Контрольные работы к тематическому планированию
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Попова Оксана Владимировна

Русский язык 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_7_kl.docx114.04 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по  теме «Словообразование. Морфемика. Фонетика. Орфоэпия» пр №1

С незапамятных времён все свои самые смелые и сокровенные мечты человечество отражало в сказках и легендах. Особым богатством, смелостью мысли и глубокой верой в прекрасное будущее отличались сказки русского народа. Очень многое из воспетого в сказках стало явью, ещё более величественной, чем сама сказка. Чудесный ковёр стал самолётом, способным поднимать сотни людей и десятки тонн груза. Чуткое ухо превратилось в радио. А волшебное зеркальце... оно тоже уже есть. Это – телевизор, аппарат для передачи изображений на расстояние. В сказке повернешь колечко и видишь то, что  происходит за тысячи километров от тебя. Включишь телевизор- и совершаешь путешествие по далеким странам.

Грамматическое задание.

1.Расставьте ударение: облегчить, красивее, тефтели, перчить, творог

2. Определите часть речи и грамматическое значение по словообразовательной модели :  корень,   ые  ые

3.Разобрать слово по составу: перебросить

4.Определить способ образование: ковер-самолет

5.Фонетический разбор: явью

Возможна корректировка.

Изложение по отрывку Ю.Казакова «Артур -гончий пес» пр № 2

 Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком веревки на шее он сидел, забившись между бревен, и дрожал. Доктор и раньше несколько раз видел его. Теперь он остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого к себе домой. 

Дома доктор вымыл его теплой водой с мылом и накормил. По привычке пес вздрагивал и поджимался во время еды. Ел он жадно, спешил и давился. Лоб и уши его были покрыты побелевшими рубцами. 

Загорелись самые крупные звезды. Гончий пес улегся на террасе и задремал. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой и лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом снова клал морду на лапы и закрывал глаза. 

А доктор растерянно рассматривал его, ерзал в качалке и придумывал ему имя.
Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. Так для слепого пса исчезло навсегда никем не произнесенное имя, которым назвала его мать, и появилось новое имя, данное ему человеком. 

Собаки бывают разные, как и люди. Есть собаки нищие, побирушки, есть свободные и угрюмые бродяги, есть глупо-восторженные брехуны. Есть унижающиеся, вымаливающие подачки, подползающие к любому, кто свистнет им. Извивающиеся, виляющие хвостом, рабски умильные, они бросаются с паническим визгом прочь, если ударить их или даже просто замахнуться. 

Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на одну из них. Он любил его страстно и поэтично, быть может, больше жизни.

У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, часто от него раздражающе пахло одеколоном. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви, шерсть его становилась пушистой, а тело кололо как бы иголками. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но он сдерживался. Уши его распускались, хвост останавливался, тело обмякало и замирало, только громко и часто колотилось сердце. Когда же хозяин начинал толкать его, щекотать, гладить и смеяться прерывистым воркующим смехом, что это было за наслаждение!

Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.

Контрольный диктант по теме « Правописание корней, приставок, суффиксов» пр.№3

Ласточки в доме Пушкина

В 1951 году в Михайловском рядом с основным домом восстанавливали сожженный фашистами флигелек, в котором некогда была кухня.

Закончив работу, строители увидели, как на крыльцо влетела ласточка, покружилась и стала лепить гнездо на низеньком косяке входной двери.

В отстроенном доме открылся музей, стали приходить люди, любящие поэта, приехавшие издалека, чтобы поклониться земле, так горячо любимой Пушкиным.

Сначала никто не замечал птички и ее гнезда, слепленного под крышей. Заметили лишь тогда, когда появились птенцы, не прекращавшие пищать в течение дня.

Многие посетители, переступающие порог домика, думали, что гнездо и ласточки не настоящие, а музейный макет. Они пытались потрогать их пальцем.

Какой-то заботливый человек, защищая птичек, повесил объявление: «Граждане, входите осторожнее. Здесь живут ласточки, которых любил Пушкин. »

С тех пор экскурсанты не трогали птичек. 

Грамматическое задание

1.Озаглавьте текст

2.В причастиях и деепричастиях выделите суффиксы

3 Выписать три слова с проверяемой, непроверяемой, чередующейся гласной в корне слова.

4.Графически выделите причастные обороты.

5.Выделите деепричастные обороты.

Возможна корректировка.

Заметка в газету пр № 4 (сочинение) оформление газеты.

Контрольный диктант по теме «Правописание , орфография, пунктуация» пр№5

Дуб,  облюбованный художником

         На  краю  открывшейся  поляны  у  костерочка  на  корточках  сидел  человек.  Шапка  и  плечи  запорошены  снегом.  Руки  зябко  простёрты  над  огнём.   В  нескольких  шагах  под  деревом  стоял  подрамник  с  неоконченным этюдом  -  рыжий  дуб  на  краю  опушки.

        Снегопад  внезапно  прекратился.  По  запорошенной  поляне  промчалась  синяя  тень убегающей  тучи,  и  снова  всё  вокруг  засияло  молодо  и  радостно.  Дуб,  облюбованный художником,  ярко  вспыхнул  на  солнце  бронзовыми  вихрами  перезимовавшей  листвы  и  отбросил  от  себя  длинную  тень  через  всю  поляну  к  ногам  двух  обнявшихся  молодых  берёзок  на  другом  её  конце.

       Живописец схватил  кисть,  он   работал  сосредоточенно  и  быстро,  будто  боялся,  что  внезапное ненастье  может  снова  погасить  краски.  Я  следил,  как  постепенно,  после  точных  и  неуловимых  мазков  кистью,  оживал  и  от  ветки  к  ветке  зажигался  солнечным  светом  лесной  великан.

Грамматическое задание.

1.Морфологический разбор причастия.

2.Синтаксический разбор предложения.

3.Объяснить постановку знаков препинания в предложении 2 аб.

4.Обозначить суффиксы причастий и деепричастий

Контрольная работа по теме «Наречие» пр.№ 6

В моем присутствии она отдавалась работе с напряженной, суровой деловитостью, но часто я наблюдал, как среди этой работы ее руки вдруг опускались бессильно вдоль колен, а глаза неподвижно и неопределенно устремлялись вниз, на пол. Если в такую минуту я называл Олесю по имени или предлагал ей какой-нибудь вопрос, она вздрагивала и медленно обращала ко мне свое лицо, в котором отражались испуг и усилие понять смысл моих слов. Иногда мне казалось, что ее тяготит и стесняет мое общество, но это предположение плохо вязалось с громадным интересом, возбуждаемым в ней всего лишь несколько дней тому назад каждым моим замечанием, каждой фразой..

