффективность влияния созданных условий использования приемов системно-деятельностного подхода обучения на формирование познавательных УУД учащихся на уроках физики;
- организовать рефлексию педагогической деятельности.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся. Результаты диагностики показали, что уровень исследуемых УУД низок. В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость активизации познавательной деятельности учащихся.
В реализации этой задачи помогает системно-деятельностный подход, одним из важнейших дидактических принципов которого является обучение в деятельности: ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, активно участвует в образовательном процессе, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений[1].
Основными принципами взаимодействия учителя с обучающимися представляются следующие:
- активизация интереса обучающихся;
- целеполагание как обязательный элемент урока;
- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность обучающихся;
- рефлексия;
- исследовательская, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность;
- передача обучающимся не знаний, а способов работы со знаниями.
Реализация системно-деятельностного подхода при проведении урока физики прослеживается на примере урока изучения нового материала по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.» (Приложение №1)
Достоинством системно-деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. Поэтому, использование системно-деятельностного подхода имеет большое поле для творческой деятельности педагога. В становлении опыта помогли такие технологии, как проблемное обучение, технология исследовательской и проектной деятельности, технология развития критического мышления, игровые, групповые и информационно-коммуникационные технологии.
Урок остается основной формой обучения, на разных этапах которого можно использовать различные методы и приемы.
На этапе мотивации учащихся к деятельности один из примняемых приемов - «Черный ящик», который помогает ученикам сформулировать тему урока. Прием «Покори вершину» заключается в самостоятельной формулировке детьми цели урока на основе актуализации знаний. В течение урока деятельность обучающихся направлена на достижение этой цели. (Приложение №1) Эти приемы могут применяться на уроках любого типа.
На этапе изучения нового материала используется проблемный метод обучения (предъявление удивительного факта, задание проблемного вопроса, демонстрация опыта) и эвристическая беседа (постановка посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к новому знанию на основе имеющегося). Благодаря этим приемам учащиеся структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. При проблемном обучении ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а становясь активным субъектом своего образования. Поэтому, создание проблемной ситуации на уроке выступает эффективным средством формирования познавательных универсальных учебных действий. (Приложения №1, №2)
На этапе применения изученного при решении физических задач предлагается систематическое решение задач-проблем практической направленности. Основное назначение таких заданий – развитие умственных способностей учащихся в процессе самостоятельного решения и установление связи теории с реальными жизненными ситуациями. (Приложение №3)
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (китайская мудрость).
По мнению, академика А. А. Смирнова, моторная память эволюционно самая древняя и самая совершенная, затем идет образная, а самая поздняя – словесная (вербальная) память. Сочетание всех видов памяти резко повышает эффективность обучения, это необходимо учитывать при организации урока. Самостоятельное участие учеников в экспериментах на уроке физики должно занимать центральное место в процессе обучения, так как, согласно принципам развивающего обучения, познание не может существовать вне деятельности. Эксперимент включает этапы планирования, подготовки, проведения, вычленения данных, их анализа, обработки результатов. Выдвижение гипотез, экспериментирование являются важнейшими средствами развития у учащихся мышления и воображения. В ходе эксперимента используется метод наблюдения.
При изучении нового материала или при повторении пройденного, можно предложить опыты, проводимые самими учащимися в классе во время уроков под руководством учителя. Например, для наблюдения полного внутреннего отражения света учащиеся проделывают следующий опыт:
Учитель: (на столах стоят стаканчики с водой и пробирки) Опустите в пробирку карандаш и поставьте в сосуд с водой. Что вы наблюдаете?
Ученики: Та часть пробирки, которая опущена в воду, посеребрена, карандаша в ней не видно.
Учитель: Изменяя положение наблюдения, всегда вы видите пробирку посеребренной?
Ученики: Нет.
Учитель: Из стакана налейте воды высотой 2 см в пробирку и вновь опустите её в стаканчик. Что вы наблюдаете?
Ученики: Там, где вода в пробирке - карандаш виден, посеребрения нет; где воздух в пробирке – посеребрение.
Учитель: Мы наблюдаем полное внутреннее отражение света.
