Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010). Программа соответствует уровню стандарта образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_5_kl.docx | 82.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Криушинская средняя общеобразовательная школа»
Согласована: ________________ Руководитель ШМО гуманитарного цикла Трушкина Е.А. | Принята Педагогическим советом ОУ Протокол №___ от «__»__________2014 года | Утверждаю __________________________ Директор МБОУ «Криушинская СОШ» Севостьянов П.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Русский язык»
Ступень обучения (класс) 5 класс, основное общее образование
Количество часов__204__
Учитель: Трушкина Елена Алексеевна
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010). Программа соответствует уровню стандарта образования.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативного соответствия ситуации в сфере общения.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Баранов М.Т., Ладыженская Т, А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013г. |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Язык - важнейшее средство общения (3ч+1ч)
I.Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.
II. Функциональные разновидности языка.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (21 ч+4 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (33 ч +6ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 4 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (9 ч + 2ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.
Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (21 ч + 3 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (20ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10 ч + 3 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (30 ч +5ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе ( 9+2 ч).
Количество часов в 5 классе
В год – 204 часов, из них на развитие речи - 34 часов
В неделю – 6 часов
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Из них контрольных работ | Из них на развитие речи |
Язык – важнейшее средство общения | 4 | 1 | |
Повторение пройденного в 1-4 классах | 25 | 1 | 4 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 39 | 1 | 6 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 16 | 1 | 4 |
Лексика. Культура речи. | 11 | 1 | 2 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 24 | 1 | 3 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | |||
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | 1 | ||
ИМЯСУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | 24 | 1 | 4 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | 13 | 1 | 3 |
ГЛАГОЛ | 34 | 1 | 5 |
Повторение и систематизация изученного материала в 5 классе. | 11 | 1 | 2 |
ИТОГО | 204 | 9 | 34 |
№п/п | Раздел. Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля |
1 | Общие сведения о языке. Наука о русском языке, ее основные разделы | Нов. мат. | Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучаемые в 5 классе | Беседа по вопросам упражнения. |
2 | Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | Нов. мат. | Язык как основное средство общения а определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь | Устное высказывание: когда и как служит нам язык |
3 | Язык и его единицы | Нов. мат. | Приемы слушания.нормы речевого этикета | |
4 | Стили речи | Р /р | Основные стили речи, понятие: речевой этикет | Работа с Учебником, беседа |
5 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Комб. | Понятия: звук и буква, транскрипция. | Работа с учебником, со словаря- ми ин. яз. |
6 | Орфограмма. | Комб. | Виды орфограмм, их опознавательные признаки. | Работа с учебником, письмо под диктовку, упражнения |
7 | Правописание безударных гласных в корне. | Комб. | Способы проверки правильности написания слов с безударными гласными в корне. | Работа с учебником, по карточкам, словарный диктант,распределите- льный диктант |
8 | Безударные непроверяемые гласные в корне слова | Комб. | ||
9 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | Комб. | Способы проверки написания согласных в корне слова. | Игра «Пиши правильно», упражнения, практикум. |
10 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова. | Комб. | Способы проверки правильности написания слов с непроизносимыми согласными. | Распределительный диктант, тренинг. |
11 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Комб. | Способы проверки правильности написания слов с непроизносимыми согласными. | Распределительный диктант, тренинг. |
12 | Буквы и,у, а после шипящих. | Комб. | Условия выбора букв и. у. а после шипящих. | Работа со словарями, тренировочные упражнения |
