Презентация "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
презентация к уроку по русскому языку на тему
Приложение к докладу по самообразованию "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.gotolhakova.trkm_.pptx | 544.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по «формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся»
Особенность технологии критического мышления-перевод учебного процесса на субъект-субъектную основу, реальная индивидуализация и дифференциация учебного процесса
Обучающийся выступает не как объект для восприятия готовых знаний, а как соучастник , соавтор процесса обучения
Образовательная ТРКМ -система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления обучающихся
Критическое мышление-тип мышления, помогающий человеку определить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни
научить обучающихся выделять причинно-следственные связи; р ассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; о твергать ненужную или неверную информацию; п онимать, как различные части информации связаны между собой; в ыделять ошибки в рассуждениях; Задачи :
научить обучающихся д елать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, идейные установки отражает текст или говорящий человек; о тличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; о тделять главное от несущественного в тексте или в речи, акцентировать внимание на первом Задачи :
Первая стадия- «вызов» -Что я знаю? Вторая стадия- «осмысление» –Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Третья стадия- «рефлексия» -Что я буду делать с новыми знаниями? Особенности организации технологии РКМ:
ч тение с остановками; э ссе; зигзаг; п рогнозы; д иаманта; а лфавит; б ортовые дневники; к ластер… Методические приемы:
к онцентрация знаний, ассоциаций, чувств; с ужение оценки явлений и событий; в ыражение своей позиции ,взгляда на событие, предмет Синквейн
Бабушка Добрая, справедливая Ругает, жалеет, поучает Бабушка учит жизни Друг ( Мочных А.) Бабушка Добрая, мудрая Ругает, учит, воспитывает Бабушка учит справедливости Советчик (Шестакова А.)
Санька Жадный, невоспитанный Обманывает, обижает, шантажирует Всегда хочет цапнуть побольше Враг (Наумчик Е.) Санька Жадный, хитрый Врет, хитрит, обижает Всегда найдет, кого обидеть Враг ( Бендик С.)
с пособ графической организации материала з аписывается ключевое слово-ядро темы в округ ключевого слова записываются слова, выражающие основные идеи, факты, образы по теме Разбивка на кластеры
Разбивка на кластеры
пряник
1этап.Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме. 2этап.Происходит обмен информацией. Главная задача рефлексии- исправить предшествующие представления, «присвоить » новую информацию, определить перспективы в изучении темы. Мозговая атака
Какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Двойные дневники
Двойные дневники
Учитель выбирает и записывает 4-7слов. Учащиеся дают общую трактовку этих терминов. Восстанавливают сюжет, в котором фигурируют эти понятия. Воспроизводят какой-либо процесс, опираясь на эти слова. Занимаются сочинительством, стилистически грамотно используя эти слова в тексте. Ключевые слова
«Знаем-хотим узнать-узнали»
Корень-главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов Однокоренные слова-это слова, имеющие одинаковый корень Верные или неверные утверждения
Средняя колонка- «линия сравнения», в ней перечисляются те категории, по которым предложено сравнить явления, события, факты Соседние колонки- информация, которую предстоит сравнить Сводная таблица
До преступления Раскольников После преступления Отношение к родным Отношение к себе Отношение к Богу Сводная таблица
Раскольников Двойники Свидригайлов общее различия Сводная таблица
1стадия-вызов.На основе лишь заглавия предположить, о чем будет текст 2стадия-осмысление. Познакомившись с частью текста, уточняют представления о материале. -Что будет дальше и почему? Найдите предложения, где сюжет меняется. Как заканчивается этот рассказ? 3стадия-рефлексия. Формы работы: письмо, дискуссия, тезисы, выбор пословиц, творческие работы Чтение с остановками
Свобода. Что представляется мне, когда я слышу это слово? Зеленые луга под летним солнцем или безоблачное небо, словно купол накрывающее все вокруг. Или ветер, который сметает снег с вершин самых высоких гор… У человека, живущего в современном мире, не может быть абсолютной свободы…(При изучении романа «Мы» Е.Замятина ) Эссе
Тонкие вопросы требуют односложные ответы Кто? Что? Где? Куда? Как звать? Толстые вопросы предполагают развернутые вопросы: почему вы думаете, что преступление всегда против совести? почему вы считаете, что убийство иногда можно оправдать? почему все-таки бабушка купила внуку пряник? если бы вы встретились с Витей после совершенного обмана, что бы вы ему посоветовали? «Толстые» и «тонкие» вопросы
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы.
Использование технологии...
Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах
Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не...