Грамматическое задание.

1.Определить разряды наречий, их синтаксическую роль в предложении.

2.Морфологический разбор 2х наречий.

3.Из 1 предложения выписать слова, в которых букв больше чем звуков.

4. (звуков больше, чем букв)

5.Синтаксический разбор предложения( В соседней комнате…..)

Возможна корректировка.

Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» пр№ 7

МЕДВЕДИ

  Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подаускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.

  Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.

  Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.

  Задания к тексту:

  1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.

  2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

  3) Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова « Опять двойка» пр. № 8

Сжатое изложение пр № 9

Животные, никогда не видавшие человека, совершенно его не боятся. В Антрактиде  к пингвинам подходишь вплотную, и можно птицу даже погладить. Так же ведёт себя наша сибирская птица дикуша. Самый крупный из хищников- белый медведь - не чувствует страха перед людьми. Зато олени, кабаны, лоси, бурый медведь, зайцы, лисицы,  многие птицы, услышав наши шаги, уловив запах, немедля спасаются бегством. Это результат векового преследования. Страх это рождается не только опытом, но и наследуется. Однако он быстро слабеет, как только животные чувствуют безопасность и особенно покровительство. Слоны в Африке когда-то совсем не боялись людей. Потом они стали бояться людей панически. Теперь в заповедниках слонов наблюдаешь с расстояния в тридцать метров, и они спокойно пасутся. Лоси вблизи больших городов быстро привыкли к людям. Увидеть лося там, где он часто встречает людей, куда проще, чем в дикой тайге, где человека животные видят лишь в роли охотника.

Контрольный диктант по теме « Наречие» пр № 10

   КАК ХОДИТЬ ПО ЛЕСУ

Начинающий натуралист шел вдоль поросшей молодым леском лощины. Здесь было еще по-утреннему свежо и пахло листвой и крапивой. Лог завернул влево, а впереди открылась освещенная солнцем поляна. Большой лесной голубь витютень тяжело поднялся с земли и, сверкнув
белыми сгибами крыла, скрылся за кустами.

Не многие умеют ходить по лесу. Обычно все двигаются так шумно,
что мало-мальски осторожные звери и птицы успевают либо затаиться,
либо убежать.

Уходя в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. Нигде не увидишь
столько интересных отпечатков, сколько на дорогах. Двигаться по дороге и легче и быстрее, а главное, бесшумнее. Недаром чаще всего встречи с осторожными животными происходят именно на дорогах, а не в тесной глухомани.

Всем, кто приходит в лес за его дарами, надо правильно вести себя.

Грамматическое задание

1.Морфологический разбор 2х наречий

2.Синтаксический разбор предложения( Большой лесной голубь…)

Возможна корректировка.

Изложение « Поговорим о бабушках» пр № 11

Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках. / Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. / Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения. / Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе жизнь отдаёт. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжёлое и печальное время жизни. / Все свое, личное, у нее позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда. / А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. / Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всё-таки попытайся. (По И. Медведевой)

Контрольный диктант « Правописание предлогов и союзов» пр № 12

Ранней весной.

Весна была ранней. В середине марта поля покрылись черными пролысинами и очистились от наледей дороги. По обочинам неуловимо полезла трава. Перед майскими праздниками отцвели сады, и над рощами не нависали по утрам сиреневые дымки. Наступила пора туманов, которые скапливаются в оврагах. Весна радовала . торопила людей на поля. Крестьянская сила будила по утрам старого Акима. Как и все пожилые люди , он спал беспокойно и с первыми признаками зари надевал сапоги, безрукавку и выходил во двор. Вот-вот должно брызнуть солнце. И по всему убегавшему к пригорку озимому клину, как иней на малахитовой зелени,  светилась роса. Туман, перекатываясь клочковатыми и редевшими хлопьями, застилал поля. Казалось, что ничего нет прекраснее, чем эти рождающиеся в белом тумане рассветы, пригорок, деревня.

Грамматическое задание.

Найти в тексте и заключить в овал союзы, связывающие сложные предложения ( однородные члены предложения)

2.Синтаксический разбор.

3.Разбор по составу.

4.Найти 2-3 слова  с орфограммами в приставках, объяснить условия выбора.

5.Фонетический разбор.

Возможна корректировка.

Контрольная работа ( тест) по теме «Частица» пр № 13

1 и 2 варианты тестовых заданий соответствуют базовому уровню, 3 вариант – повышенной трудности.

Тест по теме «Частица 

Вариант 1

  1. Укажите предложения, в которых выделенные слова – частицы.

А. Бабушка говорила убедительно и просто.

Б. Я просто ослеп от весеннего солнца.

В. В лесу и в поле душно.

Г. И  в беде человек крепнет.

 2. Найдите предложения с вопросительными и восклицательными  частицами.

А. Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки!

Б. «Что за диковина!» - приятель отвечал.

В.  Неужели ты мне не веришь?

Г. Он, не говоря ни слова, вышел.

3. Укажите, в каких предложениях бы – частица.

А. Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперед.

Б. Трудности существуют, что(бы) их одолеть

В. Что(бы)  сократить путь, мы пошли напрямик.

4.  Найдите предложения, которым частица не придает положительный смысл.

А. Ветер не утихал.

Б. Я не мог не ответить на это письмо.

В. Где он только не бывал!

Г. Где он только не бывал, так это на Кавказе.

5.  В каких предложениях  частица ни служит для выражения утверждения?

А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.

Б. Как волка ни корми, он все в лес смотрит.

В. Дождь не прекращался ни на час.

Г. В воздухе ни звуков, ни движения.

6. Где писать не, где ни в данных предложениях? Н…(1) один воин н…(2) ушёл с поля боя. От него н…(3) было н…(4) слуху н…(5) духу. Выберите правильный ответ.

А. Ни – 4, 5; не – 1,2,3.

Б. Ни – 1; не – 2,3,4,5.

В. Ни – 1,4,5; не – 2,3.

Г. Ни – 1,2,4,5; не – 3.

7. В каких предложениях не – частица?

А. Трава (не)скошена.

Б.  Это было письмо, (не)прочитанное мною.

В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.

Г. Дневник (не)был заполнен.

8. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом? 1. Мы повернули за(то)здание. «. Лодки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся. 3. Кто(то) постучался в дверь. 4. А мы(то) старались! Выберите правильный ответ:

А) 1 – союз, 2 – част., 3 – мест., 4 – мест.;

Б) 1 – союз, 2 – союз, 3 – част., 4 – част.;

В) 1 – мест., 2 – союз, 3 – суф., 4 – част.;

Г) 1 – суф., 2 – союз, 3 – част., 4 – част.

9. Найдите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                                                а)                    б)                   в)                       г)

Предв…рительный                               о                     а                     о                        а

Ст…рательно                                         а                     о                     о                        а

…риентация                                           а                     а                      о                        о

К…рикатура                                         а                         о                        о                         а

Оценки

За 16 правильных ответов – «5»; за 12-15 – «4»; за 9-11 – «3»; за 6-8 – «2».

Дополнительное задание

Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

(1) Качели придумали в глубокой древности. (2) они были почти у всех народов: и у китайцев, и у древних греков, и у жителей Прибалтики. (3) самые простые качели представляли собой верёвки, подвешенные между деревьями. (4)  Сначала качели были магическим предметом. (5) Древние люди считали, что, качаясь и приближаясь к небу, можно вымолить у богов хороший урожай. (6) 200-300 лет назад в России уже были разные качели. (7) Самые простые делали из доски, положенной  на пенёк или обрубок бревна. (8) Были качели и на верёвках. (9). А по праздникам на площадях устанавливали круглые качели, похожие на современное колесо обозрения, только гораздо меньше.

                                                (Из «Большой энциклопедии открытий и изобретений)

  1. Определите тему текста.
  1. История качелей.
  2. Такие разные качели!
  3. Магический предмет.
  4. Кто придумал качели.
  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос «В чём древние люди видели магию качелей?»

1) 5                   2) 7                               3)3                                  4)9

3.Определите стиль речи.

1)публицистический; 2) разговорный; 3) официально-деловой; 4) научно-популярный.

4. Какое из слов, взятых из текста (предложение 7), имеет значение «отрубленный кусок дерева»?

1) доска; 2) пенёк; 3) обрубок; 4) бревно

5. В каком варианте ответа указаны все предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами?

1) 3,5;        2) 5,7;        3) 3,7;         4) 7,9

6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте?

Древние люди считали, (1) что, (2) качаясь и приближаясь к небу, (3) можно вымолить у богов хороший урожай.

1) 1,2                 2) 2,3                 3) 3                    4) 1,2,3

7. Выберите ошибочное утверждение.

1) Частица – второстепенный член предложения.

2) Частицы – служебная часть речи, которая придаёт различные смысловые оттенки словам и предложениям.

3) предлог – служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

4) Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.

8.В каком предложении употреблена смысловая частица со значением уточнения?

1) Мне стоило бы разобраться в этом раньше.

2) Именно это событие изменило всё.

3) Пусть закончится этот дождь.

4) Давай-ка встретим его на вокзале.

9. Как пишутся частицы в предложениях?

Вряд(ли) завтра снова будет дождь. Как(бы) нам добраться побыстрее до станции?

  1. обе частицы пишутся слитно
  2. обе частицы пишутся раздельно
  3. частица ли пишется раздельно, частица бы – слитно
  4. частица ли пишется слитно, частица бы – раздельно

10. В каком ряду все слова с частицей НЕ пишутся раздельно?

1) (не)доумевая, (не)вежда

2) (не)(к)кому, (не)видящий далеко

3) (не)близко, (не)знакомый совсем

4) (не)печатал, (не)сколько

Оценки

За 10 правильных ответов «5»; за 9-8 – «4»; за 7-6 – «3»; менее – «2».

Тест по теме «Частица»

Вариант 2

  1. Укажите предложения, в которых выделенные слова – частицы.

А. Я не знаю, как лучше выразить свою мысль.

Б. О море ночное, как ты прекрасно!

В. Посмотрите, ребята, что за красота вокруг!

Г. Ему показалось, что за деревом кто-то стоит.

2. Найдите предложения с формообразующими частицами.

А. Вряд ли он разбирается в искусстве.

Б. Я бы ещё лучше сделал.

В. Пускай шумит волна морей!

Г. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

3. Укажите, в каких предложениях бы – частица.

А. Что(бы) вы ни делали, вы всегда вспомните обо мне.

Б. Что(бы) это могло быть?

В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.

Г. Что(бы)  их примирить, понадобились усилия.

4. Найдите предложения, в которых частица не служит для отрицания.

А. Товарищ не мог не помочь мне.

Б. Когда я не зайду к нему, он беспокоится и звонит.

В. Я никак не мог определить, откуда доносится шум.

Г. Какой же русский не любит быстрой езды.

5. Укажите предложения, в которых частица ни служит для отрицания.

А. Из-за болезни он не мог ни есть, ни пить.

Б. Ни один воин не ушел с поля боя.

В. Куда ни поеду, всюду встречаю друзей.

Г. Что ни делал бы, все у него получалось.

6. Где писать не, где ни в предложении? Что н…(1) говори, а от н…(2)го н…(3) было н…(4) слуху н…(5) духу. Выберите правильный ответ.

А. Не – 1,2,3; ни – 4,5.

Б. Не – 2,3; ни – 1,4,5.

В. Не – 2,3,4; ни – 1

Г. Не – 1,2,3,4,5.

7. В каких предложениях не – частица?

А. Это было (не)обдуманное решение.

Б. Ему (не)(за)чем было приезжать.

В. Собака завыла и,  (не)помня себя, бросилась через дорогу.

Г. Это было (не)большое помещение.

Д. Поля были ещё (не)засеяны.

8. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей, суффиксом? 1. Было (то)же кино. 2. Кто(то) пришёл. 3. Было то тесно, то уютно. 4. Открой секрет(то)! Выберите правильный ответ:

А) 1 – мест., 2 – суф., 3 – союз, 4 – част.;

Б) 1,2 – мест., 3 – союз, 4 – суф.;

В) 1,4 – част.; 2,3 – суф.;

Г) 1,3 – союз; 2,4 – част.

9. Найдите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                                                а)                    б)                   в)                       г)

ор…ентиция                                          е                      и                    е                        и

чемп…он                                               и                      е                    е                        и

недос…гаемый                                     е                       е                    и                       я

к…рикатура                                          о                       о                    а                       а

Оценки

За 15 правильных ответов – «5»; за 12-14 – «4»; за 9-11 – «3»; за 6-8 – «2».

