Разработка урока русского языка в 8 классе. "Односоставные неопределенно-личные предложения".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Еремушкина Екатерина Николаевна
Цели: создать условия для 1) осознанного усвоения темы “Неопределенно-личные предложения” и формирования умения применять полученные знания на практике; 2) развития умения связно излагать свои мысли, анализировать и структурировать языковой материал, планировать свою деятельность; 3) воспитания жизненного оптимизма, внимания и интереса к художественному слову, русской литературе, фольклору, любви к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx25.45 КБ
Файл prilozheniya_12.docx16.15 КБ
Файл prilozhenie_3_prez._k_uroku.pptx281.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка в 8 классе

Тема: Неопределенно-личные предложения

Цели: создать условия для

  1. осознанного усвоения темы “Неопределенно-личные предложения” и формирования умения применять полученные знания на практике;
  2. развития умения связно излагать свои мысли, анализировать и структурировать языковой материал, планировать свою деятельность;
  3. воспитания жизненного оптимизма, внимания и интереса к художественному слову, русской литературе, фольклору, любви к природе.

Задачи:

  1. организовать и направить деятельность учащихся на овладение умением отличать неопределенно-личные предложения от других и применение этих и других синтаксических умений в различных речевых ситуациях;
  2. содействовать развитию у детей орфографической зоркости и умения грамматически правильно оформлять свою устную и письменную речь;
  3. создать условия для успешного овладения материалом путем активной мыслительной деятельности и дальнейшего его применения в условиях групповой и индивидуальной работы, а также для развития умственных способностей учащихся;
  4. способствовать возникновению у учащихся интереса к русской лирике, формированию у них эстетического вкуса, умения видеть, чувствовать и ценить прекрасное вокруг и внутри себя.

Оборудование:

  1. презентация с проекциями заданий,
  2. карточки для работы в паре,
  3. распечатки текста стихотворения,
  4. таблица “Знаю – Хочу знать – Узнал”,
  5. видео для организации восприятия стихотворного текста,
  6. интерактивная доска, проектор, компьютер.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Форма работы

Орг. Момент.

-Здравствуйте. Запишите число, классная работа. Оставьте свободную строчку для темы урока.

  1. Проверка д.з.

-На дом вам было задано выписать из любого текста односоставные предл. Проверим, как вы справились с заданием.

+Роль знаков препинания, тип сказуемого, смысл пословиц.

-В каких стилях и с какой целью используются односоставные предложения?

2-3 зачитывают подобранные дома предложения, объясняя их стилевую принадлежность и доказывая вид по наличию главных членов (назывное, определенно-личное, обобщенно-личное).

-Употребляются во всех стилях, особенно в поэтической речи, позволяя более точно и ярко передать чувства и переживания лирического героя.

Индивидуальный опрос.

Оценки 2-3 учащимся

  1. Актуализация знаний по теме “Односоставные предложения”

А) Работа со стихотворным текстом.

-Послушайте стихотворение. Постарайтесь ответить на вопрос: над чем оно заставило меня задуматься? Используйте при ответе определенно-личное предложение.

- Что можете сказать о тексте стихотворения, о структуре предложений в нем?

Б)Составление таблицы.

 -Выпишите в тетрадь основы односоставных предложений, определите форму главного члена и сделайте вывод о типах этих односоставных предложений. Попутно заполните, обсудив в группе, первую колонку таблицы.

+Разберите по составу выписанные глаголы.

1 ученик читает наизусть стихотворение под музыку (приложение 4).

После прослушивания дети высказывают свои мысли вслух.

-Слушая стихотворение, невольно задумываешься о том, что такое счастье и как научиться его видеть.

-Текст художественного стиля, состоит из простых и сложных предложений, односоставных и двусоставных.

Заполняют таблицу

“Односоставные предложения”

Знаю

Хочу знать

Узнал

При проверке доказывают, соглашаются, спорят.

Фронтально.

Текст проецируется на интерактивной доске (приложение 2), напечатанный на листах текст раздается на парты.

Работа в группах.

Проверка с отображением таблицы на доске (плакат)

3. Постановка целей урока. Мотивация.

