Формирование рефлексивно-оценочных умений у детей с задержкой психического развития на уроках математики
статья на тему
В статье отражены методические приёмы формирования рефлексивных действий у детей с задержкой психического развития на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_refleksivno.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование рефлексивно-оценочных умений у детей
с задержкой психического развития на уроках математики
Цель обучения ребёнка состоит
в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
Основной целью современного образования является развитие личности, готовой к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. В связи с этим одной из задач обучения стало формирование у ребёнка способности к рефлексивному контролю своей деятельности, как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному изучению учебных предметов. Школьник будет активным на уроке тогда, когда он осознаёт цель учения и его необходимость.
По моему мнению, для успешного решения данной проблемы учитель должен сформировать у обучающихся рефлексивно-оценочные умения. Ещё К.Д. Ушинский писал о том, что именно педагог должен «научить ребенка осознанно учиться, приобщить его к самостоятельной беседе с книгой, к самостоятельному умственному труду».
Степень овладения детьми рефлексивной деятельностью определяет все стороны и результаты обучения: состояние психического и эмоционального здоровья, уровень интеллектуального развития и коммуникативных навыков, культуру учебного труда, воспитание самостоятельности, потребность в самообразовании.
Что же такое рефлексия? Л. С. Выготский в своей теории определил, что рефлексия – это осознание себя в собственной деятельности.
Всякое ли учение является учебной деятельностью? Нет. Учение становится учебной деятельностью, если школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самодиагностики, самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Выше сказанное, является главным условием реализации ФГОС ООО в учебном процессе.
Вот почему на уроках математики обучаю детей с задержкой психического развития выполнять следующие рефлексивные действия:
- определять цель учебной деятельности;
- проводить самооценку своих возможностей перед изучением темы;
- самостоятельно устранять пробелы в своих знаниях;
- рационально использовать приёмы учебной работы;
- выполнять пошаговый самоконтроль;
- планировать и осуществлять деятельность по самокоррекции;
- анализировать свои успехи в достижении цели.
На мой взгляд, формированию рефлексивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями способствует методическая организация уроков. Содержание учебного материала отбираю с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, их интересов и потребностей выявить, которые мне помогают рефлексивные действия перед изучением темы: беседы по вопросам, тестовые задание, заполнение листов самооценки.
Опираясь на психологическую концепцию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, на уроках математики выделяю три этапа: вводно-мотивационный, операционально-познавательный, рефлексивно-оценочный.
На первом этапе урока помогаю детям осмыслить тему урока, осознать её практическую значимость, сформулировать цель учебной деятельности и систему учебных задач, актуализирую теоретические сведения, необходимые для изучения нового материала, предлагаю практические задания, позволяющие детям оценить свои реальные возможности перед изучением темы. На операционально-познавательном этапе создаю условия для усвоения обучающимися содержания учебного материала и применения его в практической деятельности. Обучаю школьников обобщённым способам действий, работать с учебником, справочной литературой и другими источниками информации, выполнять пошаговый самоконтроль.
Чтобы обеспечить оптимальный для каждого ученика уровень развития, составляю им индивидуальные задания.
Для обучающихся с устойчивой положительной мотивацией разрабатываю задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации материала.
Например: необходимо раскрасить бабочку по определенному цвету, для того, чтобы определить цвет необходимо вычислить значения выражений; решить уравнения и расшифровать слово, каждому ответу соответствует буква, если всё правильно решено, то получится слово БХАСКАРЫ, используя интернет или дополнительную литературу в тетрадь записать значение этого слова.
Такие задания способствуют формированию устойчивой мотивации к учению, интереса к математике, положительного отношения к процессу познания и личностных качеств.
Для детей, имеющих слабые учебные возможности, подбираю задания:
- повышающие активность в процессе восприятия, осмысления;
- оказывающие оперативную помощь в процессе первичного закрепления учебного материала;
- обучающие приёмам рациональной умственной деятельности;
- способствующие систематизации знаний и совершенствованию способов деятельности.
Например: задания с наличием выполнения образца; задания, в которых дети выполняют отдельные его части; задания со вспомогательными вопросами; задания с сопутствующими инструкциями, указаниями; задания с теоретическими справками; задания с применением классификации.
Зная то, что продвижение ученика по пути овладения им комплексом знаний, умений по математике невозможно без оценочной деятельности, серьезное внимание уделяю рефлексивно-оценочному этапу урока. Его организую с помощью таких методических приемов, как задания для самодиагностики знаний и умений, тесты на определение уровня обученности, мини-зачёты, анкетирование, экран рефлексии.
А чтобы дети могли испытать чувство эмоционального удовлетворения, проявить инициативу, самостоятельность, предлагаю, такие виды заданий.
Например: придумать вопросы, по которым можно проверить усвоение изученной темы; перечислите умения, которые вы формировали в процессе изучения учебного материала; составить модель устного ответа.
В заключение хочу вспомнить слова Дистервега: « … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственной деятельностью».
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические приёмы активизации познавательной деятельности детей с задержкой психического развития на уроках математики
В статье отражён собственный педагогический опыт...
Индивидуально-дифференцированный подход в формировании интереса к учению у детей с задержкой психического развития
В современной школе вопрос о формировании интереса у школьников с ЗПР к учению без преувеличения может быть назван одним из ведущих. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении, сре...
Презентация "Особенности педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на уроках технологии в рамках ФГОС".
Презентация была представлена в городских педагогических чтениях «Профессиональное мастерство - на современный уровень», в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для проведения лю...
Педагогические возможности рейтинговой системы оценивания учебной деятельности учащихся с задержкой психического развития на уроках математики.
Материал содержит особенности использования рейтинговой системы оценивания на уроках математики в классах для детей с ОВЗ...
Формирование здорового образа жизни для детей с задержкой психического развития во внеклассной работе.
Формирование здорового образа жизни у детей с ЗПР с испозованием метода № Рисуем под музыку". Этот метот можно рассматривать как способ психологической стабилизации и переключения. Музыку можно р...
Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
Консультация для педагогов по подготовке детей сЗПР и ЗРР к выполнению ВПР...
Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития на уроках иностранного языка
Данная работа посвящена изучению различных аспектов и возможностей коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР на уроках иностранного языка. Автор ставит целью разработать методики коррекционно-раз...