13 | Разделительные ъ и ь. | Комб. | Условия выбора букв ъ и ь. | Тренировочные упражнения, практикум. |
14 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | Комб. | Различение приставки и предлога | Упражнения, практикум |
15 | Текст | Р/Р | Признаки текста | Работа с текстом, практикум |
16 | Обучающее изложение «Хитрый заяц» | Р/Р | Обучающее изложение | Изложение «Хитрый заяц» от 3 лица. |
17 | Части речи | Комб. | Группы частей речи | Работа с учебником, игра «я пересказываю, ты слушаешь» |
18 | Наречие | Комб. | ||
19 | Глагол | Комб. | Признаки глагола как части речи, синтаксическая роль глагола. | Работа с учебником, тренировочные упражнения |
20 | Правописание –тся и ться в глаголах | Комб. | Условия выбора написания –тся и –ться в глаголах | Объяснительный диктант, упражнения, практикум. |
21 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | Комб. | Условия выбора личных окончаний глаголов Не с глаголами | Предупредительный диктант, упражнения, практикум. |
22 | Имя существительное | Комб. | Условия выбора букв в падежных окончаниях имен сущ-х, три склонения имен существительных, ь после шипящих на конце слов- сущ-х 3 скл. | Орфографическая пятиминут- ка, объяснительный диктант, работа с таблицей |
23 | Имя прилагательное | Комб. | Признаки прилагательного как части речи, его синтаксичес- кая роль. | Словарный, объяснительный диктанты, самостоятельная работа. |
24 | Местоимение | Комб. | Особенности местоимения как части речи, роль местоимений в предложении | Диктант, запись под диктовку с заменой повторяющихся слов местоимениями, работа с учебником |
25 | Основная мысль текста . Тема текста | Р/Р | Признаки текста и основная мысль текста Тема текста, широкая и узкая тема | Работа с текстом, письменная работа Работа с текстами, практикум |
26 | Контрольный диктант по теме «Повторение» с грамматическим заданием | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Повторение» | Диктант с грамматическим заданием |
27 | Синтаксис. Пунктуация. | Нов. мат. | Основные единицы синтаксиса и пунктуации | Грамматический диктант, работа с учебником. |
28 | Словосочетание | Нов. Мат. | Определение словосочетания, его строение. Виды словосочета- Ний(именные, глагольные) способы выражения грамматической связи в словосочетании | Работа с учебником, составление словосочетаний, тренировочные упр. |
29 | Разбор словосочетания | Нов. Мат. | Порядок разбора словосочетания | Словарный диктант, работа с учебником, текст. |
30 | Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения | Нов. Мат. | Признаки предложения; грамматическая основа. Интонация конца предложения | Беседа, тренировочные упр. |
31 | Виды предложения по цели высказывания Восклицательные предложения | Нов. Мат. | Виды предложений по эмоциональ-ной окраске. Восклицательные предложения как средство усиления выразительности печи. | Синтаксическая пятиминут- ка, трениров. Упр. |
32-33 | Сжатое изложение | Р/Р | Признаки сжатого изложения, его отличие от подробного | Сжатое изложение текста |
34 | Сочинение | Р/Р | Структура сочинения- повествования | сочинение |
35 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Нов. Мат. | Группы членов предложения, способы выражения подлежащего | Беседа, тренировочные упраж-нения |
36 | Сказуемое | Нов. Мат. | Определение сказуемого, способы его выражения. | Работа с таблицей, практическая работа |
37 | Тире между подлежащим и сказуемым | Нов. Мат. | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Устная синтаксическая пятиминут-ка, объяснительный диктант, работа с толковым словарем. |
38 | Нераспространен-ные и распространенные предложения | Нов. Мат. | Признаки нераспространенных и распространенных предложений | Устная синтаксическая пятиминут-ка,составление схем предложе-ний, диктант. |
39 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Нов. Мат. | Виды второстепенных членов предложения, дополнение | Практическая работа, работа с текстом,синтаксическая пятиминут-ка |
40 | Определение | Нов. Мат. | Способы выражения определения, его графическое выражение. | Работа с учебником, упражнения, комментируемое письмо |
41 | Обстоятельство | Нов. Мат. | Способы выражения обстоятельст-ва, его виды. обозначения | Устная ситтаксическая пятиминут-ка, выборочный диктант, работа с учебником, работа с таблицей. |
42 | Предложения с однородными членами. | Нов. Мат. | Признаки однородных членов, способы их обозначения | Графический диктант,устная синтаксическая пятиминут-ка, запись под диктовку, составление схем, работа с учебником. |
