Формирование рефлексивно-оценочных умений у детей с задержкой психического развития на уроках математики
статья на тему

В статье отражены методические приёмы формирования рефлексивных действий у детей с задержкой психического развития на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_refleksivno.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование рефлексивно-оценочных умений у детей

с задержкой психического развития на уроках математики

Цель обучения ребёнка состоит

 в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

Основной целью современного образования является развитие личности, готовой к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. В связи с этим одной из задач обучения стало формирование у ребёнка способности к рефлексивному контролю своей деятельности, как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному изучению учебных предметов. Школьник будет активным на уроке тогда, когда он осознаёт цель учения и его необходимость.

   По моему мнению, для успешного решения данной проблемы учитель должен сформировать у обучающихся рефлексивно-оценочные умения. Ещё К.Д. Ушинский писал о том, что именно педагог должен «научить ребенка осознанно учиться, приобщить его к самостоятельной беседе с книгой, к самостоятельному умственному труду».

   Степень овладения детьми рефлексивной деятельностью определяет все стороны и результаты обучения: состояние психического и эмоционального здоровья, уровень интеллектуального развития и коммуникативных навыков, культуру учебного труда, воспитание самостоятельности, потребность в самообразовании.

   Что же такое рефлексия? Л. С. Выготский в своей теории определил, что рефлексия – это осознание себя в собственной деятельности.

     Всякое ли учение является учебной деятельностью? Нет. Учение становится учебной деятельностью, если школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самодиагностики, самоконтроля и самооценки своей деятельности.

    Выше сказанное, является главным условием реализации ФГОС ООО в учебном процессе.

Вот почему на уроках математики обучаю детей с задержкой психического развития выполнять следующие рефлексивные действия:

  • определять цель учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих возможностей перед изучением темы;
  • самостоятельно устранять пробелы в своих знаниях;
  • рационально использовать приёмы учебной работы;
  • выполнять пошаговый самоконтроль;
  • планировать и осуществлять деятельность по самокоррекции;
  • анализировать свои успехи в достижении  цели.

          На мой взгляд, формированию рефлексивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями способствует методическая организация уроков. Содержание учебного материала отбираю с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, их интересов и потребностей выявить, которые мне помогают рефлексивные действия перед изучением темы: беседы по вопросам, тестовые задание, заполнение листов самооценки. 

        Опираясь на психологическую концепцию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, на уроках математики выделяю три этапа: вводно-мотивационный, операционально-познавательный, рефлексивно-оценочный.

На первом этапе урока помогаю детям осмыслить тему урока, осознать её практическую значимость, сформулировать цель учебной деятельности и систему учебных задач, актуализирую теоретические сведения, необходимые для изучения нового материала, предлагаю практические задания, позволяющие детям оценить свои реальные возможности перед изучением темы. На операционально-познавательном этапе создаю условия для усвоения обучающимися содержания учебного материала и применения его в практической деятельности. Обучаю школьников обобщённым способам действий, работать с учебником, справочной литературой и другими источниками информации, выполнять пошаговый самоконтроль.

Чтобы обеспечить оптимальный для каждого ученика уровень развития, составляю им индивидуальные задания.

Для обучающихся с устойчивой положительной мотивацией разрабатываю задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации материала.

  Например: необходимо раскрасить бабочку  по определенному цвету, для того, чтобы определить цвет  необходимо вычислить значения выражений; решить уравнения и расшифровать слово, каждому ответу соответствует буква, если всё правильно решено, то получится слово БХАСКАРЫ, используя интернет или дополнительную литературу в тетрадь записать значение этого слова.

  Такие задания способствуют формированию устойчивой мотивации к учению,  интереса к математике, положительного отношения к процессу познания и личностных качеств.

Для детей, имеющих слабые учебные возможности, подбираю задания:  

  • повышающие активность в процессе восприятия, осмысления;
  •  оказывающие оперативную помощь в процессе первичного закрепления учебного материала;
  •  обучающие приёмам рациональной умственной деятельности;
  •  способствующие систематизации знаний и совершенствованию способов деятельности.

        Например: задания с наличием выполнения образца; задания, в которых дети выполняют отдельные его части; задания со вспомогательными вопросами; задания с сопутствующими инструкциями, указаниями; задания с теоретическими справками; задания с применением классификации.

      Зная то, что продвижение ученика по пути овладения им комплексом знаний, умений по математике невозможно без оценочной деятельности, серьезное внимание уделяю рефлексивно-оценочному этапу урока.  Его организую с помощью таких методических приемов, как задания для самодиагностики знаний и умений, тесты на определение уровня обученности, мини-зачёты, анкетирование, экран рефлексии.

    А чтобы дети могли испытать чувство эмоционального удовлетворения, проявить инициативу, самостоятельность, предлагаю,  такие виды заданий.

    Например: придумать вопросы, по которым можно проверить усвоение изученной темы; перечислите умения, которые вы формировали в процессе изучения учебного материала; составить модель  устного ответа.

В заключение  хочу вспомнить слова Дистервега: « … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственной деятельностью».

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-дифференцированный подход в формировании интереса к учению у детей с задержкой психического развития

В современной школе вопрос о формировании интереса у школьников с ЗПР к учению без преувеличения может быть назван одним из ведущих. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении, сре...

Презентация "Особенности педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на уроках технологии в рамках ФГОС".

Презентация была представлена в  городских педагогических чтениях «Профессиональное мастерство - на современный уровень», в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для проведения лю...

Педагогические возможности рейтинговой системы оценивания учебной деятельности учащихся с задержкой психического развития на уроках математики.

Материал содержит особенности использования рейтинговой системы оценивания на уроках математики в классах для детей с ОВЗ...

Формирование здорового образа жизни для детей с задержкой психического развития во внеклассной работе.

Формирование здорового образа жизни у детей с ЗПР с испозованием метода № Рисуем под музыку". Этот метот можно рассматривать как способ психологической стабилизации и переключения. Музыку можно р...

Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития на уроках иностранного языка

Данная работа посвящена изучению различных аспектов и возможностей коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР на уроках иностранного языка. Автор ставит целью разработать методики коррекционно-раз...