Разработка урока русского языка в 8 классе по теме: «Определенно-личные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Дать понятие об односоставных и двусоставных предложениях; дать понятие определенно-личных предложений; формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 8 классе по теме: «Определенно-личные предложения»
Учитель: Андреева Галина Николаевна.
Класс: 8
Тип урока: урок изучения нового материала
Основная технология: системно-деятельностный подход, предполагающий включение учеников в самостоятельную учебную деятельность.
Тема урока: Определенно-личные предложения
Цель урока: обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;
дать понятие определенно-личных предложений; формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям
Задачи: организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:
- предметные : познакомить обучающихся с понятием «определенно-личные предложения», помочь уч-ся определить способ отличия определенно-личных предложений от других односоставных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям; выявить способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях; определить роль определенно-личные предложений в тексте;
- метапредметные: побуждать обучающихся применять для решения учебных задач урока мыслительные операции : синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме( познавательные УУД).Помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план - последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию (регулятивные УУД). Вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли(коммуникативные УУД).
- Личностные: воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления трудиться.
Предложить ученикам использование полученного предметного знания в личных целях, например, в решении учебных задач на ОГЭ
Этап урока Время | Деятельность учителя Содержание учебного материала | Деятельность учащихся | УУД ФОУД |
1. Организационный 1 мин. | Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Подготовка рабочего места | Личностные: саморегуляция Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента. |
2. Повторение изученного Отработка материала к ОГЭ 7 мин | Запись предложения и выполнение задания: Определить тип предложения по структуре и количеству основ, выписать из предложений словосочетания с тремя типами грамматической связи. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) | Выполняют задание, тренирующее Навык определения грамматических основ, грамматической связи в словосочетании | Личностные: умение работать самостоятельно. Познавательные: выполнение учебных действий в материальной и умственной форме, применение мыслительных операций. |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 10 мин. | Ребята, ранее мы познакомились с различными видами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях. а)цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения двусоставные. Я помню чудное мгновенье. Яд каплет сквозь его кору. Зима. И я судьбу благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Отчизне посвятим души прекрасные порывы! Приветствую тебя, пустынный уголок. Я гимны прежние пою. б)Проблемная ситуация. Посмотрите на слайд: (слайд 5) Среди предложений найти простые односоставные предложения. ВЫСЛУШАЙТЕ РАССКАЗАННУЮ МНОЮ СИТУАЦИЮ, ПРИВЕДИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОВ А.С.ПУШКИНА. (для этого предлагаю ребятам расслабиться, закрыть глаза и представить воображаемые картины) На улице буран. Снег валит, ветер подхватывает снежные хлопья и крутит в бешеном танце. Ветер кричит и воет.
Вихри снежные крутя.
То заплачет, как дитя. Вы проснулись. Зимнее утро. Холодно. Но светит ярко солнце. Красиво разукрасил мороз окна, и сразу вспоминаются строчки А.С.Пушкина:
Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? | Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения, по группам. Производят мыслительные операции. При возникновении затруднении обращаются к учебнику – параграфам 30 – 34. (но отмечают про себя это) (Слайд 3) По окончании работы производят самоконтроль, сверяясь с ключом учителя. (Ответы: 22121112) (слайд 4)) Участвуют в обсуждении: кто умеет отличать односоставные предложения от двусоставных, кто правильно определил вид всех односоставных предложений, предложения какого вида определить было трудно? Почему? Что надо сделать, чтобы не было ошибок? | Познавательные: выполнение учебных действий в материальной и умственной форме, применение мыслительных операций. Результативные: контроль и выявления своих отклонений от знаний. Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности с учётом учебно-познавательных задач, вступление в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