При выполнении физического эксперимента формируется как конкретно-образное (анализ опытного факта), так и абстрактное (предсказание новых фактов) мышление.
Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”.
Исследовательский подход в обучении на этапе изучения новых знаний и способов деятельности, как никакой другой, развивает познавательные УУД ученика, поскольку характерная черта такого подхода – реализация идеи «обучение через открытие». Новые знания не даются в готовом виде, дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Вместе с тем, для ученика выполнение исследовательского задания является познанием ещё непознанного. Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках физики: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, обоснование практического применения данного физического явления, создание теории.
Эффективной формой организации выполнения исследовательских заданий стала групповая работа. Каждая группа получает карточку с индивидуальным заданием, на выполнение которого отводится определенное время, затем группы делают отчет о полученных результатах, заполняя таблицу. В конце отчета обязательно должны прозвучать выводы.
Например, при изучении темы «Плотность вещества» учащимся 7 класса даются задания: определить плотность мёда, картофелины, сахара-рафинада. Работая в группах, ребята предлагают пути решения проблемы, проводят измерения, вычисления, сравнивают полученные результаты с табличными значениями, делают анализ и обобщение полученных результатов, выводы. По окончании работы - обмен информацией. На уроке по теме «Архимедова сила» ученики исследуют зависимость выталкивающей сила от объёма тела, от плотности жидкости, от плотности погруженного в воду тела. (Приложение №4)
Выполняя задания в группе, развиваются чрезвычайно важные компетенции: логические учебные действия, умение обозначить проблему, найти пути ее решения, структурировать знания, обобщить полученные данные для сообщения другим, проанализировать результаты. И самое главное, дети вовлекаются в деятельность.
Одним из эффективных методов формирования познавательных универсальных учебных действий, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует умения учиться.
В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Ребята объединяются в группы и работают над поиском решения одной из сформулированных гипотез. В совместной деятельности происходит составление схем, таблиц, опорных конспектов - это процесс выработки новых знаний, формирование критического и творческого мышления.
Проектная деятельность на этапе обобщения и систематизации знаний, как часть системно - деятельностного подхода, позволяет учащимся действовать самостоятельно, использовать имеющиеся знания по предмету физики в качестве средства для разрешения проблем. (Приложение №5)
Начиная с 7 класса учащимся предлагаются домашние задания - проекты. Например:
- Зная свою массу и площадь ботинка, вычислите, какое давление вы производите при ходьбе и стоя на месте.
- Изготовьте модель фонтана и объясните принцип его действия.
- Вычислите мощность, которую вы развиваете, равномерно поднимаясь с первого на второй этаж школы. Все необходимые данные получите сами.
- Изготовьте из подручных материалов физический прибор.
Такие задания позволяют планировать выполнение эксперимента, конструировать и собирать установки, проводить измерения и наблюдения, анализировать и систематизировать результаты опытов.
Игровые моменты уместны будут на любом уроке и в любом возрасте, они развивают логическое мышление, формируют навыки работы с текстом, поиска информации. Важнейшим приёмом стимуляции познавательной деятельности является чувство новизны, удивления, открытия. Детям очень нравятся задания, расширяющие общие знания, кругозор: «Физический аукцион», «Разгадай кроссворд». (Приложение №6)
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет включить детей в деятельность на любом этапе урока. Активно на уроках используются компьютерные курсы «Открытая физика 1.1» и «Живая физика», которые дают возможность учащимся представить изучаемый материал более наглядно, провести самому имитацию физического явления, рассмотреть устройство механизмов и приборов, исследовать зависимость параметров изучаемой системы.
Большое внимание уделяется работе с различными источниками информации (учебник, дополнительная литература, словари, Интернет). (Приложение 1). Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. При работе с текстом можно использовать элементы технологии развития критического мышления. Это способствует формированию умений поиска и выделения необходимой информации, структурирования знаний, составление логических схем, нахождение в текстах ошибок, составление вопросов к отдельным частям текста. Также важно научить учащихся при работе с физическими текстами формулировать главную мысль, выделять основное содержание, составлять тезисы к изученному параграфу, позволяющие сделать информацию более компактной и запоминающейся, анализировать, делать выводы. Рекомендуется использовать следующие приемы:
- «Лови ошибку». Даются листы, где написаны верные и неверные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак «+» рядом с правильным высказыванием и «-», по их мнению, с неправильным.
