Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
материал (литература) по теме

Обобщён опыт работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon LADAN_OPYT.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

1  Ладан Лариса Григорьевна

Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления

(из опыта работы)

I раздел. Информация об опыте

                   1.1.   Условия возникновения, становления опыта 

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса,  сущностным,  глубинным понятием обучения становится  развитие  (интеллектуальное,  творческое,  нравственное).

Системы образования в любой стране призваны  способствовать реализации  основных задач  специально- экономического  и культурного развития общества, ибо  именно школа готовит человека к  самостоятельной активной деятельности в различных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы,  как  базового  звена образования,  чрезвычайно важна. Американский  педагог Ф.С.Шлехти, ссылаясь  на опрос многих бизнесменов,  работодателей  подчёркивает, что  на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);  обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний

Работая в основной школе, где обучаются по 7-9 человек в классе, видишь, что ученики ждут помощи от педагога в своих действиях и даже ответах на уроках. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

 Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, а именно: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения проблем, иметь возможность найти в жизни свое место; самостоятельно критически  мыслить, делать необходимые обобщения, быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Добиться означенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии. Другими словами, школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Решение этих задач требует комплексных усилий не только школы, но и всего общества. Дело учителя – искать и находить пути педагогического решения назревших про блем образования. В этом нам могут помочь новые педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий одной из адекватных поставленным целям, с нашей точки зрения, является технология РКМЧП.  

В своем опыте работы  я буду рассматривать  элементы технологии  РКМЧП, способствующих развитию самостоятельной активности  учащихся.      

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой,  самостоятельно активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.           Родители учащихся  заинтересованы в том, чтобы в школе были созданы оптимальные условия для развития личности  учащихся, их обучения и воспитания с учетом уровня их учебных возможностей, интересов, склонностей. В современном обществе во всех сферах ощущается потребность в специалистах грамотных, хорошо владеющих навыками устной и письменной речи. К сожалению, многие выпускники школ не соответствуют таким требованиям. На этом основании в программе развития школы стоит задача: «Создать благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования».

Решение этой задачи  актуально для каждого учителя-предметника.

                              1.2. Актуальность опыта 

                                 Всё наше достоинство – в способности мыслить.

                                  Только мысль возносит нас, а не пространство и время,

                                 в которых мы ничто.

                                 Постараемся же мыслить достойно – в этом основа  

                                                             нравственности.  

                                                                                                              Б. Паскаль.                

  Главная цель любого урока – это воспитание человека, умеющего самостоятельно анализировать факты, явления, события, добывать знания.

  Одним словом, я должна формировать личность человека, боящегося мыслить и высказываться.

За двадцать пять лет работы в школе перепробовала много методов,  технологий,  участвовала в проведении различных экспериментов, стараясь разнообразить тяжёлый ученический труд, сделать уроки интересными, привить любовь к своим предметам. Но видела, что многим скучно на уроках, дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не заботятся о том, чтобы содержание написанного соответствовало заданной теме, панически боятся экзаменов.

   Долго я искала причину этих неудач. Сегодня с уверенностью могу сказать, что корни многих школьных проблем кроются в том, что школа старается  “загрузить” ученика определённым багажом знаний, которыми он может воспользоваться по мере необходимости. Но, к сожалению, только заученное правило не сделает ребёнка грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут понять то или иное литературное произведение. А ведь сложилась такая практика: не читая стихов, учащиеся судят о поэте, используя материал учебника или критической статьи. Чужие мысли выдают за свои и идут с этим багажом по жизни, не зная шедевры классиков. Обидно! Русская литература становится невостребованной, дети считают её неинтересной, а книги, дожидаясь своих читателей, покрываются слоями пыли на полках библиотек.

Как заинтересовать, как приобщить к чтению? Эти вопросы заставляют меня искать что-то новое, более действенное в методике. Считаю, что мои поиски увенчались удачей, технология РКМЧП поможет решить ряд вопросов, собрать воедино то, что прежде было невозможно объединить в рамках одного урока.

Конечно, это не панацея от всех бед, но новая технология помогает воспитать чуткого читателя, самостоятельно мыслящего и умеющего высказать свою точку зрения человека.

     Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

    Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников. Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом. Данный опыт разрешает противоречие между возрастающим равнодушием к окружающему, снижением уровня  культуры и потребностью возродить духовный мир человека, способствует развитию творческого потенциала учащихся, преодолению следующих недостатков в преподавании литературы: поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, формализм в преподавании литературы как предмета идеологического цикла.

    Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к моему предмету, в творческой  самостоятельной активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении  самостоятельно мыслить, в коммуникативной  активности, стабильности результатов обучения. По-моему, мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах.

       

 

1.3.ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА 

   Ведущая идея состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по этой теме, а также поделиться небольшим опытом работы в применении методов и приемов данной технологии на уроках русского языка и литературы.

        Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети частенько испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём причина этого.

На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.

Сущность опыта заключается в создании условий для формирования общеучебных умений и навыков учащихся через широкое использование РКМЧП.

РКМЧП – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. РКМЧП можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

 

Этим обусловлена и цель предлагаемого опыта работы – рассмотреть теоретические основы технологии «Развития критического мышления» и выявить методы и приёмы, которые наиболее целесообразно использовать в процессе формирования самостоятельной активности учащихся.Создание оптимальных условий для развития творческих способностей школьника, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, для эффективного управления познавательной деятельностью школьников на основе технологии РКМЧП; соуправление учебным процессом, возможность оценки учебного труда школьниками на основе гласности и открытых перспектив; содействие повышению качества образования.

                   1.4.Длительность работы над опытом.

Работа над данной темой в течение трех лет  показала, что большинство учащихся испытывают интерес к предмету гораздо больший, чем при традиционном преподавании, успешно овладевают программным материалом, чувствуют себя более комфортно. При подаче материала , используя элементы технологии РКМЧП перед ними вырисовывается целая картина по изучаемой теме,   учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.

                             1.5. Диапазон опыта.

Реализация данного опыта возможна через систему уроков с внеклассной работой, с занятиями на элективных курсах. Применяться опыт может учителями русского языка общеобразовательных школ.

                                      1.6.  Теоретическая база опыта.

В основу теоретической части методической разработки легли научно-исследовательские материалы Д.Клустера. Д.Хапберна, Д.Эстоса, Э.Поппера и др., а также материалы с курсов повышения квалификации

В данной работе мы будем  говорить о развитии критического мышления, и прежде должны выяснить, что же мы будем понимать под критическим мышлением.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы де лаем это исключительно для самих себя. Самостоятельность – есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического  мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.  «Только  сражаясь с конкретной  проблемой,  отыскивая  собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает». Д.Дьюи.

В-четвертых, критическое мышление  стремится  к убедительной аргумента ции. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это  решение  разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, что возможны иные решения той же проблемы, и старается  доказать, что выбранный путь логичнее и рациональнее прочих.

В-пятых,  критическое мышление есть  мышление социальное. Всякая  мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим,  читаем, об суждаем,  возражаем и  обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и уг лубляем свою собственную позицию.

Все пять пунктов этого определения  критического  мышления могут  вопло щаться в различных формах учебной деятельности,  но самая лучшая -  письменная работа учащихся. На письме процесс  мышления ребенка становится  видимым и, следовательно, учитель может получить представление о сформированности мыслительных операций обучающегося. Пишущий всегда  активен, он  всегда мыслит  самостоятельно и пользуется при этом  всем  имеющимся  у него  запасом  знаний.  В хорошей  письменной работе  содержится   поиск  решения  некой  про блемы и предлагается  найденный ответ, поэтому письмо - наиболее эффективное  сред ство обучения  критическому  мышлению.

Авторы технологии РКМЧП, Д. Эстос и К. Поппер, предлагают такое  определе ние  критического мышления: «Думать критически означает  проявлять  любознатель ность и  использовать исследовательские методы:  ставить перед собой вопросы и осуще ствлять  планомерный поиск   ответов. Критическое  мышление работает  на многих уров нях, не довольствуясь фактами, а  вскрывая  причины и следствия  этих фактов. Критическое мышление  предполагает  вежливый  скептицизм,  сомнение  в общеприня тых истинах,  означает выработку точки  зрения  по определенному вопросу и способ ность отстоять эту точку зрения  логическими доводами. Критическое мышление преду сматривает  внимание к аргументам  оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть  отдельный навык или умение,  а есть  сочетание многих умений».

Технология РКМЧП  представлена  как система стратегий,  методических приё мов, предназначенных для  использования на различных  уровнях  образования,  в различ ных предметных областях,  т.е. как  технология  универсальная, «надпредметная ».  

