Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе с применением фреймовой образовательной технологии по теме "Определённо-личное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Онякова Валентина Николаевна

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка общеобразовательных школ, преподающих в 8 классе по УМК Н.М.Шанского, но может быть использована и для изучения данной темы по другим УМК. Особенностью урока является использование инновационной фреймовой технологии, что соответствует требованиям ФГОС ОО  и системно-деятельностному подходу в обучении. Данный урок является третьим уроком в разделе «Односоставные предложения» и продолжает более подробное знакомство с видами односоставных предложений (1. «Главный член односоставного предложения», 2. «Назывные предложения»); фрейм «Односоставные предложения», использованный на уроке, введён на предыдущем уроке при изучении назывных предложений и будет применяться  на следующих уроках в рамках этого раздела. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelyonno-lichnye_predlozheniya.rar715.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по  русскому языку в 8 классе

с применением фреймовой образовательной технологии  

Автор разработки: Онякова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Междуреченская СШ № 6»

Тема: Определённо-личные предложения.

Форма проведения: урок открытия новых знаний с использованием фреймовой технологии (Приложение 1).

Класс: 8

Урок разработан по учебнику Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Аннотация: Методическая разработка предназначена для учителей русского языка общеобразовательных школ, преподающих в 8 классе по УМК Н.М.Шанского, но может быть использована и для изучения данной темы по другим УМК. Особенностью урока является использование инновационной фреймовой технологии, что соответствует требованиям ФГОС ОО  и системно-деятельностному подходу в обучении. Данный урок является третьим уроком в разделе «Односоставные предложения» и продолжает более подробное знакомство с видами односоставных предложений (1. «Главный член односоставного предложения», 2. «Назывные предложения»); фрейм «Односоставные предложения», использованный на уроке, введён на предыдущем уроке при изучении назывных предложений и будет применяться  на следующих уроках в рамках этого раздела.

Цель: Создать условия для изучения обучающимися особенностей определённо-личных предложений  путём развития навыка осмысленного чтения через использование фреймовой технологии.

Задачи: 

1.        Создать условия для освоения знаний об особенностях определённо-личных предложений.

2.        Способствовать развитию самостоятельного мышления, творческих способностей обучающихся через их самостоятельную работу  с текстом и перенос его в сферу личного сознания.

3.        Создавать условия для развития познавательной активности обучающихся.

Формируемые УУД:

  • личностные:

- познавательный интерес к русскому языку, гордость за родной язык, его богатство и выразительность;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений;

- познавательная активность и творчество.

  • познавательные:

- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять;

- извлекать нужную информацию;

- осуществлять классификацию;

- обобщать понятия;

- делать умозаключения.

  • коммуникативные:

- аргументировать свою точку зрения;

- задавать вопросы;

- вступать в диалог.

  • регулятивные:

- самостоятельно ставить учебные цели и задачи;

- выделять способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- учиться основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация (Приложение 2), карта самооценки, раздаточный материал – фрейм «Односоставное предложение» - по количеству обучающихся в классе.

Использованные ресурсы:

Для целеполагания http://samopodgotovka.com/index.php/russkij-yazyk/9-testy-ege-2014-po-russkomu-yazyku, 10 вариант

Для дидактическо-динамической паузы https://infourok.ru/uprazhneniya-dlya-zakrepleniya-po-teme-odnosostavnie-predlozheniya-664751.html 

Шаблон презентации http://powerpointbase.com/sf/news_direction_by:DESC/category:6/colour1:white/ 

 

Технологическая карта урока

Этап учебного занятия

Методы и приёмы работы/

Формы организации учебной деятельности

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся

Примечания

 1.

Мотивация учебной деятельности

Приём «авансирование»/

Фронтальная, коллективная

Приветствует обучающихся.

- Нам известна крылатая фраза: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Как вы понимаете данное высказывание? Давайте сегодняшний урок проведем под девизом: «Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность», и наш урок будет интересным и продуктивным.

- Объясните знаки препинания в предложении – девизе.

Настраиваются на урок, отвечают на вопрос учителя (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).

Объясняют поставку знаков препинания.

Приложение 2 слайд 2

 2.

Актуализация знаний.

Технология критического мышления

приём «Верите ли вы?»/фронтальная, коллективная

 Организует повторение материала,  изученного на предыдущих уроках.

1. Задание: Прочитайте схему, заменив «?» понятиями.

2. Игра «Верите ли вы?»

Читают, восстанавливая, схему.

Отвечают «да» или «нет», рассуждают, объясняют.

Осуществляют самооценку.

Приложение 2 слайд 3

Приложение 3

Приложение 4

 3.