Дополнительное задание

Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

(1) Однажды, возвращаясь из школы, Санька увидел под окнами своего дома нечто совершенно непонятное: не самолёт, не автомобиль. (2) Диковинная машина была вся запорошена снегом: и овальные окна, и ребристые бока, и огромная фара на кончике длинного, как у моторной лодки, носа. (3) Стена Санькиного дома была густо залеплена снегом, будто на улице только что прошла вьюга. (4) Позади кузова невиданной машины Санька разглядел красную лопасть пропеллера. (5) После обеда Санька снова побежал на улицу к машине. (6) Там уже толпились ребятишки. (7) Уважительно протирали рукавчиками окна, почтительно притрагиваясь к алой лопасти пропеллера, пролезали под днищем.

                                                                                                  (По Е. Носову)

  1. Определите основную тему текста.
  1. Возвращение из школы.
  2. Во дворе зимой.
  3. Диковинная машина.
  4. Санькина мечта
  1. На какой вопрос в тексте нет ответа?
  1. Что находилось позади кузова машины?
  2. Что делали с невиданной машиной ребятишки?
  3. С каким чувством ребятишки трогали автомобиль?
  4. Кто первым увидел диковинную машину?
  1. Определите тип текста и укажите его стиль.

1) описание, художественный; 2) повествование с элементами описания, научно-популярный; 3) повествование с элементами описания, художественный; 4) рассуждение, научно-популярный.

4. В каких предложениях текста употреблены синонимы?

1) 7                          2)2                          3)3                     4)4

5. Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.

1) 1,2                       2) 1,7                       3) 2,7                    4)3,7

6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно объяснены все цифры, на месте которых в предложении стоят запятые.

Однажды, (1) возвращаясь из школы, (2) Санька увидел под окнами своего дома нечто совершенно непонятное: не самолёт, (3) не автомобиль.

  1. 1,2 – выделяется деепричастный оборот, 3 – запятая между однородными членами.
  2. 1,2 – выделяется причастный оборот, 3 – запятая между однородными членами.
  3.  1,2,3 – запятые при однородных членах предложения.
  4. 1,2,3 – выделяются два деепричастных оборота.

7. В каком предложении употреблена частица, выражающая сомнение?

1) Это была почти детективная история.

2) Мы вряд ли сможем выполнить этот заказ вовремя.

3) Надо бы выучить глаголы-исключения.

4) Вот такой случай произошёл в нашем посёлке.

8. Как пишутся частицы в предложениях?

Что(бы) вам сказать? А я(то) разве знал вашу тайну?

  1. обе частицы пишутся через дефис.
  2. Частица бы пишется раздельно, частица то – через дефис.
  3. Частицы бы пишется слитно, частица то – через дефис.
  4. Частица бы пишется слитно, частица то – раздельно

9. В каком предложении частица НЕ со словом пишется раздельно?

1) Овраг был (не)длинный, но глубокий.

2) Как-то (не)чаяно сон овладел мною.

3) (Не)смотря себе под ноги, старик шёл по берегу.

4) (Не)сколько дне тому назад разразилась сильная буря.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?

Утомленное осенними н(1)погодами, н(2) имеющее н(3)где н(4) гавани, н(5) причала, судёнышко теперь отдыхало.

1) 1,3                                    2) 1,2                             3) 2,3,4                           4) 3,4,5

Оценки

За 10 правильных ответов «5»; за 9-8 – «4»; за 7-6 – «3»; менее – «2».

Тест по теме «Частица»

Вариант 3

1. Выберите четверостишие, в котором нет частиц.

А. Тут уж верно – случай редкий

     Все увидеть самому.

     Жаль, что данные разведки

     Не доложишь никому.

Б. Так дивясь иль брови хмуря,

     Любознательный солдат

     Созерцал во всей натуре

     Тот порядок и уклад.

В. Ни покоя, мыслит Теркин,

     Ни веселья не дано.

     Разобрались на четверки

     И гоняют в домино.

2. В каких предложениях не является частицей?

А. С минуту он оставался (не)подвижен.

Б. Обалдуй (не)имел никакой возможности.

В. У порога стояла (не)замеченная никем бабушка.

Г. Рисунок показался мне (не)брежен и (не)верен.

3. В каких предложениях ни является частицей.

А. У него не было на свете (ни)одного родного человека.

Б.(Ни)кто не хотел умирать.

В. (Ни)кто не забыт, (ни)что не забыто.

Г. Наташа была вся внимание: она не упускала (ни)слова, (ни)взгляда, (ни)жеста Пьера.

4. Найдите ошибки в распределении частиц на две группы.

Ни – слитно

Ни – раздельно

А) никому не обращался;

Д) ни с кем не разговаривая;

Б) ничуть не занимаясь;

Е) ни в чем не отказывая;

В) никому не выданный;

Ж) ни чем не помог;

Г) никого не разыскал;

З) ни за что не хотел делать

5. Найдите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                                                а)                    б)                   в)                       г)

Когда я н… зайду к нему,

он всегда занят.                          е                    и                    и                        е

Когда я н… зайду к нему,

он беспокоится и звонит.           и                   и                     е                       е

6. Найдите правильно написанные обороты с частицей ни:

А) куда ни шло;

Б) во что бы то ни стало;

В) как не в чем не бывало;

Г) как ни в чем ни бывало.

7. В каком предложении бы является частицей?

А. Я хочу, что(бы) песни звучали.

Б. Что(бы) посоветовали вы мне почитать?

8. Выберите правильный ответ.

А.Это было ничто иное, как наводнение.

Б. Это было нечто иное, как наводнение.

В. Это было не что иное, как наводнение.

Г, Это было ни что иное, как наводнение.

9. Укажите, какое местоимение пишется слитно с не:

А) (не)мы; Б)(не)кто; В) (не)все; Г) (не)свой; Д) (не)тот.

10. Выберите правильный ответ.

А. От него не было ни ответа ни привета.

Б, От него не было ни ответа ни привета.

Оценки

За 15 правильных ответов – «5»; за 12-14 – «4»; за 9-11 – «3»; за 6-8 – «2».