Данная технология  представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение следующих результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся ин формационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования  инфор мации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления раз личного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно ) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зре ния других; способность самостоятельно заниматься своим обучением; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с дру гими людьми; умение сотрудничать и работать в группе. В процессе долговременного слушания или чтения теряется внимание, слабеет интерес и, как результат, снижается уровень по нимания, технология РКМЧП имеет приемы, с помощью которых можно интенсифицировать процесс чтения текстов или прослушивания лекции.  

Для данной технологии  также чрезвычайно важна проблематика групповой работы. Работа в группе оказывает сильное воздействие на формирование мыслительных  способ ностей. В процессе групповой работы учащиеся должны сформулировать для партнера свою мысль – перевести ее из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым  осмыслением. Строго говоря, нечто только в тот момент становится мыслью, когда ее автор способен донести ее суть до слушателя. В процессе обсуждения какой-либо идеи в группе школьник встает перед необходимостью убедительно аргументировать свою мысль.

Технология РКМЧП может быть использована в различных предметных облас тях. Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея откры того общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъ ектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благопри ятной для ее (личности) развития. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (ученика и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъект – субъектных,  партнерских взаимоотношений между учителем и учеником, между учениками.

Технология ориентирована на воспитание у ребенка социальной  ответственно сти. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными  за дачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллектив ной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности – необходимые ус ловия для формирования гражданских взглядов.

1.7. НОВИЗНА ОПЫТА

 состоит в изменении отношения ребёнка к учебному процессу, так как он выступает не как объект для восприятия готовых знаний, а как соучастник, соавтор  процесса обучения.      Цели уроков ориентированы на развитие самостоятельной активности ребёнка: создать условия школьникам для развития монологической и диалогической речи; обеспечить развитие у школьников умений классифицировать орфограммы (пунктограммы); содействовать развитию умений и навыков выделять главное (главную мысль в тексте, анализировать текст, составлять план, тезисы и т.п.); помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.     

 

11раздел. Технология опыта.   

 

ЦЕЛЬ: активно включиться в процесс формирования понятий,  развивать самостоятельность суждений, творческую активность, используя навыки критического мышления.

ЗАДАЧИ:

1.Облегчить учащимся усвоение нового материала, устранить перегрузки в учебном процессе.

2.Создать благоприятный психологический микроклимат в ученическом коллективе.

3.Содействовать развитию творческих способностей учащихся, самостоятельность  мышления, навыков устной и письменной связной речи.

4.Формировать и развивать умения и навыки добывать самостоятельно знания и применять полученные знания на практике.

5.Получение учащимися прочных знаний, формирование навыков грамотного письма, связной логической речи.

   

            В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из 3 основных фаз: 1)фаза вызова; 2)фаза реализации смысла;  3)фаза рефлексии.

1)Фаза вызова предусматривает:

  1. Актуализацию и обобщение имеющихся  у учащихся знаний;
  2. Пробуждение интереса к изучаемой проблеме;
  3. Побуждение ученика к активной деятельности.

Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирова ние личностного интереса к получению новой информации и ценностного отноше ния к предмету.

2)Фаза осмысления предусматривает:

  1. Получение новой информации;
  2. Осмысление новой информации;
  3. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Главная задача второй фазы – активное получение информации, соотнесение нового материала с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

3)Фаза рефлексии предусматривает:

  1. Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  2. Выработку собственного отношения к изучаемому материалу;
  3. Анализ всего процесса изучения материала.

Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информа ции,   выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулиро вание вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

Технология РКМЧП предлагает оригинальные стратегии и приемы. Элементы новизны содержаться в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

На стадии вызова используются следующие приемы:  

Прием модерации, прием составления списка известной информации, «древо предсказаний», подбор определений, проблемный вопрос, прием «Корзина идей», «мозговой штурм».

На стадии осмысления текста  используются следующие приемы:

Прием «пометки на полях или инсерт», таблица ЗХУ, лекция со стопами, двухчастный дневник, толстый и тонкий вопросы.

На стадии рефлексии используются следующие приемы:

Кластер, синквейн, эссе, 6 шляп мышления, центры, пирамида смысла (приложение 8)

Использовать все эти методы и приемы нам  помогут принципы построения уроков.