43-45 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Нов. Мат. Урок закрепления изученного | Условия постановки запятой при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах | Контрольный словарный диктант, работа по карточкам. Объясните-льный диктант, пунктуационный диктант |
46-47 | Предложения с обращениями | Нов. Мат. Закр. Изуч. | Определение понятия: обращение, его виды,роль в речи | Запись под диктовку, работа с учебником,провероч-ная работа, комментированное письмо. |
48 | Письмо | Р/Р | Виды писем, их назначение, структура письма, письмо как одна из разновиднос-тей текста | Практическая работа |
49 | Синтаксический разбор простого предложения | Комб. | Порядок синтаксического разбора предложения | Практическая работа, работа по карточкам |
50 | Пунктуационный разбор простого предложения | Комб. | Порядок пунктуационного разбора простого предложения | Практичес-кая работа |
51-52 | Простые и сложные предложения | Комб. | Отличие простого предложения от сложного, виды связи простых предложений в составе сложного. | Устная синтаксическая пятиминут-ка, анализ схем,работа с учебником, провероч-ная работа, словарный диктант. |
53 | Синтаксический разбор сложного предложения | Нов. Мат. | Порядок синтаксического разбора сложного предложения | Практическая работа, редактирование текста |
54 | Прямая речь | Нов. Мат. | Определение прямой речи, структура предложений с прямой речью | Контрольный словарный диктант,комментируемое письмо |
55 | Диалог | Нов. мат. | Определение диалога, отличие диалога от монолога , речевой этикет. | Пунктуационный диктант, работа с текстами, составление диалогов |
56-57 | Изложение (упр.254) | Р/Р | Составление плана, отбор материалов в соответствии с темой | Творческая работа |
58 | Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» | Урок повторения | Предложение простое и сложное, прямая речь, диалог. | Работа по карточкам, выборочный диктант, объяснительный диктант, работа с текстом. |
59 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» с грамматическим заданием, | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Синтаксис и пунктуация» | Диктант с грамматическим заданием |
60 | Фонетика. Гласные звуки, Анализ контрольного диктанта. | Комб. | Единицы фонетики,группы звуков речи, характеристика гласных звуков. Ликвидация пробелов по теме «Синтаксис и пунктуация» | Тренировочные упражнения, запись под диктовку |
61 | Согласные звуки | Комб. | Согласные твердые и мягкие, парные и непарные, отличие согласных звуков от гласных | Тренировочные упражнения работа с учебником |
62 | Изменение звуков в потоке речи( позиционные чередования гласных и согласных звуков) | Урок изуч. Нов Мат. | Определение чередования, его виды | Работа с учебником, тренировочные упражнения |
63 | Согласные твердые и мягкие | Комб. | Обозначение мягкости согласных на письме и в транскрипции | Игра- соревнование «Кто лучше прочитает скороговорку?» работа по учебнику, запись под диктовку |
64-65 | Повествование. Изложение | Р/Р | Структура изложения-повествования, составление плана, отбор материала. | Анализ текста, творческая работа |
66 | Согласные звонкие и глухие | Комб. | Пары согласных по глухости-звонкости | Работа с учебником, запись под диктовку, выразительное чтение |
67 | Графика, Алфавит | Комб. | Определение алфавита, его назначение, соотношение звука и буквы, правильные названия букв. | Устная синтаксическая пятиминут-ка, диктант, работа с учебником, игра «Кто быстрее?» (расположить слова в алфавитном порядке) |
68 | Описание предмета | Р/Р | Деловое и художественное описание | Работа с текстами учебника, корректирование текста, творческая работа. |
69 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Комб. | Условия выбора ь для обозначения мягкости согласного | Работа по карточкам, выборочный диктант, тренировочные упражнения |
70 | Двойная роль букв е, е, ю, я. | Комб. | Позиции, в которых буквы е,е, ю,я обозначают два звуа | Орфографическая диктовка, составление таблицы, провероч-ная работа |
71 | Орфоэпия | Комб. | Орфоэпия-законодатель произносительных норм литературного языка в него устной форме | Работа с учебником, с орфоэпическим словарем |
72 | Фонетический разбор слова | комб | Порядок фонетического разбора | Работа с учебником, тренировочные упражненияигра «Третье лишнее» |
73 | Повторение изученного по разделу «Фонетика, Графика» | Повт.-обобщ. урок | Основные орфографические и орфоэпичес-кие нормы | Диктант, работа с учебником, контроль-ные вопросы |
74 | Повторение по теме «Фонетика» | Урок контр. | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы | тест |
