Методическая разработка по теме "Определённо-личные предложения"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Комзолова Анна Сергеевна

Цель: закрепить знания по теме «Определённо-личные предложения»

Обучающая:

- обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения;

- дать понятие определенно-личных предложений;

- находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

Развивающая:

- развить умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

Воспитательная:

- прививать любовь к русскому языку;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Определённо-личные предложения»

"Не стыдно не знать, стыдно не учиться".

Цель: закрепить знания по теме «Определённо-личные предложения»

Обучающая:

- обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения;

- дать понятие определенно-личных предложений;

- находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

Развивающая:

- развить умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

Воспитательная:

- прививать любовь к русскому языку;

Этапы

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Повторение изученного материала

Начнём урок с того, что ответим на ряд интересующих нас вопросов. Для этого сравним два предложения!

Я люблю тебя, моя Россия!
Люблю тебя, моя Россия!

Почему отсутствие подлежащего во втором примере не меняет смысла предложения?

При помощи каких местоимений можно восстановить подлежащее в определенно-личном предложении?

Историческая справка (слайд)

Впервые обратил внимание на специфику предложений с местоименным подлежащим еще М. В. Ломоносов. В «Российской грамматике» он пишет: «Глагол личный окончательного наклонения имеет падеж именительный явный или потаенный того же числа и лица».

Объяснение нового материала

Перед нами термин “Определённо-личное предложение”. Какие цели мы можем перед собой поставить? Какую информацию мы можем получить, опираясь на этот термин?

- Какое лицо совершает действие в этих предложениях? (Определённое)

- Поскольку в таких предложениях нет подлежащего, как можно увидеть (определить) это лицо? (В о/л предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.

Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения: Я выйду.)

- Окончания каких глаголов указывают на определённое лицо? (Обращаем внимание на запись). Посмотрим на наш кластер. Кластер (из.англ) - кисть винограда. Вывод: на лицо достаточно определённо указывают окончания глаголов 1 и 2 лица.

А теперь попробуем по нашему кластеру рассказать правило, предварительно открыв его на странице 119.

- Какие же односоставные предложения с главным членом – сказуемым называются определённо-личными? (С сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица настоящего и будущего времени.)

Развитие учебно-языковых и речевых умений

1. Возьмем наши рабочие листы и прочитаем первое задание. Ваша задача – найти грамматическую основу и соотнести способ выражения глагольных форм. Скажите пожалуйста, является ли обращения членами предложения?

Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин)                                (изъяв.накл., 1 л. мн.ч., )

Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский)                                                              (изъяв. Накл., 2 л., ед.ч.)

Чему смеётесь? Над собой смеётесь!(Н.В.Гоголь)                                                           (изъяв. Накл., 2 л., мн.ч.)

«Проверь друга»! Меняемся тетрадями.

2. Охарактеризуйте предложения по строению грамматической основы. Выделите грамматическую основу, укажите, чем выражен главный член определенно-личного предложения.

1. Люблю грозу в начале мая. (о/л).

2. В садах ученики окапывают деревья. (дв).

3. Верните книгу в библиотеку. (о/л).

Закрепление

3. Посмотрим на доску. Мама оставила Кириллу записку.

Кирилл, приготовь салат!

Кирилл пока бежал до кухни, растерял все свои записи и перепутал их. Ваша задача помочь Кириллу и составить в нужном порядке алгоритм, предварительно вставить на месте пропусков буквы, выделить грамматическую основу каждого предложения. В каких условиях выражает требование, а в каких побуждение к действию?

Нарезать (ед.ч. Повел.накл.2 л. наст. вр.)

варё...ные овощи с...ломкой или куб...ками.

Д...бавить (мн.ч. 2 л. наст. вр.)

с...лёные огурцы и р...стительное масло

...варить (ед.ч. Повел накл. 1 л. наст. вр.)

к...ртофель, свёклу, м...рковь.

Что за записку мама оставила мальчику? (Рецепт приготовление винегрета)

Как называются такие предложения? В чем их отличие от двусоставных предложений? (Эти предложения односоставные, в них имеется только один главный член предложения – сказуемое). Что подсказала мальчику мама в третьем предложении? (Что она успеет прийти и помочь сыну). А вы часто мамам помогаете готовить?

Рефлексия

Теперь перед вами картина (на слайде) и опорные слова, которые помогут вам составить о/л предложения на тему «Прогулка в зимнюю пору» (три предложения) так, чтобы в одном из них было о/л.

Бежать, радоваться, улыбаться, лежит.

Как вы понимаете эпиграф? Соотносится ли он с нашими целями и темой урока? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).

1) Ребята, что у вас вызвало наибольшие затруднения? Отметьте в своих рабочих листах ваше настроение после нашего урока.

2) Выставление оценок.

3) Домашнее задание: 25, упражнение 246.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Вопросительное предложение. Различные типы вопросов".

Обучающая презентация по теме "Вопросительное предложение. Различные типы вопросов"....

Методическая разработка по теме: "Виды предложений по цели высказывания"-5 класс

Цели урока: Образовательные: • Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, • Учить: а) находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания; б) ставить знаки...

Методическая разработка раздела образовательной программы «Предложение»

Методическая разработка раздела образовательной программы «Предложение»...

Методическая разработка по теме: “ Условные предложения”.

Данная разработка ставит своей целью познакомить учителей  английского языка и учащихся с различными типами упражнений, которые помогут усвоить данный грамматический материал....

Методическая разработка урока "Виды простых предложений"

Презентация "Виды  простых предложений" (5 класс)...

Методическая разработка урока по теме: "Предложения с обращениями"

Методическая разработка урока по теме : "Предложения с обращениями"...

Методическая разработка "Понятие о сложноподчинённых предложениях"

Научно-методическая разработка урока русского языка для 9 класса  Урок базируется на программе школьного учебника для 9 класса (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. ...