Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Грунина Людмила Валерьевна

Применение данной педагогической технологии позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им сформулировать свои цели урока, анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников. Интересны также и виды работ на каждой стадии урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Введение.

          В 2010 году перед методической службой нашей Новосалмановской СОШ встала проблема выбора методической темы на очередное пятилетие.  После анализа методической, учебно- воспитательной работы всего педколлектива  и каждого учителя в частности, после проработки соответствующей литературы,  методических рекомендации

районного ОУО, было решено выбрать в качестве общешкольной  методической  темы следующую: «Внедрение новых педагогических технологий с целью повышения качества образования».  Методическая тема, над  реализацией которой  работает ШМО учителей русского языка и литературы: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Основная часть.

      Критическое  мышление, по мнению американских ученых Ж. Пиаже и Л. Выготского – это поиск  здравого смысла (как поступить логично, с учетом своей точки зрения,  а также других мнений) и отказаться  от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Качества для формирования критического мышления складываются к 15- 16 годам:

- готовность к планированию (упорядочение к планированию (упорядочение мыслей);

- гибкость (если учащиеся не готовы воспринимать мысли других, они не способны генерировать свои мысли);

-настойчивость;

- готовность исправлять свои ошибки;

- осознание;

- поиск компромиссных решений.

     Американские педагоги разработали педагогическую технологию развития критического мышления посредством критического чтения.

     Проведение подобных уроков проходит три стадии.

     1 стадия- стадия вызова.

На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждается интерес к получению новой информации, учащиеся сами ставят цели обучения.  Я на этой стадии предлагаю заполнить учащимся так называемый  лист ожидания ( ребята говорят, чего они хотят добиться в течение урока). Высказываются разные пожелания: хочу узнать что- то новое, хочу показать свои знания, хочу получить хорошую оценку, хочу понравиться гостям (если это открытый урок), хочу, чтобы мне было интересно на уроке и т. д. Все это заносится маркером на лист ватмана, прикрепленный на доске.

     2 стадия – осмысление содержания. Дети получают новую информацию, корректируют поставленные цели.

     3 стадия – рефлексия.

     На второй и третьей стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция), анализ, интерпретация полученной информации.

     Особенно интересны виды работ на второй и третьей стадии: заполнение кластеров, таблиц, ведение записей типа дневников, бортовых журналов, маркировка текста с использованием значков «*» - уже знал, «+»- новое, «-«- думал иначе, «?»- есть вопросы (инсерт).

     Подобным образом можно проводить работу на уроке индивидуально, в парах или группах.

     Подробнее хочу остановиться на приемах и методах систематизации полученных знаний.

     Кластеры.

Это гроздь выделения смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

     

       Деепричастие

                                                      Признаки глагола                     Признаки наречия

                              Обр. от глаг.                   Обозн. добав. действ.

                       

                                              Сов. В.            Несов. В.           Не изменяется          Явл. обстоят.          

Ведение бортовых журналов эффективно на уроках- играх, во время уроков- лекций. Учитель читает фрагмент лекции, учащиеся записывают в бортовой журнал (даю им на это две минуты). Записи ведутся следующим образом:

Известная информация

Новая информация

Инсерт  (запись «+ (новое), - (думал по- другому), ? (хочу спросить)

Дневники (записи ведем так)

Цитата

Комментарии

     Как учителя- словесника меня не может не беспокоить то, что в век повального увлечения компьютерными технологиями книга постепенно отходит на второй  план. В своей практике часто приходится сталкиваться с трудностью, когда художественные тексты остаются непрочитанными. Какой уж тут может быть разговор о критически мыслящем читателе? Выходом из такой ситуации, на мой взгляд, является чтение с остановками на уроке (условие- текст не должен быть очень объемным).  Применять целесообразнее всего в 7-8 классах.

     Требования к такому уроку:

  1. Текст не должен быть знаком учащимся.
  2. Учитель должен заранее поделить его на части, части по объему могут быть разными.
  3. Делить текст на части следует логично, но остановок должно быть не более пяти.
  4. Вопросы и задания к тексту формулировать с учетом иерархии учета познавательной деятельности.

    Рекомендуется :

  1. Задавать простые вопросы(назвать факты, воспроизвести информацию).
  2. Уточняющий тип вопросов (я могу ошибиться, но мне кажется…)
  3. Объясняющие вопросы, ответы на которые начинаются со слова ПОТОМУ.
  4. Творческие вопросы (в таких вопросах есть элемент прогноза, предположения)
  5. Оценочные вопросы.
  6. Практические вопросы.

Синквейн

     В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

     В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

     На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

     На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему

синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к

теме синквейна.

     На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

     Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,

позволяет выразить к ней личное отношение.

Выводы.

     Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения

традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют

исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся.

     А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала.

     И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка

усвоения.

     В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

    Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного

развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические

приемы. Их достаточно много. Рассмотренные и апробированные мною - одни из самых целесообразных в деятельности учителя- словесника.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...

Статья Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Удачное применение  технологии  критического  мышления  на уроках русского языка и литературы в 6 Б классе в соответствии с требованиями ФГОС....