Ответы на тест по теме «Частица»

№ п.п.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1

Б,г

Б,в

Б

2

Б,в

Б,в

Б,в

3

А,г

А,б

А,г

4

Б,в

Б,в

А,ж

5

А,б

А,б

В

6

В

Б

А,б,г

7

А,б,г

В,д

Б

8

В

А

В

9

Г

г

Б

10

а

ВАРИАТ № 2       Контрольная работа по теме «Частица»

Дополнительное задание

Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

(1) Календарь – это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. (2) По латыни «календы» - первые дни месяцев, которые в Древнем мире публично объявляли глашатаи. (3) Первые предшественники современного календаря появились уже 30 тысяч лет назад. (4) Недавно были найдены обломки костей с зарубками, обозначающими определённое количество дней в другом крупном отрезке времени. (5) В древности и в средневековье они играли большую роль, например, для определения дот религиозных праздников. (6) Сегодня календари имеют самую разнообразную форму. (7) Самыми популярными являются карманный и отрывной календари. (8) Есть функция календаря и в наручных часах, и в сотовых телефонах, указывающих точную дату, даже учитывая високосные годы.

                                                    (Из детской энциклопедии «Что есть что?»)

  1.  Как вы считаете, о чём этот текст?
  1. Об истории календаря.
  2. О современных календарях.
  3. О древних календарях.
  4. О том, что означает слово календарь.
  1. В каком предложении текста рассказывается о функциях календаря в древности?
  1. 5                           2) 2                          3)3                             4)4
  1. Определите стиль текста.
  1. Художественный; 2) научный;  3) научно-популярный; 4) публицистический
  1. В каком предложении употреблен фразеологизм?
  1. 1                          2) 2                 3) 5                            4) 8
  1. В каком предложении есть деепричастный оборот?
  1. 1                               2)2                        3)8                                4) 4
  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все  цифры, обозначающие запятые при причастном обороте?

 Календарь – это перечень дней года, (1) разбитый на недели и месяцы.  Недавно были  найдены обломки костей с зарубками,(2) обозначающими определенное количество дней в другом крупном отрезке времени.  В древности и в средневековье они играла большую роль, (3) например, (4) для определения дат религиозных праздников.

1)1,2              2) 1,4                             3) 2,3                        4) 1,3

7. Сколько частиц в предложении?

Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя (Д.Давыдов.)

1) одна;                2) две;                  3) три;                     4) частиц нет

8. Слова какого ряда пишутся через дефис?

1) лишь(бы), завтра(же);

2) покажи(ка), всё(таки);

3) не ты(ль), (как)раз;

4) можно(ли), как(будто).

9. В каком ряду оба слова с частицей Не пишутся раздельно?

1) ему (не)здоровильсь, (не)весёлый вид;

2) (не)мог перейти, противник (не)доумевал;

3) (не)прочитанная мною книга, (не)зная горя;

4) (не)кем заменить, (не)выше метки.

10. В каком предложении во всех словах пишется одна и та  же буква?

1) Н… солнца, н… плёса н… замечал охотник.

2) Как н… спешила она домой, всё равно н… успела.

3) Откуда н… возьмись налетел ветер и, н…долго думая, разрушил постройку.

4)  Он н… в горде Богдан н… в селе Селифан.  

Оценки

За 10 правильных ответов «5»; за 9-8 – «4»; за 7-6 – «3»; менее – «2».

Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» пр № 14

Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу... И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании. Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними... Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами — и Мелихово зазеленело. А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни. Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями... Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.

Итоговая контрольная работа.

Вариант 1

1. Укажите верное определение. Морфология это

  1. раздел лингвистики, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания.
  2. раздел лингвистики, который изучает морфемы.
  3. раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи.
  4. раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи.

2. Установите соответствие между словами и их разрядами по значению и выберите верный вариант ответа.

А) сухой — влажный

1) синонимы

Б) грецкий — греческий

2) антонимы

В) сын — наследник

3) омонимы

Г) кисть (руки) — кисть (винограда)

4) паронимы

1)АЗ,Б4,В2,Г1

2)А2,Б4,В1,ГЗ

3)А2,Б4, В8,Г1

4)А4,Б2, В1,ГЗ

3. Продолжите предложение.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук

  1. после Ъ иЬ.
  2. после гласного.
  3. после согласного.
  4. в начале слова.

4. Отметьте ряд, в котором у каждого слова есть все значимые части слова — приставка, корень, суффикс, окончание.

  1. несомненно, посигналят
  2. по-сибирски, слюдяной
  3. посильно, сиделка
  4. неизящность, подкопаются

5. Укажите способ образования слов догадливый, одряхлелый, сберечься.

  1. сложение
  2. суффиксальный
  3. приставочный
  4. приставочно-суффиксальный

6. В каком ряду в обоих словах на месте пропусков пишется непроизносимая согласная в корне?

  1. облас...ной, подвлас...ный
  2. гнус...ный, бесчувственный
  3. шотлан...ский,'*високос...ный
  4. кос...ные (ззгляды), целостный

7. Отметьте ряд, в котором все приставки оканчиваются на букву С.

  1. ра...лить, ра...жать
  2. бе...культурье, и...вестить
  3. пере...дать, и...давна
  4. ра...цвет, и...чёркать

8. Отметьте ряд, в котором верно указан разряд прилагательных свирепый, сестрин, сиротливый, металлический.

  1. качеств.у притяж., качеств., относит.
  2. относит., качеств., относит,, притяж.
  3. притяж., относит., притяж., качеств.
  4. качеств., относит., притяж,, относит.

9. Определите разряд выделенных местоимений, употреблённых в предложении.

Мы заметили, что над нашим домом часто стали пролетать эти железные птицы.

  1. личное, определительное, указательное
  2. личное, возвратное, указательное
  3. личное, притяжательное, указательное
  4. личное, притяжательное, определительное

10. Отметьте предложение, в котором употреблены глаголы только 2-го спряжения.

  1. Ноги носят, а руки кормят.
  1. В чужом глазу сучок видишь, а в своём бревна не
    замечаешь.
  2. Конь вырвется — догонишь, а слова сказанного не
    воротишь.
  3. Как проживёшь, так и прослывёшь.

11. Отметьте ряд, в обоих словах которого буква Ь не пишется.

1) роскош... не утаиш...

  1. забрат...ся вверх, упасть навзнич...
  2. стул скрипуч..., много передач...
  3. прозрачный ключ..., пытат...ся увидеть

12. Выделите ряд, в котором все слова пишутся через дефис.

