Банк контрольных работ по русскому языку 8 класс ( к тематическому планированию)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Стартовая диагностика пр. а № 1
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.
Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека. Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.
Тестовая часть
- Выпишите 2 слова, где звуков больше чем букв
- Выпишите слово, где букв больше звуков
- Выпишите 2 слова с чередующей гласной в корне .
- Выпишите слово, где правописание приставки зависит от последующей гласной
- Выпишите слово ,образованное способом сложения.
Возможна корректировка.
Сжатое изложение «Как я покупал собаку» пр.ат № 2
Я люблю собак потому, что среди животных они самые верные друзья человека. Мне даже трудно жить и работать, если у меня дома нет хорошей собаки. Я всегда сам их выращивал и воспитывал. Весь день Томка лежал неподвижно возле стола, рядом с окном, положив морду на низкий подоконник. В сумерки, когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошёл ко мне – я в это время сидел на диване, у другого стола, – и вдруг неожиданно опустил мне на колени свою тяжёлую голову. Я боялся пошевельнуться. Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он ещё не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошёл в комнату, Томка не бросился к нему, не стал лаять и прыгать. Он только завилял хвостом, лёг на бок и закрыл глаза. Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По-собачьему это значило, наверно: "Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся". |
Контрольная работа пр.ат. № 3
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.
Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.
Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.
Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножья горы расстилается долина, покрытая темно – зелёным лесом. Кое – где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.
Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.
Грамматическое задание
1 вариант 2 вариант
1. Произведите синтаксический разбор предложения, отмеченного
* **
2. Выпишите по одному глаголу с орфограммой в корне:
безударной гласной, проверяемой чередующейся гласной.
ударением.
Графически объясните выбор орфограммы в корне.
3. Разберите по составу:
расстилались наслаждались
Домашнее сочинение « Легко ли быть молодым?» пр.ат № 4
Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» пр.ат № 5
Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении.
Грамматическое задание.
1.Подчеркните грамматические основы в предложениях №1, 2, 3
2.В 1 абзаце обозначьте безударные гласные в корне
3.Синтаксический разбор предложения( Торжественна, бесмятежна…)
Возможна корректировка.
Контрольная работа по теме
«Второстепенные члены предложения» пр.ат. № 6
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы». Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет» .
Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин.
Грамматическое задание.
1.Синтаксический разбор предложения
2.Найти предложение. соответствующие схеме (обобщающее слово перед однородными членами)
Контрольный тест «Простое предложение» пр.ат.№ 7
- Найдите определённо-личное предложение.
А. С утра меня лихорадило.
Б. Жду от тебя посылки. (Чехов А.)
В. Ведут ко мне коня. (Пушкин А.)
Г. Из берёзовой коры плетут корзины.
2. Найдите неопределённо-личное предложение.
А. У грызунов нет клыков.
Б. К кому-то принесли от мастера ларец. (Крылов И.)
В. Уже совсем рассвело. (Толстой Л.)
Г. Не скучайте.
3. Найдите безличное предложение.
А. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (Лесков Н.)
Б. К утру вьюга успокоится.
В. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс… (Пушкин А.)
Г. Уходим завтра в поход.
4. Найдите назывное предложение.
А. Волной разбило лодку.
Б. Цыплят по осени считают. (Пословица)
В. Целая цепь крутых уступов… (Тургенев И.)
Г. Ну, солдат, пойдём со мной. (Твардовский А.)
5. Найдите обобщённо - личное предложение.
А. Темнеет уже в долине.
Б. Мне не к кому было обратиться за советом.
В. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Г. Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.
6. Найдите среди данных предложений односоставное.
А. Я вне себя.
Б. Дед с бабушкой шли впереди. (Горький М.)
В. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет А.)
Г. Поездку домой ожидали все.
7. Определите тип предложения Про батарею Тушина было забыто. (Толстой Л.Н.)
А. Двусоставное
Б. Односоставное неопределённо-личное
В. Односоставное определённо-личное
Г. Односоставное безличное
8. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными.
А. Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. Отошли ночью. (Паустовский К.)
Б. Тарантас толкнуло. Лаврецкий выпрямился. (Тургенев И.)
В. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз… (Тургенев И.)
Г. Глаза слипаются. Голову клонит вниз. (Чехов А.)
9. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным.
А. Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)
Б. Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Тютчев Ф.)
В. Душно было в сакле. Я вышел на воздух освежиться.
Г. Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (Суриков И.)
10. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?
А. Придёшь завтра ко мне?
Б. В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (Толстой А.)
В. Бодро идёшь домой. (Бунин И.)
Г. Пой, моя хорошая! (Жаров А.)
11. Укажите верную характеристику предложения Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла. (Дорош Е.)
А. Односоставное безличное
Б. Односоставное неопределённо-личное
В. Двусоставное
Г. Односоставное определённо-личное
12. Найдите пример, в котором есть неполное предложение.
А. Крепко пахло смородиной.
Б. За окнами мороз.
В. Как же снять?
Г. Алёша смотрел на них, а они – на него.
13. Найдите назывное предложение.
А. Воздух горячий.
Б. Чуть-чуть сыровато.
В. Темный лес.
Г. Утро ясное и морозное.
14. Какая схема соответствует предложению Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в небольшой деревушке ?
А. Двусоставное, и двусоставное
Б. Двусоставное, и односоставное безличное
В. Двусоставное, и односоставное неопределённо-личное
Г. Двусоставное, и односоставное определённо-личное
15. Какое из данных утверждений является верным?