1.Принцип освоения навыков в условиях специально организованной деятельно сти.

Этот принцип обеспечивается особой формой организации процесса обучения, ко гда все участники вовлекаются в действия: выполнение упражнений, наблюдение за по веде нием других, анализ собственных ощущений и переживаний, сравнение собствен ного ви дения ситуации или факта с видением других.

2.Принцип максимальной активности в процессе обучения.

Все занятия предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого ученика. Используемые приемы позволяют активно участвовать в выполнении упражнений всем участникам обучения.

3. Принцип максимальной достоверности информации.

Он обеспечивается тем, что средством «извлечения» знаний является собственная деятельность участников.

4.Принцип активной исследовательской позиции.

Он должен обеспечиваться мастерством и профессионализмом педагога. Каждое упражнение должно быть поводом для анализа действий учащихся. Равенство мнения педагога и мнения каждого учащегося, предоставляется каждому возможность высказаться, рас суждать, анализировать.

5.Принцип партнерского общения.

Он тесно связан с предыдущим принципом. Он также обеспечивается  мастерством учителя. Партнерское общение – это общение, при котором каждый участник учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем общается. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу открытости, доверия, которая позволяет всем  экспериментировать, открыто, не боясь ошибок и насмешек, высказывать свое мнение.

Обоснование возможности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и ли тературы.

Уроки русского языка и литературы представляют богатейшие возможности по использованию технологии РКМЧП.

Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма. Письмо очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, но и наиболее эффек тивное средство обучения критическому мышлению. После долгих наблюдений за деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы  я пришла к выводу, что нельзя развивать речь, опираясь только на предметные знания, т. к. этого явно недостаточно. Почему? Речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна. Если нет оригинальных идей, то развитие речи невозможно. Вывод, речь и критическое мышление надо развивать одновременно. Именно на это и нацелена технология РКМЧП, а также на формирование аналитического мышления, т.к. выводит на ведущие компетенции: коммуникативную, языковедческую, культуроведческую.

Во-вторых, на уроках русского языка и литературы мы работаем с текстами. В стандартах обра зования 2004 года заложен анализ текста, но приемы его анализа в технологическом плане разработаны слабо. Возникает противоречие, мы знаем, над чем работать, но не знаем, как работать. И возникают бесконечные вопросы. Современные методики русского языка и литературы пытаются найти ответы и оптимальные пути решения этого противоречия. Технология РКМЧП ликвидирует бреши, имеющиеся в нашей методике, и предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстом, позволяющие развивать мыслительные операции. Возникает идеальное сочета ние: богатый опыт анализа текста отечественной стилистики  и методы и приёмы технологии РКМЧП.

В-третьих, в целом гуманитарные предметы представляют больше возможностей для внедрения технологии РКМЧП, чем предметы естественно-математического курса, т. к. тексты русской классической литературы выводят на дискуссию, заставляют думать, спорить, высказывать собственную точку зрения. Обращаясь к художественному тексту, ученик вступает в новый диалог – диалог с писателем, временем, культурой, познаёт неис тощимый потенциал слова, окунается в удивительный мир чувств, в котором мировоззре ние становится мироощущением и переживанием. На уроках русского языка и литературы применение мето дов и приемов технологии РКМЧП возможно практически на любом уроке, что не всегда позволяют уроки естественно-математического цикла.

В-четвёртых, главная цель любого урока – воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, собы тия и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Одним словом, человека не боящегося мыслить. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в классе комфортные условия для каждого учащегося, атмосферу творчества. Поэтому мой опыт преподавания в школе – это, прежде всего, по иск таких методов работы, которые позволили бы создавать на уроках атмосферу мысле деятельности и творчества. Я часто задумывалась над тем, почему ребятам скучно на уро ках, почему современные дети не любят читать, боятся отвечать на вопросы учителя, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли. Я понимала, что только за ученное правило не сделает ребенка грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут ученику понять то или иное произведение. Применение на уроках технологии РКМЧП способно решить эту проблему. Именно поэтому работа на уроках в рамках этой американской технологии мне показалась интересной.

       

Этапы  работы по использованию  технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы.