  1. (много)голосый, (книга)справочник
  2. (возьми)ка,(полу)круг
  3. (древне)египетский, (снежно)белый
  4. (крем)сода, (изумрудно)зелёный

13. Найдите продолжение предложения.

У причастий нет

  1. краткой формы.
  2. степеней сравнения.
    3)рода.

4) падежа.

14. Отметьте ряд, в котором представлены суффиксы только страдательных причастий.

  1. -нн-, -вш-
  2. -им-, -енн-
  3. -ущ-, -ащ-
  4. -т-, -ш-

15. Укажите предложение, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква А(Я).

  1. Человек внезапно почувствовал сильную кол...щую боль в боку.
  2. Едва заметное колебл...щее порхание крыльев бабочки завораживает.
  3. Мы долго ещё сидели возле тле...щего костра.
  4. Первые дни весны, дыш...щие ароматом молодой зелёной травы, радуют всех.

16        Выделите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна буква Н.

  1. коше...ые травы, земля вспаха...а
  2. ю...ый художник, тка...ый золотом плащ
  3. спута...ая верёвка, грачи...ые перья
  4. коряво написа...а, пересмотре...ые фильмы

17        Определите ряд, в котором указаны деепричастия несовершенного вида.

  1. ворча, перебежав
  2. напевая, выдумывая
  3. говоря, задумавши
  4. стуча, замыслив

18. Найдите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

  1. Метель, усиливаясь с каждой минутой, то завывала, то страшно гудела.
  2. Не размышляя над ошибками, экзамены были сданы.
  3. Раскинув крылья, ястребы парили в воздухе.
  4. Сверкнув в вышине, молния рассекла майское небо.

19. Укажите предложение с пунктуационными ошибками.

  1. К лесу, чернеющему вдали, вела просёлочная дорога.
  2. Шипы роз, сильно колющие руки, не умаляют красоты этого цветка.
  3. Дождь ровно шумел по крыше, и усиливаясь посте пенно затихал.
  4. Мы подъехали к озеру, не замерзающему круглый год.

20. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?

  1. Охотник вечером внимательно проверил капканы.
  2. С верхушки дерева по-весеннему чирикала какая-то пташка.
  3. Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.
  4. Летом на нашей речке шумно и весело.

21 I В каком варианте ответа указаны все наречия, имеющие суффикс -О?

А. Наутр...        В. Издавн...

Б. Горяч...        Г. Общ...

1)А, Б, Г        2) В, Г        3)Б        4) А, В

22. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся через дефис.

  1. (где)нибудь, (до)сыта
  2. (в)верх, (во)первых
  3. (мало)помалу, (точь)(в)точь
  4. (по)суше, (едва)едва

23. Определите предложение, в котором допущена ошибка в образовании формы слова.

  1. К юбилею сестры мы купили вкусные торты.
  2. В общественном транспорте надо сразу же оплатить проезд.
  3. На предприятии работают опытные бухгалтеры.
  4. На следующих соревнованиях нужно быть более смелее.

24. Выберите ошибочное утверждение.

1) Частица — второстепенный член предложения.

  1. Частицы — служебная часть речи, которая придаёт различные смысловые оттенки словам и предложениям.
  2. Предлог — служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
  3. Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и частей сложных предложений.

25. Укажите ряд с производными предлогами.

  1. вместо, по-над
  2. со, из-за
  3. в отличие от, вследствие
  4. в заключение, до

26. Отметьте предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно.

  1. (В) виду сильных морозов саженцы груш пропали.
  2. Беседа (на) счёт предстоящих изменений затянулась.
  3. В библиотеке мне выдали эту книгу (в) виде исключения.
  4. Скоро (из)за дома выглянул маленький человечек.

27. Укажите сочинительный составной союз.

  1. как будто
  2. не только..., но и
    3)хотя

4) для того чтобы

28. В каком варианте ответа выделенное слово пишется раздельно?

1) Татьяна выполнила работу сразу, что(бы) пораньше освободиться.

  1. На складе закупили садовый инвентарь, а так(же)
    химикаты.
  2. Это событие нас то(же) удивило.
  3. Что(бы) ни показывали по телевизору, бабушка
    смотрела все передачи.

29. В каком предложении употреблена смысловая частица со значением уточнения?

  1. Мне стоило бы разобраться в этом раньше.
  2. Именно это событие изменило всё.
  3. Пусть закончится этот дождь.
  4. Давай-ка встретим его на вокзале.

30. Как пишутся частицы в предложениях?

Вряд(ли) завтра снова будет дождь. Как(бы) нам добраться побыстрее до станции?

  1. обе частицы пишутся слитно
  2. обе частицы пишутся раздельно
  3. частица ли пишется раздельно, частица бы -
    слитно
  4. частица ли пишется слитно, частица бы -- раз
    дельно

31. В каком ряду все слова с частицей НЕ пишутся раздельно?

  1. (не)доумевая, (не)вежда
  2. (не)(к)кому, (не)видящий далеко
  3. (не)близко, (не)знакомый совсем
  4. (не)печатал, (не)сколько

32. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?

   

Еловая ветка, в костре догорая, подёрнулась пеплом. Н(1) 'видно н(2) зги. И кажется, нет н(3) конца и н(4) края у полночи этой, у этой тайги (А. Сурков).

1)1        2)1,2        3)2,3        4)2,3,4

33. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.

  1. лекарство от кашля
  2. консультировались у специалиста
  3. поехал до дедушки
  4. карикатура на лентяя

Прочитайте текст и выполните задания 34-39. (Знаки препинания расставлены частично.)

(1)Самым знаменитым из учеников Сократа был Платон.

(2)После смерти учителя он не мог оставаться в Афинах и открыто продолжать дело Сократа. (3)Он отправился в путешествие которое заняло несколько лет. (4)Ведь он путешествовал на галерах, ехал с караванами, а порой и шёл пешком. (5)Платон встречался с удивительными людьми. (б)Домой вернулся он уже зрелым, умудрённым жизнью человеком, серьёзным учёным. (7)В 389 году, через десять лет после гибели Сократа, Платон основал в Афинах Академию, то есть философскую школу. (8)Этим он продолжил дело Сократа.

(По К. Булычёву)

34. Определите основную мысль текста.

  1. Платон любил путешествовать.
  2. Философскую школу было строить тяжело.
  3. Платон с радостью отправился путешествовать.
  4. Платон -— достойный продолжатель дела Сократа.

