Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему
Применение данной педагогической технологии позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им сформулировать свои цели урока, анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников. Интересны также и виды работ на каждой стадии урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Введение.
В 2010 году перед методической службой нашей Новосалмановской СОШ встала проблема выбора методической темы на очередное пятилетие. После анализа методической, учебно- воспитательной работы всего педколлектива и каждого учителя в частности, после проработки соответствующей литературы, методических рекомендации
районного ОУО, было решено выбрать в качестве общешкольной методической темы следующую: «Внедрение новых педагогических технологий с целью повышения качества образования». Методическая тема, над реализацией которой работает ШМО учителей русского языка и литературы: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Основная часть.
Критическое мышление, по мнению американских ученых Ж. Пиаже и Л. Выготского – это поиск здравого смысла (как поступить логично, с учетом своей точки зрения, а также других мнений) и отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Качества для формирования критического мышления складываются к 15- 16 годам:
- готовность к планированию (упорядочение к планированию (упорядочение мыслей);
- гибкость (если учащиеся не готовы воспринимать мысли других, они не способны генерировать свои мысли);
-настойчивость;
- готовность исправлять свои ошибки;
- осознание;
- поиск компромиссных решений.
Американские педагоги разработали педагогическую технологию развития критического мышления посредством критического чтения.
Проведение подобных уроков проходит три стадии.
1 стадия- стадия вызова.
На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждается интерес к получению новой информации, учащиеся сами ставят цели обучения. Я на этой стадии предлагаю заполнить учащимся так называемый лист ожидания ( ребята говорят, чего они хотят добиться в течение урока). Высказываются разные пожелания: хочу узнать что- то новое, хочу показать свои знания, хочу получить хорошую оценку, хочу понравиться гостям (если это открытый урок), хочу, чтобы мне было интересно на уроке и т. д. Все это заносится маркером на лист ватмана, прикрепленный на доске.
2 стадия – осмысление содержания. Дети получают новую информацию, корректируют поставленные цели.
3 стадия – рефлексия.
На второй и третьей стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция), анализ, интерпретация полученной информации.
Особенно интересны виды работ на второй и третьей стадии: заполнение кластеров, таблиц, ведение записей типа дневников, бортовых журналов, маркировка текста с использованием значков «*» - уже знал, «+»- новое, «-«- думал иначе, «?»- есть вопросы (инсерт).
Подобным образом можно проводить работу на уроке индивидуально, в парах или группах.
Подробнее хочу остановиться на приемах и методах систематизации полученных знаний.
Кластеры.
Это гроздь выделения смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Деепричастие
Признаки глагола Признаки наречия
Обр. от глаг. Обозн. добав. действ.
Сов. В. Несов. В. Не изменяется Явл. обстоят.
Ведение бортовых журналов эффективно на уроках- играх, во время уроков- лекций. Учитель читает фрагмент лекции, учащиеся записывают в бортовой журнал (даю им на это две минуты). Записи ведутся следующим образом:
Известная информация | Новая информация |
Инсерт (запись «+ (новое), - (думал по- другому), ? (хочу спросить)
Дневники (записи ведем так)
Цитата | Комментарии |
Как учителя- словесника меня не может не беспокоить то, что в век повального увлечения компьютерными технологиями книга постепенно отходит на второй план. В своей практике часто приходится сталкиваться с трудностью, когда художественные тексты остаются непрочитанными. Какой уж тут может быть разговор о критически мыслящем читателе? Выходом из такой ситуации, на мой взгляд, является чтение с остановками на уроке (условие- текст не должен быть очень объемным). Применять целесообразнее всего в 7-8 классах.
Требования к такому уроку:
- Текст не должен быть знаком учащимся.
- Учитель должен заранее поделить его на части, части по объему могут быть разными.
- Делить текст на части следует логично, но остановок должно быть не более пяти.
- Вопросы и задания к тексту формулировать с учетом иерархии учета познавательной деятельности.
Рекомендуется :
- Задавать простые вопросы(назвать факты, воспроизвести информацию).
- Уточняющий тип вопросов (я могу ошибиться, но мне кажется…)
- Объясняющие вопросы, ответы на которые начинаются со слова ПОТОМУ.
- Творческие вопросы (в таких вопросах есть элемент прогноза, предположения)
- Оценочные вопросы.
- Практические вопросы.
Синквейн
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему
синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к
теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,
позволяет выразить к ней личное отношение.
Выводы.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения
традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют
исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся.
А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала.
И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка
усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного
развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические
приемы. Их достаточно много. Рассмотренные и апробированные мною - одни из самых целесообразных в деятельности учителя- словесника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...
Методический семинар по применению технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Описание опыта применения данной технологии на конкретных уроках...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...
Статья Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Удачное применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы в 6 Б классе в соответствии с требованиями ФГОС....