- А встретились ли вам предложения, определить тип которых было трудно?

- Как думаете, над чем мы будем  сегодня работать? Где это пригодится?

-Заполните вторую колонку таблицы.

- Над новым типом односоставного предложения.

-На ГИА, в жизни.

Фронтально

4.Анализ языкового материала с целью открытия нового.

-Посмотрите на доску. Текст ли это? Почему?

-Что можете сказать о структуре этих предложений, что в них общего?

-Предложите варианты группировки.

- Какая из них поможет реализовать цели сегодняшнего урока?

- Запишите группу незнакомых

предложений, подчеркните главный член, надпишите,  какой формой глагола он выражен. Поработайте в паре.

- Подведите итог: что надо записать в третью колонку таблицы.

-Заполните ее.

-Не текст. Отсутствует связь, общая тема.

-Простые, односоставные.

-1. На 3 группы

 (наз., опр.-л., неопр.-л.)

-2. На 2 группы

(гл. член – сущ., гл. член – глаг.) или

-3. На 2 группы

(можем определить, не можем определить)

Сначала говорят, потом пишут.

-Сказуемое выражено глаголом в:

1) 3 л. мн. ч. наст., буд. вр.,

2) мн.ч. прош.вр. иусловн. накл.

?Работа в паре.

На доске (приложение 3):

В палате еще долго вспоминали его рассказы.

Приготовьтесь к ходьбе на месте.

Уходим завтра в море.  Наше выступление будут транслировать по телевизору.

Тихий зимний вечер.  Долгий разговор. Разбуди  меня завтра рано. По газонам не ходят.

Летом  часто слышим соловья.

Нам обязательно

принесли бы письмо.

Отображение табл.

5.Решешие шарады (орфография, запись темы).

- А как называются такие предложения, вы узнаете, решив шараду.

Запишите ответ в тетрадь, в оставленную строку . Закончите таблицу.

-Что у вас получилось?

-Неопределенно-личные предложения.

Самостоятельно.

6.Применение полученных знаний.

1. Работа с учебником.

-А теперь откройте учебник на стр.92 и проверьте, верны ли наши выводы.

-Попробуем их применить.

-Выпишите из упр. 190 простые неопред.-личн. предложения и сложные, в состав которых таковые входят.

- Докажите, что вы правы.

+Объясните графически знаки препинания, их роль.

Составьте схему любого сложного предложения. Какое это предложение?

Тип сказуемого.

Замените слово “бранят” из 1 предл. стилистически нейтральным синонимом. Что такое синоним?

Только ли слова могут иметь синонимы?

-Да, верны.

Обсуждают.

1 у доски, все определяют, какое это предложение.

-Ругают.

Самост., с проверкой-обсуждением.

2.Трансформация предложений.

-Замените данные на карточках предложения синонимичными односоставными, определите их тип.

+Выписать 3 словосочетания с глаг., опр. тип связи.

Записывают, выделяют осн.

В паре по карточкам (приложение 1).

Проверка – проекция ответа на доске (приложение 3).

2 ученика индивид.оцениваются

3.Творческий диктант.

-Запишите предложения, закончив их. Графически объясните орфограммы. Определите тип односоставных предл.

Цыплят по осени…

Бездонную бочку водой не …

За ветром в поле не…

После дела за советом не…

Наукой врагов …

Готовь сани летом, а телегу …

Будь слову своему хозяин …

Чужим умом в люди не …

Умную голову почитают …

От добра добра не …

От пословицы не …

-Можно ли назвать пословицу текстом? Почему?

-Да, можно. В ней емко выражена основная мысль, авторская позиция.

Самостоятельная работа (2-3 оценить).

7.Рефлексия.

Какую пословицу я выбираю девизом урока? Отметь.

Закончите высказывания вслух.

Дети отвечают:

Сегодня я узнал…

Мне хорошо удалось…

У меня не получилось…

Фронтально.

8. Д.з.

-Выберите для себя и выполите дома 2 из предложенных заданий.