35    Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

  1. После смерти Сократа Платон отправился в путешествие.
  2. Платон являлся основателем философской школы в Афинах.
  3. Платон после смерти учителя открыто продолжал дело Сократа.
  4. Философская школа в Афинах была основана через десять лет после гибели Сократа.

36. Определите тип текста.

1)описание

  1. повествование
  2. повествование с элементами рассуждения
  3. рассуждение

37. В каком значении употреблено слово дело во втором (2) предложении?

  1. работа, занятие, деятельность
  2. сфера знаний, деятельности
  3. то же, что поступок
  1. собрание документов, относящихся к какому-нибудь факту или лицу

38. Укажите номер предложения с однородными сказуемыми.
1)3        2)4        3)7        4)8

39. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1)6        2)2        3)3        4)7


Вариант 2

1. Выберите верное продолжение предложения. Синтаксис изучает

  1. звуки речи.
  2. морфемы.
  3. части речи.
  4. строение словосочетаний и предложений.

2. Составьте определения, верно соединив данные левого и правого столбиков, и укажите правильный вариант ответа.

А) диалектизмы

1 1) слова, употребляемые работниками той или иной профессии для обозначения орудий производства, видов работ, частей изделий и т.д.

Б)профессионализмы

2) 2) новые слова, недавно появившиеся в языке

В) неологизмы

3) 3)  слова устаревшие, вышедшие из употребления

Г) архаизмы

4) 4) слова, проникающие в литературный язык из местных говоров, употребляемые только жителями той или иной местности

1)А2,Б4,ВЗ,Г1 2)А4, Б1,В2,ГЗ 3)А1,Б2, В4, ГЗ 4) АЗ, Б1,В4, Г2

3. Укажите слово, в котором есть звук [О].

  1. команда
  2. ночные

  1. освещённый
  2. моя

4. Укажите ряд, в котором морфемное строение обоих слов соответствует схеме      ' ¬∩^^.

  1. вправо, воткнутый
  2. прочитанный, выключатель
  3. проскакав, исписанный
  4. безоблачный, заслушанный

5. Выберите слово, образованное приставочным способом

  1. подберёзовик
  2. набережная
  3. сухожилие
    4)загрунтовать

-

6. Выбор написания гласной в словах взр..стить, повзр..слеть, выр..щенный, произр..стать зависит от

1) значения слова

2)ударения

  1. согласных этого корня
  2. наличия или отсутствия суффикса -А-

7 .     Установите соответствие и выберите правильный вариант ответа.

А) в приставке пишется буква Е

1) и..ведать, во..врат, ра..добрить

Б) в приставке пишется буква И

2) пр..воз, пр..поднять, пр..тронуться

В) приставка оканчивается на букву З

3) ра..чёт, бе..системный, во..палёный

Г) приставка оканчивается на букву С

4) пр..спокойный, пр..успевать, пр..ступник

1)А2,Б4, В1,ГЗ

 2)А4,Б2,В1,ГЗ

 3)А4, Б2,ВЗ, Г1

 4)А2,Б4, ВЗ,Г1

8. Укажите верную характеристику существительного из предложения

На полянке стояла рябина, вся украшенная ярко-красными гроздьями ягод.

1) (на) полянке — 3-е скл., жен. р., предл. п., обстоятельство 2)рябина — 2-е скл., жен. р., им. п., подлежащее

  1. гроздьями — 1-е скл., жен. р., вин. п., дополнение
  2. ягод — 1-е скл., жен. р., род. п., дополнение

9. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.

  1. те — указательное
  2. кое-кто — определительное
  3. себя — возвратное
  4. никто — отрицательное

10. Отметьте предложение, в котором есть непереходный глагол.

  1. В тенистых ельниках и оврагах доживает свои последние дни зима.
  2. Лилия медленно поднялась из воды на длинной, гибкой зелёной ножке.
  3. Мы обламывали отдельные льдинки холодными руками.
  4. На привалах по вечерам мы пели песни, рассказывали занимательные истории.

11. Укажите предложение, в котором на месте пропуска(-ов) пишется буква Ь.

  1. Возьмёт...ся охотно за дело, справиш...ся с ним всецело.
  2. Из телевизионных передач... все узнали о произошедшем событии.
  1. Принесённый мамой хлеб был горяч... и душист.
  2. Только в этом доме светит...ся одинокое окно.

12. Определите предложение, в котором выделенное слово пишется через дефис.

  1. На уроке ученику понадобился (англо)русский словарь.
  2. На дачном участке мы посадили (зимо)стойкие саженцы.
  3. В (полу)финале снова победила сборная нашей школы.
  4. (Двадцати)граммовый пакет чая распространял в комнате приятный аромат.

13. В каком варианте ответа верно указаны признаки прилагательного у причастия?

А. Падеж        В. Число

Б. Время        Г. Род

1)А, В, Г        2) А, Б        3)А, Б, В         4) Б, Г

14. Отметьте ряд, в котором приведены только страдательные причастия настоящего времени.

  1. перепетый, воздвигнувший
  2. умеющий, выпекаемый
  3. передвигаемый, ведомый
  4. закрученный, обвиняемый

15. Укажите предложение, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Е.

1)Во время встречи мы обсудили только вид...мые недостатки проекта.

  1. Едва слыш...мые звуки водопада долетали до нашего места стоянки.
  2. Чита...мая книга всегда будит фантазию и переносит в мир своих героев.
  3. Дома, стро...мые по индивидуальным заказам, поражают.

16. Укажите предложение, в котором на месте пропуска пишется одна буква Н.

  1. Бельё, развеша...ое на улице, быстро сохнет.
  2. Демонстрацио...ые образцы удивили всех присутствующих.
  3. С детства взлелея...ая им мечта стать лётчиком осуществилась.
  4. В тарелке лежали яблоки, из которых были выреза...ы сердцевины.

17    В каком предложении употреблено деепричастие совершенного вида?

  1. Только перебежав дорогу, он оглянулся на своих
    обидчиков.
  2. Человек использует различные растения, получая
    из них необходимые лекарства.
  3. Со всех сторон, простираясь вдаль, колыхалась
    осенняя степь.
  4. Глубоко проваливаясь в снег, мы медленно брели
    по перевалу.

18. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Почувствовав усталость,

1) мне пришла в голову мысль о привале.

  1. остаться без отдыха было нельзя.
  2. путники сделали привал.
  3. привал дал нам новые силы.

19. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все пунктограммы?

