конспект по русскому языку "Простые и составные союзы" 7 класс
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Бобкова Ирина Николаевна

Объяснение нового материала по  теме "Простые и составные союзы" в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме «Простые и составные союзы»

    Цели урока: углубить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; отрабатывать умения в постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях; способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности. 

      Дополнительный материал к уроку: карточки с заданиями, презентация

                                                             

                                                 Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Проверка дом.задания и правила о союзе.

3.Буквенный диктант

.4. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с союзами. Наша задача – научиться различать простые и составные союзы, расставлять знаки препинания при них.

5.Работа у доски над предложением:

- Весенняя равнина, расстилающаяся перед глазами, блестит ледяными алмазами

. Найти слова с чередующимися гласными.

6.  Работа по карточке № 1, №.2, № 3 (3 ученика)

 

 7. Работа по тексту с доски (класс)

Попробуем расширить наши представления о грамматическом значении союза.

Дан деформированный текст.

Самый радостный голос у березы, когда она распускает еще сморщенные от младости светло-зелёные листки. Но и летом в густо-мелкой листве, в осеннее ненастье в безлистных ветвях березы ветер посвистывает веселей, как будто играет на дудочке. Звук их легкого трепетания слаб, но весел и ласков. Конечно, много значит тут весна. У каждого дерева свой голос.

  1. Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом. Почему?

2.Составьте текст, опираясь на запись, и дайте заголовок. Спишите в тетрадь.

1 предложение

Тезис. Основная мысль текста. Нет союзов

2 предложение

Сложноподчиненное предложение, в котором одно - односоставное, другое - придаточное- с причастным оборотом. 1 союз

3 предложение

Простое предложение с однородными сказуемыми. 2 союза

4 предложение

Простое предложение с вводным словом.

5 предложение

Простое предложение, 3 союза

 Голоса деревьев

 (1) У каждого дерева свой голос. (2) Самый радостный голос у березы, когда она распускает  еще сморщенные от младости светло-зелёные листки. (3)Звук их легкого трепетания слаб, но весел и ласков. (4) Конечно, много значит тут весна. (5) Но и летом в густо-мелкой листве, в осеннее ненастье в безлистных ветвях березы ветер посвистывает веселей, будто играет на дудочке.

1)К какому типу речи относится текст?

2)Определите стиль речи. Докажите, что это художественный стиль (автор текста создает картину природы. Представляется голос берёзы, самый радостный. Используются изобразительно-выразительные средства: эпитеты, олицетворение, метафора, сравнение).

 3) Назовите союзы, состоящие из одного слова. Какие это союзы по строению? Из двух? Как мы их будем называть?

Простые: а, будто, вроде, да, даже, едва, если, же, и, или, итак, как, как-то, когда, ли, либо, нежели (книжн.), но, пока, поскольку, пускай (разг.), пусть, раз, разве, словно, так, также, тоже, точно, хоть, хотя, чем, что, чтоб, чтобы.

Другие простые союзы соотносятся:

с местоименными словами (что, чем, как, когда, так, то, тогда, тут),

 

наречиями (вдобавок, вернее, далее, едва, иначе, наконец, напротив, особенно, пока, скорее, точно), 

вводными словами (впрочем, значит, итак, кстати, например, правда),

частицами (будто, ведь, да, даже, если бы, ещё, же, и, или, именно, ли, лишь, пускай, пусть, разве, словно, так, тоже, только, хоть, хотя, чтобы, якобы).

Составныеразве что, как будто, не то чтобы, как если бы, как только, без того чтобы не, для того чтобы, до того как, из-за того что, между тем как, перед тем как, ради того чтобы, подобно тому как, помимо того что, после того как, в знак того что, во имя того чтобы, в результате того что, в связи с тем что, в силу того что, на основании того что, под предлогом того что, исходя из того что, несмотря на то что, смотря по тому что.

8. Закрепление материала.

      1.Работа по упр.359 ( у доски и в тетрадях)

 9.Выводы по уроку

      -В чем отличие простых союзов от составных?

 10.Прочитать текст упр.361

 11.Домашнее задание:ответить на вопрос в конце текста на стр.149

 12.Оценки за урок  

 К №Разобрать предложение по членам

. Определить роль союзов в предложении.

3. Какое средство выразительности создается при помощи союзов?

1) Ещё земли п. чален вид а воздух уж весною дышит.

2) Хотя зелень была тощей и едва заметной но весна чу.ствовалась и в воздухе и на земле.

 К №Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.

1) Вновь я пос. тил тот уголок земли где я провел изгнанником два года (не)заметных.

2) Прошли восторги и печали и легковерные мечты.

К №Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.

1) Оп. раясь на спинку саней и наблюдая за весенним солнцем спешу по дороге которая убегает (в)даль. 2) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар в. сходит от земли и кувшин. чик синий Ра. цветает и зовут друг друга журавли. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"

Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...

Конспект урока русского языка. Неопределенные местоимения. 6 класс.

Конспект урока русского языка с использованием технологии коллективного способа обучения....

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....