Запись в дневник:

  1. Выписать из толкового словаря значение слова “инструкция”.
  2. Составить 3-5 предложений на тему “Урок”.
  3. Придумать алгоритм “Как определить тип односоставного предложения?”
  4. Подобрать 3-5 пословиц, определить тип предложений.

Задания на доске (приложение 3).



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Карточки.

На площади стр..ители возводят здание нового т..атра.

В зоопарк полярники пр..слали двух белых медведей.

На этом предприяти.. рабочие соб..рают компьютеры.

В институте научные сотрудники пров..дут ряд эксп..р..ментов.

Кто(то) тронул меня за пл..ч.., и я проснулся.

Вечером почтальон пр..нес нам телегра..у.

Знакомые пр..гласили нас в т..атр.

Приложение 2

Текст стихотворения Э. Асадова

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз —

Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово —

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…

Разве будет это тыщу раз!

Лупит гром из поднебесной пушки.

Дождик, дождь! На лужицах веснушки!

Крутит, пляшет, бьет по мостовой

Крупный дождь, в орех величиной!

Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Все, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не возвратить!

Пусть бормочут скептики до смерти.

Вы им, желчным скептикам, не верьте —

Радости ни дома, ни в пути

Злым глазам, хоть лопнуть, — не найти!

А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце светлое у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дорожите счастьем, дорожите! Замечайте, радуйтесь, берите Радуги, рассветы, звезды глаз — Это все для вас, для вас, для вас. Услыхали трепетное слово — Радуйтесь. Не требуйте второго. Не гоните время. Ни к чему. Радуйтесь вот этому, ему! Сколько песне суждено продлиться? Все ли в мире может повториться? Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз… Разве будет это тыщу раз! Лупит гром из поднебесной пушки. Дождик, дождь! На лужицах веснушки! Крутит, пляшет, бьет по мостовой Крупный дождь, в орех величиной! Если это чудо пропустить, Как тогда уж и на свете жить?! Все , что мимо сердца пролетело, Ни за что потом не возвратить! Пусть бормочут скептики до смерти. Вы им, желчным скептикам, не верьте — Радости ни дома, ни в пути Злым глазам, хоть лопнуть, — не найти! А для очень, очень добрых глаз Нет ни склок, ни зависти, ни муки. Радость к вам сама протянет руки, Если сердце светлое у вас. Красоту увидеть в некрасивом, Разглядеть в ручьях разливы рек! Кто умеет в буднях быть счастливым, Тот и впрямь счастливый человек! И поют дороги и мосты, Краски леса и ветра событий, Звезды, птицы, реки и цветы: Дорожите счастьем, дорожите!

Слайд 2

В палате еще долго вспоминали его рассказы. Приготовьтесь к ходьбе на месте. Уходим завтра в море. Наше выступление будут транслировать по телевизору. Тихий зимний вечер. Долгий разговор. Разбуди меня завтра рано . По газонам не ходят. Летом часто слышим соловья. Нам обязательно принесли бы письмо.

Слайд 3

Частица : У меня н.. хватило сил. Буква : пол..жить , выг .. реть , р..сток . Приставка : пр..града , пр..красный , пр .. ступник . Корень : сделка. Суффикс : реш .. ный , испеч .. ный , увлеч .. ный . Морфема, образовавшая наречия : глубоко, медленно, странно. Что на месте пропуска : Волга..матушка , что.. нибудь , по..моему . Основа : личный. Окончание : благородные. Слово “ предположение ” без второй приставки и окончания. Местоимение 1 лица, единственного числа .

Слайд 4

Какую пословицу я выбираю девизом урока ? Сегодня я узнал… Мне хорошо удалось… У меня не получилось…

Слайд 5

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок русского языка в 8 классе "Неопределенно-личные предложения"

Урок дает понятие неопределенно-личных предложений как разновидности односоставных....

Разработка урока русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"

Урок изучения нового материала.На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические кон...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Определенно-личные предложения"

Урок по теме «Определенно-личные предложения» разработан для учащихся 8  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной редакцией академик...

Разработка урока русского языка на тему: «Порядок слов в предложении»

Цели:1. закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении2. Развивать  умение выразительно читать текст, совершенство...