75 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика.» | Урок контр. | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпичес-кие нормы. | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
76 | Анализ контрольного диктанта | Урок анали- за письм. работ | Ликвидация пробелов по разделу | Работа над ошибками в контроль-ном диктанте |
77 | Слово и его лексическое значение | Комб. | Лексическое и грамматическое значение слова, структура словарной статьи. | Работа с толковым словарем, составление словарной статьи. |
78 | Однозначные и многозначные слова | Комб. | Отличие однозначных слов от многозначных | Работа с учебником, работа с толковым словарем. |
79 | Прямое и переносное значение слов | Комб. | Прямое и переносное значение слова. Определение метафоры, сфера ее употребления | Работа с учебником, запись под диктовку, работа с толковым словарем. |
80 | Омонимы | Комб. | Омонимы, их отличие от многозначных слов | Работа с толковым словарем, словарный диктант, выборочный диктант |
81 | Синонимы | комб | Определение синонимов, их назначение в языке | Устная синт. мятиминут-ка,словар-ный диктант, работа со словарем синонимов |
82 | Антонимы | комб | Определение антонимов, подбор антонимов | Работа с толковым словарем, со словарем антонимов; игра «Кто больше?» |
83 | Повторение | Урок повторения | Ликвидация пробелов по разделу | Работа над ошибками, работа с карточкаи |
84 | Контрольный диктант за 1 полугодие | Урок контроля | Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуацион-ные нормы | Контроль-ный диктант с рамматическим заданием |
85-86 | Изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег» | Р/Р | Структура изложения- повествования, составление плана, отбор материала | Творческая работа |
87 | Морфема- наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | Комб. | Определение морфемы, назначение, виды морфем | Работа с учебником, морфемный разбор,ана-лиз текста |
88 | Окончание | Комб. | Определение окончания, роль окончания в слове | Работа с учебником, тренировочные упражнения,работа с таблицей |
89 | Основа слова | Комб. | Определение основы слова, состав слова, морфемный разбор слова | Тренировочные упражнения |
90 | Корень слова | Комб. | Понятие корня слова; слова с омонимичными корнями, роль корня в слове | Словарный диктант, тренировочные упражнения, игра «корректор» |
91 | Рассуждение | Р/Р | Структура сочинения- рассуждения | Анализ текстсов |
92 | Суффикс | Комб. | Определение суффикса, его назначение | Работа с учебником, запись под диктовку, таблица, игра «Кто больше»? |
93 | Приставка | Комб. | Определение приставки, ее значение | Морфем-ный разбор, Диктант, трениров. упр., игра «Найди лишнее слово» |
94-95 | Изложение (упр. 407) | Р/Р | Структура изложения повествовате-льного текста, составление плана, отбор материала | Творческая работа |
96 | Чередование звуков | Комб. | Определение чередования, его виды | Работа с учебником, графичес-кий диктант Орфографическая диктовка, работа с таблицей |
97 | Беглые гласные | Комб. | Беглые гласные в приставках, корне и суффиксе | Работа с учебником, комментированное письмо, запись текста. |
98 | Варианты морфем. Морфемный разбор | Комб. | Порядок морфемного разбора | Работа с учебником, морфемный разбор слова |
99 | Правописание гласных и согласных в приставках | Комб. | Гласные и согласные в приставках | Таблица, тренировочные упражнения, словарный диктант |
100-101 | Буквы з и с на конце приставок | Комб. | Условия выбора букв з и с на конце приставок | Предупредительный и объясните-льный диктанты, самостоятельная работа |
102 | Буквы а-о в корне –лаг-лож- | Нов. Мат. | Условия выбора букв а-о в корне –лаг—лож- | Предупредительный диктант, провероч-ная работа объяснительный диктант |
103 | Буквы а-о вкорне-раст-рос- | Нов. Мат. | Условия выбора букв а-о в корне –раст- рос- | Объяснительный, предупредительный диктанты, самостоятельная работа |
104-105 | Буквы е-о после шипящих в корне | Нов. Мат. | Условия выбора букв е-о после шипящих в корне | Работа с учебником, коммент. письмо, предупредительный и распределительный диктанты |
106-107 | Буквы и-ы после ц | Нов Мат. | Условия выбора букв и-ы после ц. | Объяснительный диктант, игра «Растолкуй», игра «Узнай слово», запись под диктовку. |
108-109 | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография». | Повт. | Основные орфографические и орфоэпичес-кие нормы, теоретические понятия. | |
110 | Контрольный диктант по теме « Морфемика. Орфография.» с грамматическим заданием. | Контр. | Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпичес-кие нормы | Контроль-ный диктант |
111 | Анализ контрольного диктанта | Урок анали-за письм. работ | Ликвидация пробелов по теме | Работа над ошибками |
