Инклюзивное воспитание и образование школьников с ОВЗ. Практика работы педагогического коллектива.
статья по теме

Кайибханова Анастасия Сергеевна

Статья описывает практику работы педагогического коллектива – учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по интеграции детей с ОВЗ. Особенность работы нашего образовательного  учреждения заключается в том, что пребывание в ней детей ограничено по времени и составляет 25 дней, при этом воспитанниками являются как здоровые дети, так и дети с ОВЗ. Одно из направлений деятельности учреждения является интеграция детей с ОВЗ. При этом она осуществляется как в период обучения детей в школе, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивное воспитание и образование школьников с ОВЗ.                 Практика работы педагогического коллектива.

Кайибханова Анастасия Сергеевна, Мурманская область, Кандалакшский район, п. Зеленоборский. ГОБООУ «Зеленоборская санаторная школа-интернат», воспитатель. 

Аннотация

Статья описывает практику работы педагогического коллектива – учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по интеграции детей с ОВЗ. Особенность работы нашего образовательного  учреждения заключается в том, что пребывание в ней детей ограничено по времени и составляет 25 дней, при этом воспитанниками являются как здоровые дети, так и дети с ОВЗ. Одно из направлений деятельности учреждения является интеграция детей с ОВЗ. При этом она осуществляется как в период обучения детей в школе, так и во внеурочной деятельности.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2).

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Направленность работы учреждения

Наше учреждение - ГОБООУ «Зеленоборская санаторная школа-интернат» - создано в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении. Это единственное учреждение в Мурманской области, где осуществляется деятельность такого рода. Особенность пребывания детей в нашей школе состоит в том, что оно ограничивается временем и составляет 25 дней. За время пребывания здесь они одновременно учатся и поправляют здоровье. С момента образования главный контингент воспитанников «Зеленоборской санаторной школы-интерната» составляют дети:

  • с ослабленным здоровьем;
  • дети, нуждающиеся в длительном лечении;
  • из семей с неблагополучными жилищно-бытовыми условиями.

Работа нашего образовательного учреждения направлена, в том числе и  на осуществление деятельности по интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество и для этого использует следующие методы:

- непосредственные контакты между детьми разных систем обучения – при комплектации групп для прохождения санаторного лечения не осуществляется деление детей по состоянию здоровья;

- осуществляется неформальное общение детей – общение во внеурочное время, во время проведения общешкольных мероприятий, в бытовой сфере;

- программа работы воспитателей с детьми разрабатывается для совместной деятельности детей из разных школ.

Проблема интегрированного образования считается сложной, дискуссионной, но в нашем образовательном учреждении она осуществляется как в период обучения детей в школе, так и во внеурочной деятельности. При этом внеурочная деятельность осуществляется и  педагогами организаторами, и воспитателями, и учителями - предметниками.

 Повышение "качества жизни" детей с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнуто, в первую очередь, за счет наиболее полной их социализации. Под социализацией понимается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребенок усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Социализация через бытовую сферу жизни

Педагоги образовательных учреждений, в которых проходят обучение дети с ОВЗ, разрабатывают целые программы по социализации своих подопечных. Это и посещение концертов, выставок, проведение совместных мероприятий с обычными общеобразовательными учреждениями, экскурсии и многое другое. Общение детей с ОВЗ и детей из обычных школ непосредственно во время обучения постепенно становится нормой, а в бытовой сфере такое общение практически осуществляется редко. Быт  составляет огромную часть нашей жизни. В нашем учреждении дети с ОВЗ и дети из обычных школ проживают совместно, часто в одной комнате по 3-4 человека. Каждый из них должен выполнять ряд требований установленных в учреждении. Здесь все одинаково обязаны поддерживать чистоту в комнатах, соблюдать гигиену и придерживаться распорядка дня учреждения. Ежедневно назначаются дежурные, которые отвечают за чистоту в игровых комнатах, комнатах для проживания детей.  В ходе проживания в санаторной школе дети учатся заправлять кровати, менять постельное белье, накрывать на стол. Что удивительно, именно дети из обычных школ чаще всего не обладают навыками такого рода. Особенности этой стороны воспитательного процесса очень интересны – и здесь почти всегда невозможно ответить на вопрос – кто из участников воспитательного процесса является «воспитуемым».

Инклюзивное воспитание

Если для образовательного процесса в школе все-таки встает вопрос, -  какие именно дети, с какими видами ОВЗ могут быть включены в учебный процесс. Это дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения; дети с опорно-двигательными нарушениями; дети с речевой патологией. И очень строго индивидуально - дети с синдромом Дауна, дети с аутизмом, дети с ЗПР (задержка психического развития). То для процесса воспитательной работы детей этот вопрос не столь актуален и важен. 

