Методическая разработка по теме "Определённо-личные предложения"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)
Цель: закрепить знания по теме «Определённо-личные предложения»
Обучающая:
- обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения;
- дать понятие определенно-личных предложений;
- находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
Развивающая:
- развить умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;
Воспитательная:
- прививать любовь к русскому языку;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Определённо-личные предложения»
"Не стыдно не знать, стыдно не учиться".
Цель: закрепить знания по теме «Определённо-личные предложения»
Обучающая:
- обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения;
- дать понятие определенно-личных предложений;
- находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
Развивающая:
- развить умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;
Воспитательная:
- прививать любовь к русскому языку;
Этапы | Ход урока |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! |
Повторение изученного материала | Начнём урок с того, что ответим на ряд интересующих нас вопросов. Для этого сравним два предложения! Я люблю тебя, моя Россия! Почему отсутствие подлежащего во втором примере не меняет смысла предложения? При помощи каких местоимений можно восстановить подлежащее в определенно-личном предложении? Историческая справка (слайд) Впервые обратил внимание на специфику предложений с местоименным подлежащим еще М. В. Ломоносов. В «Российской грамматике» он пишет: «Глагол личный окончательного наклонения имеет падеж именительный явный или потаенный того же числа и лица». |
Объяснение нового материала | Перед нами термин “Определённо-личное предложение”. Какие цели мы можем перед собой поставить? Какую информацию мы можем получить, опираясь на этот термин? - Какое лицо совершает действие в этих предложениях? (Определённое) - Поскольку в таких предложениях нет подлежащего, как можно увидеть (определить) это лицо? (В о/л предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий. Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения: Я выйду.) - Окончания каких глаголов указывают на определённое лицо? (Обращаем внимание на запись). Посмотрим на наш кластер. Кластер (из.англ) - кисть винограда. Вывод: на лицо достаточно определённо указывают окончания глаголов 1 и 2 лица. А теперь попробуем по нашему кластеру рассказать правило, предварительно открыв его на странице 119. - Какие же односоставные предложения с главным членом – сказуемым называются определённо-личными? (С сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица настоящего и будущего времени.) |
Развитие учебно-языковых и речевых умений | 1. Возьмем наши рабочие листы и прочитаем первое задание. Ваша задача – найти грамматическую основу и соотнести способ выражения глагольных форм. Скажите пожалуйста, является ли обращения членами предложения? Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв.накл., 1 л. мн.ч., ) Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв. Накл., 2 л., ед.ч.) Чему смеётесь? Над собой смеётесь!(Н.В.Гоголь) (изъяв. Накл., 2 л., мн.ч.) «Проверь друга»! Меняемся тетрадями. 2. Охарактеризуйте предложения по строению грамматической основы. Выделите грамматическую основу, укажите, чем выражен главный член определенно-личного предложения. 1. Люблю грозу в начале мая. (о/л). 2. В садах ученики окапывают деревья. (дв). 3. Верните книгу в библиотеку. (о/л). |
Закрепление | 3. Посмотрим на доску. Мама оставила Кириллу записку. Кирилл, приготовь салат! Кирилл пока бежал до кухни, растерял все свои записи и перепутал их. Ваша задача помочь Кириллу и составить в нужном порядке алгоритм, предварительно вставить на месте пропусков буквы, выделить грамматическую основу каждого предложения. В каких условиях выражает требование, а в каких побуждение к действию? Нарезать (ед.ч. Повел.накл.2 л. наст. вр.) варё...ные овощи с...ломкой или куб...ками. Д...бавить (мн.ч. 2 л. наст. вр.) с...лёные огурцы и р...стительное масло ...варить (ед.ч. Повел накл. 1 л. наст. вр.) к...ртофель, свёклу, м...рковь. Что за записку мама оставила мальчику? (Рецепт приготовление винегрета) Как называются такие предложения? В чем их отличие от двусоставных предложений? (Эти предложения односоставные, в них имеется только один главный член предложения – сказуемое). Что подсказала мальчику мама в третьем предложении? (Что она успеет прийти и помочь сыну). А вы часто мамам помогаете готовить? |
Рефлексия | Теперь перед вами картина (на слайде) и опорные слова, которые помогут вам составить о/л предложения на тему «Прогулка в зимнюю пору» (три предложения) так, чтобы в одном из них было о/л. Бежать, радоваться, улыбаться, лежит. Как вы понимаете эпиграф? Соотносится ли он с нашими целями и темой урока? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя). 1) Ребята, что у вас вызвало наибольшие затруднения? Отметьте в своих рабочих листах ваше настроение после нашего урока. 2) Выставление оценок. 3) Домашнее задание: 25, упражнение 246. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Вопросительное предложение. Различные типы вопросов".
Обучающая презентация по теме "Вопросительное предложение. Различные типы вопросов"....
Методическая разработка по теме: "Виды предложений по цели высказывания"-5 класс
Цели урока: Образовательные: • Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, • Учить: а) находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания; б) ставить знаки...
Методическая разработка раздела образовательной программы «Предложение»
Методическая разработка раздела образовательной программы «Предложение»...
Методическая разработка по теме: “ Условные предложения”.
Данная разработка ставит своей целью познакомить учителей английского языка и учащихся с различными типами упражнений, которые помогут усвоить данный грамматический материал....
Методическая разработка урока "Виды простых предложений"
Презентация "Виды простых предложений" (5 класс)...
Методическая разработка урока по теме: "Предложения с обращениями"
Методическая разработка урока по теме : "Предложения с обращениями"...
Методическая разработка "Понятие о сложноподчинённых предложениях"
Научно-методическая разработка урока русского языка для 9 класса Урок базируется на программе школьного учебника для 9 класса (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. ...