Разработка урока "Определенно- личные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Тема :Определенно- личные предложения
Тип урока : усвоение новых знаний.
Цель урока:
Образовательные: изучение структуры, назначения и возможностей определенно-личных предложений; умение определять этот тип предложения ; эпистолярный жанр.
Воспитательные: формирование читательского вкуса к художественной литературе у учащихся, привитие художественного вкуса в результате анализа художественного произведения. привитие любви к русской литературе.
Развивающие: развитие устной и письменной речи учащихся.
Оборудование: проектор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenno-_lichnye_predlozheniya.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Определенно- личные предложения.
Цель урока:
Образовательные: изучение структуры, назначения и возможностей определенно-личных предложений; умение определять этот тип предложения ; эпистолярный жанр.
Воспитательные: формирование читательского вкуса к художественной литературе у учащихся, привитие художественного вкуса в результате анализа художественного произведения. привитие любви к русской литературе.
Развивающие: развитие устной и письменной речи учащихся.
Оборудование:
На слайде портрет А.С. Пушкина; под портретом записаны слова: Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснется к нему.( Слайд 1)
- Вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня мы окунемся в мир односоставных предложений. Именно на этом уроке мы постараемся увидеть и почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям. Мы посмотрим, как и зачем использовал определенно- личные предложения А.С. Пушкин в своих произведениях.
- Повторение и закрепление пройденного.
- Запишем предложение (один ученик выходит к доске)
Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их
(В.Г. Белинский)
- определите части речи
- в каких глаголах «самые трудные» окончания? Почему? (видишь, слышишь, пишет)
- как определить какую гласную в окончаниях глагола надо писать, если она безударная?
- подчеркните главные члены в первом предложении. Охарактеризуйте предложение.
- Объясните знаки препинания
- Найдите главные члены во втором предложении? Охарактеризуйте предложение.
- Итак, тема сегодняшнего урока: Односоставные предложения. Тип – определенно-личные предложения.
Записываем тему. Вначале выясним, чем отличается двусоставное предложение от односоставного.
Вывод: Односоставные предложения – это предложения, которые состоят из одного главного члена (или из сказуемого, или из подлежащего)
Двусоставные – это предложения, в котором присутствуют оба главных члена. (Слайд 2)
- Новый материал.
Я хочу начать новую тему со слов М.В. Ломоносова. Они и послужат эпиграфом к уроку.
«Умолчание местоимений перед спрягаемыми формами глагола к «упражнению и важности служит»»
(М.В. Ломоносов)(Слайд3)
Так М.В. Ломоносов говорил об определенно – личных предложениях. Какие же предложения называются определенно – личными, мы попытаемся понять по мере того, как будем разбирать текст.
Перед вами стихотворение А.С. Пушкина, послушайте его.
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росой холодной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…
(А.С. Пушкин) (Слайд 4)
- Прочитайте еще раз внимательно.
- О чем это стихотворение? (О самом возвышенном человеческом чувстве - любви)
- В чем смысл стихотворения? Почему именно к фонтану обращается лирический герой?
(Главный герой сравнивает земную любовь с фонтаном, не зря он называет фонтан – фонтаном любви, фонтан живой. Как фонтан бьет ключом, даря живительную влагу, так и жизнь, когда приходит настоящая любовь, она наполняет все наше существо, дарит много прекрасных минут).
- Каков стиль этого текста? Почему?
(Художественный; лирическое произведение, рифмовка, стих жанр; насыщен эпитетами: фонтан живой, серебряная пыль, холодная роса, ключ отрадный, немолчный говор, поэтические слезы; метафорами: журчи мне быль, фонтан любви)
- Для чего нужны художественные средства?
(Для того, чтобы можно было образно нарисовать картинку; показать состояние души лирического героя. )
- Каким настроением наполнено стихотворение
(счастьем радостью, все в мире героя стремиться к любви)
- Приступим к разбору. Найдите и выпишите односоставные предложения из стихотворения.
(ученик у доски)
- Люблю немолчный говор твой и поэтические слезы.
- разбираем предложение (главные члены предложения). Охарактеризуйте предложение (повест, невосклиц., простое, односостав.)
- Почему односоставное?
- Чем выражено сказуемое?
- В какой форме употреблен глагол? (1 л., ед.ч., н.в., изъяв. накл.)
- От какого лица идет повествование в этом предложении? (от 1 лица)
-Можно ли в этом предложении представить определенное лицо? (Да, это сам говорящий; я люблю)
Раз в предложении нет подлежащего, но на присутствие подлежащего указывает глагол – сказуемое своей формой, раз можно подставить определенное лицо вместо отсутствующего подлежащего, как можно назвать такое предложение? (Определенно-личное)
Вывод: Определенно- личные – главный член только сказуемое, вместо подлежащего подразумевается определенное лицо.