Постановка темы урока, целеполагание

Технология ТРИЗ, приём «отсроченная отгадка»/ фронтальная, коллективная  

Предлагает вы полнить задание из ЕГЭ по русскому языку 2014 года, организует беседу.

- Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание? Мы можем сейчас выполнить задание? Почему?

- Какова тема сегодняшнего урока? Сформулируйте цель урока. Задачи.

Пытаются выполнить задание, отвечают на вопросы учителя. (Знать определение  определенно-личных предложений).

Формулируют тему, цель и задачи урока.

(1. Дать определение определенно-личных предложений.  

2. Научиться находить определенно-личные предложения.  

3.Определить роль определённо-личных предложений в речи)

Осуществляют самооценку.

Приложение 2 слайд 4

  4.

Освоение новых знаний

Фреймовая технология/ индивидуальная, фронтальная

Предлагает учащимся   схему (фрейм) для работы с материалами учебника (параграф 32 стр. 105 под знаками * и !), выступает в роли тьютора.

Организует анализ проделанной работы, оценку, сопоставление найденной информации.

Предлагает передать смысл  заполненного слота через символику.

Самостоятельно работают с текстом, ищут необходимую информацию, заполняют слоты.

Анализируют и сопоставляют информацию, преобразуют её в символику.

Осуществляют самооценку деятельности.

Приложение 5

Приложение 6

 5.

Первичное закрепление полученных знаний

Дидактическо-динамическая пауза, работа с учебником/ фронтальная, индивидуальная, коллективная

Читает предложения, предлагает объяснить в случае ошибки.

Предлагает выполнить упражнения учебника № 185, приглашает одного ученика к доске,   координирует деятельность учащихся, организует  самооценку.

Выполняют определённые движения, объясняют.

Читают задания, определяют цель выполнения упражнения, отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответов, записывают предложения с объяснением постановки знаков препинания, осуществляют самопроверку и самооценку.

Приложение 7

 6.

Расширение знаний

Исследовательская технология, эксперимент, наблюдение/ фронтальная, коллективная

Обращает внимание на задание на слайде презентации, предлагает выполнить эксперимент, организует беседу:

- Перестройте предложения в определённо-личные (устно). Какой текст более удачный? В чём его преимущество? Что усиливается?

- Определите стилевые особенности текста, в котором использованы определенно-личные предложения.

- Употребляются ли определённо-личные предложения в других стилях.

Предлагает сделать выводы о роли определённо-личных предложений в речи.

Экспериментируют, наблюдают, делают выводы. (усиливается действие, избегаем повторения назойливого «я», высказывание более лаконично).

Наблюдают, делают выводы. (В первой строке стихотворения использовано определенно-личное предложение, с помощью которого передается душевное состояние поэта; передать волнение, эмоциональность удается за счет того, что глаголы употреблены в 1 лице ед. ч., настоящего времени. Стиль этого текста – художественный).

Приложение 2 слайд  5

слайд 6

 7.

Рефлексия, подведение итогов урока

Технология ТРИЗ, приём «отсроченная отгадка»/ фронтальная, коллективная  

Предлагает вернуться к заданию ЕГЭ-2014 и выполнить задание.

Выполняют задание ЕГЭ-2014, делают выводы о достижении цели и задач урока.

Приложение 2 слайд 4

 8.

Презентация домашнего задания

Ситуация выбора/ коллективная,

индивидуальная

Предлагает выполнить задание на выбор: упр. 187 учебника или выписать 5 определённо-личных предложений из художественной литературы, подчеркнуть в них грамматическую основу и указать, чем выражено сказуемое.

Осмысливают задание, записывают в дневник.

Приложение 1.

Краткое описание фреймовой технологии.

Под фреймовой педагогической технологией понимается изучение учебного материала, структурированного определенным образом в специально организованной периодической временной последовательности (сценарии). При помощи фреймовой модели можно «сжимать», структурировать и систематизировать информацию в виде таблиц, матриц.

Учитель в данном случае исполняет роль тьютора, наставника, того, кто сопровождает процесс обучения, не предоставляя готовые знания, направляет действия учащихся.

Фреймовая технология – один из путей формирования навыка чтения, позволяющий учащимся развивать познавательную активность, самостоятельное мышление, творческие способности.

         Ход занятия разделен на пять этапов:

•        предложение учащимся определенной схемы,

•        самостоятельная работа с текстом, поиск необходимой информации, заполнение слотов (слот – элемент фрейма; ячейка),

•        анализ проделанной работы, оценка, сопоставление найденной информации,

•        передача смысла заполненного слота через символику.