112-113 | Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень» | Р/Р | Структура сочинения- описания картины, составление плана, отбор материала. | Творческая работа |
114 | Самостоятельные и служебные части речи (1 ) | Комб. | Группы частей речи | Работа с таблицей словарный диктант |
115-116 | Имя существительное как часть речи | Комб. | Признаки существительного как части речи, его морфологические признаки и синтаксичес-кая роль | Устная синтаксическая пятиминут-ка таблица, выбороч-ный диктант |
117 | Доказательство в рассуждении | Р/Р | Определение аргумента ,способы введения аргументов в рассуждение., | Анализ текстов |
118 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Комб. | Отличие одушевленных существительных от неодушевленных | Работа с учебником, тренировочные упр. |
119 | Имена существительные собственные и нарицательные | Комб. | Отличие сущ-х собственных от нарицатель-ных | Словарный диктант, работа с учебником, выборочно- распределительный диктант |
120-121 | Сжатое изложение (упр.496) | Р/Р | Структура изложения повествовательного текста, составление плана, отбор материала | Творческая работа |
122 | Морфологический разбор имени существительного | Комб. | Порядок морфологического разбора | Морфологический разбор имени сущ-го, словарный диктант. |
123 | Род имен существительных | Комб. | Три рода имен существительных | Подготови-тельный диктант,объяснитель-ный диктант |
124 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Нов. Мат. | Особенности существительных данной группы | Выбороч-ный диктант, рвбота с учебником, тренировочные упр. |
125 | Имена сущ-е, которые имеют форму только единственного числа | Нов. Мат. | Особенности сущ-х данной группы | Запись под диктовку, работа с учебником, выбороч-ный диктант |
-126 | Три склонения имен существительных | Комб. | Признаки сущ-х 1,2,3скл. | Работа с учебником, практичес-кая работа |
127-129 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Закрепление изуч. | Условия выбора гласных в пад-х окончаниях имен сущ-х | Тренировочные упр., работа по карточкам, провероч-ная работа.объяснит. диктант |
130-131 | Изложение от 3-го лица (упр546 ) | Р/Р | Структура изложения повествовательного текста,главная мысль текста,составление плана, отбор материала | Творческая работа |
132 | Множественное число имен сущ-х | Комб. | Особенности образования мн. числа некоторых групп сущ-х, классифика-ция ошибок, допущенных в изложении | Тренировочные упражнения, работа по карточкам, работа над ошибками. |
133-134 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен сущ-х | Комб. | Условия выбора о-е после шипящих и ц в окончаниях сущ-х. | Выбороч-ный диктант, запись под диктовку,работа с учебником, провероч-ная работа |
135-136 | Повторение по теме «Имя существительное» | Повт. и обобщение знаний | Основные теоретические понятия; систематизация и промежуточный контроль орфограмм, изученных в теме | Контр. вопросы,тренировоч-.ные упр., тест |
137 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием | Контр. | Проверка и тематический контроль ЗУН | Контроль-ный диктант |
138 | Анализ контрольного диктанта | Урок анали-за | Классифика-ция ощибок, объяснение слов по орфограммам | Работа над ошибками |
139-140 | Имя прилагательное как часть речи | Комб. | Признаки прилагательного как части речи, его морфологические признаки, синтаксичес-кая роль | Запись под диктовку.вы-борочный диктант,за-гадки |
141-142 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Комб. | Условия выбора гласных в падежных окончаниях прилагатель-ных | Работа по учебнику, тренировочные упражнения, диктант, таблица |
143 | Описание животного | Р/Р | Виды описания( деловое и художествен-ное ) | Работа с текстами |
144-145 | Изложение с описанием животного по рассказу А.И.Куприна «Ю-Ю» | Р/Р | Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, сбор материала. | Творческая работа |
146 | Анализ изложения | Р/Р | Классифика-ция ошибок, допущенных в изложении, объединение слов по видам орфограмм | Работа над ошибками |
147-148 | Прилагательные полные и краткие | Комб. | Отличие полных прилагатель-ных от кратких морфологические признаки и синтаксичес-кая роль кратких прил. | Тренировочные упражнения диктанты |
149 | Морфологический разбор имени прилагательного | Комб. | Порядок морфологического разбора | Работа с учебником, запись под диктовку, морфолог. разбор. |
150-151-152 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | Урок систем.обобщ.повт. | Основные теоретические понятия,систематизация и промежуточ-ный контроль орфограмм, изученных в теме. | Контроль-ные вопросы, тренировочные упр., работа по карточкам. тест |