- «Задай вопрос к тексту». Главное, чему учит этот прием, - формулировать вопрос к тексту и искать на него ответ. Данный прием имеет большой развивающий эффект. Примерные типы вопросов: «О чем здесь говорится? Что мне известно об этом? Чем это можно объяснить? Где, когда и как применять? Что меня особенно удивило?».
Работа с источниками информации создает условия для формирования познавательных универсальных учебных действий. Она будет уместна на этапах проверки домашнего задания, изучения и закрепления нового материала.
Организация рефлексивной деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности в соответствии с ФГОС является необходимой частью урока, способствующей становлению школьника как субъекта деятельности[11].
Очень важно формировать целостное осмысление, обобщение полученной информации, а также собственное отношение к изучаемому материалу. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Для достижения вышеназванного используется прием «синквейна». На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. (Приложение №7)
В практику работы внедрены взаимооценка учащихся, листы самооценки усвоения предметных достижений и познавательных универсальных учебных действий обучающихся, осуществление рефлексивных действий в конце каждого урока. (Приложение №1)
Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций федерального государственного образовательного стандарта. Согласно Базисному учебному плану она становится обязательным элементом школьного образования. Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-8 классов «Я – исследователь» реализует педагогическую идею формирования у школьников умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. (Приложение №8)
Во время самоподготовки ученики могут использовать Библиотеку материалов образовательного портала «Сетевой класс Белогорья», электронные учебники и приложения к ним, а так же дополнительный материал, размещенный на личном сайте учителя (http://nsportal.ru/vartanyan-marina-anatolevna). В рубрике «Материалы для учащихся» помещаются задания для самостоятельной работы учащихся. Они имеют в большей степени обучающий, нежели контролирующий характер. При выполнении учащимися данных работ предполагается использование любой справочной литературы. Данный прием работы называется «Сам себе репетитор». Его возможно использовать не только при домашней подготовке школьников, но и на уроках по систематизации и применению знаний.
Системно-деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении физики в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, а во многом потому, что способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности.
Таким образом, применение системно - деятельностного подхода в ходе работы над данным опытом способствовало повышению познавательной активности учащихся и формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Раздел III
Результативность опыта
Анализ результативности работы по формированию познавательных универсальных учебных действий проводился по итогам мониторинга различных умений у той же группы детей, которые диагностировались до начала работы над опытом. Для определения уровня сформированности исследуемых умений обучающихся были использованы диагностики, разработанные на основе теоретических подходов А. Г. Асмолова [1;12].
На I этапе для диагностического анкетирования обучающимся 7-х классов были предложены задания, которые преследовали цель - определить уровень сформированности универсальных учебных действий (см. табл. 1)
Таблица 1
Процентное соотношение учащихся с высоким и средним уровнем сформированности УУД
Учебный год | 2011-2012 уч.год |
Класс | 7 классы |
1. Коммуникативные УУД | |
Умение доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи; Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное; Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. | 61, 3% |
2. Познавательные УУД | |
1. Умение определять, какая информация нужна для решения задачи | 26,3% |
2. Умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи. | 48,7% |
3. Умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций | 21,4% |
4. Умение сравнивать и группировать факты и явления, находить сходство и различие фактов и явлений | 32,5% |
5. Умение определять причины явлений и событий, делать выводы, т.е. использовать методы научного исследования и анализа как пути решения проблемы | 12% |
6. Умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм | 24,5% |
3. Регулятивные УУД | |
Умение формулировать цель деятельности, составлять план действий, осуществлять действия и оценивать результат работы. | 45,9% |
Анализ диагностики показал, что довольно невысок показатель сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Основываясь на результатах педагогической диагностики и теоретических изысканиях, была начата работа по созданию условий для повышения уровня сформированности познавательных УУД учащихся путем применения системно-деятельностного подхода в учебном процессе.