На слайде подобные примеры. Рассмотрим в какой форме употребляются сказуемые в определенно –личных предложениях. (слайд 5)
1 л., ед.ч., н.в, из. накл. | Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин) |
1 л., ед.ч., н.в, из. накл. | Брожу над морем, жду погоды. Маню ветрила кораблей. (А.С. Пушкин) |
2 л., ед.ч., н.в, из. накл. | Что стоишь, качаясь, тонкая рябина. (Нар. песня) |
1 л., мн.ч., буд.в, из. накл. | Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С.Пушкин) |
1 л., ед.ч., буд.в, из. накл. | Пройду осторожно, не трону ветвей и чуткого птичьего сна не встревожу. |
2 л., повелит. накл. | Пройдите по городу Неве, вглядитесь в него. Красуйся, град Петров. (А.С. Пушкин) |
Значит, на какие местоимения может указывать глагол – сказуемое в определенно-личных предложениях. (1л. Я Мы
2л. Ты Вы)
Значит, в какой форме употребляется глагол в определенно- личных предложениях? (в форме 1 и 2 лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительное и повелительное наклонение)
- Попробуем сформулировать правило.( слайд 6)
- Продолжим работу над стихотворением:
- Какие еще односоставные предложения остались в этом стихотворении ?
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
- Главные члены предложения? Характеристика предложения (Побудительное, восклицательное, простое, односоставное и определенно- личное).
Журчи, журчи свою мне быль…
(Простое, односоставное, побудительное, невосклицательное, определенно-личное)
- Тренировочные упражнения.
- Запишем отрывок из стихотворения
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
(А.С. Пушкин)
- Главные члены предложения. Характеристика предложения.
- Запишем еще один отрывок из стихотворения:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
- Найдите односоставное предложение.
- Охарактеризуйте его.
- Что еще присуще для определенно – личных предложений? (обращение)
Вывод:
- Что вы еще узнали об определенно-личных предложениях? (Определенно-личные предложения могут употребляться в составе сложного; и частенько вместо подлежащего в определенно – личных предложениях выступают обращения)
- Как вы думаете, зачем нужны определенно-личные предложения? (Избегаются ненужные повторы, речь более свободная)
- В каких сферах употребляются определенно-личные предложения? (В лирических и художественных произведениях, а еще в разговорной речи).
- Где еще применимы определенно-личные предложения? (В письмах, поздравлениях, дневниковых записях)
На слайде предложение.
А.С. Пушкин в одном из писем о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал: «Сейчас я прочел «Вечера…». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору желаю дальнейших успехов». (слайд 7)
- Охарактеризуйте это произведение. (Используется прямая речь)
- Найдите определенно-личное предложение. Выпишите их.
- Почему уместно здесь определенно-личное предложение?
Такой жанр называется эпистолярным. (Чтение по словарю Ожегова)
Эпистолярный – это литературное произведение в форме письма, переписки. Возник в 18 веке, использовалось для описания путешествий. (слайд 8)
Итак, в каких сферах употребляются определенно-личные предложения?
V.Итоги урока.
- Какую тему мы изучили на сегодняшнем уроке? Что вы узнали по этой теме?
Вывод: Мы изучили тему: определенно-личное предложение. Изучая предложения, мы наблюдали, анализировали, как они работают в произведениях А.С. Пушкина, великого поэта, классика нашей литературы. Радует, что все хорошо усвоили материал. Хочется верить, что дружба с писателем продолжится.
- Домашнее задание на выбор.
- Выписать из повести «Капитанская дочка» пять определенно- личных предложений.
- Написать мини – сочинение в эпистолярном жанре.
- Упражнение 183.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 8 классе. "Односоставные неопределенно-личные предложения".
Цели: создать условия для 1) осознанного усвоения темы “Неопределенно-личные предложения” и формирования умения применять полученные знания на практике; 2) развития умения связно излагать свои мысли...
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Определенно-личные предложения"
Урок по теме «Определенно-личные предложения» разработан для учащихся 8 класса, обучающихся по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академик...
Методическая разработка. Конспекты уроков русского языка для 10 класса по теме: "Неопределённо-личные предложения". Для глухих обучающихся.
Конспекты уроков, раздаточные материалы, проверочная работа, таблички и презентации РР по теме: "Неопределённо-личные предложения".Серия уроков расчитана на 4 урока + 1 урок контроля знаний....
Методическая разработка урока в 8 классе по русскому языку "Определенно-личные предложения"
Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Определенно-личные предложения" в 8 классе...
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе с применением фреймовой образовательной технологии по теме "Определённо-личное предложение"
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка общеобразовательных школ, преподающих в 8 классе по УМК Н.М.Шанского, но может быть использована и для изучения данной темы по другим ...
Разработка урока русского языка в 8 классе по теме: «Определенно-личные предложения»
Дать понятие об односоставных и двусоставных предложениях; дать понятие определенно-личных предложений; формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особ...
Методическая разработка по теме "Определённо-личные предложения"
Цель: закрепить знания по теме «Определённо-личные предложения»Обучающая:- обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения;- дать понятие определенно-личных предложений;-...