4. Постановка проблемы, темы и цели урока 4 мин. | Учитель организует первичное микроисследование полученных результатов. 1. Повторение личных окончаний глаголов 1 и 2 лица: -у, -ю, -ишь, -ешь, -им, -ем, -ите, -ете. 2. Поставить глаголы любить в 1 лице ед.числа, бродить, ждать, манить в 1 лице ед.ч., стоять во 2 л. ед.ч., посвятить в 1 лице мн.ч., пройти в 1 л. ед.ч. и в пов. накл. мн.ч. 3. Анализ предложений (слайд 8) Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин) Брожу над морем, жду погоды. Маню ветрила кораблей. (А.С. Пушкин) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина. (Нар. песня) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С.Пушкин) Пройду осторожно, не трону ветвей и чуткого птичьего сна не встревожу. Пройдите по городу Неве, вглядитесь в него. Красуйся, град Петров. (А.С. Пушкин) | Анализируют данные исследования текста. Понимают, что есть ещё вид односоставных предложений, им неизвестный Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока. Составляют план работы , связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть. Этот план перефразируется в задачи урока: научиться видеть О-Л предложения в тексте, отличать их от других односоставных, понять , зачем употребляются в речи, узнать способы выражения главного члена в О-л предложениях Фронтальная | Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментировать точку зрения другого человека. |
4.Построение проекта – выхода из затруднения – освоение нового материала 4 мин. | Учитель продолжает микроисследование предложений, вид которых ученикам неизвестен. Посмотрим на схему, представленную на слайде, как может называться этот тип предложения? Значит, на какие местоимения может указывать глагол – сказуемое в определенно-личных предложениях? 1л. Я Мы 2л. Ты Вы) Значит, в какой форме употребляется глагол в определенно- личных предложениях? (в форме 1 и 2 лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительное и повелительное наклонение) | Используют алгоритм - способ действия, при помощи которого можно определить, что предложение – О-Л Попробуем сформулировать правило. (Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед.числа, мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения). ( слайд 9) | Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция. Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепочки рассуждения, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5. Первичное Закрепление нового материала 9 мин. | Устанавливает осознанность восприятия, производит первичное закрепление, выявляя способы выражения сказуемого в О-Л Класс списывает предложения в тетрадь, подчеркивает основы: 1) Люблю тебя, Петра творенье! 2) Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - жизнь потеряешь, прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь. 3) Во глубине сибирских руд 4)Скользя по утреннему снегу, Определить вид предложений | Смотрят информацию в учебнике, сравнивают с уже полученным знанием. Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия. Фронтальная | Регулятивные: Самоконтроль, коррекция, Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем. Познавательные :выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций. |
6. Закрепление нового материала Самостоятельная работа –самопроверка 9 мин. | Учитель организует деятельность по применению новых знаний самостоятельно. Предлагается найти среди представленных на слайде предложений предложения О-Л? Работа в парах: среди предложений найдите определенно-личные 1 вариант
2 вариант
| Работают самостоятельно, сверяясь пошагово с ранее составленным способом действия, осуществляют самопроверку, сверяясь с ключом учителя. (Слайд 15) | Регулятивные: самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде алгоритма; умение устанавливать причинно-следственные связи. |
7. Рефлексия Подведение итогов урока 2 -3 мин. | Предлагает продолжить фразу Я узнал, что О-Л предложения - это… Я научился находить О-Л предложения, потому что… Я научился это делать, чтобы… Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения.
Выставление оценок за урок. | Оценивают свою деятельность на всех этапах урока, формулируют сведения о себе как об ученике и «удерживают» добытые предметные и личностные знания в памяти. Оценивают свою работу и общее впечатление от тезисом или афоризмом.
Отвечают на вопрос учителя. ( Мне понравилось.//Было интересно..) | Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения. Регулятивные: самооценка. |
Домашнее задание | Выписать из рассказа «После бала» 5 определенно-личных предложений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект Вариативность проверочных работ в 8 классе КО при изучении темы: «Определенно-личные предложения»
Разработка урока на тему "Определенно-личные предложения". Цели: дать понятие об определенно-личных предложениях; отработать умение находить их в тексте, производить синтаксический разбор, позна...
8 А кл. Тема: «Определенно - личные предложения»
План-конспект урока русского языка. 8 А кл.Тема: «Определенно - личные предложения»...
Карточки по русскому языку. 8 класс. Двусоставные, определенно-личные, безличные предложения.
Выписать предложения в предложенном порядке. 1 вариант...
Контрольная работа по теме "Определенно-личные и неопределенно-личные предложения" 8 класс
Контрольная работа. 2 варианта...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.
Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....
Урок русского языка 8 кл., тема: "Определенно-личные предложения"
Тема урока: «Определенно-личные предложения»ЦЕЛИ:Дать понятие об определённо-личных предложениях;Различать односоставные и двусоставные предложения;Находить определённо-личные предложения ...
Практические задания по теме «Определенно-личные предложения»
Практические задания по теме «Определенно-личные предложения»...