Впервые с технологией РКМЧП  я познакомилась в 2004 году  на курсах  повы шении  квалификации учителей русского языка и литературы в Киргизской академии образования. Я прослушала курс лекций по технологии РКМЧП,  по пробовала себя в роли  учащегося  на таких занятиях,  и поняла,  что именно  с помощью приёмов,  предложенных  технологией  РКМЧП, можно «расшевелить»  ленивое мышле ние учащихся. Можно  приучить  их думать,  размышлять, принимать  взвешенные решения.

В ходе курсовой подготовки  необходимо было представить  разработки   собственного занятия,  в котором использовались приёмы технологии РКМЧП. И здесь появились  затруднения. Русский язык  очень богат и предоставляет  большие воз можности,  как в плане  подбора материала к  занятиям, так и в плане используемых методик. Именно с выбором  материала к занятию  и возникли  первые  трудности, т.к. было  очень сложно  отобрать из « моря»  информации то, что нужно. Вторая  трудность состояла в выборе используемых  приёмов. Казалось бы, всё просто,  бери  готовые приёмы, суть  которых уже  ясна,  подбирай  к ним  нужный  материал, и занятие готово. Но на практике всё  оказалось  не таким уж лёгким.  В итоге моё первое   занятие получилось  похожим на традиционный урок, но  с элементами технологии РКМЧП.

   Далее я попыталась сравнить  предложенные  нам на курсах модели занятий с традиционным опытом проведения уроков. В технологии РКМЧП занятие состоит из 3 стадий: стадия вызова напоминает наши проблемные уроки: сначала формируется проблема, иссле дование которой предлагается для самостоятельного изучения. Отличается же стадия вы зова поставленными целями и ожидаемым результатом обучения.

Далее идет обычная учебная работа – чтение и обсуждение текста. Новым явилось графическое оформление материала, т.е. различные таблицы. И, конечно же, новыми были цели обучения, формы подачи материала и виды работы учащихся.

После же прочтения текста всегда возникают  противоречивые мнения и новые вопросы, и ни одна идея не останется без внимания, записываются  все мысли, идеи и предложения учащихся.

Вызов способствует появлению у учащихся мотивации в познании нового. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап – рефлексия – является особо зна чимым, т.к. именно здесь происходит творческое развитие ребенка, осознание им уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы.

Пришло понимание, что осознанное использование предложенных технологией РКМЧП приемов и методов даст положительные результаты в процессе развития критического мышления обучаемых, если каждый учитель решит для себя две проблемы:

1)какие методы, приемы следует применить для эффективной реализации определенной цели занятия?

2)как правильно организовать осмысление учебного материала?

Первая проблема тесно связана со второй.  Учитель в процессе участия в обучении учится определять: подходит ли данный прием для решения конкретной педагогической  задачи или нет, в какой логике нужно выстроить приемы, чтобы решить эти задачи. А, значит, благодаря технологии РКМЧП в учебном процессе происходит соединение навыков различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения.

После того, как мною было проведено сравнение традиционного обучения с обучением в технологии РКМЧП, я пришла к выводу, что с помощью методов и приемов технологии критического мышления, можно значительно повысить эффективность уроков русского языка и литературы.

Поэтому следующим этапом моей работы стало введение отдельных элементов, приемов технологии РКМЧП, таким образом, учащиеся имели возможность позна комиться с «правилами игры», т.е. с приемами работы. Было сразу же заметно, что такая форма работы на уроках учащимся очень нравится. Мною было принято решение  разра ботать собственное занятие.                

Закономерно, что следующим шагом стало тематическое планирование занятий по русскому языку в 6 и 7 классах и литературе в 5 и 9 классах с использованием технологии РКМЧП. Данное планирование составлено по следующей схеме: общая тема, количество часов, № занятия, тема отдельного занятия, тип занятия, количество часов на занятие, цель занятия, приемы. Наиболее полно разработаны и апробированы занятия по литературе в 9 классе, которые подчинены общей теме «Тема любви – вечная тема мировой художественной литературы». Занятия по этой тематике идут в рамках изучаемой темы. Частота  проведения этих занятий зависит от времени изучения материала. В 5 классе по литературе были взяты всего две большие темы: «Возлюби ближнего своего»  и «Литературная сказка» и по ним составлено поурочное планирование. Затем были спланированы уроки русского языка  в 6 и 7 классах (приложение 9)

На основе составленного  тематического планирования  были разработаны конспекты уроков русского языка  и литературы, структура которых опирается на базовую модель технологии критического мышления, т.е. состоит из 3 фаз технологии и опирается на основные принципы построения уроков (приложение 10, 11).