Наташа(1) притихнув(2) выглядывала из своей засады(З) ожидая его дальнейших действий

(Л. Толстой).

1) 1, 2 — выделяется одиночное деепричастие.

2)3 — выделяется деепричастный оборот.

3)1, 2, 3 -- выделяются одиночное деепричастие и причастный оборот.

4) 1, 2, 3 -- выделяются одиночное деепричастие и деепричастный оборот.

20. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?

  1. После дождя солнце светило ярче.
  2. Медленно выплыло из-за леса солнце.
  3. Пртоки воды бешено неслись вниз.
  4. На море в полдень солнце светит очень ярко.

21. Укажите предложение с наречием, на конце которого после шипящего пишется буква Е.

  1. После грозы было свеж... .
  2. Над головой разлилась оглушающ... тищина.
  3. Горяч... и взволнованно билось моё сердце.
  4. Мы постарались выполнить эту работу хорош... .

22. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся через дефис.

  1. (в)первые, (бок)(о)бок

 2) (по)французски, (на)цыпочках

  1. (во)вторых, (часто)часто
  2. (до)свидания, (в)одиночку

23. Определите предложение, в котором допущена ошибка в образовании формы слова.

  1. Брызгает пеной холодный водопад.
  2. У сумерек свой язык звуков.
  1. В зоопарке представлены несколько видов медведей.
  2. На строительной площадке работает около девятисот человек.

24. Укажите ряд, в котором перечислены только служебные части речи.

  1. мне, зато
  2. сейчас, впоследствии
  3. вниз, также
  4. тоже, из-под

25. Укажите предложение с производным предлогом.

  1. И на тренировке надо работать в полную силу.
  2. В силу обстоятельств я не смог попасть на концерт.
  1. Не смотря по сторонам, он стремительно приближался к дому.
  2. Мы услышали мяуканье и стали озираться вокруг.

26. Отметьте предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно.

  1. (Из) за тучи блеснул яркий луч солнца.
  2. Сильный порывистый ветер нёсся нам (на)встречу.
  3. (В)течение недели мы выполнили весь объём работы.
  4. (В) следствие того что было много снега, трава выросла зеленее обычного.

27. Укажите сочинительный противительный союз.

1) тоже 2)когда 3) или 4)однако

28. В каком предложении выделенные(-ое) слова(-о) на-писаны(-о) с ошибкой?

  1. После ветра упало много яблок, так же было и в прошлом году.
  2. К вечеру сильный ветер тоже стал затихать.
  3. Что бы свободно владеть иностранным языком, надо приложить много усилий.
  4. Зацвели только две яблони, зато обильно.

29. В каком предложении употреблена частица, выражающая сомнение?

  1. Это была почти детективная история.
  2. Мы вряд ли сможем выполнить этот заказ вовремя.
  3. Надо бы выучить глаголы-исключения.
  4. Вот так случай произошёл в нашем посёлке.

30. Как пишутся частицы в предложениях?

Что(бы) вам сказать? А я(то)разве знал вашу тайну?

  1. обе частицы пишутся через дефис
  2. обе частицы пишутся раздельно
  1. частица бы пишется раздельно, частица то — через дефис
  2. частица бы пишется слитно, частица то — раздельно

31. В каком предложении частица НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Овраг был (не)длинный, но глубокий.
  2. Как-то (не)чаянно сон овладел мною.
  3. (Не)смотря себе под ноги, старик шёл по берегу.
  4. (Не)сколько дней тому назад разразилась сильная
    буря.

32. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?

Утомлённое осенними н(1)погодами, н(2) имеющее н(3) где н(4) гавани, н(5) причала, судёнышко теперь отдыхало.

1)1,3 2)1,2 3)2,3,4 4)3,4,5

33. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.

  1. по окончании школы
  2. скучать по маме
  3. выйти из трамвая
  4. благодаря мужества

Прочитайте текст и выполните задания 34-39.

(1)Корольки — самые-самые маленькие птички нашего полушария. (2)Лишь в Западном полушарии есть птицы меньше — колибри. (З)Поэтому корольков даже,называют иногда северными колибри. (4)Эти птички — типичные жители хвойных лесов, в том числе и достаточно суровых. (5)Но корольки — птицы выносливые. (6)Им не страшны зимние морозы, и часто в лесу зимой можно услышать тоненькое попискивание и увидеть, как с дерева на дерево перелетают корольки. (7)Издали птиц разглядеть трудно, а вот вблизи хорошо видны их яркие хохолки. (8)Эти хохолки, которые птички то поднимают, то опускают, и дали им имя.

(Из «Книги природы» )

34. Определите основную мысль текста.

  1. Расцветка корольков помогает им выжить.
  2. Корольки — маленькие и выносливые птицы.
  3. Корольки — самые маленькие птицы на Земле.
  4. Корольки проживают в хвойных лесах.

В каком предложении содержится ответ на вопрос «Почему корольки получили такое название?»

1)1        2)5        3)3        4)8

Укажите стиль речи.

-1) художественный

  1. научно-популярный
  2. публицистический
  3. разговорный

В каком предложении употреблены антонимы?
1)1        2)6        3)8        4)4

Укажите номера предложений, в которых грамматическая основа выражена именами существительными в именительном падеже.

1)1,2        2)3,4        3)1,4,5       4)7,8

39. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Какое пунктуационное правило объясняет постановку запятой под цифрой 2?

Эти хохолки,(1) которые птички то поднима-ют,(2) то опускают,(3) и дали им имя.

  1. запятая в сложном предложении
  2. запятая при вводных словах
  3. запятая при обособленном предложении
  4. запятая при однородных членах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование и контрольные работы по учебнику Алимова 7, 8 класс

Материал содержит контрольные работы по всем темам алгебры и геометрии 7 и 8 класса по учебникам Алимова Ш.А. и Атанасяна Л.С. , а также итоговые контрольные работы с перечнем проверки конкретны...

Рабочая программа учебного предмета «Математика » 9 класс,204 часа, 6 часов в неделю, тематическое по часовое планирование, контрольные работы по алгебре и геометрии

 Преподавание предмета «Математика» в соответствии с требованиями ФК ГОС в школе в 2014-2015 учебном году осуществляется на основании нормативных и инструктивно-методических документов Мин...

Тематическое планирование уроков химии, биологии и обществознания. Контрольные работы по химии и биологии.

Календарно - тематическое планирование уроков. Контрольные работы разработаны по вариантам....