Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тире между подлежащим и сказумым | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Тире между подлежащим и сказуемым».
8 класс
Предмет: Русский язык.
Место урока в системе уроков: урок объяснения нового материала в процессе изучения раздела «Двусоставное предложение».
Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения).
Цель урока: продолжить изучение темы «Главные члены предложения»; на основе повторения ранее изученных правил постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, глаголами в форме инфинитива, числительными, познакомить учащихся с новым правилом «Тире между подлежащим и сказуемым».
Формируемые УУД:
- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);
- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);
- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).
Форма урока: урок-исследование.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, исследовательский
Технология: технология вопросно-ответного единства и обратной связи; групповая
Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная
Учебные материалы урока: Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос. – М.: Дрофа, 2010.
Оборудование: персональный компьютер (программа Power Point), мультимедийный проектор, экран для проектора.
Примечание: Все приложения можно скомпоновать в презентацию.
Ход урока.
1 этап. Организационный.
Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока, мотивировать учащихся на применение исследовательских способностей.
Слово учителя об уроке, о важности изучения нового материала, о способах его применения в дальнейшей школьной практике.
Выбор учащимися пути знакомства с новым материалом: традиционный (по учебнику), нетрадиционный (самостоятельный вывод правила).
2 этап. Подготовительный этап.
Цель этапа: создать условия для самостоятельной формулировки учащимися темы урока и целей урока; формировать умения находить прилагательные, отличать их от других самостоятельных частей речи.
Приложение 1.
На экране появляются предложения. Учитель предлагает учащимся списать предложения, поставить там, где необходимо, тире и объяснить (когда начинается проверка, оказывается, что задание выполнено неправильно). Выход на проблему.
Вспомнить, что учащиеся знают по данной теме.
Приложение 2.
Ученики формулируют тему, учитель записывает ее на доске. Вместе с учителем учащиеся формулируют цели урока, достижение которых поможет справиться с проблемой.
Тема урока – «Тире между подлежащим и сказуемым».
Цель урока: познакомиться с правилом, сформировать умение находить данную пунктограмму в предложении, выработать навык правильной постановки тире в предложении.
Примечание: самостоятельный вывод, а не получение «готового правила» помогает лучше понять орфограмму и усвоить ее.
3 этап. Изучение нового материала.
Цель этапа: сформулировать правило и алгоритм (возможность) его применения на практике.
Учитель предлагает ученикам разделиться на группы, каждой группе выдает лист с заданием. Учащиеся должны сформулировать правило постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
Приложение 3.
После этого ученики (представители групп) выступают со своими предложениями, объясняют, как и почему они пришли к таким выводам. После выводов, сделанных учащимися, на экране появляется правило.
Приложение 4.
4 этап. Закрепление полученной информации.
Цель этапа: проверка усвоения изученного материала, применение его на практике.
Приложение 1.
Учащиеся возвращаются к предложенному в начале урока заданию, объясняют постановку или отсутствие тире в предложениях.
Приложение 5.
Учащиеся списывают предложенные предложения, объясняя постановку тире между подлежащим и сказуемым (кто-либо из учащихся комментирует).
Учащиеся списывают предложенные предложения, объясняя отсутствие тире между подлежащим и сказуемым (кто-либо из учащихся комментирует).
5 этап. Контроль знаний
Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.
Приложение 6.
Учащиеся выполняют небольшой тест по теме урока, работают самостоятельно (задача – отметить предложения с пунктуационными ошибками), затем проверяют.
6 этап. Подведение итогов урока.
Учащиеся вместе с учителем подводят итоги урока, определяют, все ли цели достигнуты.
7 этап. Вариативное домашнее задание
1. Упражнение из учебника (Списать, расставляя знаки препинания. Объяснить, применяя правила, наличие или отсутствие тире между главными членами предложения.).
2. Составьте сами или подберите из художественных произведений предложения с тире между подлежащим и сказуемым.
8 этап. Рефлексия.
Цель этапа: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.
Перед учениками лист, на котором они выполняли тест, и цветные ручки, карандаши или фломастеры (черный, зеленый, красный). Учащиеся на листочке должны нарисовать «яблоко», каждый цвет показывает их уровень знаний, как они сегодня усвоили материал. Если учащиеся считают, что их знания остались на прежнем уровне, то рисуют «черным» контур яблока; если узнали что-то новое, начали «зреть», то – «зеленое яблоко»; а если «созрели», «расцвели», получили новые знания, то – «красное яблоко». Листы с тестом сдать учителю.
Литература
1. Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос. – М.: Дрофа, 2010.
2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Издательский дом «Оникс 21 век»: Мир и Образование, 2002.
3. Г.И. Канакина, В.М. Петрунина. Трудные вопросы русского языка. Учебное пособие для учащихся старших классов школ с углубленным изучением русского языка, гимназий, педагогических лицеев и колледжей, Пенза, 2000.
4. Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах. – Пермь, 2000.
5. Т.Б.Трошева, Н.В.Данилевская. Тесты по русскому языку. – Пермь, 2000.
6. Интернет-ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
Кино по-прежнему самый массовый вид искусства.
Ртуть тоже металл.
Март только начало весны.
Дело дрянь.
А крыльцо – дай бог иному князю.
Приложение 2
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
СТАВИТСЯ НЕ СТАВИТСЯ
1.[ Числ. – числ.] 1. [Сущ. как сущ.]
2. [ Сущ. – сущ.] 2. [Сущ. не сущ.]
3. [ Инф. – инф.]
Приложение 3.
1. Брат тоже студент 1. Сережа – седьмая вода
на киселе и нам и вам.
2. Декабрь только начало морозов.
3. Необдуманный поступок вообще
шаг опасный
4. Два сапога пара.
Приложение 4
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
СТАВИТСЯ НЕ СТАВИТСЯ
1.[ Числ. – числ.] 1. [Сущ. союз сущ.]
2. [ Сущ. – сущ.] 2. [Сущ. частица сущ.]
3. [ Инф. – инф.] 3. [Сущ. наречие сущ.]
4. [Сущ. – устойчивое выражение] 4. [Устойчивое выражение]
Приложение 5
1.
- Ван-Гог считал, что дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом.
- Расставания и встречи – две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.
- Заработок у него – будь здоров.
- Жизнь прожить – не поле перейти.
- Щедрость – не единственная ее добродетель.
- Дважды два – четыре.
2.
- Облака словно сказочные чудовища.
- Расстояние не помеха для друзей.
- Пихта тоже дерево смолистое.
- Сергеев теперь известный художник.
- Он порча, он чума, он язва здешних мест.
- Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны.
Приложение 6
Тест. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.
1. Выбор цветов – процедура трепетная, но момент их вручения еще ответственнее.
2. Главное спасти детей.
3. Ночь лунная.
4. Брат давно кандидат наук.
5. Плыть дальше – безумие.
6. Грош цена такой поддержке.
7. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
8. Ум без книги что птица без крыльев.
9. Жизнь не теплица, и ты не тепличное растение.
10. Глаза, как смородинки.
11. Первые морозы это еще не зима.
12. Ты моя опора.
13. Эта долина славное место.
14. Риск – дело благородное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"
В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...