Важную роль в организации таких занятий играет групповая работа. От ее организации зависит учебное сотрудничество учащихся и педагога. Работу в группах наиболее целесообразно использовать на повторительно-обобщительных уроках, когда пройденная тема дает обширный материал для анализа, а также на уроках первоначального изучения темы. На своих занятиях я использую разные принципы организации разновозрастных групп: свободный, т.е. по желанию учащихся и не свободный, т.е. по отбору учителя (см. приложение 2).

111раздел. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

 Результативность деятельности учителя по внедрению технологии РКМЧП.

Для отслеживания действенности применяемой технологии, был  проведен мониторинг и анкетирование учащихся.

Мониторинг проводился по тексту Н.В.Гоголя, к которому был предложен ряд вопросов.  В процессе выполнения заданий учащимися выявились следующие результаты обучения: правильно определили тему текста – 6 чел (80%), озаглавили  текст и обосновали свое мнение – 6 человек (80%), определили тип речи – 5 человек (70%), выделили ключевые слова и словосочетания в тексте – 5 человек (70%), объяснили лексическое значение нужных слов – 4 человека (60%), смогли подобрать ассоциативный ряд – 5 человек (70%), смогли определить художественные приемы и их роль в тексте – 4 человека (60%). В целом можно сказать, что класс с заданиями справился. Материал усвоен, а также заметно продвижение учащихся в развитии (приложение 12).

По результатам анкетирования у обучающихся наблюдается: 1)Возрастание мотивации к образовательному процессу, развитие их мыслительных возможностей, гибкости мышления. 2)Наблюдается положительная динамика в освоении общеучебных умений и навыков, а именно возросли: умение определять тему текста; ставить вопрос;  выявлять авторскую позицию; аргументировать свою позицию;  выделять главное; выделить и сформулировать проблему;  сформулировать свою точку зрения.3)Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать свое мнение, наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией (приложение 13).

 Предложенная технология позволяет реализовать цели развития критического и творческого мышления, умений объективной оценки и принятия решений. При организации обучения в этой технологии создаются условия, направленные на веру в успех.  Учебная деятельность учащегося в этой технологии – это деятельность по самоизменению личности, развитию их самостоятельной активности.

 

2008 – 2009 уч. год

100%

73%

100%

58%

        5 класс                                            6 класс

2009 - 2010 уч. год100%

57%%7

100%

70

100%

57%%7

100%

70

6класс                                                 7 класс

                                       2010 – 2011 уч.  год 100%

70 %

100%

73%

        7 класс                              8 класс

              Динамика учебных достижений одного класса за 3 года

        Усп. 100%                                                Усп.100%                                                   Усп.100%      

Кач. 70%

СОК 76%

100%

VVV

VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV

Кач.

70%

СОК 76%

Усп.

100%

VVV

VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV

к

Кач.

76%

СОК

82%

Усп.

100%

VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV
VVV

VVV

XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX

XXX

XXX

XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX

XXX

XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX
XXX

XXX

IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII

IIIIII

IIIIII

IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII

IIIIII

IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII
IIIIII

IIIIII

                                         

       2008 – 2009        2009 – 2010                                    2010 -2011

             5 «А»                                       6 «А»                                          7 «А»                    

     

Уровень сформированности общеучебных умений и навыков (по оценке учителя и результатам анкетирования учащихся):

6 класс:

устойчивое владение навыками                           –    6 чел.    30 %

навыки в значительной степени сформированы – 13 чел.    65 %

навыки сформированы частично                          -    1чел.      5 %  

7 класс:

устойчивое владение навыками                             –  10 чел.   63 %

навыки в значительной степени сформированы   –   5 чел.   31 %

навыки сформированы частично                          -      1чел.    6 %  

            Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

       К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!

    Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.

               

  Список использованной литературы:

1.Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3

2.Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.

3.Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.

4.Вишнякова Е.Е.  Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.

5.Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.

6.Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.

7.Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.

8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

9.Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.

 

                                     

                     

                     

        

                                                                                                                               

                                                                                                       Приложение 1

        

                                                                                       Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»

Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...

Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...


 

Комментарии

Чистякова Людмила Константиновна

Мои первые пробы на уроках литературы в 5 классе дают неплохие результаты. Дети на уроках активны. Но есть такие, которые "перестраиваются тяжело".