Урок русского языка в 5 классе по теме " Обобщение и повторение изученного по теме " Лексика""
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему
«Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика»».
Цели и задачи урока.
• повторить и обобщить тему “Лексика”;
• способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
• закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.
Развивающие:
• повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;
• совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.
Место данного урока в теме: Обобщающий урок в данной теме.
Оборудование:
• компьютер
• мультимедийная аппаратура
• презентация урока
• тестовые задания по теме
Ход урока:
- Организационный момент.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)
- А для чего служат слова? Что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? ( Лексика)
- Что такое лексическое значение слова?
Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы изучили этот раздел – поэтому сегодня Урок –повторение. На предшествующих уроках мы знакомились с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи. И поэтому цель урока : закрепление умений и навыков по разделу «Лексика».
Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, полной чудес и загадок, весёлых и умных жителей, которым требуется ваша помощь. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату путешествия, классная работа, тему «Обобщение и повторение по теме «Лексика».
Сбор багажа. А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.
КРОССВОРД
1. 2. 3. | ||||||||||
5.
|
вопросы: Кроссворд включает следующие
1-слова, близкие по лексическому значению (синонимы)
2-словарный состав языка (лексика)
3-слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)
4-сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке (словарь)
5-новые слова (неологизмы)
Итак, пора в путь-дорогу !
-А что мы называем дорогой?
Дорога – полоса передвижения, путь.
-Какие дороги бывают?
Словарный диктант. Записать слово по его толкованию:
1. Дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим ее сторонам (аллея).
2. Пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов (тротуар).
3. Дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым покрытием (шоссе).
4. Большая проезжая дорога (устар.) (тракт).
5. Грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами (проселок).
6. Подземная, наземная или надземная городская электрическая железная дорога (метрополитен).
7. Узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными (тропинка).
8. Дорога для автомобильного движения (автострада).
9. Наезженная дорога, путь (на Украине и юге России) (шлях).
10. Пожелание уезжающему, уходящему (в добрый путь, счастливой дороги).
Подумайте только, как много | И вот уж пополнилось новым |
Какое слово дорога? (Многозначное)
Запишем предложение:
Труд – дорога к успеху.
Объясните постановку тире в предложении.
В каком значении выступает слово “дорога”? В прямом или переносном? (перен. Средства достижения какой-нибудь цели, жизненный путь)
-Вспомните. Что переносное значение является одним из значений многозначного слова. Переносные значения могут быть основаны на сходстве формы, цвета, действий, пространственной и временной близости(смежности).
Разберёмся в ошибках детей.
Прочитайте текст.
Ошибки детей.
Пят…летний Серёжа заявил что он не пойдёт в школу, так (как) там на экзаменах режут. В другой раз (не) пош…л на улицу, боясь, сто его мороз ударит. Петя сказал маме что он (не) повесил рубашку сушить на солнышк…, потому что (не)достал до него.
( По наблюдениям К.Чуковского)
-Прочитайте текст ещё раз со знаками. Объясните пропущенные орфограммы.
-Какие слова в тексте даны в переносном значении?
Прямое значение – это основное, первоначальное: пятилетний Серёжа заявил…
-А в переносном какие слова?
Режут на экзаменах, то есть ставят «2», в отличие от резать хлеб на части;
Ударил мороз –переносное, ударить по голове – прямое;
Сушить на солнце – значит вынести на воздух, под лучи – переносное,
Сушить на верёвке – прямое.
Поэты и писатели часто используют слова в переносном значении.С какой целью они это делают?
(Выразительность письма достигается использованием слов в переносном значении)
Физкультминутка «Зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Пальчиковая гимнастика: Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?
Учитель: посмотрите, какой интересный дом! Познакомимся с его жителями. Под самой крышей находится мансарда. Что это такое?Не знаете ли что это за слово?
(это комната под самой крышей.)
Учитель: Верно, это жилое помещение на чердаке под скатом крыши, а в словаре у Даля – это горенка, теремок, вышка.
На мансарде идет заседание любителей образного слова. Собрались здесь слова необыкновенные: пламенные и страстные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.
Слова умеют плакать и смеяться
Приказывать, молить и заклинать
И словно сердце, кровью обливаться
И равнодушно холодом обдать.
Заглянем на чаепитие и примем участие в обсуждении стихотворений.
-Какие изобразительно- выразительные средства языка вам известны? Найдите их в стихотворных отрывках:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
(А.С.Пушкин)
И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
(И.Бунин)
И ещё одно стихотворение. Прочитайте его выразительно и внимательно!
«Бураны,вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!» -
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила
Тишина.
С какими средствами выразительности языка вы встретились в этом стихотворении?
Здесь спрятались и жители страны Лексика, которым адресовано вот это письмо(учитель находит письмо у доски и читает).Поможем им найтись и получить пакет.
Пакет адресован для вручения
Словам, близким по значению.
Только вот забыла я,
Как их зовут, мои друзья?
(Синонимы)
-Что мы называем синонимами?
(Ответ учащихся)
-Найдите синонимы в последнем стихотворении.
-Живут синонимы в квартире №1 ,письмо получает один из братьев по имени Смелый.
Задание: назвать имена остальных братьев.
(Храбрый, Мужественный, Отважный, Бесстрашный, Решительный)
-Молодцы, ребята!
Читаем письмо.
«Дорогие синонимы! Хотели обойтись без Вас, но вот, что у нас получилось. Помогите нам.
