Разработка урока "Определенно- личные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Закирова гулюся Кавсаровна

Тема :Определенно- личные предложения

Тип урока : усвоение новых знаний.

Цель урока:

 Образовательные: изучение структуры, назначения и возможностей определенно-личных предложений; умение определять этот тип предложения ; эпистолярный жанр.

Воспитательные: формирование читательского вкуса к художественной литературе у учащихся, привитие художественного вкуса в результате анализа художественного произведения. привитие любви к русской литературе.

Развивающие: развитие устной и письменной речи учащихся.

Оборудование: проектор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenno-_lichnye_predlozheniya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Определенно- личные предложения.

Цель урока:

 Образовательные: изучение структуры, назначения и возможностей определенно-личных предложений; умение определять этот тип предложения ; эпистолярный жанр.

Воспитательные: формирование читательского вкуса к художественной литературе у учащихся, привитие художественного вкуса в результате анализа художественного произведения. привитие любви к русской литературе.

Развивающие: развитие устной и письменной речи учащихся.

Оборудование:

На слайде портрет А.С. Пушкина; под портретом записаны слова: Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснется к нему.( Слайд 1)

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы окунемся в мир односоставных предложений. Именно на этом уроке мы постараемся увидеть и почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям. Мы посмотрим, как и зачем использовал определенно- личные предложения А.С. Пушкин в своих произведениях.

  1. Повторение и закрепление пройденного.

- Запишем  предложение  (один ученик выходит к доске)

Гоголь не пишет, а рисует,  его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их

                                                                        (В.Г. Белинский)

- определите части речи

- в каких глаголах «самые трудные» окончания? Почему? (видишь, слышишь, пишет)

- как определить какую гласную в окончаниях глагола надо писать, если она безударная?

- подчеркните главные члены в первом предложении. Охарактеризуйте предложение.

- Объясните знаки препинания

- Найдите главные члены во втором предложении? Охарактеризуйте предложение.

- Итак, тема сегодняшнего урока: Односоставные предложения. Тип – определенно-личные предложения.

Записываем  тему. Вначале выясним, чем отличается двусоставное предложение от односоставного.

Вывод: Односоставные предложения – это предложения, которые состоят из одного главного члена (или из сказуемого, или из подлежащего)

             Двусоставные – это предложения, в котором присутствуют оба главных члена.   (Слайд 2)

  1. Новый материал.

Я хочу начать новую тему со слов М.В. Ломоносова. Они и послужат эпиграфом к уроку.

«Умолчание местоимений перед спрягаемыми формами глагола к «упражнению и важности служит»»

                                              (М.В. Ломоносов)(Слайд3)

Так М.В. Ломоносов говорил об определенно – личных предложениях. Какие же предложения называются определенно – личными, мы попытаемся  понять по мере того, как будем разбирать текст.

Перед вами стихотворение А.С. Пушкина, послушайте его.

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росой холодной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

                                 (А.С. Пушкин)  (Слайд 4)

  • Прочитайте еще раз внимательно.
  • О чем это стихотворение? (О самом возвышенном человеческом чувстве - любви)
  • В чем смысл  стихотворения? Почему именно к фонтану обращается лирический герой?

(Главный герой сравнивает земную любовь с фонтаном, не зря он называет фонтан – фонтаном любви, фонтан живой. Как фонтан бьет ключом, даря живительную влагу, так и жизнь, когда приходит настоящая  любовь, она наполняет все наше существо, дарит много прекрасных минут).

  • Каков стиль этого текста? Почему?

(Художественный; лирическое произведение, рифмовка, стих жанр; насыщен эпитетами: фонтан живой, серебряная пыль, холодная роса, ключ отрадный, немолчный говор, поэтические слезы; метафорами: журчи мне быль, фонтан любви)

  • Для чего нужны художественные средства?

(Для того, чтобы можно было образно нарисовать картинку; показать состояние души лирического героя. )

  • Каким настроением наполнено стихотворение

(счастьем радостью, все в мире героя стремиться к любви)

  • Приступим к разбору. Найдите и выпишите односоставные предложения из стихотворения.

(ученик у доски)

  1. Люблю немолчный говор твой и поэтические слезы.

- разбираем предложение (главные члены предложения). Охарактеризуйте предложение (повест, невосклиц., простое, односостав.)

- Почему односоставное?

- Чем выражено сказуемое?

- В какой форме употреблен глагол? (1 л., ед.ч., н.в., изъяв. накл.)

- От какого лица идет повествование в этом предложении? (от 1 лица)

-Можно ли в этом предложении представить определенное лицо? (Да, это сам говорящий; я люблю)

Раз в предложении нет подлежащего, но на присутствие подлежащего указывает глагол – сказуемое своей формой, раз можно подставить определенное лицо вместо отсутствующего подлежащего, как можно назвать такое предложение? (Определенно-личное)

Вывод: Определенно- личные – главный член только сказуемое, вместо подлежащего подразумевается определенное лицо.