Для выявления результатов исследования в экспериментальных классах проводилось повторное анкетирование (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика уровня сформированности познавательных УУД
7 класс 2011-2012 учебный год | 8 класс 2012-2013 учебный год | 9 класс 2013-2014 учебный год | 10 класс 2014-2015 учебный год | |
Познавательные УУД | ||||
1. Умение определять, какая информация нужна для решения задачи | 26,3% | 28,6% | 31,8% | 34,8% |
2. Умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи. | 48,7% | 52% | 56% | 64% |
3. Умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций | 21,4% | 35,8% | 48,7% | 53% |
4. Умение сравнивать и группировать факты и явления, находить сходство и различие фактов и явлений | 32,5% | 37,5% | 43,6% | 49,3% |
5. Умение определять причины явлений и событий, делать выводы, т.е. использовать методы научного исследования и анализа как пути решения проблемы | 12% | 14% | 34% | 38% |
6. Умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм | 24,5% | 32% | 36% | 44% |
Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной темы для решения обозначенной проблемы.
Таким образом, работа по применению системно-деятельностного подхода на уроках физики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий привела к положительной динамике уровня сформированности данных универсальных учебных действий.
Анализ качества знаний учащихся показал, что на протяжении последних четырех лет работы наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся. Использование системно-деятельностного подхода позволило ряд учеников перевести на более высокий уровень усвоения материала и повысить качество знаний в целом по классу (см.табл. 3).
Таблица 3
Результаты успеваемости и качества знаний учащихся за четыре года
Уч. год | Классы | Качество знаний | Успеваемость |
2011-2012 | 7-11 | 61% | 100% |
2012-2013 | 7-11 | 62,1% | 100% |
2013-2014 | 7-11 | 63,5% | 100% |
2014-2015 | 7-11 | 65% | 100% |
Деятельность по теме данного педагогического опыта позволила сделать следующие выводы:
1. В педагогической литературе выявлены методические аспекты использования системно-деятельностного подхода в процессе преподавания физики, изучены принципы организации.
2. В ходе работы были сформулированы оптимальные условия, соблюдение которых позволяет реализовать на практике системно-деятельностный подход:
– вовлечение каждого обучающегося в активную познавательную деятельность на разных этапах учебного занятия,
– практическая направленность знаний,
– работа в группе, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем,
– использование различных источников информации,
– использование различных технологий, методов и приемов обучения при организации учебных занятий,
– применение в обучении сайта учителя, электронных образовательных ресурсов.
3. Использование системно-деятельностного подхода на уроках физики позволило повысить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Библиографический список
- Асмолов А.Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения - М:Педагогика, 2009 -№4, С18-22.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. – 94 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интер, 1996. – 256с.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. – 150 с.
- Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки.- Издательство «Учитель», 2007.- 256 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1994.- 325 с.
- Лернер И.Я. Состав содержания образования в пути его воплощения в учебнике/ И.Я. Лернер //Проблемы школьного учебника. – М.,1978.Вып.6 С.24-32.
- Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательном учреждении. /Сост. И.В. Зверева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 112 с.
- Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников «Малая академия наук».- Волгоград: Учитель, 2007. – 96 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1989. – 114 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение,2010. – 159 с.
Приложение к опыту
- Приложение №1 - Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.»
- Приложение №2 - Примеры создания проблемной ситуации
- Приложение №3 – Задачи проблемного содержания
- Приложение №4 - Фрагмент урока с применением исследовательского метода в 7 классе по теме «Архимедова сила»
- Приложение №5 – Фрагмент урока с применением метода проектов в 8 классе по теме «Законы постоянного тока»
- Приложение №6 – Игровые моменты, применяемые на уроках физики
- Приложение №7 – Прием «синквейна»
- Приложение №8 - Фрагмент рабочей программы внеурочной деятельности «Я - исследователь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики
Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики...
Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.
Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...
Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках физики
Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках физики.Цель: активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их приме...
ГРУППОВАЯ РАБОТА НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
публикация на тему"Групповая работа на проблемно-далогическом уроке истории как средство азвития коммуникативных универсальных учебных действий школьников"...
Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"
Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по англ...
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...
Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.
Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий. ...