Восемь принципов инклюзивного образования гласят:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Однако, соприкосновение детей из обычных школ и детей с ОВЗ во время и вне учебного процесса часто вызывает противоречивые реакции –  неприятие друг друга, насмешки, но  довольно большая часть воспитанников, не относится к детям с ОВЗ, как к детям с особенностями. Задача перед воспитателем на начальном этапе заключается в том, чтобы создать дружескую атмосферу в новом коллективе. Для чего проводятся игры на знакомство – «Что между нами общего», «Пусть пересядут те кто…», «Коллективный счет» и другие. Такого рода общение меняет и детей из обычных школ и детей с ОВЗ. Общение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в неформальной обстановке, как ни какое другое учит их терпению, толерантности, добросердечному отношению, взаимовыручке. В ходе общения желательно акцентировать внимание детей на том, что мы  одна группа, поэтому все делаем вместе – идем на прогулку или в столовую, на концерт или экскурсию. При этом кого-то приходится подождать, т. к. ему требуется больше времени одеться, кому-то помочь заправить кровать, убрать вещи. В процессе общения детей уходит и стеснение, и неприятие.  Большинство людей, не принимает именно то, что им в полной мере неизвестно. Как часто мы в повседневной жизни, например, общаемся с детьми с синдромом Дауна? Вся полученная  о них информация детьми школьного возраста ничтожна. В наше образовательное учреждение дети с этим синдромом приезжают каждый месяц. Вот они… живут в соседней комнате, обедают за столом или сидят рядом на диване и спорят, о том какой смотреть мультфильм. И обычные школьники видят, что дети с синдромом Дауна – послушные, добрые, безобидные, дети, которых не зря называют «солнечными».

Практика работы в смешанных группах

Основной вид работы с детьми смешанных групп – это беседы - «Знакомство», «Расскажи о себе», беседы о предстоящих праздниках, о природе, экскурсии, акции и др. 

 У учеников также есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. При этом

- адаптация детей с ОВЗ осуществляется как можно менее навязчиво и не содействует выработке стереотипов;

- мероприятия направлены на включение воспитанника, но достаточно для него сложны;

 - индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует воспитанника;

- появляются возможности для обобщения и передачи навыков;

- неотъемлемой частью мероприятия являются процедуры оценки эффективности.

Большая часть спортивно - оздоровительных мероприятий, таких как «Веселые старты», «Эстафеты», «Игры по станциям», «Поиск предметов»,  проводятся совместно. Педагоги организаторы, воспитатели создают смешанные группы.

На концерты, экскурсии мероприятия дети отправляются вместе, по мере необходимости поддерживают друг друга, помогают. В ходе заезда дети готовят целую концертную программу, которую презентуют по окончании 25 дней пребывания. И, поверьте, самые запоминающиеся концертные номера с участием детей с ОВЗ. В свободное от учебы время дети могут выбрать себе занятия по душе - в компьютерном классе или спортивные игры, чтение  в библиотеке. В нашем учреждении, уже не первый год, осуществляется деятельность кружков дополнительного образования.  «Радужная палитра», «Золотые ручки» ,это кружки, где занимаются детки как здоровые, так и с ОВЗ – лепят, рисуют, делают фигуры из гипса, плетут «фенечки»,  создают работы в разнообразных техниках.  Совместные творческие работы детей ежегодно представляются на международных, региональных и областных конкурсах, фестивалях, где  занимают призовые места.

В детском коллективе, при правильном подходе воспитателя, стираются грани между детьми обычных школ и детьми с любыми «особенностями». На наш взгляд, в полной мере это можно осуществить именно в сфере дополнительного образования, в процессе внеурочной деятельности, в ходе бытового общения детей, их  совместного проживания. Большой и дружный коллектив  санаторной школы - интернат не первый год работает в направлении интеграции и социализации детей с ОВЗ.

Список используемой литературы

  1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3.
  2. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., 2000
  3. http://zbsanatoriy.ucoz.ru/
  4. http://edu-open.ru/
  5. http://news.day.az/economy/486124.html
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%EA%EB%FE%E7%E8%E2%ED%EE%E5_%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта

Повышение качества профессиональной деятельности.Поощрения за профессиональную деятельностьЧленство в комиссиях и курсы повышения квалификации...

Критерий 4: Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивногоиспользования новых образовательных технологий, трансляция в педагогических коллективах опыта

4.1.1.Результаты повышения квалификации педагогов по профилю педагогической деятельности4.1.2 Результаты использования в своейф деятельности  новых образовательных технологий.4.2.2 Поощрение педа...

Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профе

Доклад с кратким описанием собственного опыта педагогической деятельности, основанного на совершенствовании и развитии методов и средств обучения, воспитания и развитияДоклад "Повышение уровня со...

Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профе

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах...