Рабочая программа курса русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Материал представляет собой рабочую программу курса русского языка в 5 классе с календарно-тематическим планированием уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._5_klass.doc | 516 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рабочая программа
учебного курса
«Русский язык»
в 5 классе
Программа рассчитана на 210 часов
Учитель: Суходолина Т. В.
Первая квалификационная категория
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования.
Последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок, в авторских программах может также определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Главные цели ступени основного общего образования
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний, но и системой соответствующих умений и навыков.
Цели изучения учебного предмета
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Требования к уровню усвоения учебного предмета учащимися 5 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. К концу 5 класса учащиеся должны
уметь
- различать разговорную речь, научный стиль, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, изученные в 5 классе, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов;
аудирование
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами
(описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных
слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
орфография
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Формы, технологии, методы обучения.
В программу включены задания, предусматривающие выполнение различных видов разборов: фонетического, морфемного, морфологического, лексического и др.
Упражнения включают в себя работу с различными видами предложений, анализ образцов текстов.
В программе предусмотрены уроки, проводимые в традиционной форме, включающей опрос, изучение нового материала, тренировочные упражнения, уроки обобщающего характера с применением тестирования, уроки с применением ИКТ.
Уроки развития речи в 5 классе продолжают формировать умения учащихся правильно говорить, анализировать текст, рассуждать на предложенную тему, создавать различные виды текстов (киносценарий, психологический портрет и др.)
Многие современные олимпиады по языкознанию («Русский медвежонок», «Филологический чемпионат») включают в себя задания поискового характера, которые формируются по принципу: интерес – побуждение – действие – результат. Включение в программу подобных заданий нацелено на приобретение глубоких и прочных знаний по русскому языку и рост мотивации к дальнейшему изучению предмета.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | в том числе на: | |||
уроки | формирование речевой компетенции | контрольные работы | проекты, исследования | |||
1 | Основные сведения о языке | 2 | 2 | |||
Вводный курс | ||||||
2 | Орфография | 10 | 8 | 1 | 1 | |
3 | Морфология | 28 | 22 | 4 | 2 | |
4 | Синтаксис и пунктуация | 56 | 42 | 10 | 4 | |
Основной курс | ||||||
5 | Фонетика Графика | 26 | 20 | 5 | 1 | |
6 | Морфемика | 54 | 39 | 11 | 3 | 1 |
7 | Лексика | 23 | 18 | 3 | 1 | 1 |
8 | Повторение изученного в 5 классе | 11 | 7 | 2 | 2 | |
Итого | 210 | 158 | 36 | 14 | 2 |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема | Количество часов | Знания, умения и навыки Ключевые компетенции |
1 | Основные сведения о языке Знакомство с учебным комплексом Роль языка в жизни общества | 2 | Знать структуру учебного комплекса. Понимать роль языка в жизни общества. Уметь пользоваться учебным комплексом, обобщать наблюдения, сделанные на уроке, делать вывод; строить небольшое высказывание; комментировать прочитанное. Формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций. |
Вводный курс | |||
2 | Орфография Орфограмма Правописание безударных гласных в корне Правописание безударных гласных в приставках Правописание И, У, А после шипящих Правописание глухих и звонких согласных Правописание непроизносимых согласных Правописание удвоенных согласных | 10 | Знать понятия орфография, орфограмма. Уметь находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила. Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. |
3 | Морфология Самостоятельные и служебные части речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие Местоимение Предлог Частица Союз | 28 | Знать морфологические особенности самостоятельных и служебных частей речи. Уметь дифференцировать указанные части речи, находить их в предложении, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль. Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. |
4 | Синтаксис и пунктуация Предложение Виды предложений по цели высказывания Невосклицательные и восклицательные предложения Главные и второстепенные члены предложения Словосочетание Сложные предложения и их виды Предложение с прямой речью Диалог Предложения с обращением Предложения с вводным словом | 56 | Знать понятия синтаксис, пунктуация, языковые единицы синтаксиса, их разновидности и отличительные признаки; порядок их разбора; правила пунктуационного оформления простого предложения (осложнённого однородными членами, обращением, вводным словом), предложения с прямой речью, диалога. Уметь характеризовать предложение по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию второстепенных членов, количеству грамматических основ, строить схемы предложений названных разновидностей; производить разбор словосочетания. Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. |
Основной курс | |||
5 | Фонетика Графика Звуки речи и буквы Алфавит Ударение Обозначение мягкости Буквы Е, Ё, Ю, Я Гласные после шипящих Гласные после Ц Мягкий знак после шипящих | 26 | Знать определения понятий фонетика, графика, звук, буква, алфавит; орфографические правила, изучаемые в разделе. Уметь выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем; правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова; Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. |
6 | Морфемика Основа слова и окончание Корень слова Приставка и суффикс Словообразование Исторические изменения в составе слова Чередование звуков в корне слова Правописание приставок правописание корней Правописание чередующихся гласных в корнях | 54 | Знать понятия морфемика, морфема, морфемный разбор; орфографические правила, изучаемые в разделе. Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах. Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. |
7 | Лексика Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение Омонимы Антонимы Синонимы Историзмы и архаизмы Неологизмы Заимствования Фразеологизмы | 23 | Знать понятия лексика, лексическое значение, прямое и переносное значения, однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, историзмы, архаизмы, неологизмы, заимствования, фразеологизмы. Уметь объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе Орфография Безударные гласные в корне Морфемика Словообразовательные и формообразующие морфемы Повторение лексических понятий Синтаксис и пунктуация | 11 | Иметь представление о русском языке как о целостной системе взаимосвязанных явлений. Уметь дифференцировать языковые явления, выполнять морфемный, словообразовательный, орфографический, фонетический, лексический, морфологический, синтаксический и пунктуационный разборы. Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
5 класс
№ | Дата | Программный материал | Кол-во час. | ЗУН, ОУУН
| Виды и формы контроля | |
Введение (2) | ||||||
1 | Введение. Знакомство с учебным комплексом. | 1 | Знать структуру учебного комплекса Уметь пользоваться учебным комплексом. | Устный развернутый ответ на вопрос. | ||
2 | Роль языка в жизни общества. | 1 | Обобщить наблюдения, сделанные на уроке; обозначить роль слов «вежливости»»; установить связь между теоретическим и практическим пособием. | Устный развернутый ответ на вопрос. | ||
Вводный курс Орфография (9+1) | ||||||
3 | Орфография. Орфограмма. | 1 | Различать букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму. | Кроссворд | ||
4 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Различать букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму. Правильно писать слова-исключения. Осознанное применение правила. | Контрольное списывание | ||
5 | Правописание безударных гласных в приставках. | 1 | Опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-гласные буквы в корне, приставке. | Письмо под диктовку с грамматическим заданием | ||
6 | Правописание и, а, у после шипящих. | 1 | Опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-гласные буквы в корне, приставке. | Составление текста с данными учителем словами по изученной орфограмме | ||
7 | Правописание глухих и звонких согласных. | 1 | Опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-согласные (звонкие и глухие); совершенствовать орфографические умения и навыки. | Кроссворд | ||
8 | Правописание непроизносимых согласных. | 1 | Уметь находить стечение согласных в корне слова, сопоставлять их написание с произношением; уметь пользоваться орфографическим словарем. | Контрольное списывание | ||
9 | Правописание удвоенных согласных. | 1 | Умение правильно писать словарные слова; умение пользоваться словарем. | Работа по карточкам с заданием вставить пропущенные буквы | ||
10 | Закрепление изученного по теме. | 1 | Уметь определять изученные орфограммы. | Объяснительный диктант | ||
11 | Р/Р Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? | 1 | Уметь пользоваться учебным пособием «Русская речь»; различать формы речи; формировать коммуникативные умения. | Устный развёрнутый ответ на вопрос | ||
Морфология и орфография (24+4) | ||||||
12 | Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные. | 1 | Понимать значение терминов «морфология», «орфография»; отличать служебные части речи от самостоятельных; функции самостоятельных и служебных частей речи; понимать связь морфологии с орфографией. | Объяснительный диктант | ||
13 | Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные. | 1 | Опознавать имя существительное по морфологическим признакам; определять склонение, род, падеж. | Морфологический разбор существительного | ||
14 | Имя существительное. Правописание падежных окончаний существительных. | 1 | Пользоваться алгоритмом при определении окончаний сущ.; определять род, падеж, склонение. | Аргументированное рассуждение: почему слово чернота является им. сущ. по плану | ||
15 | Контрольная работа по изученному материалу. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков учащихся. | Письмо под диктовку с грамматическим заданием | ||
16 | Имя прилагательное. Связь прилагательного с им. сущ. | 1 | Согласовывать прил. с сущ.; устанавливать смысловую связь между прилагательным и существительным. Уметь определять в предложении им. прилагательное, знать его морфологические признаки. | Творческий диктант по тексту упр. 82 | ||
17 | Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | Пользоваться алгоритмом для определения окончаний прилагательных; знать морфологические и синтаксические признаки прилагательного | Тест. Определить падежные окончания прилагательных. | ||
18 | Р/Р Что такое диалог и монолог? | 1 | Знать понятия «диалог», «монолог»; различать диалогическую и монологическую речь; строить монологическое высказывание; умение вести разговор. | Составление диалога на заданную тему | ||
19 | Глагол. Неопределенная форма глагола. | 1 | Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; опознавать орфограммы глагола в соответствии с правилами. | Творческое списывание | ||
20 | Глагол. Прошедшее время. Правописание гласных перед суффиксом -л- и в окончаниях глагола. | 1 | Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Гласная буква перед суффиксом -л- глагола». | Развернутый ответ на вопрос | ||
21 | Глагол. Настоящее и будущее время глагола. Буква ь в глаголе 2-го лица ед. ч. | 1 | Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Буква -ь в глаголе 2-го лица ед. ч.». | Объяснительный диктант | ||
22 | Р/Р Понятие о связном тексте. | 1 | Знать признаки текста; средства грамматической связи предложений в тексте; уметь составлять текст на заданную тему. | Самостоятельная работа по составлению связного текста | ||
23 | Глагол. Правописание не с глаголами. Глаголы с -ться и -тся. | 1 | Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; определять орфограмму «Правописание -ться и -тся в глаголах»; знать случаи слитного написания НЕ с глаголами. | Тест. Изученные орфограммы по теме «Глагол». | ||
24 | Закрепление изученного. Урок-практикум. | 1 | Умения и навыки, полученные при изучении темы. | Объяснительный диктант . | ||
25 | Закрепление изученного. Урок-практикум. | 1 | Умения и навыки, полученные при изучении темы. | Объяснительный диктант | ||
26 | Контрольный диктант. | 1 | Проверка знаний, умений и навыков. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
27 | Анализ к/д. | 1 | Работа над ошибками. | |||
28 | Наречие. Различение наречий по вопросу. | 1 | Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия | Слуховой диктант. | ||
29 | Наречие. Правописание наиболее употребляемых наречий по списку. | 1 | Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия; уметь правильно писать наречия; пользоваться орфографическим словарем. | Словарный диктант. | ||
30 | Р/Р Тема. | 1 | Понимать, что такое тема текста; уметь определять тему текста. | Составление текста из данных предложений | ||
31 | Местоимение. Личные я, ты, он и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. | 1 | Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять личные местоимения. | Творческая работа по упр. 136 | ||
32 | Местоимения. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. | 1 | Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять притяжательные местоимения. | Практическая работа | ||
33 | Местоимения. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Дефис в неопределенных местоимениях. | 1 | Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять неопределенные местоимения; знать признаки правописания неопределенных местоимений. | Тест | ||
34 | Служебные части речи. Предлог. Разграничение предлогов и приставок. | 1 | Уметь различать самостоятельные и служебные части речи. Знать морфологические признаки предлога. Уметь писать предлоги со словами. Знать и понимать значение «орфограммы-пробела». Уметь разграничивать предлог и приставку. | Практическая работа | ||
35 | Р/Р Тема (продолжение) | 1 | Умение определять тему текста; уметь выборочно излагать материал текста; уметь говорить и писать на заданную тему. | Творческая работа: написать начало сочинения | ||
36 | Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. | 1 | Знать признаки простого и сложного предложения. Уметь отличать союз от других служебных частей речи; знать функции союза и его роли в предложении. | Творческое списывание | ||
37 | Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами. | 1 | Уметь отличать частицу от других служебных частей речи; писать частицы со словами в соответствии с правилом; понимать их значение в речи. | Объяснительный диктант | ||
38 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфология». | 1 | Уметь узнавать основные самостоятельные части речи и служебные слова, определять их морфологические признаки и роль в предложении; уметь опознавать изученные орфограммы. | Объяснительный диктант | ||
Синтаксис и пунктуация (46+10) | ||||||
39 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 1 | Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значения синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимать значение терминов «синтаксис» и «пунктуации». | Редактирование текста упр. 189 | ||
40 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 1 | Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значения синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимать значение терминов «синтаксис» и «пунктуации». | Синтаксический разбор предложения | ||
41 | Пунктуационный разбор. | 1 | Формировать умение проводить пунктуационный разбор предложения; уметь правильно строить словосочетание и предложение. | Пунктуационный разбор предложения | ||
42 | Контрольный диктант. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | Диктант | ||
43 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Устранение пробелов знаний | Работа над ошибками | ||
44 | Р/Р Основная мысль текста. | 1 | Понимать значение терминов «основная мысль», «Идея»; уметь определять идею текста; различать тему и основную мысль текста. | Анализ текста | ||
45 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях. | Творческое списывание | ||
46 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях. | Диктант с последующей самопроверкой | ||
47 | Невосклицательные и восклицательные предложения. | 1 | Уметь различать два разных основания деления предложений: по цели высказывания – по эмоциональной окраске; уметь выразительно читать текст. | Диктант с грамматическим заданием (упр. 224) | ||
48 | Простой план. | 1 | Уметь составлять простой план готового текста; понимать значение составления плана. | Составление плана к готовому тексту | ||
49 | Главные члены предложения. | 1 | Находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже или прилагательным) а также грамматическую основу односоставного предложения ( в наиболее ясных случаях); производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях. | Словарный диктант (упр. 222) | ||
50 | Главные члены предложения. | 1 | Находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже или прилагательным) а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях); производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях. | Редактирование текста | ||
51 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Совершенствовать умения и навыки учащихся определять способ выражения подлежащего и сказуемого; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения. | Синтаксический разбор предложения | ||
52 | Синтаксический разбор предложения. | 1 | Знать порядок синтаксического разбора простого предложения. Уметь выполнять его. | Синтаксический разбор предложения | ||
53 | Р/Р Понятие о последовательной связи предложений в тексте. | 1 | Знать признаки последовательной связи предложений в тексте. Уметь находить последовательную связь предложений в тексте; составлять текст и озаглавливать его. | Творческая работа с последующей взаимопроверкой | ||
54 | Второстепенные члены предложения. | 1 | Уметь находить в предложении второстепенные члены; знать признаки определения, обстоятельства, дополнения; производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения. | Синтаксический разбор предложения | ||
55 | Определение. | 1 | Уметь находить определения в предложении; знать признаки определения, роль этого второстепенного члена в предложении; использовать определения при построении предложения. | Творческая работа (упр. 261) | ||
56 | Дополнение. | 1 | Уметь находить дополнение в предложении; знать признаки дополнения, роль в предложении; использовать дополнения при построении предложения; формировать умения и навыки монологического высказывания. | Синтаксический разбор предложения | ||
57 | Обстоятельство. | 1 | Уметь находить обстоятельство в предложении, знать признаки обстоятельства, роль в предложении; использовать обстоятельства при построении предложения; совершенствовать монологическую речь. | Мини-диктант с грамматическим заданием | ||
58 | Обобщение и систематизация материала по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Обобщить и систематизировать изученное по теме «Синтаксис и пунктуация». | Различные виды разбора по образцу | ||
59 | Словосочетание. | 1 | Знать признаки словосочетания; уметь отличать словосочетание от предложения; уметь выделять словосочетание из предложения; анализировать значение и строение словосочетаний; уметь строить словосочетания; находить словосочетания к заданным схемам. | Разбор словосочетания | ||
60 | Диктант с грамматическим заданием. | 1 | Контроль знаний учащихся по изученной теме. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
61 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками | ||
62 | Подчинительные и сочинительные словосочетания. | 1 | Уметь правильно выделять словосочетания из предложения; уметь разбирать словосочетание; уметь строить словосочетания; уметь строить монологическое высказывание. | Разбор словосочетания | ||
63 | Словосочетание в предложении. Обобщение и систематизация материала по теме «Словосочетание». | 1 | Закрепить и обобщить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы. | Синтаксический разбор словосочетания | ||
64 | Р/Р Обучающее изложение, близкое к тексту. | 1 | Уметь писать изложение, близкое к тексту. | Изложение | ||
65 | Р/Р Обучающее изложение, близкое к тексту. | 1 | Уметь писать изложение, близкое к тексту. | Изложение | ||
66 | Р/Р Анализ изложения. | 1 | Знать классификацию ошибок, допущенных в работе по развитию речи. Уметь делать работу над ошибками. | Работа над ошибками | ||
67 | Предложения с однородными членами. | 1 | Уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; знать признаки однородных членов. | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | ||
68 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; знать признаки однородных членов. | Запись под диктовку (упр. 294) | ||
69 | Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. | 1 | Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; знать порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; применять изученную пунктограмму при письме. | Графический диктант | ||
70 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление. | 1 | Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; применять изученную пунктограмму при письме. | Письмо по памяти (упр. 301) | ||
71 | Р/Р Понятие о параллельной связи предложений в тексте. | 1 | Знать признаки параллельной связи предложений в тексте. Уметь находить параллельную связь предложений в тексте; составлять текст и озаглавливать его. | Творческая работа с последующей взаимопроверкой | ||
72 | Предложения с однородными членами. обобщение и систематизация материала по теме. | 1 | Уметь редактировать текст с однородными членами. Понимать роль обобщающего слова в предложении с однородными членами. Уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложения; применять изученную пунктограмму на письме. | Схематический диктант | ||
73 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | Диктант с грамматическим заданием | ||
74 | Анализ к/д | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками | ||
75 | Предложения с обращениями. | 1 | Знать основные признаки обращения; отличать обращения от подлежащего; уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями; уметь находить обращения в предложении и правильно ставить знаки препинания. Уметь составлять предложения с обращениями, строить схему предложений с обращением. | Самостоятельная работа | ||
76 | Знаки препинания в предложениях с обращениями. | 1 | Знать основные признаки обращения; отличать обращения от подлежащего; уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями; уметь находить обращения в предложении и правильно ставить знаки препинания. Уметь составлять предложения с обращениями, строить схему предложений с обращением | Тест | ||
77 | Р/Р Выразительные средства связи устной речи. | 1 | Знать, какие средства называются выразительными, их значение в предложении; уметь находить выразительные средства в тексте; уметь составлять текст по данному началу. | Составление текста по данному началу | ||
78 | Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). | 1 | Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения. | Конструирование предложений с вводными словами | ||
79 | Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | 1 | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами. Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения. | Тест | ||
80 | Сложное предложение. Запятая между частями сложного предложения. | 1 | Отличать простое предложение от сложного; знать признаки сложного предложения; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение. | Мини-диктант с грамматическим заданием (упр. 328) | ||
81 | Сложносочиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения. | 1 | Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки ССП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение | Синтаксический разбор предложения | ||
82 | Сложноподчиненные предложения. Запятая между частями сложного предложения. | 1 | Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки СПП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение | Творческая работа (упр. 344) | ||
83 | Р/Р Общее понятие о стилях речи. Разговорный стиль речи. | 1 | Иметь общее представление о стилях речи; знать признаки разговорного стиля речи. Уметь определять тексты разговорного стиля. | Определение стиля речи по его отличительным признакам | ||
84 | Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. | 1 | Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки БСП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение | Синтаксический разбор предложений | ||
85 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения. | Синтаксический разбор предложений | ||
86 | Контрольный диктант. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | Контрольный диктант | ||
87 | Анализ к/д. | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками | ||
88 | Предложение с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Понимать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Конструирование предложений | ||
89 | Р/Р Книжные стили речи. Характеристика научного стиля. | 1 | иметь представление о научном стиле речи, его особенностях. Знать понятие «термин». Уметь строить ответ на вопрос научного характера. | Практикум | ||
90 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Понимать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Творческая работа с последующей проверкой (упр. 352) | ||
91 | Диалог. Знаки препинания при диалоге. | 1 | Уметь различать диалогическую и монологическую речь; знать сферу употребления диалога; пунктуационное оформление диалога; составление диалога. | Самостоятельная работа | ||
92 | Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация». | Творческая работа (упр. 369) | ||
93 | Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация». | Синтаксический и пунктуационный разборы | ||
94 | Контрольный диктант. | 1 | Контроль знаний учащихся по изученной теме. | Диктант с грамматическим заданием | ||
95 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками | ||
96 | Р/Р Как связать предложения в тексте? | 1 | Знать признаки параллельной и цепной связи предложений в тексте; уметь определять вид связи. | Анализ текста | ||
Основной курс Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (21+5) | ||||||
97 | Понятие о литературном языке. | 1 | Нормы литературного языка; основные разделы языка; орфоэпические умения. | Тест | ||
98 | Звуки речи. Звуки речи и буквы. | 1 | Термины: звуки, слоги, ударение, интонация; понятие «фонетика»; сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов; навыки выразительного чтения. | Выразительное чтение стихотворения (упр. 388) | ||
99 | Звуки речи и буквы. Алфавит. | 1 | Уметь анализировать звучащую речь; сопоставлять звук и букву; уметь производить частичный анализ слов; знать и правильно произносить алфавит. | Контрольное списывание | ||
100 | Гласные и согласные звуки. | 1 | Слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь членить слова на слоги. | Проверочная работа | ||
101 | Слог. Правила переноса. | 1 | Слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь членить слова на слоги. | Самостоятельная работа | ||
102 | Р/Р Характеристика художественного стиля. | 1 | Понимать, что такое метафора. Знать особенности и сферу употребления художественного стиля. | Сочинение продолжения сказки | ||
103 | Ударение. | 1 | Умение различать ударные и безударные слоги; уметь акцентировать ударные слоги; с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме. | Тест | ||
104 | Понятие об орфографии. Сильная и слабая позиция звука. | 1 | Понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы. | Письмо по памяти стихотворения С. Маршака (упр. 420) | ||
105 | Понятие об орфографии. Сильная и слабая позиция звука | 1 | Понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы; навык графического обозначения орфограммы. | Письмо по памяти (упр. 424) | ||
106 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Умение проверять безударные гласные в корне слова различными способами; навык графического обозначения орфограммы. | Диктант «Проверяю себя» | ||
107 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Знать звонкие и глухие согласные звуки; уметь различать гласные и согласные звуки; знать алгоритм объяснения орфограммы «Проверяемая согласная в корне слова»; навыки сопоставлять звучащую и письменную речь. | Орфоэпический диктант | ||
108 | Р/Р/ Изложение близкое к тексту. | 1 | Уметь писать изложение близкое к тексту. | Изложение | ||
109 | Р/Р/ Изложение близкое к тексту. | 1 | Уметь писать изложение близкое к тексту. | Изложение | ||
110 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. | 1 | Умение различать звонкие и глухие согласные звуки; знать парные и непарные глухие и звонкие; графически обозначать орфограмму; использовать алгоритм при объяснении орфограммы. | Тест | ||
111 | Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью. | Словарный диктант | ||
112 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь. | 1 | Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью. | Тест | ||
113 | Значение букв я, ю, е, ё. | 1 | Понимать роль гласных на письме; умение слышать йотированный при произношении гласных я, е, ё, ю в позиции, когда они обозначают два звука; знать условия появления йотированного звука в словах. | Запись текста с заданием под диктовку | ||
114 | Р/Р Типы речи. | 1 | Умение сопоставлять три типа речи: повествование, описание, рассуждение. | Сравнительный анализ | ||
115 | Правописание разделительных Ъ и Ь | 1 | Орфограмма «Буквы Ь и Ъ разделительные; знать опознавательные признаки орфограммы; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью; различать орфограммы «Буква Ь и Ъ разделительные и «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных». | Тест | ||
116 | Правописание гласных после шипящих. | 1 | Знать условия правописания гласных и, а, у после шипящих; уметь графически обозначать орфограмму; понимать условия написания гласных о-ё после шипящих в корне слова; использовать алгоритм при опознавании орфограммы. | Словарный диктант | ||
117 | Правописание гласных после шипящих на конце слова. | 1 | Знать условия появления Ь в конце слова; уметь определять орфограмму, обозначать ее графически. | Тест | ||
118 | Правописание гласных и-ы после ц. | 1 | Знать условия появления орфограммы; уметь графически ее обозначать. | Письмо под диктовку | ||
119 | Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь. | 1 | Знать понятие «орфоэпия». Уметь пользоваться орфоэпическим словарём и словарём ударений. Понимать значение литературного произношения. | Орфоэпический диктант | ||
120 | Р/Р Типы речи. Повествование. | 1 | Уметь строить текст повествование. | Сочинение рассказа «Плавунчик» | ||
121 | Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | 1 | Обобщить и систематизировать изученное в разделе; совершенствовать полученные умения и навыки. | Практическая работа | ||
122 | Контрольная работа по теме «Фонетика». | 1 | Проверить знания и умения учащихся по изученной теме. | Диктант с грамматическим заданием | ||
Морфемика. Орфография (43+11) | ||||||
123 | Понятие о морфемике. | 1 | Понятие о морфемике; морфемный состав слов; видеть орфограммы в разных морфемах. | Грамматический ребус | ||
124 | Основа слова и окончание. | 1 | Знать морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»; алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова. | Самостоятельная работа | ||
125 | Р/Р Типы речи. Описание. | 1 | Уметь описывать предмет; использовать описательные элементы в рассказе | Миниатюра | ||
126 | Основа слова и окончание. | 1 | Знать морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»; алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова. | Тест | ||
127 | Основа слова и окончание. | 1 | Знать морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»; алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова. | Самостоятельная работа | ||
128 | Корень слова. | 1 | Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа. | Практическая работа | ||
129 | Корень слова. | 1 | Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа. | Письмо по памяти (упр. 530) | ||
130 | Корень слова. Исторические изменения в составе слова. | 1 | Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа. | Тест | ||
131 | Р/Р Выборочное изложение. | 1 | Уметь писать выборочное изложение. | Выборочное изложение | ||
132 | Приставки, суффиксы. | 1 | Знать термины «приставка», «суффикс»; уметь выделять приставку и суффикс в слове; словообразующая и формообразующая роль суффикса; правописание суффикса -тель. | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой | ||
133 | Чередование гласных в корне слова. | 1 | Понимать язык как развивающееся явление; выделять в словах корни с чередующимися гласными; умение видеть и обозначать чередование в слове, чередование с нулем звуков. | Самостоятельная работа | ||
134 | Чередование согласных в корне слова. | 1 | Выделять в словах корни с чередующимися согласными; умение осознанно производить морфемный разбор слов. | Морфемный разбор слов различных частей речи | ||
135 | Полногласные и неполногласные сочетания. | 1 | Понимать явление «полногласие»/ «неполногласие» в русском языке, его историческую основу; умение выделять такие сочетания. | Диктант «Проверяю себя» | ||
136 | Повторение по теме «Чередование звуков». | 1 | Повторить и обобщить материал по теме «Чередование звуков в корне». | Практикум | ||
137 | Р/Р как описать животное? Изложение близкое к тексту. | 1 | Уметь писать изложение, близкое к тексту. | Изложение | ||
138 | Р/Р как описать животное? Изложение близкое к тексту. | 1 | Уметь писать изложение, близкое к тексту. | Изложение | ||
139 | Морфемный разбор слова. | 1 | Знать порядок полного морфемного разбора слова; производить морфемный разбор слов. | Письмо под диктовку с грамматическим заданием | ||
140 | Правописание корней и приставок. | 1 | Уметь выделять корень и приставку в слове. Знать опознавательные признаки правописания корней и приставок. | Выборочный диктант | ||
141 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Знать опознавательные признаки орфограммы. Уметь графически обозначать её; подбирать однокоренные слова. | Тест | ||
142 |
| Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 1 | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней -лаг- - -лож-, -кас- - -кос-, -раст- - -рос-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Упр. 595, выборочно126 | |
143 | Р/Р Подготовка к сочинению о слове. | 1 | Уметь писать сочинение на грамматическую тему. | Обучающее сочинение | ||
144 | Р/Р Подготовка к сочинению о слове. | 1 | Уметь писать сочинение на грамматическую тему. | Обучающее сочинение | ||
145 | Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 1 | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Выборочный диктант с последующей проверкой | ||
146 | Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 1 | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней -клан- - -клон-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Словарный диктант | ||
147 | Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 1 | Повторить и систематизировать знания учащихся о правописании корней с чередованием гласных а-о. | Самостоятельная работа | ||
148 | Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 1 | Повторить и систематизировать знания учащихся о правописании корней с чередованием гласных а-о. | Практикум | ||
149 | Р/Р Подготовка к сочинению о любимом животном. | 1 | Умение писать сочинение о животном. | Обучающее сочинение | ||
150 | Р/Р Сочинение о любимом животном. | 1 | Уметь писать сочинение о животном. | Обучающее сочинение | ||
151 | Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 1 | Повторить и систематизировать знания учащихся о правописании корней с чередованием гласных а-о. | Тест | ||
152 | Правописание корней с чередованием гласных Е-И. | 1 | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней с чередованием - бир- - -бер - - -мир-, -мер- и др.; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Самодиктант | ||
153 | Правописание корней с чередованием гласных Е-И, А(Я) – ИМ - ИН. | 1 | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней с чередованием - я(а)//им, ин.; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Самостоятельная работа. Тест | ||
154 | Контрольный диктант. | 1 | Проверить умения и навыки по теме. | Контрольный диктант | ||
155 | Анализ к/д. | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками | ||
156 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме. | 1 | Умение выделять приставку в слове; понимать значение отдельных приставок и варианты их написания при появлении беглых гласных; знать опознавательные признаки орфограммы; уметь производить этимологический анализ слов в практических целях. | Письмо под диктовку с последующей взаимопроверкой | ||
157 | Правописание приставок, оканчивающихся на -з (с). | 1 | Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы; производить морфемный разбор слов. | Диктант «Проверяю себя» | ||
158 | Правописание приставок, оканчивающихся на -з (с). | 1 | Умение выделять приставку в слов; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; учить распознавать глухие согласные перед которыми З меняется на С. | Словарный диктант «По следам выполненных упражнений» | ||
159 | Правописание приставок роз- (рос-), раз-(рас-). | 1 | Умение выделять приставку в слов; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; учить распознавать глухие согласные перед которыми З меняется на С. | Письмо под диктовку | ||
160 | Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. | 1 | Уметь писать приставки, оканчивающиеся на согласный; знать опознавательные признаки, изучаемой орфограммы и графически обозначать ее. | Тест | ||
161 | Р/Р Типы речи. Рассуждение. | 1 | Умение строить текст-рассуждение; композиция сочинения-рассуждения; языковые средства связи. | Мини-сочинение | ||
162 | Правописание приставок пре- и при-. | 1 | Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | Словарный диктант | ||
163 | Правописание приставок пре- и при-. | 1 | Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому анализу. | Письмо под диктовку | ||
164 | Правописание приставок пре- и при-. | 1 | Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому | Диктант «Проверяю себя» | ||
165 | Правописание приставок пре- и при-. | 1 | Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; повторить и систематизировать изученное о правописании приставок. | Тест | ||
166 | Контрольный диктант. | 1 | Проверить умения и навыки по изученной теме. | Контрольный диктант | ||
167 | Р/Р Тип речи. Рассуждение. | 1 | Умение пересказывать близко к тексту; уметь строить высказывание в форме рассуждения. | Высказывание в форме рассуждения | ||
168 | Анализ к/д | 1 | Работа над ошибками. | Работа над ошибками | ||
169 | Словообразование. Основные способы словообразования. | 1 | Знать основные способы образования слов; уметь выявлять словообразовательные морфемы; уметь производить словообразовательный разбор; уметь сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы. | Исследование языкового материала Словообразовательный разбор | ||
170 | Словообразование. Основные способы словообразования. | 1 | Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение. | Морфемный разбор сложносокращенных слов | ||
171 | Словообразование. Основные способы словообразования. | 1 | Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение. | Словообразовательный анализ | ||
172 | Правописание сложных и сложносокращенных слов. | 1 | Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение. | Тест | ||
173 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | 1 | Обобщить изученное по теме. | Письмо под диктовку с грамматическим заданием | ||
174 | Р/Р Лексические средства связи предложений в тексте. | 1 | Понимать значение терминов «лексический повтор», «текстовые синонимы», «родовидовые слова»; уметь видеть лексические средства связи в тексте. | Исследование текста | ||
175 | Контрольный диктант. | 1 | Проверить умения и навыки по теме. | Контрольный диктант | ||
176 | Анализ к/д. | 1 | Работа над ошибками. | |||
Лексика (19+4) | ||||||
177 | Лексика. Словарное богатство русского языка. | 1 | Понимать значение термина «лексика»; умение употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться толковым словарем. | Проект: составление словарика на тему «Растения» | ||
178 | Лексическое значение слова. | 1 | Понимать смысл термина «лексическое значение слова»; уметь пользоваться толковым словарем. | Самостоятельная работа | ||
179 | Лексическое значение слова. | 1 | Умение пользоваться толковым словарем; Понимать значение термина «стилистическая помета»; уметь выразительно читать; понимать значение термина «паронимы». | Самостоятельная работа | ||
180 | Р/Р Сочинение по картине. | 1 | Обучающее сочинение по картине. | Обучающее сочинение | ||
181 | Р/Р Сочинение по картине. | 1 | Обучающее сочинение по картине. | Обучающее сочинение | ||
182 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | Понимать значение терминов «однозначное» и «многозначное» слово; умение работать с толковым словарем; умение частично анализировать текст. | Творческая работа | ||
183 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | Знать способы доказательства многозначности слова; умение работать с толковым словарем; выразительное чтение. | Развернутый ответ на вопрос | ||
184 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Понимать смысл терминов «прямое значение слова», «переносное значение слова»; уметь работать с толковым словарем; уметь находить в предложении слова с переносным значением. | Выборочное списывание | ||
185 | Р/Р Выборочное изложение. | 1 | Уметь писать выборочное изложение. | Выборочное изложение | ||
186 | Омонимы. | 1 | Понимать значение термина «омонимы»; уметь пользоваться словарем омонимов; умение работать с толковым словарем; уметь находить в предложении омонимы. | Конструирование предложений | ||
187 | Синонимы. | 1 | Понимать значение термина «синонимы»; знать их роль в речи; уметь работать со словарем синонимов; уметь работать с толковым словарем. | Составление синонимических рядов | ||
188 | Антонимы. | 1 | Понимать значение термина «антонимы»; знать их роль в речи; уметь работать со словарем антонимов; уметь подбирать антонимы, видеть их в предложении. | Редактирование предложений | ||
189 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | 1 | Понимать значение терминов: «профессионализм», «диалектизм; знать порядок лексического разбора слова; уметь производить лексический разбор слов; роль профессионализмов и диалектизмов в художественной литературе и в разговорной речи. | Мини-сочинение «Профессия моих родителей» | ||
190 | Историзмы и архаизмы. | 1 | Понимать значение терминов «историзмы», «архаизмы»; разграничивать данные понятия; роль историзмов и архаизмов в художественной литературе; умение находить историзмы и архаизмы. | Анализ небольшого исторического текста | ||
191 | Неологизмы. | 1 | Понимать значение термина «неологизмы»; роль неологизмов в художественной литературе и в разговорной речи; умение находить неологизмы в речи. | Исследование текста. Словарик «Говорят дети» | ||
192 | Заимствованные слова. | 1 | Понимать происхождение лексики русского языка; смысл заимствований; отличительные признаки заимствований; умение работать с толковым словарем. | Исследование текста | ||
193 | Старославянизмы. | 1 | Понимать происхождение лексики русского языка; смысл заимствований; отличительные признаки заимствований; умение работать с толковым словарем. | Исследование текста | ||
194 | Нейтральные и стилистически окрашенные слова. | 1 | Понимать термины «нейтральные слова», «стилистически окрашенные слова»; использование стилистически окрашенных слов в художественной литературе и в разговорной речи. | Исследование текста | ||
195 | Фразеологизмы. | 1 | Понимать значение термина «фразеологизм»; роль фразеологизмов в речи; историческая основа фразеологических оборотов; их роль в языке; умение пользоваться фразеологическим словарем; умение использовать фразеологические обороты в речи; знать особенности строения фразеологического оборота. | Статья «Из истории фразеологизма» | ||
196 | Пословицы, поговорки, афоризмы. | 1 | Понимать значение терминов «пословица», «поговорка», «афоризм». Уметь разграничивать эти понятия, знать их роль в языке. Уметь использовать пословицы, поговорки, афоризмы в собственной речи. | Проект: словарик пословиц, поговорок, афоризмов на одну тему | ||
197 | Толковые словари русского языка. | 1 | Умение работать с различными словарями. | |||
198 | Р/Р Текст. Киносценарий. | 1 | Обучать умению составлять киносценарий. | Составление киносценария | ||
199 | Повторение по теме «Лексика». | 1 | Повторить и обобщить изученное по теме «Лексика». | Проверочная работа | ||
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (9+2) | ||||||
200- 203 | Комплексное повторение изученного в 5 классе. Тренировочные упражнения. | 4 | Повторить, обобщить и систематизировать изученное в 5 классе. | |||
204 - 206 | Комплексное повторение изученного в 5 классе. Тестирование. | 3 | Повторить, обобщить и систематизировать изученное в 5 классе. | |||
207 | Годовой контрольный диктант. | 1 | Контроль умений и навыков. | Диктант с грамматическим заданием | ||
208 | Анализ к/д. | 1 | Работа над ошибками. | |||
209-210 | Р/Р Обобщение и систематизация изученного по развитию речи. | 1 | Повторить и обобщить изученное по развитию речи. | Анализ текста |
Профессиональная составляющая предмета. Русский язык. 5 класс
№ урока (из КТП) | Тема урока | Профессиональная составляющая Форма работы | Кол-во времени от урока |
41 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | Знакомство с профессией писатель. Беседа. Работа с текстом. (Упр. 186) | 5 |
45 | Предложение. | Знакомство с профессией корреспондент. Беседа. Словарная работа. (Упр. 199) | 3 |
46 | Виды предложений по цели высказывания. | Знакомство с профессией лесник. Работа с текстом. Беседа. | 5 |
47 | Невосклицательные и восклицательные предложения. | Знакомство с профессией писатель. Чтение текста упр. 213. | 7 |
69 | Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. | Знакомство с профессией столяр. Чтение стихотворения. Беседа. (Упр. 298) Знакомство с профессией тренер. Беседа. (Упр. 299) | 3 3 |
75 | Предложения с обращениями. | Знакомство с профессией космонавт. Словарная работа. Беседа. (Упр. 304) | 6 |
79 | Предложения с вводными словами. | Знакомство с профессией языковед. Рассказ учителя. Беседа. (Упр. 322) | 3 |
100 | Гласные и согласные звуки. | Знакомство с профессией диктор. Беседа. Практикум по дикции. | 8 |
112 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь. | Знакомство с профессией комментатор. Словарная работа. Беседа. | 3 |
127 | Основа слова и окончание. | Знакомство с профессией лингвист. Работа с текстом. Беседа. (Упр. 505) | 3 |
164 | Правописание приставок при- и пре-. | Знакомство с профессией артиллерист. Беседа по упр. 656. | 4 |
182 | Однозначные и многозначные слова. | Знакомство с профессией хлебороб. Словарная работа. Беседа. | 3 |
188 | Антонимы. | Знакомство с профессией метеоролог, синоптик. Работа с текстом. Загадка. Беседа по упр. 748. | 3 |
192 193 | Происхождение лексики русского языка. | Знакомство с профессией филолог (языковед). Беседа по тексту упр.774. Знакомство с профессией художник. Чтение стихотворения и беседа (упр. 775) | 5 3 |
198 | Что такое киносценарий? | Знакомство с профессией киносценарист. Беседа. | 5 |
Итого (общее время) | 1 ч. 12 мин. |
Контроль уровня обученности
Включает в себя систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений и навыков. Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню усвоения предмета.