На слайде  подобные примеры. Рассмотрим в какой форме употребляются  сказуемые в определенно –личных предложениях. (слайд 5)

1 л., ед.ч., н.в, из. накл.

Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин)

1 л., ед.ч., н.в, из. накл.

Брожу над морем, жду погоды. Маню ветрила кораблей. (А.С. Пушкин)

2 л., ед.ч., н.в, из. накл.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина. (Нар. песня)

1 л., мн.ч., буд.в, из. накл.

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С.Пушкин)

1 л., ед.ч., буд.в, из. накл.

Пройду осторожно, не трону ветвей и чуткого птичьего сна не встревожу.

2 л., повелит. накл.

Пройдите по городу Неве, вглядитесь в него. Красуйся, град Петров. (А.С. Пушкин)

Значит, на  какие местоимения может указывать глагол – сказуемое в определенно-личных предложениях. (1л.  Я         Мы

                                                 2л.  Ты      Вы)

Значит, в какой форме употребляется глагол в определенно- личных предложениях? (в форме 1 и 2 лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительное и повелительное наклонение)

- Попробуем сформулировать правило.(  слайд 6)

- Продолжим работу над стихотворением:

     - Какие еще односоставные предложения остались в этом стихотворении ?

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

  - Главные члены предложения? Характеристика предложения (Побудительное, восклицательное, простое, односоставное и определенно- личное).

        Журчи, журчи свою мне быль…

(Простое, односоставное, побудительное, невосклицательное, определенно-личное)

  1. Тренировочные упражнения.

- Запишем отрывок из стихотворения

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

                          (А.С. Пушкин)

- Главные члены предложения. Характеристика предложения.

 - Запишем еще один отрывок из стихотворения:

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

- Найдите односоставное предложение.

- Охарактеризуйте его.

- Что еще присуще для определенно – личных предложений? (обращение)

Вывод:

   - Что вы еще узнали об определенно-личных предложениях? (Определенно-личные предложения могут употребляться в составе сложного; и частенько вместо подлежащего в определенно – личных предложениях выступают обращения)

- Как вы думаете, зачем нужны определенно-личные предложения? (Избегаются ненужные повторы, речь более свободная)

  -  В каких сферах употребляются определенно-личные предложения? (В лирических и художественных произведениях, а еще в разговорной речи).

    - Где еще применимы определенно-личные предложения? (В письмах, поздравлениях, дневниковых записях)

На слайде  предложение.

А.С. Пушкин в одном из писем о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал: «Сейчас я прочел «Вечера…». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору желаю дальнейших успехов». (слайд 7)

- Охарактеризуйте это произведение. (Используется прямая речь) 

- Найдите определенно-личное предложение. Выпишите их.

- Почему уместно здесь определенно-личное предложение?  

Такой жанр называется эпистолярным. (Чтение по словарю Ожегова)

Эпистолярный – это литературное произведение в форме письма, переписки. Возник в 18 веке, использовалось для описания путешествий. (слайд 8)

Итак, в каких сферах употребляются определенно-личные предложения?

V.Итоги урока.

- Какую тему мы изучили на сегодняшнем уроке? Что вы узнали по этой теме?

Вывод: Мы изучили тему: определенно-личное предложение. Изучая предложения, мы наблюдали, анализировали, как они работают в произведениях А.С. Пушкина, великого поэта, классика нашей литературы. Радует, что все хорошо усвоили материал. Хочется верить, что дружба с писателем продолжится.

  1. Домашнее задание на выбор.
  1. Выписать из повести «Капитанская дочка»  пять определенно- личных предложений.
  2.  Написать мини – сочинение в эпистолярном жанре.
  3. Упражнение 183.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 8 классе. "Односоставные неопределенно-личные предложения".

Цели: создать условия для 1) осознанного усвоения темы “Неопределенно-личные предложения” и формирования умения применять полученные знания на практике; 2) развития умения связно излагать свои мысли...

Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Определенно-личные предложения"

Урок по теме «Определенно-личные предложения» разработан для учащихся 8  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академик...

Методическая разработка. Конспекты уроков русского языка для 10 класса по теме: "Неопределённо-личные предложения". Для глухих обучающихся.

Конспекты уроков, раздаточные материалы, проверочная работа, таблички и презентации РР по теме: "Неопределённо-личные предложения".Серия уроков расчитана на 4 урока + 1 урок контроля знаний....

Методическая разработка урока в 8 классе по русскому языку "Определенно-личные предложения"

Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Определенно-личные предложения" в 8 классе...

Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе с применением фреймовой образовательной технологии по теме "Определённо-личное предложение"

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка общеобразовательных школ, преподающих в 8 классе по УМК Н.М.Шанского, но может быть использована и для изучения данной темы по другим ...

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме: «Определенно-личные предложения»

Дать понятие об односоставных и двусоставных предложениях; дать понятие определенно-личных предложений; формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особ...

Методическая разработка по теме "Определённо-личные предложения"

Цель: закрепить знания по теме «Определённо-личные предложения»Обучающая:- обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения;- дать понятие определенно-личных предложений;-...