Презентация на тему: "Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы".
презентация к уроку по русскому языку на тему
Формирование и развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация часть 1 | 410.81 КБ |
Презентация часть 2 | 994.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель современного образования – не знания, а действия. Учитель русского языка и литературы Педагогический стаж – 23 лет Калмыцкий Государственный Университет 1991 2 Буваева Э.О. МКОУ «Кировская СОШ»
Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы Критическое мышление - направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Тема опыта 3
Условия возникновения и становления педагогического опыта 4
Актуальность опыта 5
Противоречия опыта 6
Проблема опыта Создание с помощью технологии развития критического мышления такой обучающей среды, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создание условий для обучения каждого ученика в зоне его ближайшего развития; формирование коммуникативных умений и навыков, успешности и признания обучающихся. 7
Задачи педагогического опыта: Цель педагогического опыта: представить систему работы по формированию метапредметных умений с помощью технологии развития критического мышления у обучающихся средних и старших классов при изучении русского языка и литературы, опираясь на научные труды и разработки. - формирование в процессе обучения русскому языку и литературе критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность , осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения; - формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте; - включение значимой информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых знаний и умений. 8
Теория осмысленного обучения Л.С. Выготского. Идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя. Учения о сущности и технологиях формирования критического мышления учащихся П.Я. Гальперина и С.И. Заир-Бека . Структура урока по технологии РКМЧП Технологические этапы I стадия II стадия III стадия Вызов: - имеющиеся знания; - интерес к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания: - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма - технология, разработанная американскими педагогами Ч. Темплом, Д. Стилом, К. Мередитом . Теоретическое обоснование педагогического опыта 9
Фаза вызова Фаза осмысления Фаза рефлексии Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (получение новой информации по теме) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Информационная (приобретение нового знания) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Функции этапов урока 10
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синквейн - Левша -Талантливый, тульский -Мастерил, творил, подковал -Дело мастера боится! -Талант Обстоятельства в простом предложении Придаточные обстоятельственные в СПП Значения Виды Вопросы Сравнительная диаграмма Технология педагогического опыта 2 Взаимоопрос
Приёмы работы с текстом Технологические этапы Вызов Осмысление содержания Рефлексия Актуализация знаний о тексте как многоаспектной и глубинной единице речи Приобретение учеником опыта работы с текстом как активным и думающим читателем, способным подойти к литературному произведению с новыми идеями Активное целостное обобщение полученной информации и выработка собственного отношения к изучаемому материалу Стратегии работы с художественными текстами Дерево предсказаний Чтение с остановками «Толстые» и «тонкие» вопросы 3
Внеурочная деятельность по предметам Участие в творческих конкурсах Недели русского языка и литературы 4
Новизна опыта В преобразовании и адаптации известной технологии развития критического мышления, рассчитанной на продвинутого ученика, к условиям учебного заведения, в котором я работаю. Во внедрении в мою педагогическую деятельность приёмов технологии РКМЧП, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности. В апробировании системы работы по развитию критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС. В использовании нетрадиционных типов уроков. В преобразующей деятельности обучающихся на уроках. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе. 5
Результативность опыта 6
Результаты диагностики (в %) Показатели коммуникативности (в %) Результативность опыта 7
Ожидаемая модель выпускника, который должен: уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания; умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить; видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта 8
Трудоёмкость опыта Необходимость в: осуществлении коррекции и разработке рабочих программ по русскому языку и литературе; разработке уроков с использованием технологии развития критического мышления; в освоении большого пласта дополнительной литературы и самостоятельном подборе учебного текстового, электронного и наглядно-иллюстративного материала; моделировании наглядных пособий, компьютерных презентаций, раздаточного материала; в органичном использовании учебных дисков, электронных учебников, учебных фильмов и других средств сопровождения образовательной деятельности в сочетании с вербальными средствами в контексте работы с текстами. Адресная направленность и область применения опыта Данный опыт предлагается учителям, работающим в основной и старшей школе. Опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах. Распространение опыта П едагогическ ий опыт 9
1. Байбородова Л.В., Белкина В.В., Гаибова В.Е., Серебренников Л.Н., Чернявская А.П., Харисова И.Г.. Образовательные технологии: Учебно - методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. 2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод . Пособие. М.: Мирос , 2002. 3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 4. Загашев И.О., Заир – Бек С.И.. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс ―Дельта‖, 2003. 5. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005. 6. Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. ―Русский язык‖, 2009, №7. 7. Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М., 1997 8. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006. 9. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. Список литературы 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы
Применение данной педагогической технологии позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им сформулировать свои цели урока, анализировать свою деятельность и деятельнос...
Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Презентация "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Приложение к докладу по самообразованию "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...