Основные понятия:

Фрейм (от английского слова «frame» ─ каркас, рама) - Фрейм представляет собой каркас в виде рамы, разделённой на сектора, структуру подачи материала, которую можно наложить на все последующие темы.

Фокус – тема, актуализированная в центре каркаса.

Слоты – пустые сектора, которые заполняются конкретным содержанием темы (рисунками, мини-текстами).  

Методика моделирования фреймовых схем включает в себя следующие этапы (Гурина Р.В.):              

1.        Выделение «ключевых» элементов материала изучаемого курса как наиболее важных, существенных для понимания. Причем, эти «ключевые» элементы выделяются не на уровне отдельных слов, а на уровне смысловых единиц содержания (смысловых вех,   семантических комплексов).

2.        Моделирование собственно логической структуры на базе таких единиц и их отношений, отражающей смысловую организацию выделенной информации. Эта структура учитывает внутренние связи единиц, их разнопорядковость, иерархию.

3.        Визуализация фрейма в схемном виде.

4.        Конструирование стереотипных предложений с жёстким лингвистическим каркасом, ключевыми словами, сопровождающим схему и встраивание их в структуру схемы.

5.        Оформление фреймовой схемы как ориентировочной основы действий в виде таблицы, раздаточного материала и т.д.

Подробнее технологию можно изучить в следующих источниках:

1.        Гофман Э. Фреймы в системе обучения. - М., 2003

2.        Минский М. Фреймы для представления знаний. -  М., 1999.

3.        Гурина. Р.В., Соколова Е.Е.  Фреймовое представление знаний. Монография. – М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005

4.        Колодочка Т.Н. Фреймовая технология в среднем профессиональном образовании // Школьные технологии, 2004,  №4.  

5.        Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2005 – 368с.

6.        Фреймовые опоры. Методическое пособие /Р.В. Гурина, Е.Е.Соколова, О.А. Литвинко, А.М. Тарасевич, С.И.Фёдорова, А.Д. Уадилова /Под ред. Р.В. Гуриной. - М.: НИИ школьных технологий, 2007.

Приложение 3.

«Верите ли вы?».

1. Местоимения 1 и 2 лица – это местоимения: я, мы, ты, вы. (да)

2  Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются двусоставными неполными. (нет)

3. Обращение является членом предложения. (нет)

4. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам, числам. (да)

5. Яркое, поэтическое описание характерно для художественного стиля речи. (да)

6. Глагол изменяется по наклонениям и может быть употреблён в изъявительном, повелительном, условном наклонении. (да)

7. У глагола радовался можно легко определить лицо. (нет).

8. Мы уже всё знаем о простых односоставных  предложениях. (нет)

Приложение 4.

Карта самооценки

ФИ_________________________________________________________

3 – справился без ошибок;    2 – справился, но были сомнения и неточности, возникли вопросы;  1 – справился с ошибками;   0 – не справился.

Повторение изученного

Определение темы и цели урока

Самостоятельная работа с новым материалом

Тренировочные упражнения

Задание ЕГЭ

Приложение 5.

Фрейм «Односоставное предложение»

Способ выражения

Пример

Приложение 6.

 Отображение материала в символах (схеме)

[   ]


Приложение 7.

Материалы для дидактическо-динамической паузы

Стоя возле парт обучающиеся выполняют определённые движения в зависимости от вида односоставного предложения, например:

- определённо-личное предложение – поднять руки вверх;

- назывное предложение – вытянуть руки вперёд;

- другой, ещё незнакомый вид односоставного предложения – присесть.

По сигналу учителя возвращаются в исходное положение. При ошибке после возвращения в исходное положение объясняют свой выбор.

1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (М.Пришвин).

2. Собирают клюкву поздней осенью (М.Пришвин).

3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (М.Пришвин).

4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам (И.А.Гончаров).

5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле (И.С.Тургенев).

6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня (Пришвин).

7. Другого сторожа на место Антипича не назначили (М.Пришвин).

8. Темнело быстро, по-осеннему (К.Паустовский).

9.  Снег и чайки (К.Симонов).  

10. Только давай выйдем как можно пораньше! (М.Пришвин).

11. Звон отбиваемых кос (К.Паустовский).

12. На следующий день судьи не стало (В.Г.Короленко).

13. Вот опальный домик (А.С.Пушкин).

14.Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам (К.Паустовский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическая разработка урока математики для 6 класса с использованием дистанционных образовательных технологий.

«Организационно-методическая разработка урока математики для 6 класса с использованием дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»

Данная методическая разработка урока поможет учителям биологии заинтересовать учащихся предметом, творчески разнообразит урок, научит школьников работать с различными источниками информации....

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни".Цель зан...

Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...