Неопределённо-личное предложение — это предложение…
А. Со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица;
Б. Со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн. ч. настоящего или будущего времени или в форме мн. ч. прошедшего времени;
В. Со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица;
Г. Со сказуемым, которое не допускает наличие подлежащего.
Ключи к тесту
1. Б
2. Б
3. А
4. В
5. В
6. В
7. Г
8. В
9. А
10. Б
11. Б
12. Г
13. В
14. В
15. Б Возможна корректировка.
Сжатое изложение. пр.ат.№ 8
Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал
бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих. (По Михаилу Литвиновичу Литваку)
Возможна корректировка.
Контрольное сочинение « О смелости» пр.ат № 9
Контрольная работа по теме «Односоставное предложение» пр.ат № 10
Март – первый весенний месяц./ Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.
Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.
В России март не всегда бывает тёплым./ / Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И всё же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки.* В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи.** Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.
Грамматическое задание
1 вариант 2 вариант
1. Начертите схему предложения, отмеченного в тексте:
* **
2. Подчеркните грамматические основы в предложении, отмеченном
/ //
3. Объясните графически постановку знаков препинания
во 2-м предложении второго абзаца в последнем предложении.
Возможна корректировка.
Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» пр.ат. № 11
Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек, озер, лугов, полей, цветов, трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Особенно ясными стали для меня эти мысли после встречи с одним лесником.
Шли мы с ним по мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и береза – растут дружно и тесно. Кое-где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна -колодцы. Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.
- Родник! Я большой любитель разбирать слова,- неожиданно сказал лесник.
-Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя!
-А какое слово к вам привязалось сейчас?- спросил я.
-Да вот этот самый «родник».Надо думать, получилось оно от того, что тут вода зарождается. Родник родит реку , а река льет-течет через всю нашу матушку-землю. Через всю родину, кормит народ. Вы гляньте, как это складно выходит - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.
Грамматическое задание.
1.Выпишите простые предложения с однородными членами, имеющими обобщающие слова. Составьте схемы и подчеркните обобщающие слова и однородные члены, как члены предложения.
2.Выписать слова : букв больше звуков/ звуков больше букв
3. Синтаксический разбор.
Возможна корректировка.
Изложение пр.ат.№ 12
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
(По Ю.М.Нагибину)
Контрольная работа по теме
«Предложения с вводными и вставными конструкциями» пр.ат № 13
Наши братья по разуму.
Тщательное изучение жизни муравьев позволило выявить поразительное сходство жизни человека и этих насекомых. Во-первых. Только что родившиеся муравьи проводят свое детство в специальных «яслях» под надзором «воспитателей», которые регулярно выводят малюток за пределы муравейника. Во-вторых. За больными ухаживают «врачи». Они ежедневно проводят профилактический осмотр. В случае необходимости госпитализируют пациентов и даже оперируют их, ампутируют, например, поврежденные конечности. В-третьих. Есть муравьи – фермеры. Которые засыпают землей траншеи в стволах деревьев и засевают эти своеобразные поля различными культурами. В уборке урожая принимают участие все члены сообщества. Собранные семена идут в пищу . а соломка на строительные нужды. И наконец. Существует у муравьев церемония захоронения. Могильщики относят усопшего на кладбище, расположенное неподалеку, и предают его земле на глубине двух сантиметров.
Разумеется, не может быть и речи о зачатках разума у муравьев, но по крайней мере, разума в нашем понимании. Большую роль в жизнедеятельности муравьев , по мнению специалистов, играет сложная система врожденных инстинктов, чрезвычайно развитая у этих общественных насекомых.
Задание.
Указать значения вводных слов.
Контрольная работа по теме
«Предложение с обособленными членами» пр.ат.№ 14
Славный мастер.
Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.
Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский не сможет постигнуть сложность часового механизма.
Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.
Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление.
Часы Кулибина раскрывали удивительное дарование мастера, они являли собой чудо русской техники.
Грамматические задания.
1 Разобрать по составу:
разработанные выстукивающим
раскрывали делал
педалями
мастером
2. Объяснить графически знаки препинания:
Гениальны проекты
деревянных мостов,
разработанные Кулибиным. Любовь к часам, бесстрастно…
Синтаксический разбор предложения с обособленным определением.
Сжатое изложение -портретный очерк с элементами сочинения. пр.ат. №15
"ФЕДОР ШАЛЯПИН"
Я сидел один в полутемной комнате, погруженный в какую-то книгу, и не слышал звонка в передней. И вдруг, подняв глаза, увидел на пороге громаднейшую фигуру в распахнутой шубе и высокой бобровой шапке. Это был Ф. И. Шаляпин. Я видел его лицо до сих пор только на страницах иллюстрированных журналов. Он заполнял собою все пространство распахнутой двери, а за ним где-то в полумраке белела пелеринка смущенной горничной. |
Контрольная работа / работа по типу ОГЭ пр.ат № 16 ( летняя сессия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Банк контрольных работ по русскому языку
Помощь в подборке матералов для контрольных работ...
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»
Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...
Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»
Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....
Контрольная работа по русскому языку по теме "Наречие" 7 класс, контрольная работа по русскому языку по теме "Частицы" 7 класс
Контрольная работа по теме "Наречие", контрольная работа по теме "Частицы"...
Банк контрольных работ по русскому языку 7 класс ( к тематическому планированию)
контрольные работы...
Банк контрольных работ по русскому языку 9 класс ( к тематическому планированию)
Контрольные работы...
Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс (для классов с углублённым изучением русского языка)
Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 5 класса с углублённым изучением предмета (по программе В.В.Бабайцевой)...