Технологическая карта урока "Буквы з и с на конце приставок "
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок: русский язык
Тема урока: Буквы з и с на конце приставок
Дата проведения урока:
Класс: 5
ОУ: ГБОУ школа №469
Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»
УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ouno469_stepanova_n.v._tekhnologicheskaya_karta_russkiy_yazyk.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока слушателя краткосрочных курсов «Основы содержания современного образования: ФГОС» (36 часов, модуль-2)
на базе ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга
Урок: русский язык
Тема урока: Буквы з и с на конце приставок
Дата проведения урока:
Класс: 5
ОУ: ГБОУ школа №469
Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»
УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014
Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе
Цели для ученика Обучающие: усвоить правило написания з и с на конце приставок; уметь правильно вычленять приставки; совершенствовать навыки морфемного разбора слова; совершенствовать орфографические навыки. Развивающие: развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательный интерес у обучающихся; учиться работать с источниками (словарь). Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к слову; формировать навыки работы в коллективе. | Цели для учителя Образовательные: показать условия выбора согласной з и с на конце приставок; отрабатывать навыки морфемного разбора. Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать умение работать в коллективе. |
Тип урока Комбинированный | Форма урока Традиционная |
Опорные понятия, термины Приставка Морфемы Звонкие и глухие согласные Беглые гласные Лексическое значение слова | Новые понятия Буквы з и с на конце приставок |
Формы контроля: Фронтальный опрос | Домашнее задание § 83, упр. 441,442 |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 5 минут | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка к работе. Учащиеся настраиваются на коллективную работу. | Словесная форма. | Личностные: умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности; регулятивные: умение создать условия для целеполагания; коммуникативные: умение слушать; осуществлять речевой контроль. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 6 минут | Проверка домашнего задания. (Ответ на каждый вопрос проиллюстрировать примерами из домашнего задания.) (Приложение 1) | Отвечают на вопросы. | Фронтальная проверка. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; регулятивные: умение создать условия для целеполагания и планирования действий. | Отработка правописания приставок |
III. Изучение нового. 15 минут | 1Постановка задачи для учащихся. 2. Беседа. 3.Корректировка выполнения задания. (Приложение 2) | 1. Учащиеся проводят наблюдение над теоретическим материалом учебника (83, стр.29). Делают вывод. 2. Отвечают на вопросы учителя. Работают со словарём. 3.Выполнение упражнения №437-комментированное письмо. | Коллективная и групповая работа. Беседа. Практический метод. | Личностные: умение обобщать полученный материал и делать вывод; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при коллективной и групповой работе. |
IV. Лингвофизкультминутка. 3 минуты | Объясняет задание. (Приложение 3) | Выполняют упражнения. | Игровой приём. Здоровьесберегающая технология. | ||
V. Актуализация новых знаний. 11 минут | Объясняет задание. Организует деятельность по применению новых знаний. (Приложение 4, 5) | Выполняют самостоятельную работу (упр.438, 439) Решают тестовые задания. | Самостоятельная работа | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем. | Отработка правописания букв з и с на конце приставок. |
VI. Рефлесно-оценочный этап. 3 минуты | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других; рефлексия; | Умение оценивать себя. Умение оценивать результат учебной деятельности. |
VII. Домашнее задание 2 минуты | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают задание в дневник. |
Приложение 1
Фронтальный опрос
- В чём особенности правописания гласных и согласных в приставках (кроме приставок на -з, -с и приставок пре- и при-)?
- Как проверить правописание таких приставок?
- Какие приставки имеют варианты?
- Изменяется ли значение приставок в зависимости от вариантов морфем (над- (надо-), под- (подо-), с- (со-) и т. д.)?
Приложение 2
Упражнение №437.
- Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с (см. образец в предыдущем правиле).
Бе..белезненный, бе..платный, бе..козырка, во..наградить, во..петь (подвиг), в..махнуть, в..крикнуть, ни..вергаться (с высоты), и..гибаться, и..портить.
Приложение 3
Лингвофизминутка
Каждому слову соответствует определённое движение.
Слова для лингвофизминутки:
Бескрайний, бессознательный, безвкусный, исцарапать, бесхарактерный, здание, здоровье, расписаться, разбежаться, здесь, истратить, безграничный.
Движения:
слова с приставкой на с- – ножками потопали;
слова с приставкой на з- – ручками похлопали;
без приставки (в этих словах з входит в корень) – поднять руки вверх и потянуться.
Приложение 4
Упражнение №438.
- Запишите слова с приставками на -з / -с в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.
Бе…шумный, , бе…численный, (с,з)давать, ра…чертить, ра...щедриться, бе..чувственный, ра…шевелить, (с,з)жимать, ра…жимать, бе...жизненный, ра…щелина, бе..вкусный.
Упражнение №439.
- Запишите 7 - 8 слов с буквами -з и -с на конце приставок. Объясните правописание этих букв. какими частями речи являются записанные вами слова?
Приложение 5
Задание
- Решить тест
Тест по теме «Буквы з и с на конце приставок »
1. В каком слове пропущена буква З?
1) и..бавиться 2) ра..править
3) ..ведения 4) в..крикнуть
2. В каком слове пропущена буква С?
1) ра..давать 2)ра..бить
3) ра..пилить 4) ра..винтить
3. В каком слове пропущена буква З?
1) ра..жечь 2) в..крик
3) ра..чистить 4) в..хлипнуть
4. В каком слове пропущена буква С?
1) ра..грести 2) и..зябнуть
3) ра..делать 4) ра..таять
5. В каком слове пропущена буква З?
1) ра..сердить 2 )чре..мерный
3) ра..писание 4) ..писать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание приставок пре- и при-
Урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока по теме: "З и С на конце приставок"
Данная методическая разработка - технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "З и С на конце приставок". В основе занатия - учебное исследование, которое учащиеся проводят в группах...
Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс
Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....
«Правописание букв з-с на конце приставок» Технологическая карта
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Правописание букв з-с на конце приставок" по учебнику Львовой С.И., Львова В.В....
технологическая карта "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
правила правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий...
Технологическая карта урока: «Россия и Европа в конце XVII века».
Конспект урока истории по теме: «Россия и Европа в конце XVII века». В нем раскрыты все состовляющие современного урока согласно требованиям ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....