(текст читает)
Дети поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно.
Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть.
Поднимались не зря сверху местность ещё красивее!
Учитель: Вам понравилось письмо? Если нет, то почему? (Допущена речевая ошибка)
Учитель: Попробуем отредактировать текст. Какие слова нам для этого понадобятся?
Смелый: Влезать, взбираться, вскарабкаться.(Читает отредактированный текст).
Учитель: Молодец, садись. Открываем тетради и записываем отредактированный текст.
Ой, смотрите. Ещё одно письмо, но уже в другую квартиру!
Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
уже готовые в дорогу.
Учитель: Кто это? Один высокий – другой низкий. Один толстый – другой тонкий, один грустный – другой весёлый
Дети: Антонимы.
Учитель: Что называется антонимами?
Учитель: А для них письмо от дорогого дедушки, только вот половину размыто. Видно снегом припорошило.
Учитель: Поможем братьям письмо прочитать. Восстановим текст.
Ученик читает: Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтоб вы росли…
Задание: продолжите письмо, восстановите текст.
(смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми, образованными, волевыми).
Учитель: А кому всё же письмо адресовано? (Нам!)
Учитель: Ребята, а нам пригодятся советы дедушки?
Дети: Конечно!
Учитель: Окна третьей квартиры распахнуты настежь, и весёлая песенка доносится оттуда и поможет понять, кто там живёт.
Что это за слова? Омонимы.
Учитель: Омонимы любят журнал «Мир».
Задание: Определить лексическое значение слова Мир.
Мир 1 – земной шар; Мир 2 – отсутствие войны.
Составить словосочетание, в котором употребляются эти омонимы.
В мире животных. Заключить мир.
Лучшие запишем.
А можно ли составить словосочетание, в котором слово мир употреблено сразу в двух значениях? (Миру – мир! Мир во всём мире!)
А для кого нужен мир?
Предлагаю вам прочесть юмореску.
Учитель: Юмореска. Что означает лексическое значение слова этого слова? Читает. Объясните, почему произошла ошибка?
Юмореска – это в переводе с английского весёлая шутливая история.
Учитель: Это было давно. Усталый путник брёл по пустыне уже пятые сутки. Адски хотелось пить.
То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж.
Тогда путник встал на колени и поднял руки к небу, стал взывать к Всевышнему.
– О, Аллах! Умоляю да пошли мне сюда кран, кран, кран, о, Всевышний!
И случилось чудо.
Ударил гром, сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран.
Но кран был не водопроводный, а подъёмный!
«О горе мне», – закричал отчаянный спутник.
Почему произошла ошибка?
Использован омоним с другим лексическим значением.
Кран 1 – водопровод. Затвор в виде трубы для вывода остатка жидкости.
Кран 2 – механизм для подъёма грузов.
Учитель: Для чего служат омонимы в художественной литературе?
С какой целью используется омонимы в речи?
(Создание юмора)
Да, огромна страна Русского языка. Широкими просторами Лексики мы дружной компанией прошли по дороге знаний и подошли к самому главному испытанию – тестовой работе по теме «Лексика».
Выполнение тестовой работы: укажите номер правильного ответа.
Тест №1 Словарный состав языка изучает наука.
1. Грамматика
2. Лексикология (правильный ответ)
3. Морфология
4. Синтаксис
Тест №2. Найдите ряд слов в переносном значении.
1.Лисья хитрость, железная воля, каменный дом
2.Золотое сердце, теплый прием, сердечный человек (правильный ответ)
3.Дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ
4.Грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь
Тест №3. Найдите “лишнее” слово.
1. Водный
2. Водяной
3. Водитель (правильный ответ)
4. Наводнение
Тест №4.
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:
1. однозначными
2. многозначными
3. синонимами
4. омонимами
Тест №5.
Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы в парах:
1. Не люблю запах_________
Туго натянуть тетиву ___________
2. Умыть _________
Определить ________глагола.
3. Подъёмный __________
__________с горячей водой.
Тест №6.
Слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению, называются:
1.многозначными
2.синонимами
3.омонимами
4.антонимами.
Тест №7.
Антонимы – это…
1.Слова, сходные по значению
2.Слова одной части речи, противоположные по значению
3.многозначные слова.
Тест №8
Подберите к словам сначала синоним, затем антоним(Например: жара-зной-холод)
Мрак-
Смеяться –
Мощный -
Учитель: К концу подходит наш урок
Ну что же подведем итог нашего путешествия по дороге знаний .
– Какой раздел повторяли?
– Что такое лексика?
– Что значит лексическое значение слова?
– Что такое омонимы?
– Что такое синонимы?
– Что такое антонимы?
– Для чего нужны эти слова?
– А где можно уточнить лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения? (Словари)
Учитель:
Молодцы! работали активно, но самые четкие ответы были у………..
Хорошо и продуманно отвечали………
Домашнее задание на доске: напишите письмо Деду Морозу о своём удивительном путешествии по стране Лексика.
- Поднимите, пожалуйста, сигнальную карточку "мордашку", которая соответствует вашему настроению в конце урока. Если улыбок стало больше – урок удался. Спасибо за внимание .Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Слово о здоровье. Обобщение темы «Лексика».
Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка в 5 классе, потому что речь идёт о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Повторяя ...
Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».
Цели:Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развити...
Урок русского языка в 7 классе. Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»
Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»...
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»
На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: текстоориентированный, функциональный, коммуникативно – деятельный, личностно-ориентированный....