153 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием | Контр. | Основные теоретические понятия, проверка и тематический контроль ЗУН | Контроль-ный диктант |
154 | Анализ контрольного диктанта | Урок аназлиза письм. работ | Классифика-ция ошибок, объединение слов по орфограммам | Работа над ошибками |
155 | Глагол как часть речи | Комб. | Признаки глагола как части речи | Запись под диктовку, синтаксическая пятиминут-ка, тренировочные упр. |
156-157 | Не с глаголами | Комб. | Условия выбора слитного и раздельного написания не с глаголами | Тренировочные упр.,самос-тоятельная работа,игра «Найди синоним», словарная диктовка |
158 | Рассказ | Р/Р | Особенности рассказа как малой повествовате-льной формы, его композиция | Работа с текстами |
159-160 | Сочинение по сюжетным картинкам «Как я однажды…» | Р/Р | Особенности композиции сочинения- рассказа, составление плана, отбор материала | Творческая работа |
161-162 | Неопределенная форма глагола | Комб. | Признаки инфинитива | Словарный. Выборочный диктанты, запись под диктовку, работа с таблицей |
163-164 | Правописание –ться и –тся в глаголах | Комб. | Условия выбора –ться и –тся в глаголах | Работа с учебником, объяснительный и выбороч-ный диктанты,тренировоч-ные упр.,комментирован-ное чтение |
165-166 | Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему (упр.634 ) | Р/Р | Особенности изложения на лингвистичес-кую тему, составление плана, отбор материала | Творческая работа |
167-168 | Виды глагола. Видовые пары | Комб. | Признаки совершенного и несовершенного вида глагола.Что такое видовые пары | Работа с учебником,выбороч-ный диктант,самостоятель-ная работа, тренировочные упр. |
169 | Контрольный диктант | Контр. | Контроль усвоения орфограмм –ться и тся. Не с глаголами Проверка и тематический контроль ЗУН | Контроль-ный диктант |
170 | Анализ контрольного диктанта | Урок анали-за | Классифика-ция ошибок, ликвидация пробелов по теме | Работа над ошибками |
171-172 | Буквы е-и в корнях с чередованием | Комб. | Условия выбора букв е-и в корнях с чередованием | Словарный, выбороч-ный.объяснительный диктанты комментированное письмо, провероч-ная работа |
173 | Невыдуманный рассказ о себе | Р/Р | Особенности и стилевое своеобразие разговорной речи. композиция | практикум |
174-175 | Время глагола. Прошедшее время глагола | Комб. | Время глагола, признаки глагола прошедшего времени | Тренировочные упр.. таблица, орфографическая диктовка |
176-177 | Настоящее время | Комб. | Время глагола. Признаки глагола наст. времени | Предупредительный диктант, тренировочные упр. |
178-179 | Будущее время | Комб. | Время глагола. Две формы будушего времени: простая и сложная | Объясните-льный диктант, тренировочные упр. |
180-181 | Спряжение глаголов | Комб. | Глаголы 1 и 2 спряжения, их личные окончания | Работа с таблицей, тренировочные упр., объяснительный диктант |
182-183 | Правописание безударных личных окончаний глагола | Комб. | Безударные личные окончания глагола | Тренировочные упр., объяснит., выбороч-ный диктанты, провероч-ная работа |
184-185 | Правописание безударных личных окончаний глагола 3 лица мн. числа | Комб. | Безударные личные окончания глаголов 3 лица мн. числа | Тренировочные упр., запись под диктовку, объяснительный диктант. |
186 | Правописание безударных личных окончаний 1 лица мн. числа. | Комб. | Безударные личные окончания глаголов 1лица мн. числа. | Тренировочные упражнения, запись под диктовку,объяснит., выборочный диктанты. |
187-188 | Морфологический разбор глагола | Комб. | Порядок морфологического разбора | Работа с учебником, морфологический разбор глагола |
189-190 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица ед. числа. | Комб. | Условия написания ь в глагольных формах | Объяснит., выбороч-ный диктант, орфографи--ческая диктовка |
191 | Сжатое изложение «Шоколадный торт» | Р/Р | Структура изложения повеств. текста, главная мысль текста | Творческая работа |
192 | Употребление времен | Комб. | Случаи употребления одного времени в значении другого | Контроль-ный словарный диктант, работа с учебником, сочинение- миниатюра по данному началу |
193-194 | Повторение по теме «Глагол» | Повт. | Основные теоретические понятия, систематизация и промежуточный контроль, изученных в теме «Глагол» | Конртроль-ные вопросы, тренировочные упр., работа по карточкам, тест |
195 | Контрольный диктант по теме «Глагол» с грамматическим заданием | Контр. | Проверка и тематический контроль ЗУН | Контроль-ный диктант |
196 | Анализ контрольного диктанта | Урок анали-за письм. работ | Классифика-ция ошибок,объединение слов по орфограммам | Работа над ошибками |