Контроль направлен на:
- учет ошибок учащихся после написания диктантов, изложений, сочинений;
- учет пробелов в знаниях учащихся по изученным и изучаемым орфограммам;
- учет техники чтения; контроля за домашним чтением учащихся; уровнем подготовки учащихся к урокам; учет активности в работе на уроках; качества выполнения письменных работ; учет формирования каллиграфического письма и орфографической зоркости учащихся (работа над ошибками).
Формы контроля и диагностики.
Текущий контроль | Итоговый контроль |
индивидуальные задания; фронтальный опрос; работа по карточкам; комбинированный опрос; практические работы; творческие работы; цифровые диктанты; индивидуальный контроль.
срезы; диктанты (словарные, орфоэпические, терминологические, лексические, комбинированные, диктанты повышенной сложности); письмо по памяти; зачеты (теоретические и практические, устные и письменные); фронтальный опрос; блицопросы; контрольные работы. | Тематический; четвертной; независимый (административные и городские работы); годовой; олимпиады. |
Текущий контроль проводится на большинстве уроков. Именно он позволяет вовремя установить наличие пробелов в знаниях, недостатки в формировании учебных умений и навыков, что позволяет, в свою очередь, провести коррекцию форм и методов преподавания, подобрать их как в зависимости от содержания учебного материала, так и с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Индивидуальный контроль - одна из самых традиционных форм контроля по-прежнему актуален. Конечно, он занимает много времени и нет возможности опросить большинство учащихся, но он имеет и положительные стороны: способствует развитию логического мышления, монологической речи, дает навыки овладения вниманием аудитории, позволяет подойти к работе дифференцированно.
Для проведения фронтальных и блицопросов составляется множество вопросов, требующих кратких ответов. При таком контроле развивается скорость мышления, умение выбрать лаконичный ответ, в опросе участвует большинство учащихся.
Итоговый контроль применяется по окончании изучения отдельных тем, при оценке отдельных этапов обучения: полугодия, полного курса. Основная задача такого контроля – оценить уровень знаний, сформированность навыков и умений за определенный учебный период.
Кроме учета уровня успеваемости ведётся и учет личных достижений учащихся: участие в предметных неделях; школьных, районных предметных городских олимпиадах; конкурсах. Данный учет ведёт каждый ученик 5-11 классов, собирая личные достижения в портфолио.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
Для ученика:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009;
- Русский язык: Практика. 5 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений под ред. А.Ю.Купаловой. М.: Дрофа, 2009;
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008;
- рабочая тетрадь.
Для учителя:
- Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, 5-9 классы. М: Дрофа, 2007;
- Русский язык. 5 класс: поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой/ авт.-составитель А. В. Соколова. – Волгоград: Учитель, 2007;
- Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение. 2001;
- Никитина Е. И.: Уроки развития речи: К учеб. пособию «Русская речь: 5 кл. М.: Дрофа, 2001.
Дополнительная литература
Для ученика:
- Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. – 3-е изд. – М.: АЗЪ, 1995;
- Лапатухин М. С. , Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь. – М.: Просвещение, 1981.
Для учителя:
- Русский язык. 5-7 классы (карточки)/ дидактический и раздаточный материал. (Компакт-диск) – Волгоград: Учитель, 2007;
- 1С: Школа: Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 классы/образовательный комплекс под редакцией О. И. Руденко. М.: 2006;
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Уроки русского языка. 5 класс. 2005;
- Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки (мастер-класс): учеб.-метод. пособие/ Г. П. Лазаренко – М.: дрофа, 2006.
Наглядные пособия
Таблицы:
- «Звуки и буквы»;
- «Безударный гласный в корне слова»;
- «Безударный гласный в окончании слова»;
- «Сомнительный согласный»;
- Удвоенные согласные»;
- Непроизносимые согласные»;
- «Разделительные Ъ и Ь»;
- «Частица НЕ с глаголами»;
- «Состав слова»;
- «Разбор слова по составу»;
- «Признаки предложения»;
- «Типы предложений»;
- «Простое предложение»;
- «Однородные члены предложения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК под ред.В. В. Бабайцевой
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК под ред. В. В. Бабайцевой. Содержание: пояснительная записка, КТП и др....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....
рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....
Рабочие программы по русскому языку 7-9 по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 7-9 классов,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой
Рабочая программа составлена с учетом 3 часа в неделю и рассчитана на подготовку к ГИА....
Рабочая программа курса «Русский язык» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебному комплексу М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по рус...