197 | Разделы науки о языке. Фонетика, графика, орфография. | Повт. | Разделы лингвистики, их основные единицы | Работа с учебником, тренировочные упр. |
198 | Орфограммы в приставках и корнях слов | Повт. | Опознавательные признаки орфограмм в приставках и корнях слов | Практикум, работа с таблицами |
199 | Орфограммы в окончаниях слов | Повт. | Опознавательные признаки орфограмм в окончаниях слов | Тренировочные упр., выбороч-ный диктант |
200 | Употребление букв ъ и ь. | Повт. | Опознавательные признаки орфограмм | |
201 | Контрольный диктант за год | Контр. | Основные теоретические понятия, проверка и итоговый контроль ЗУН | Контроль- ный диктант |
202-203 | Сочинение ( упр.729) | Р/Р | Особенности композиции сочинения- рассказа | Творческая работа |
204 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | Повт. | Условия постановки знаков препинания в простом и сложном предложении | Тренировочные упр., объяснительный диктант,графический диктант. |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5-го класса.
Учащиеся должны знать определение изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографические и пунктуационные правила.
Аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
Чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
-разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение,тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
Письмо:
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и наблюдать его в процессе письма;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты;
-пользоваться разными типами словарей в процессе написания текста;
- исправлять недочетыв содержании высказывания и его построении.
Синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово в словосочетании;
-составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
-составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях;
-самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Орфография:
-находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть приемами применения изученных правил орфографии;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы.
- использовать элементы транскрипции для обозначения анализируемого звука;
- работать с орфоэпическим словарём.
Лексикология:
-объяснять лексическое значение слов разными способами( описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии сих лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
-использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
Морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
-пользоваться словарём морфемного строения слов;
-объяснять особенности использования слов с эмоционально- оценочными суффиксами в художественных текстах.
Графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом в работе со словарями;
-проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфология:
- различать части речи;
-правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;
-уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т. д.;
-правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов( предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическим заданием, тестов, комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации.
«Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»
призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
П. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170 слов, для 10-11 – до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX -11 классов - 35 - 40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе -20 различных орфограммы и 4-5 пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмми 10 пунктограмм, в IX – 11 классах — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок
(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. .
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
- Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку 5 класс.- М., :»Экзамен», 2006.
- Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.- М.:» Экзамен», 2011.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе.-М.: «Генжер» , 1998.
- Блинов Г. И., Антохина В. А.Сборник диктантов по орфографии и пунктуации.М., «Просвещение», 2000.
- Ахраменкова Л. А.Тренинг по пунктуации.М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Ходякова Л. А. Использование живописи в преподавании русского языка.М.:»Просвещение», 1985.
- Текучева И. В. Тесты по русскому языку.М.: Экзамен, 2003.
- Черногрудова Е. П. Тесты по русскому языку. М.: «Экзамен», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программапо математике 5 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...